Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Тема: Конспект фольклорного празника "Матушка родимая - свеча неугасимая"

МБДОУ "Теремок" п.Ягодный Комсомольский район Хабаровский край

Тема: Конспект фольклорного празника "Матушка родимая - свеча неугасимая"

воспитатель: Щетинина Елена Геннадьевна 

 

Цель: формировать у детей целостное представление образа матери, играющей большую роль в жизни каждого ребёнка.

Задачи:

  • Воспитывать у детей любовь, уважение, заботливое и внимательно отношение к матери.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности.
  • Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, пение песен, театрализацию.
  • Познакомить детей с русским фольклором посредством игр, пословиц, поговорок, песен, танцев.

Оформление: центральная часть зала оформлена в русском народном стиле: бутафорская печка, скамеечки, стол накрытый скатертью, на столе самовар, на печи стоит чугунок,лежит кот.

 

Дети и ведущие одетые в русские народные костюмы, входят под русскую народную мелодию. Дети встают у сцены.

Ведущий:Здравствуйте, наши гости уважаемые,

Матушки почитаемые.

Рады видеть вас на наших посиделках. 

Здравствуйте, разлюбезные милые детушки.

 Добры молодцы, да красны девицы.

А пожелайте-ка нашим маменькам да бабулечкам что-нибудь особенное и ласковое.

1-реб.: А баиньки-баиньки,

Маменькины сказки,

Баиньки-баиньки,

Маменькины ласки.

 

2-реб.: Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок, запел сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньки.

 

3-реб.: Я на лавочке сидел

Я в окошечко смотрел:

Скоро ль маменька придёт,

Саше яблок принесёт?

Тут и маменька пришла,

Саше яблок принесла.

Дети присаживаются на стульчики.

Ведущий: Вот так называют маму ласково – маменька! Это самый родной и близкий человек. А вот мамы сейчас покажут, как пестуют своих деток.

 

Выходят 4 мамы садятся рядом со своими детьми

и поочерёдно произносят текст.

1-я: Кто у нас плачет-

Не получит калачик.

Кто у нас ревёт –

Не получит сухарёк.

 

2-я: Ой ты, сынок,

Медовый сахарок,

Румяный пирожок,

Берёзовый душок.

 

3-я: Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрёму навевать,

Стали в дудки играть,

Стала Катя засыпать.

 

4-я: Ну, Петенька, поспи,

Сделай милость, засни!

Сделай милость-то такую –

Слушай матушку родную!

 

Ведущий: В народе говорят: «Нет такого дружка, как родная матушка». А вы, ребята, знаете пословицы и поговорки про маму?

Дети поочерёдно вспоминают пословицы

  • При солнышке-тепло, при матушке-добро.
  • Кто матушку почитает, тот вовек не погибает.
  • Матушка родимая – свеча неугасимая.
  • Родны много, а матушка роднее всех.

 

Ведущий: В песнях тоже обращались к матушке. Послушайте песню для взрослых. Прислушайтесь, как в них обращаются к матушке.

Звучит русская народная песня «Матушка, что во поле пыльно?»

 

Ведущий: И мы с вами знаем песню про матушку, давайте споём её.

Девочки исполняют русскую народную песню «Было у матушки 12 дочерей»

Было у матушки двенадцать дочерей,
Было у матушки двенадцать дочерей,
Ишь ты, поди ж ты, двенадцать дочерей,
Ишь ты, поди ж ты, двенадцать дочерей.

Марьюшка, Дарьюшка, Аннушка-душа,
Олюшка, Полюшка, Зинаидушка.
Ишь ты, поди ж ты, Зинаидушка,
Ишь ты, поди ж ты, Зинаидушка.

Лидушка, Ксюшенька, Иринушка-душа,
Зоюшка, Варзарушка, Евдокиюшка.
Ишь ты, поди ж ты, Евдокиюшка,
Ишь ты, поди ж ты, Евдокиюшка.

Стала их матушка работе учить,
Стала их матушка работе учить.
Ишь ты, поди ж ты, работе учить,
Ишь ты, поди ж ты, работе учить.

Марьюшку, Дарьюшку, Анну — вышивать,
Олюшку, Полюшку, Зинаиду — прясть.
Ишь ты, поди ж ты, Зинаиду — прясть,
Ишь ты, поди ж ты, Зинаиду — прясть.

Лидушку, Ксюшеньку, Иринушку — шить,
Зоюшку, Варварушку — ладно щи варить.
Ишь ты, поди ж ты, ладно щи варить,
Ишь ты, поди ж ты, ладно щи варить.

А меньшую Дунечку — барыню плясать,
Сестриц за работою песней забавлять.
Ишь ты, поди ж ты, барыню плясать,
Ишь ты, поди ж ты, песней забавлять.


Ведущий: В песне поётся «Стала их матушка работе учить!». Вот об этом наш следующий сказ будет.

Девочки занимаются в импровизированной избе домашними делами (подметают, пыль протирают и т.д.)

Ведущий: Наша изба полна тепла.

На дворе капель, так и у нас тепель.

Домом жить – не лукошко вить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всём тужить.

Дом вести – не лапти плести.

Девочки садятся, начинают заниматься рукоделием.

Мальчик: У матушки Матрёши

Дом большой, хороший.

В этом доме семь дверей,

Семь светлиц для дочерей.

В каждой светлице

Сидит по девице.

 

1-я дев.:Игла-барыня, княгиня,

Весь мир нарядила,

Нарядила, обшила,

Сама нагая ходила.

 

2-я дев.:Она тонка, да длинна,

Одноуха, остра.

Одноуха, остра,

Всему миру краса.

 

3-я дев.: А я тычу-потычу

В носик стальной,

В носик стальной-

Хвостик льняной.

 

4-я дев.: Хвостик нитяной.

Тяну-тяну за собой,

Сквозь холст проходит,

Конец себе находит.

 

5-я дев.:Какова пряха,

Такова на ней и рубаха.

 

Девочки убирают рукоделие в корзину.

 

Девочки исполняют танец «Прялица»

 

Ведущий: Хозяюшка не покладая рук хлопочет по дому, хозяин допоздна трудится в поле, да и в кузнице работа кипит.

Выходят все мальчики в фартуках и с инструментами.

Ведущий: Ты, Ваня, дело пытаешь?

1-й кузнец: Без клещей кузнец – что без рук.

2-й кузнец: Дело мастера боится.

Мальчики исполняют песню «Во кузнице»

Во ку, во кузнице,

Во ку, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

 

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

 

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

 

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

 

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

 

Ведущий:Как от наших от ворот

В зелен садик поворот.

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет, и поёт.

Инсценируется песня «Как у наших у ворот»

 

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.

Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.

Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.

Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.

Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.

Ведущий: Настала минута и поиграть.

Игра «Арина»

Задачи игры:
Игра так же способствует развитию выдержки, так как она требует от остальных игроков полного молчания. Развивает память, внимание. Дети настраиваются на доброжелательный лад, учатся сопереживать ведущему, понимая, что он поставлен с ними в неравные условия.

Содержание
Дети встают в круг, одному из игроков, выбранных по считалке или жеребьёвке, завязывают глаза платком и выводят в центр круга. Играющие идут хороводом вокруг со словами:
«Долгая Арина встань выше овина. 
Рученьки сложи, чьё имя укажи»

На словах «… рученьки сложи…», игрок, находящийся в центре круга, складывает руки «стрелкой». 
После слов остальных игроков он поворачивается вокруг себя, приговаривая:
«Хожу-гуляю вдоль по караваю, 
вдоль по караваю, кого найду - узнаю»

Останавливается и подходит к игроку напротив себя. Далее он на ощупь пытается узнать игрока. 
Правила
Если ведущий узнаёт игрока, то тот в свою очередь становится на место ведущего. Если нет, то игра повторяется с прежним ведущим. 
Усложнение
Если ведущий не может долго угадать игроков с завязанными глазами, то можно произвести смену ведущего по желанию игроков.

 Ребёнок: Мы и пели и плясали,

                  И ещё хотим плясать.

А теперь мы вас попросим

Нашу пляску поддержать.

Дети с родителями исполняют танец «Переходящая полька»

Ведущий:Исстари добрые традиции в доме передавались в доме детям и внукам от бабушек. Послушайте доброе слово о бабушках.

1-Реб. Много у бабушек разных забот,

        Много у бабушки разных хлопот.

        Добрая, милая бабушка наша,

        Нет тебя лучше, дороже и краше.

 

2-Реб. Мы с бабулей самые близкие друзья,

        Никогда с бабуленькой ссориться нельзя.

        И весной и осенью, летом и зимой,

        Дорогая бабушка, будь всегда со мной.

 

Ведущий: Бабушки объединяли семью, учили трудиться дружно, вместе. Бабушки наставляли, как сохранить мир и благополучие в семье. А какие бабушки пекли пироги, да блины…

Выходят 2 бабушки. Одна несёт самовар, другая блины.

Ведущий: Хлебом-солью всех встречаем,

Самовар на стол несём,

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том о сём.

 

1-я бабушка: Я иду, иду, иду.

Самовар в руках несу,

Самовар в руках несу,

Прибауточку пою:

Эх, чай, чай, чай!

Ух ты, детушка встречай!

 

2-я бабушка: Не красна изба углами,

А красна пирогами да блинами!

Бабушки ставят на стол самовар и блины.

 

Ведущий: Тары-бары, растабары.

Выпьем чай из самовара…

С блинчиками вкусными,

С блинчиками русскими.

Чаю сладкого попьём,

Разговоры заведём.

А разговоры заведём про подарки. Ведь праздник весенний всех девочек, мамочек, бабушек.

Дети дарят подарки мамам и бабушкам. А мальчики дарят девочкам.

 

Дети и гости приглашаются к чаю.