Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

28.06.2020 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая Дню Военно-морского флота России «Под флагом...
27.06.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню любви, семьи и верности «Мой мир - моя семья»

 ...
27.06.2020 г.
Всероссийский конкурс «О чём колокольчик звенит на лугу?»

 

 

 
22.06.2020 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая началу Великой Отечественной войны «Белой ночью,...
17.06.2020 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Военно-морского флота России «Море начинается с причалов...
17.06.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка, посвящённый Дню Военно-морского флота России «Андреевский...
17.06.2020 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Военно-морского флота России (Из цикла...

Тема: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ ЗАКРУЖИЛСЯ ХОРОВОД!» (конспект НОД для детей 5-7 лет)

МБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида г. Углегорск Сахалинская область

 

Тема: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ ЗАКРУЖИЛСЯ ХОРОВОД!»

(конспект НОД для детей 5-7 лет)

 

Иванова Елена Николаевна,

музыкальный руководитель

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ………………………………………………………..…………..3
  2.  Конспект непосредственно – образовательной деятельности………….5
  3. Список использованной литературы…………………………………….11
  4. Приложение 1. Слайдпрезентация «Хоровод»………………………….12

РАЗДЕЛ 1. Введение

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию предков воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В нашем островном регионе при количественном доминировании славянских национальностей знакомство с русской национальной культурой является одной из главных задач дошкольного воспитания. Ведь не зная своих национальных корней, истории своего народа дошкольник не научится понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов, быть толерантным.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Ведь именно национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Актуальность данного вопроса заключается ещё и в следующем:

  • в возрождении интереса к народному творчеству;
  • в необходимости переосмысления духовно-нравственных личностных ориентиров дошкольника в условиях происходящих в обществе культурно-исторических процессов;
  • в острой постановке  вопроса о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации;
  • в многонациональности социума в условиях островного региона (воспитание толерантности).

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их полной реализации на практике во время отведённое для музыкальной НОД (в связи с недостатком времени);

большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия дали толчок к поиску психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора. Одним из таких условий явилось тематическое планирование НОД. Наряду с традиционными, в тематический план были внесены занятия,  основанные на фольклорном материале: «Песня – душа народа», «Деревянное чудо», «Звучащее дерево», «Оркестр русских народных инструментов» и др..

Материалы одного из таких занятий мы и предлагаем в данной методической разработке.

РАЗДЕЛ  2.  Конспект непосредственно – образовательной деятельности

Цель:  улучшение межличностного общения в коллективе сверстников посредством приобщения к русскому  народному музыкальному творчеству  (на примере хоровода).

Интегрируемые области:  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1.  Обогащать знания детей о русском народном творчестве.
  2. Воспитывать любовь к русской народной песне, желание петь, играть в русские народные игры.
  3. Изменять эмоциональное состояние музыкальными средствами; снятие мышечных зажимов, стимулирование моторного и эмоционального самовыражения.
  4. Укреплять взаимопонимание и доверие, сближать, сплачивать коллектив детей; актуализировать  сопричастность, защищенность  через древнейшую форму танца – танец в кругу (хоровод).
  5. Тренировать у старших дошкольников устойчивое внимание с помощью упражнений игрового характера с постепенным усложнением, развивать произвольное внимание.

Предварительная работа: разучивание музыкального и речевого материала, рассматривание тематических иллюстраций, слушание образцов русского фольклорного искусства, изготовление атрибутов к танцам и играм, подготовка слайдпрезентации «Хоровод».

Материалы и оборудование: шапочки для драматизации «Воробей», «Искорки»; 3 косынки; 3 картуза; медиаоборудование, слайдпрезентация «Хоровод».

слайд №

Содержание

 

           Под русскую народную мелодию дети, взявшись за руки, хороводным шагом входят в зал. Выстраиваются в круг

 

 

 

 

1.

 

 

 

2, 3

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5, 6

 

 

 

 

7.

 

 

8.

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Муз. руководитель: Знаете ли вы, как называется перестроение, когда все берутся за руки и дружно выполняют танцевальные или игровые действия по кругу?  (Хоровод) Вот и мы сегодня поговорим о хороводах. Итак, внимание на экране

      Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид танца. Любят водить хороводы не только в России, но и в других странах. И называется он там немного по другому: в Украине – карагод, в Молдавии  - коло, что означает круг.

           В хороводах принимали участие: девушки, женщины, юноши, дети, старики.

          Основное построение хоровода – круг, берёт свое начало со стародавних  времён, когда люди поклонялись Солнцу, такому же круглому. Так как от солнца зависело, созреет урожай или погибнет, то его старались задобрить: вставали в круг и показывали, каким должен вырасти урожай. В центре круга обычно разжигали костёр, который согревал всех, как и солнце. Я вам предлагаю станцевать такой хоровод. Называется он - «Танец огня».

======== Упражнение «Танец огня» (русская народная мелодия «Светит месяц…»)

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка,  сближение детей, развитие внимания, тембрального слуха, координационных способностей; актуализация сопричастности, защищенности через древнейшую форму танца – танец в кругу.

Оборудование: шапочки пламени огня, фонограмма  русской народной мелодии «Светит месяц…».

Ход упражнения: танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени, выполняя действия в соответствии с тембром звучания музыки и словами музыкального руководителя: «Костер ритмично покачивается влево, вправо, становится то выше (поднимаются на носочки), то ниже (приседают). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (дети берутся за руки) и т.д. Вместе искорки светятся радостью и добром. Мы вместе! Мы один большой пылающий костер!»

Муз. руководитель:

            По построению хороводы бывают круговыми, когда пение и действие идёт по кругу.

Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу.

Водили ещё и «улиточные»,  «завивательные»  хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку», «змейку».

          В хороводах можно двигаться под песню быстрым  или медленным, плясовым или прогулочным шагом, выполнять  разные перестроения, что я вам сейчас и предлагаю сделать.    

======= Упражнение  «Улитка», «Змейка» (русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я да…»).

Музыкальный руководитель:

 Хороводы делятся на жанры:
       1. хороводная песня,
       2. игровой  хоровод,
       3. хороводный танец.

          В игровом хороводе  юноши и девушки образовывали круг и в нем разыгрывали  песню, как маленький спектакль.

======== Игровой хоровод «ЛЕТАЛ, ЛЕТАЛ ВОРОБЕЙ…» (русская народная песня).

Музыкальный руководитель: В хороводах любили исполнять песни. Да песни непростые, а в соответствии с временем года, календарём. И называются они календарными.

======= Хоровод  «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ…» (русская народная песня).

Музыкальный руководитель:  А уж как любили и любят хороводные танцы. И танцуют их до сих пор, только в более современном виде.

======== Хоровод - упражнение «Танец в кругу»

Цель: снятие мышечных зажимов, стимулирование моторного и эмоционального самовыражения, укрепление взаимопонимания и доверия, сближения, групповой сплоченности детей; развитие произвольного внимания, межполушарного взаимодействия.

Оборудование: фонограмма с музыкой и текстом.

Ход упражнения: Дети становятся в круг и выполняют движения под музыку и текстовые правила. Все движения выполняются на счет РАЗ, ДВА, ТРИ. Постепенно ритм музыки и движений ускоряется.

Ритмический рисунок:

Мы сейчас пойдем налево – РАЗ, ДВА, ТРИ!

А сейчас пойдем на право – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Быстро за руки возьмемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

В центре круга соберемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Мы на место все вернемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

  Очень быстро разомкнемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

                    Мы тихонечко присядем – РАЗ, ДВА, ТРИ!

     А теперь все дружно встанем – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Мы попрыгаем немножко – РАЗ, ДВА, ТРИ!

                    И похлопаем в ладошки – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Быстро за руки возьмемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

                    И  друг другу улыбнемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Музыкальный руководитель: Пока мы с вами водили хороводы, за нами наблюдали волшебные человечки. Это не простые человечки, а человечки - настроение.

======== Упражнение « Человечки - настроение».

Цель: развитие чувства принадлежности к группе, определение эмоционального состояния детей.

Оборудование: мольберт, шаблоны разноцветных человечков на магнитах.

Ход упражнения: Детям предлагается выбрать человечка того цвета, которого им больше нравится. Затем каждый ребенок по очереди крепит своего человечка на мольберте, формируя круг.

Рефлексия: После того, как все человечки на мольберте образовали круг музыкальный руководитель, обращает внимание детей на то, что «…Эти человечки как и мы с вами встали в свой хоровод, как и мы с вами они все вместе. Танец «хоровод» позволяет объединить, подружить людей. А ведь только когда мы вместе, когда мы поддерживаем друг друга, подаём свою руку помощи, только тогда, мы будем радостными, добрыми и у нас всегда будет хорошее настроение».

======== После выполнения задания детям предлагают снова построиться по кругу. Музыкальный руководитель  проводит игру «Передай улыбку».

 ========= Музыкальная игра  «Передай Улыбку»

Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, формирование позитивного отношения к гендерным ролям.

Оборудование:  смайлик  «Улыбка».

Ход упражнения: Дети стоят в кругу. Музыкальный руководитель: «Вот мы опять с вами встали в хоровод. Давайте улыбнемся и передадим друг другу свою улыбку, чтобы она до следующей  встречи согревала нас  радостью и добром». Под музыку, ритмично поворачиваясь, играющие принимают от стоящего справа,  а затем передают  стоящему слева из рук в руки смайлик «Улыбка».

Рефлексия: В завершении музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку высказать свои ощущения от знакомства с танцем «хоровод».

Музыкальный  руководитель:

                           Тот, кто водит хоровод

                           Дружно, хорошо живёт.

 

========= Дети  под музыку покидают зал.

Вывод: Отследив и проанализировав результаты диагностики на начало и конец года, мы увидели положительную динамику в развитии музыкальных способностей дошкольников.

Результаты диагностики показали также достаточно широкий  запас знаний детей о русских народных праздниках, традициях, быте, музыкальном и поэтическом фольклоре, о разных жанрах вокальной и инструментальной русской народной музыки и народных инструментах

          Полученные показатели позволяют нам констатировать факт: если ребёнку дошкольного возраста обеспечить эффективную развивающую среду, методически правильно организовать музыкальную деятельность с элементами русского национального фольклора различного содержания и формы, то уровень развития музыкальных способностей дошкольников будет развиваться более эффективно и достигнет более высоких показателей.

Список использованной литературы

  1. Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1968.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 – 415 с.
  4. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд. 2-е – М., Просвещение, 1982.
  5. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, Иркутск, 1924 вып. 2, 1. 55–86.
  6. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.
  7. Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
  8. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994 – 72 с.
  9. Картавцева М.Т. и Коряжкина Е. Колокольцы – бубенцы. – М., 1991.
  10. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание « 5 / 1993.
  11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. М., 1970.
  12. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. АРКТИ, 2003 г.
  13. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание № 9. 1994.