Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Тематическая линейка - урок доброты в начальной школе. «Здравствуй, вежливость и доброта!»

Основы духовно-нравственного воспитания

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Пояснительная записка

Современный период в образовании  - это время смены ценностных ориентиров. В российском образовании стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного, толерантного социального поведения, выбора жизненных ориентиров, духовно-нравственного поведения.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему нашей страны.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Важнейшей задачей современной начальной школы является  формирование у детей позитивного отношения к учебной деятельности, в процессе которой в значительной степени осуществляется развитие интеллектуальных и творческих способностей, воспитание нравственных качеств личности, привитие стремления к самосовершенствованию. 

Решение этой задачи возможно, если в школе созданы комфортные  условия для формирования знаниевых, деятельностных и коммуникативных компетенций школьника. В свою очередь, такие условия определяются наличием в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных образовательных технологий, современного уровня материально-технического обеспечения, атмосферы сотрудничества и взаимопонимания учителя и ученика. Это значит, что обучение, развитие и воспитание младших школьников должно строиться  с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, с учётом  потребностей и устремлений каждого ребёнка.

«Здравствуй, вежливость и доброта!»

(тематическая линейка - урок доброты в начальной школе)

Цель: 

  • формирование у младших школьников навыков вежливости и доброты друг к другу, к окружающим людям, уважения старших, навыков культурной речи и употребления в речи вежливых слов;
  • учить детей видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки; воспитывать нравственность;
  • формирование навыков поведения вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Содержание и ход линейки

 

Учитель: Ребята, сегодня все мы собрались, чтобы найти ответы на вопросы, решающие важную роль в жизни каждого человека:

  • Что такое вежливость?
  • Что такое доброта?           (заслушиваются мнения детей)

Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.

  • А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

 

Учитель: Дети, какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?

Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…

Учитель: А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?

Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово.

Появляются Мальвина и Буратино.

 

Мальвина:  Здравствуй, Буратино!

Буратино:   Здравствуй, Мальвина!

Мальвина: Что же это ты невеселый сегодня?  Может задание не выполнил?

Буратино:   Плохо я справился с заданием.

Мальвина:  Почему?

Буратино: (злобно)  Потому, что не умею себя сдерживать.

Мальвина:  А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино:   Вот еще. Кто не хочет, пусть и  не разговаривает. Плакать не буду.

Мальвина:  Постой, постой, Буратино. Каким тоном ты разговариваешь?

Буратино:   Что значит, каким тоном?  Обыкновенным.

Мальвина:  Я заметила, что ты говоришь капризным, недовольным голосом не только с ребятами, но и с папой Карло.

Буратино:   Может быть, я и иногда говорю грубо, но зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю!  Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» А он обиделся и ушел.

 

Мальвина:   Вчера ты снова обидел Пьеро.

 

Буратино:   А что я?   Учительница ему поставила двойку за кляксу в тетради. А я чтобы его утешить, спел: «Клякса, вакса, гуталин, на носу горячий блин».

 

Мальвина:   Пьеро сильно расстроился, весь день плакал.

Буратино:  Я ведь его развеселить хотел.

Мальвина:  Ты поступил плохо. Нужно всегда сначала подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь.

Учитель: Нужно следить за своими словами.   Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:

Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.

Учитель:  Чтобы человеку остаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям. Об этом говорит и мудрейшая книга “Коран”: “… почитай отца своего и мать”.

 

Буратино:  А разве я один так разговариваю. Вот они на меня  нападают, учат, что правильно, а что неправильно. А сами как разговаривают? А, замолчали? Потому, что многие из них очень похожи на меня. Разве не так?  Есть такие ребята, что даже бранятся, из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей. Да вы послушайте сами.

 

Частушки:

1.      Тетя Зина попросила                      2.      В поезд входят три юнната

Слазить Витю на чердак.                        - Ух, народу сколько тут:

- Извините, тетя Зина,                                       Занимай места , ребята

Я вам вовсе не батрак.                                      А то бабушки займут.

 

3.      Петя ловко ловит рыбу,                 4.      Коля ссорится с друзьями,

Может лодки мастерить.                         В ход пускает кулаки.

Только «здравствуй» и «спасибо»                   У задиры под глазами

Не умеет говорить.                                  Не проходят синяки.

Мальвина: Да нет, таких ребят в нашей школе № 3 – НЕТ!

Учитель:  Давайте ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше ведет себя, а просто станем все добрее и вежливее.

 

1 ученик:             Как бы жизнь не летела,

 Дней своих не жалей.

 Делай доброе дело

 Ради счастья людей.

 

2 ученик:    Чтобы сердце горело,

 А не тлело во мгле.

 Делай доброе дело –

                     тем живем на земле.

3 ученик:    Когда по склонам вечной суеты

 Бежать от неудач устанешь люто,

 Направь шаги тропою доброты,

 И радость помоги найти кому-то.

Учитель:  Проходила я тут как-то по школе и увидела – хорошие здесь ребята учатся. В школе дежурные есть, за чистотой и порядком следят. Но все ли вы знаете вежливые слова? Сейчас мы и проверим. Я начну, а вы кончайте – хором дружно отвечайте.

  • Растает ледяная глыба

     От слова теплого . . .  (СПАСИБО) 

 

  • Зеленеет старый пень,

     Когда услышишь . . . (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

 

  • Если больше есть не в силах,

     Скажем маме мы . . . (СПАСИБО)

 

  • А когда нас бранят за шалости,

     Говорим мы . . . (ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)

 

  • Мальчик вежливый и развитый

     Говорит, встречаясь, . . . .(ЗДРАВСТВУЙТЕ)

 

  • И во Франции, и даже в Дании

     На прощанье говорят . . . (ДО СВИДАНИЕ)

 

МОЛОДЦЫ!

4 ученик:                     Слова «До свидания», «Спасибо»,

                              «Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте»

                                      Щедро дарите.

Дарите прохожим,

друзьям и знакомым,

в троллейбусном парке

и в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны,

Они человеку как воздух нужны.

5 ученик:     Придумано кем-то

    Просто и мудро

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   При встрече здороваться

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам.

– Доброе утро

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Учитель:  Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки наши, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.   Вы со мной согласны?

Я сейчас проверю: я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете ДА или НЕТ.

- Друга выручим всегда?

- Врать не будем никогда?

- Делать добрые дела?

- Взрослым грубый дать ответ?

- Кинуть камнем кошке вслед?

- Брать в автобусе билет?

- Не робеть, когда беда?

- Не жалеть для дел труда?

- Будем вежливы ВСЕГДА?

Учитель:  Мы много сегодня говорили о правилах вежливости.  Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу. И закончим мы наш разговор клятвой вежливости учеников:  (я читаю слова клятвы, а вы внимательно слушаете и в конце говорите:  КЛЯНЕМСЯ!)

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить:

Добрый день, до свидания,

Нет в мире выше признания!

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Клянемся вежливыми быть

И лень, и грубость позабыть.

Учиться этикету –

Науку помнить эту.

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Клянемся вежливыми быть,

В борьбе со злом добро добыть.

Невежу разить мечом волшебным

И строгим словом, и целебным.

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Учитель: Дорогие дети!

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!  Мы верим, что вы сдержите свое слово, что все ученики школы № 3 будут добрыми и вежливыми. Все в ваших руках. Всего доброго! Творите добро!

Звучит фонограмма песни  "Твори добро".

СКАЧАТЬ