Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Тема: Деепричастие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Луговское

Ровенского района Саратовской области

 

 

Номинация: «Методическая копилка»

Раздел: Методические материалы

Тема: Деепричастие

 

 

Выполнил: Дик Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

Ⅰ квалификационная категория.

 

 

2020г.

 

Тема:                              Деепричастие

Цели:

  • обобщить изученный по деепричастию материал;
  • закрепить знание теоретического материала;
  • повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;
  • развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; способствовать воспитанию интереса к языку.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Возраст: 7кл

Тип учебного занятия: обобщающий урок.

Формы организации учебной деятельности:фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная.

Оборудование(с указанием использованного электронного пособия): презентация PowerPoint.

Средства обучения: компьютерная презентация, кубикБлума.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб (Рис. 2), на гранях которого написано:

·         Назови.

·         Почему.

·         Объясни.

·         Предложи.

·         Придумай.

·         Поделись.

Рис. 2. Разверстка кубика

2. Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности обучающихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Ход урока:

1. Организационный момент. (психологический настрой)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Деепричастие». Посмотрим , чему вы научились на уроках русского языка, как вы умеете работать, как умеете общаться друг с другом. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам,  новых знаний! А определить уровень овладения материалом, выявить лучшего знатока нам поможет кубик Блума.

2. Повторение и обобщение изученного материала

Учитель или один ученик бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать.

ПОЧЕМУ

  1. Почему деепричастие «выбрав» совершенного вида?
  2. Почему слово «будучи» - деепричастие?
  3. Почему слова «срывая и сорвав» - это видовая пара?
  4. Почему в предложении «Одноклассник быстро преодолел весь путь энергично размахивая руками.» необходима запятая?
  5. Почему оба слова: «прибывая» и «пребывая» -написаны правильно?
  6. Почему у деепричастия нет такой морфемы как окончание?

7. Почему к  данным  деепричастным оборотам вместо точек можно присоединить только  одно из двух указанных предложений?

1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал.

2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;

б) путешественники видели по берегам реки множество птиц.

3.Заметив со всех сторон лодки и людей,…а) стадо диких коз бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас.

4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор.

5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно.

6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов.

8.Почему к слову «растворив» нельзя применить правило «Правописание корня с чередованием»?

9. Почему в предложении деепричастие является обстоятельством?

10.Почему, узнав тему урока, ученики выбрали именно такие названия команд?

Мы отправляемся в город Деепричастинск русской морфологии, где живёт дружная семья частей речи нашего языка, и посетим сегодня достопримечательности города Деепричастинск. Как и во всяком музее, чтобы лучше ознакомиться с экспонатами и запомнить интересные факты, нам понадобится внимание, сосредоточенность и, конечно же, гид – человек, который будет пояснять какие– то сложные для понимания моменты. В роли гидов сегодня будете выступать вы все. Представьте себе, что перед вами человек, который ещё не знаком с деепричастием, и помогите ему поближе познакомиться с этими особенными словами нашей речи.

  1. Команда основного действия
  2. Команда добавочного действия

 

ПРОДОЛЖИ:

1. Продолжи правило: «Деепричастие - это часть речи, которая обозначает»

2. Продолжи правило: «Деепричастия могут быть двух видов: ….»

3. Продолжи правило: «Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос….»

4. Продолжи правило: « Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос….»

5. Продолжи правило: « Деепричастия несовершенного вида образуются …»

6. Продолжи правило: « Деепричастия совершенного вида образуются …»

7. Продолжи правило: «В предложении деепричастие является….»

8. Продолжи правило: «Деепричастие в предложении зависит от …»

9. Продолжи правило: «Деепричастие в середине предложения обособляется…»

10. Продолжи правило: «НЕ с деепричастиями пишется ..…»

 

ЗАПИШИ:

1. Найдите деепричастие совершенного вида:
1) пересоливший
2) поглаживая
3) отражаясь
4) постучав

2. Найдите ошибку в морфемном разборе:
1) у-том-ив-ши-сь
2) рас-кры-ва-я
3) у-лыб-а-я-сь
4) по-зв-а-в

3. Определите , от какого слова произошло деепричастие побеждая:
1)победить
2)победивший
3)победа
4)побеждать

4. Какое деепричастие является невозвратным?
1)Улыбаясь
2) Расставшись
3) Отбиваясь
4) Удивив

5. Предложение, в котором  в деепричастии корень с чередованием

1. Прочитав все словари, мы не спали до зари.

2.Проживая в районе парка, я вижу, как звёзды горят ярко.

3.Пловец, пловчиху угощая, пойти на танцы приглашает.

4.Росток, пробившись сквозь плиту, теперь всем виден за версту.

5.Касаясь этого звонка, слышу трель издалека.

6. Предложение, в котором Не с деепричастием пишется слитно:

1 Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча.

2. (Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи.

3. Женщина (не) доумевала, куда исчез билет.

4. Приходилось работать, (не) жалея сил.

7.Деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, раскрывая скобки.

1.Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь.

2.(Не) спеша бродят медведи.

3.Листва берёз висит (не) шелохнувшись.

4.Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках.

5.Без хороших отцов нет хорошего воспитания, (не) смотря на все школы, институты и пансионы.

8.  Образуя  от данных глаголов деепричастия соответствующего вида.

1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь.

2.(Выбрать) где-нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему.

3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки.

4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке.

5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд.

9. Указав, какие ошибки допущены в построении деепричастных оборотов, исправьте их.

1.Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

2.Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей.

3.Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки.

4.Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей.

5.Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова.

10. отглагольные существительные глаголами  и деепричастиями с суффиксами –СЯ (-СЬ).

Борьба-

охота-

встреча-

остановка-

обтирание-

занятие-

прогулка-

купание-

сопротивление-

подъём-

подготовка-

ученье-

ПРИДУМАЙ:

  1. Придумай предложение с деепричастным оборотом
  2. Придумай предложение с одиночным деепричастием.
  3. Придумай предложение с двумя деепричастными оборотами
  4. Придумай деепричастиес тремя суффиксами
  5. Придумай предложение, в котором деепричастие будет несовершенного вида.
  6. Придумай предложение, в котором деепричастие будет образовано с помощью суффикса -учи.
  7. Придумай простое предложение с однородными деепричастиями
  8. Придумай предложение с прямой речью, осложненное деепричастным оборотом
  9. Придумай предложение, в котором деепричастие стоит в начале предложения.
  10. Придумай предложение, в котором деепричастие является возвратным.

 

ОБЪЯСНИ:

  1. Объясни правописание деепричастия «выбирая»
  2. Объясни, признаки каких частей речи имеют деепричастия.
  3. Объясни, почему деепричастие не имеет окончания.
  4. Объясни, почему некоторые деепричастия пишутся с НЕ слитно.
  5. Объясни, почему деепричастие – это самостоятельная часть речи.
  6. Объясни, какие признаки глагола есть у деепричастия.
  7. Объясни, какие общие черты у деепричастия и наречия.
  8. Объясни, где может стоять деепричастный оборот в предложении.
  9. Объясни, можно ли от этих глаголов образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать.
  10. Объясни, какие грамматические ошибки допущены в предложениях:1)Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
    2) Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
    3) Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.

 

НАЗОВИ:

1. Назови деепричастия-исключения, которые пишутся с НЕ слитно

2. Назови 10 деепричастий несовершенного вида

3. Назови 10 деепричастий совершенного вида

4.  Назови корень в слове «вырастая»

5. Назови морфемы в слове « подрабатывая»

 

6. Назови приставку в слове « прибывая ( на вокзал)»

7. Назови суффиксы в словах «наклонясь, подъезжая, сидя»

8. Назови, каким способом образованы деепричастия «вылетая, прыгая»

9. Назови синоним к деепричастию «сверкая»

10. Назови все согласные звуки слова «мечтая»

3.Подведение итогов урока

Вот и закончилась нашаигра  в кубик. Вы хорошо справились со всеми вопросами и заданиями.

Благодарю вас за урок.