Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

06.10.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая Героям Великой Отечественной войны «Геройству...
05.10.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»
04.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню отца «Папочка, папуля, папа!»
03.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню школьных библиотек «Школа. Библиотека. Книга»
01.10.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
30.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...

Тема урока: М.М. Пришвин "Ребята и утята"

МАОУ "СОШ №38" Республика Бурятия город Улан - Удэ

 

Тема урока: М.М. Пришвин "Ребята и утята"

 

Соколова Наталия Митрофановна

учитель начальных классов

 

 

Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; прививать любовь к животным и интерес к чтению
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомить ребят с  жизнью и творчеством М.Пришвина,  с его новым произведением, умение прогнозировать содержание текста по его заглавию
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные:  формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей 
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия  
Коммуникативные: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.
Ход урока
I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
1.Приветствие: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга стоя, повернитесь лицом к соседу слева, кивните головой. Повернитесь лицом к соседу справа, подмигните ему, а теперь поднимите руки вверх, прижимая ладони друг к другу и улыбнитесь. Вот мы с вами и настроились на работу.
 
II. Актуализация знаний
А сейчас внимание на экран. (Видеоролик о животных)
- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")
- Кто они наши «меньшие братья»? (птицы, рыбы, звери)
- Что нас связывает с ними общее? (Нас связывает с ними общее, это жизнь)
Мы продолжаем с вами путешествовать по страницам учебника, по разделу «О братьях наших меньших». 
Давайте вспомним изученные произведения.
Игра «Соответствие»
-Работаем в группах (карточки)
- На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом  укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.
-Кто автор данных отрывков из стихотворений? Соедини линией
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски
А.Шибаев
Жила - была собака,
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост
И.Пивоваров
Бедной маме не под силу
Мыть лохматого верзилу.
На громадные бока
Не хватает языка
Б.Заходер
Жеребенок – с каждым днем
Подрастал и стал конем.
Бык, могучий великан,
В детстве был теленком
В.Берестов
М.Пришвин
А что вы заметили? (остался один автор), назовите его (М.Пришвин)
Ш. Сообщение темы урока
Итак, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?(о М.Пришвине)
Какова тема нашего урока? (творчество М. М. Пришвина)
–- Сегодня мы познакомимся  с человеком, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.
Чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?
- Узнать о жизни и творчестве писателя
- Познакомиться с новым произведением
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1.Выставка книг.
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений.
2.Биография писателя.
- Вы лучше поймёте творчество писателя, прочитав выдержки из его биографии.
Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)
Текст  для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
Текст  для 2 группы на бумаге зелёного цвета
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
 
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы на бумаге красного цвета Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
V/ФИЗМИНУТКА
 
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
Vl. Знакомство с новым произведением.
Откройте учебники
- Прочитайте заглавие рассказа. (Ребята и утята)
.Как вы думаете, кто главные герои этого рассказа?
 (уточка, ребята)
Что это за уточка, чирок – свистунок?
 (Звучит свист утки чирок-свистунок)
(Дети рассказывают о птичке сами)
ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах  Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок — один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами
Учитель добавляет
 (В Бурятии чирок – свистунок обитает в болотистых местах, на озерах, в дельте реки Селенги, там,   где река впадает в озеро Байкал, образуя отмели, протоки, болота. На Байкал уточка прилетает в начале апреля,  последние утки покидают наши края в середине ноября)
 
VII. Работа над содержанием рассказа.
Работа в группах, задания на столе
1 группа
 Вы должны будете описать уточку. У вас на столах лежат иллюстрации героев, внизу вы должны будете написать ключевые слова, относящиеся к данному герою
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Найти в тексте подтверждение своих мыслей
(мать бегала с раскрытым клювом в великом волнении,   бросилась спасать своих сыновей и дочерей )
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
– 
А какая она мама?
– Заботливая.
– Вам её жалко? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
 
2 группа задания на столе
(вы должны описать ребят, что вы можете сказать о ребятах,  которые ловили утят, найти в тексте подтверждения))
Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Зачем ребята это делали?
Как поменялось состояние ребят при встрече с Пришвиным?
3группа задания на столе
(опишите, как вел себя  автор, найдите в тексте подтверждение своих мыслей)
   Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
 Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения.
– 
Перед кем этот знак уважения?
VlllКакие  вам встретились незнакомые слова, найдите их  в словарике
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. 
 
Далее учащиеся выходят  к панно,  вешают свои рисунки с надписями на панно и рассказывают о данном герое

VIII. Итог урока

- Понравился рассказ?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

– Как автор назвал свой рассказ? 
– Почему?
Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом.
 
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
Самооценивание ( на столах листы самооценивания)
1.Удалось ли мне сформулировать тему урока?
2.Смог ли я понять, какова главная мысль рассказа?
3.Удалось ли мне описать главных героев, их поступки?

X. Домашнее задание: Нарисовать рисунок
XI. Рефлексия - Оцените свои действия на уроке с помощью «утят», которые вместе с мамой отправляются на озеро ( на панно прикрепляют утят)
-Кто чувствовал себя хорошо на уроке (желтый)
-У кого настроение менялось на уроке (коричневый)