Тема: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ ЗАКРУЖИЛСЯ ХОРОВОД!» (конспект НОД для детей 5-7 лет)
МБДОУ детский сад № 27 комбинированного вида г. Углегорск Сахалинская область
Тема: «КАК У НАШИХ У ВОРОТ ЗАКРУЖИЛСЯ ХОРОВОД!»
(конспект НОД для детей 5-7 лет)
Иванова Елена Николаевна,
музыкальный руководитель
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение ………………………………………………………..…………..3
- Конспект непосредственно – образовательной деятельности………….5
- Список использованной литературы…………………………………….11
- Приложение 1. Слайдпрезентация «Хоровод»………………………….12
РАЗДЕЛ 1. Введение
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию предков воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В нашем островном регионе при количественном доминировании славянских национальностей знакомство с русской национальной культурой является одной из главных задач дошкольного воспитания. Ведь не зная своих национальных корней, истории своего народа дошкольник не научится понимать и принимать чужие ценности, сравнивать с ними ценности своего народа, доброжелательно относиться к обычаям разных народов, быть толерантным.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Ведь именно национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Актуальность данного вопроса заключается ещё и в следующем:
- в возрождении интереса к народному творчеству;
- в необходимости переосмысления духовно-нравственных личностных ориентиров дошкольника в условиях происходящих в обществе культурно-исторических процессов;
- в острой постановке вопроса о разумном преобладании духовно-нравственного начала в развитии детей над накоплением ими всевозможной информации;
- в многонациональности социума в условиях островного региона (воспитание толерантности).
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:
потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их полной реализации на практике во время отведённое для музыкальной НОД (в связи с недостатком времени);
большим развивающим потенциалом музыкального фольклора и ограниченным его использованием в практике работы с детьми.
Выявленные противоречия дали толчок к поиску психолого-педагогических условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора. Одним из таких условий явилось тематическое планирование НОД. Наряду с традиционными, в тематический план были внесены занятия, основанные на фольклорном материале: «Песня – душа народа», «Деревянное чудо», «Звучащее дерево», «Оркестр русских народных инструментов» и др..
Материалы одного из таких занятий мы и предлагаем в данной методической разработке.
РАЗДЕЛ 2. Конспект непосредственно – образовательной деятельности
Цель: улучшение межличностного общения в коллективе сверстников посредством приобщения к русскому народному музыкальному творчеству (на примере хоровода).
Интегрируемые области: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
- Обогащать знания детей о русском народном творчестве.
- Воспитывать любовь к русской народной песне, желание петь, играть в русские народные игры.
- Изменять эмоциональное состояние музыкальными средствами; снятие мышечных зажимов, стимулирование моторного и эмоционального самовыражения.
- Укреплять взаимопонимание и доверие, сближать, сплачивать коллектив детей; актуализировать сопричастность, защищенность через древнейшую форму танца – танец в кругу (хоровод).
- Тренировать у старших дошкольников устойчивое внимание с помощью упражнений игрового характера с постепенным усложнением, развивать произвольное внимание.
Предварительная работа: разучивание музыкального и речевого материала, рассматривание тематических иллюстраций, слушание образцов русского фольклорного искусства, изготовление атрибутов к танцам и играм, подготовка слайдпрезентации «Хоровод».
Материалы и оборудование: шапочки для драматизации «Воробей», «Искорки»; 3 косынки; 3 картуза; медиаоборудование, слайдпрезентация «Хоровод».
слайд № |
Содержание |
|
Под русскую народную мелодию дети, взявшись за руки, хороводным шагом входят в зал. Выстраиваются в круг |
1.
2, 3
4.
5, 6
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. |
Муз. руководитель: Знаете ли вы, как называется перестроение, когда все берутся за руки и дружно выполняют танцевальные или игровые действия по кругу? (Хоровод) Вот и мы сегодня поговорим о хороводах. Итак, внимание на экране Хоровод – это не только самый распространенный, но и самый древний вид танца. Любят водить хороводы не только в России, но и в других странах. И называется он там немного по другому: в Украине – карагод, в Молдавии - коло, что означает круг. В хороводах принимали участие: девушки, женщины, юноши, дети, старики. Основное построение хоровода – круг, берёт свое начало со стародавних времён, когда люди поклонялись Солнцу, такому же круглому. Так как от солнца зависело, созреет урожай или погибнет, то его старались задобрить: вставали в круг и показывали, каким должен вырасти урожай. В центре круга обычно разжигали костёр, который согревал всех, как и солнце. Я вам предлагаю станцевать такой хоровод. Называется он - «Танец огня». ======== Упражнение «Танец огня» (русская народная мелодия «Светит месяц…») Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, тембрального слуха, координационных способностей; актуализация сопричастности, защищенности через древнейшую форму танца – танец в кругу. Оборудование: шапочки пламени огня, фонограмма русской народной мелодии «Светит месяц…». Ход упражнения: танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени, выполняя действия в соответствии с тембром звучания музыки и словами музыкального руководителя: «Костер ритмично покачивается влево, вправо, становится то выше (поднимаются на носочки), то ниже (приседают). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (дети берутся за руки) и т.д. Вместе искорки светятся радостью и добром. Мы вместе! Мы один большой пылающий костер!» Муз. руководитель: По построению хороводы бывают круговыми, когда пение и действие идёт по кругу. Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу. Водили ещё и «улиточные», «завивательные» хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку», «змейку». В хороводах можно двигаться под песню быстрым или медленным, плясовым или прогулочным шагом, выполнять разные перестроения, что я вам сейчас и предлагаю сделать. ======= Упражнение «Улитка», «Змейка» (русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я да…»). Музыкальный руководитель: Хороводы делятся на жанры: В игровом хороводе юноши и девушки образовывали круг и в нем разыгрывали песню, как маленький спектакль. ======== Игровой хоровод «ЛЕТАЛ, ЛЕТАЛ ВОРОБЕЙ…» (русская народная песня). Музыкальный руководитель: В хороводах любили исполнять песни. Да песни непростые, а в соответствии с временем года, календарём. И называются они календарными. ======= Хоровод «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ…» (русская народная песня). Музыкальный руководитель: А уж как любили и любят хороводные танцы. И танцуют их до сих пор, только в более современном виде. ======== Хоровод - упражнение «Танец в кругу» Цель: снятие мышечных зажимов, стимулирование моторного и эмоционального самовыражения, укрепление взаимопонимания и доверия, сближения, групповой сплоченности детей; развитие произвольного внимания, межполушарного взаимодействия. Оборудование: фонограмма с музыкой и текстом. Ход упражнения: Дети становятся в круг и выполняют движения под музыку и текстовые правила. Все движения выполняются на счет РАЗ, ДВА, ТРИ. Постепенно ритм музыки и движений ускоряется. Ритмический рисунок: Мы сейчас пойдем налево – РАЗ, ДВА, ТРИ! А сейчас пойдем на право – РАЗ, ДВА, ТРИ! Быстро за руки возьмемся – РАЗ, ДВА, ТРИ! В центре круга соберемся – РАЗ, ДВА, ТРИ! Мы на место все вернемся – РАЗ, ДВА, ТРИ! Очень быстро разомкнемся – РАЗ, ДВА, ТРИ! Мы тихонечко присядем – РАЗ, ДВА, ТРИ! А теперь все дружно встанем – РАЗ, ДВА, ТРИ! Мы попрыгаем немножко – РАЗ, ДВА, ТРИ! И похлопаем в ладошки – РАЗ, ДВА, ТРИ! Быстро за руки возьмемся – РАЗ, ДВА, ТРИ! И друг другу улыбнемся – РАЗ, ДВА, ТРИ! Музыкальный руководитель: Пока мы с вами водили хороводы, за нами наблюдали волшебные человечки. Это не простые человечки, а человечки - настроение. ======== Упражнение « Человечки - настроение». Цель: развитие чувства принадлежности к группе, определение эмоционального состояния детей. Оборудование: мольберт, шаблоны разноцветных человечков на магнитах. Ход упражнения: Детям предлагается выбрать человечка того цвета, которого им больше нравится. Затем каждый ребенок по очереди крепит своего человечка на мольберте, формируя круг. Рефлексия: После того, как все человечки на мольберте образовали круг музыкальный руководитель, обращает внимание детей на то, что «…Эти человечки как и мы с вами встали в свой хоровод, как и мы с вами они все вместе. Танец «хоровод» позволяет объединить, подружить людей. А ведь только когда мы вместе, когда мы поддерживаем друг друга, подаём свою руку помощи, только тогда, мы будем радостными, добрыми и у нас всегда будет хорошее настроение». ======== После выполнения задания детям предлагают снова построиться по кругу. Музыкальный руководитель проводит игру «Передай улыбку». ========= Музыкальная игра «Передай Улыбку» Цель: развитие чувства ритма, слухового внимания, формирование позитивного отношения к гендерным ролям. Оборудование: смайлик «Улыбка». Ход упражнения: Дети стоят в кругу. Музыкальный руководитель: «Вот мы опять с вами встали в хоровод. Давайте улыбнемся и передадим друг другу свою улыбку, чтобы она до следующей встречи согревала нас радостью и добром». Под музыку, ритмично поворачиваясь, играющие принимают от стоящего справа, а затем передают стоящему слева из рук в руки смайлик «Улыбка». Рефлексия: В завершении музыкальный руководитель предлагает каждому ребенку высказать свои ощущения от знакомства с танцем «хоровод». Музыкальный руководитель: Тот, кто водит хоровод Дружно, хорошо живёт.
========= Дети под музыку покидают зал. |
Вывод: Отследив и проанализировав результаты диагностики на начало и конец года, мы увидели положительную динамику в развитии музыкальных способностей дошкольников.
Результаты диагностики показали также достаточно широкий запас знаний детей о русских народных праздниках, традициях, быте, музыкальном и поэтическом фольклоре, о разных жанрах вокальной и инструментальной русской народной музыки и народных инструментах
Полученные показатели позволяют нам констатировать факт: если ребёнку дошкольного возраста обеспечить эффективную развивающую среду, методически правильно организовать музыкальную деятельность с элементами русского национального фольклора различного содержания и формы, то уровень развития музыкальных способностей дошкольников будет развиваться более эффективно и достигнет более высоких показателей.
Список использованной литературы
- Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1968.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968 – 415 с.
- Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 1983; Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Ветлугиной Н.А. – Изд. 2-е – М., Просвещение, 1982.
- Виноградов Г.С. Детский народный календарь. – Сибирская живая старина, Иркутск, 1924 вып. 2, 1. 55–86.
- Гошовский В. У истоков народной музыки славян. – М.: Советский композитор, 1971.
- Капица О.И. Детский фольклор. – Л., 1928.
- Картавцева М.Г. Школа русского фольклора. М.: МГИК, 1994 – 72 с.
- Картавцева М.Т. и Коряжкина Е. Колокольцы – бубенцы. – М., 1991.
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание « 5 / 1993.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. М., 1970.
- Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. АРКТИ, 2003 г.
- Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание № 9. 1994.