тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...
08.05.2019 г.
Всероссийский фестиваль, посвящённый Дню Победы «И кружится в Вальсе Победы страна…»

Тема: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ ЗАКРУЖИЛСЯ ХОРОВОД!» (конспект НОД для детей 5-7 лет)

МБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида г. Углегорск Сахалинская область

 

Тема: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ ЗАКРУЖИЛСЯ ХОРОВОД!»

(конспект НОД для детей 5-7 лет)

 

Иванова Елена Николаевна,

музыкальный руководитель

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ………………………………………………………..…………..3
  2.  Конспект непосредственно – образовательной деятельности………….5
  3. Список использованной литературы…………………………………….11
  4. Приложение 1. Слайдпрезентация «Хоровод»………………………….12

РАЗДЕЛ 1. Введение

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию предков воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В нашем островном регионе при количественном доминировании славянских национальностей знакомство с русской национальной культурой является одной из главных задач дошкольного воспитания. Ведь не зная своих национальных корней, истории своего народа дошкольник не научится понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов, быть толерантным.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Ведь именно национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Актуальность данного вопроса заключается ещё и в следующем:

  • в возрождении интереса к народному творчеству;
  • в необходимости переосмысления духовно-нравственных личностных ориентиров дошкольника в условиях происходящих в обществе культурно-исторических процессов;
  • в острой постановке  вопроса о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации;
  • в многонациональности социума в условиях островного региона (воспитание толерантности).

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их полной реализации на практике во время отведённое для музыкальной НОД (в связи с недостатком времени);

большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия дали толчок к поиску психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора. Одним из таких условий явилось тематическое планирование НОД. Наряду с традиционными, в тематический план были внесены занятия,  основанные на фольклорном материале: «Песня – душа народа», «Деревянное чудо», «Звучащее дерево», «Оркестр русских народных инструментов» и др..

Материалы одного из таких занятий мы и предлагаем в данной методической разработке.

РАЗДЕЛ  2.  Конспект непосредственно – образовательной деятельности

Цель:  улучшение межличностного общения в коллективе сверстников посредством приобщения к русскому  народному музыкальному творчеству  (на примере хоровода).

Интегрируемые области:  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1.  Обогащать знания детей о русском народном творчестве.
  2. Воспитывать любовь к русской народной песне, желание петь, играть в русские народные игры.
  3. Изменять эмоциональное состояние музыкальными средствами; снятие мышечных зажимов, стимулирование моторного и эмоционального самовыражения.
  4. Укреплять взаимопонимание и доверие, сближать, сплачивать коллектив детей; актуализировать  сопричастность, защищенность  через древнейшую форму танца – танец в кругу (хоровод).
  5. Тренировать у старших дошкольников устойчивое внимание с помощью упражнений игрового характера с постепенным усложнением, развивать произвольное внимание.

Предварительная работа: разучивание музыкального и речевого материала, рассматривание тематических иллюстраций, слушание образцов русского фольклорного искусства, изготовление атрибутов к танцам и играм, подготовка слайдпрезентации «Хоровод».

Материалы и оборудование: шапочки для драматизации «Воробей», «Искорки»; 3 косынки; 3 картуза; медиаоборудование, слайдпрезентация «Хоровод».

слайд №

Содержание

 

           Под русскую народную мелодию дети, взявшись за руки, хороводным шагом входят в зал. Выстраиваются в круг

 

 

 

 

1.

 

 

 

2, 3

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5, 6

 

 

 

 

7.

 

 

8.

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Муз. руководитель: Знаете ли вы, как называется перестроение, когда все берутся за руки и дружно выполняют танцевальные или игровые действия по кругу?  (Хоровод) Вот и мы сегодня поговорим о хороводах. Итак, внимание на экране

      Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид танца. Любят водить хороводы не только в России, но и в других странах. И называется он там немного по другому: в Украине – карагод, в Молдавии  - коло, что означает круг.

           В хороводах принимали участие: девушки, женщины, юноши, дети, старики.

          Основное построение хоровода – круг, берёт свое начало со стародавних  времён, когда люди поклонялись Солнцу, такому же круглому. Так как от солнца зависело, созреет урожай или погибнет, то его старались задобрить: вставали в круг и показывали, каким должен вырасти урожай. В центре круга обычно разжигали костёр, который согревал всех, как и солнце. Я вам предлагаю станцевать такой хоровод. Называется он - «Танец огня».

======== Упражнение «Танец огня» (русская народная мелодия «Светит месяц…»)

Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка,  сближение детей, развитие внимания, тембрального слуха, координационных способностей; актуализация сопричастности, защищенности через древнейшую форму танца – танец в кругу.

Оборудование: шапочки пламени огня, фонограмма  русской народной мелодии «Светит месяц…».

Ход упражнения: танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени, выполняя действия в соответствии с тембром звучания музыки и словами музыкального руководителя: «Костер ритмично покачивается влево, вправо, становится то выше (поднимаются на носочки), то ниже (приседают). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (дети берутся за руки) и т.д. Вместе искорки светятся радостью и добром. Мы вместе! Мы один большой пылающий костер!»

Муз. руководитель:

            По построению хороводы бывают круговыми, когда пение и действие идёт по кругу.

Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу.

Водили ещё и «улиточные»,  «завивательные»  хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку», «змейку».

          В хороводах можно двигаться под песню быстрым  или медленным, плясовым или прогулочным шагом, выполнять  разные перестроения, что я вам сейчас и предлагаю сделать.    

======= Упражнение  «Улитка», «Змейка» (русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я да…»).

Музыкальный руководитель:

 Хороводы делятся на жанры:
       1. хороводная песня,
       2. игровой  хоровод,
       3. хороводный танец.

          В игровом хороводе  юноши и девушки образовывали круг и в нем разыгрывали  песню, как маленький спектакль.

======== Игровой хоровод «ЛЕТАЛ, ЛЕТАЛ ВОРОБЕЙ…» (русская народная песня).

Музыкальный руководитель: В хороводах любили исполнять песни. Да песни непростые, а в соответствии с временем года, календарём. И называются они календарными.

======= Хоровод  «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ…» (русская народная песня).

Музыкальный руководитель:  А уж как любили и любят хороводные танцы. И танцуют их до сих пор, только в более современном виде.

======== Хоровод - упражнение «Танец в кругу»

Цель: снятие мышечных зажимов, стимулирование моторного и эмоционального самовыражения, укрепление взаимопонимания и доверия, сближения, групповой сплоченности детей; развитие произвольного внимания, межполушарного взаимодействия.

Оборудование: фонограмма с музыкой и текстом.

Ход упражнения: Дети становятся в круг и выполняют движения под музыку и текстовые правила. Все движения выполняются на счет РАЗ, ДВА, ТРИ. Постепенно ритм музыки и движений ускоряется.

Ритмический рисунок:

Мы сейчас пойдем налево – РАЗ, ДВА, ТРИ!

А сейчас пойдем на право – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Быстро за руки возьмемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

В центре круга соберемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Мы на место все вернемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

  Очень быстро разомкнемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

                    Мы тихонечко присядем – РАЗ, ДВА, ТРИ!

     А теперь все дружно встанем – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Мы попрыгаем немножко – РАЗ, ДВА, ТРИ!

                    И похлопаем в ладошки – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Быстро за руки возьмемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

                    И  друг другу улыбнемся – РАЗ, ДВА, ТРИ!

Музыкальный руководитель: Пока мы с вами водили хороводы, за нами наблюдали волшебные человечки. Это не простые человечки, а человечки - настроение.

======== Упражнение « Человечки - настроение».

Цель: развитие чувства принадлежности к группе, определение эмоционального состояния детей.

Оборудование: мольберт, шаблоны разноцветных человечков на магнитах.

Ход упражнения: Детям предлагается выбрать человечка того цвета, которого им больше нравится. Затем каждый ребенок по очереди крепит своего человечка на мольберте, формируя круг.

Рефлексия: После того, как все человечки на мольберте образовали круг музыкальный руководитель, обращает внимание детей на то, что «…Эти человечки как и мы с вами встали в свой хоровод, как и мы с вами они все вместе. Танец «хоровод» позволяет объединить, подружить людей. А ведь только когда мы вместе, когда мы поддерживаем друг друга, подаём свою руку помощи, только тогда, мы будем радостными, добрыми и у нас всегда будет хорошее настроение».

======== После выполнения задания детям предлагают снова построиться по кругу. Музыкальный руководитель  проводит игру «Передай улыбку».

 ========= Музыкальная игра  «Передай Улыбку»

Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, формирование позитивного отношения к гендерным ролям.

Оборудование:  смайлик  «Улыбка».

Ход упражнения: Дети стоят в кругу. Музыкальный руководитель: «Вот мы опять с вами встали в хоровод. Давайте улыбнемся и передадим друг другу свою улыбку, чтобы она до следующей  встречи согревала нас  радостью и добром». Под музыку, ритмично поворачиваясь, играющие принимают от стоящего справа,  а затем передают  стоящему слева из рук в руки смайлик «Улыбка».

Рефлексия: В завершении музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку высказать свои ощущения от знакомства с танцем «хоровод».

Музыкальный  руководитель:

                           Тот, кто водит хоровод

                           Дружно, хорошо живёт.

 

========= Дети  под музыку покидают зал.

Вывод: Отследив и проанализировав результаты диагностики на начало и конец года, мы увидели положительную динамику в развитии музыкальных способностей дошкольников.

Результаты диагностики показали также достаточно широкий  запас знаний детей о русских народных праздниках, традициях, быте, музыкальном и поэтическом фольклоре, о разных жанрах вокальной и инструментальной русской народной музыки и народных инструментах

          Полученные показатели позволяют нам констатировать факт: если ребёнку дошкольного возраста обеспечить эффективную развивающую среду, методически правильно организовать музыкальную деятельность с элементами русского национального фольклора различного содержания и формы, то уровень развития музыкальных способностей дошкольников будет развиваться более эффективно и достигнет более высоких показателей.

Список использованной литературы

  1. Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1968.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 – 415 с.
  4. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд. 2-е – М., Просвещение, 1982.
  5. Виноградов Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, Иркутск, 1924 вып. 2, 1. 55–86.
  6. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.
  7. Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
  8. Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994 – 72 с.
  9. Картавцева М.Т. и Коряжкина Е. Колокольцы – бубенцы. – М., 1991.
  10. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание « 5 / 1993.
  11. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. М., 1970.
  12. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. АРКТИ, 2003 г.
  13. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание № 9. 1994.