Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Технология создания декоративного изделия

 

МАОУ " СОШ № 34 " с уиоп РТ г. Набережные Челны

 

Технология создания декоративного изделия

 

Салтыкова Алсу Аратовна

учитель технологии

 

Раздел: «Художественная обработка материалов»

Урок 1. Тема: « Технология создания декоративного изделия », 6 класс.

Цель урока: ознакомить обучающихся с историей вышивки орнаментов, сформировать представление о композиции построения узоров, способствовать формированию навыков выполнения эскиза народного костюма.

Задачи: Способствовать усвоению, осмыслению, восприятию обучающимися определенных понятий, самостоятельно и творчески применять знания, умения и навыки в жизненных условиях, формирование самостоятельности и творческой активности в решении различных задач.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, рабочие тетради (РТ), интерактивная доска, персональный компьютер (ПК).

Методы обучения: рассказ, беседа, фронтальный опрос, демонстрация наглядных пособий,  инструктаж по правилам безопасной работы, практическая работа.

Тип урока: комбинированный (урок изучения, повторения и первичного закрепления нового материала).

Формируемые универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные;

Опорные понятия: композиция, орнамент, раппорт, симметрия, хроматические, ахроматические цвета.

Планируемые результаты обучения

 

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по теме: «»Технология создания декоративного изделия

Понимание понятий «композиция», «орнамент», «раппорт», «симметрия», «хроматический, ахроматический цвет»

Умение разрабатывать групповое практическое задание.

Участвовать в  коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы.

- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

- извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции.

- выработка алгоритма действий при выполнении практической работы.

- учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности

 

Структура урока (технологическая карта урока) (1 час)

 

№ п./п.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые  УУД

1.

Организационный момент

Активизация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные: планирование занятия

Познавательные: порядок проведения  и организация урока по технологии

Коммуникативные: взаимное сотрудничество  учителя  и обучающихся на уроке

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Выявить уровень знаний и  степень готовности к усвоению нового материала

Информировать учащихся о теме и цели урока: «Технология создания декоративного изделия». Цели: ознакомиться с историей вышивки орнаментов, компози-цией построения узоров и выпол-нить эскиз народного костюма.- Девочки, сегодня мы работаем в группах, дома вам нужно было придумать название своей группе. 1я группа:  2я группа:

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Записывают тему и цель урока. Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные:  целеполагание, планирование деятельности

Познавательные:  умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные: сотрудничество и общение  учителя  и  обучающихся

 

3.

Первичное усвоение новых знаний. Физкультминутка

Организовывать осмысленное восприятие новой информации

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать значения опорных понятий «композиция», «орнамент», «раппорт», «симметрия», «хроматический, ахроматический цвет». Способствует формированию уверенности  обучающихся  в своих силах.  Выполнение физкультминутки

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради. Выступают у доски и с рабочего места. Выполняют упражнения на улучшение зрения.

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные:  анализировать и устанавливать логическую последовательность  в ответах на вопросы.

Коммуникативные: слушать, слышать и анализировать мнения  собеседников

Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта

4.

Первичное закрепление

Обеспечить осмысленное  усвоение и закрепление знаний по теме занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает задание на усвоение новых знаний. фронтальная форма: прочитать абзац на стр.115; индивидуальная форма

письменно ответить на вопросы:

1. Для чего применяется ленточный орнамент? 2. Ритмично заполнить всю поверхность узо-ром, помогает какой шов? 3. Цен-трический или розеточный шов служит для украшения какой части изделия? (Сверяют ответы)

Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Читают индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Сверяют ответы, объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи

Личностные: осознание своих возможностей;

Регулятивные: умение планировать  выполнение работы.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, с учебника, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенностью в  полноте и точности выражать свои  мысли

 

5.

Первичная проверка понимания

Способствовать эмоциональному настрою  и развитию познавательного интереса  к теме

Предлагает задание практической работы: приготовленные шаблоны - силуэты дополнить аппликацией - вырезанной из цветной бумаги декоративными элементами (узорами на одежде). Определить цветовое решение костюма. Проверяет правильность приемов выполнения работы, соблюдение правил ТБ.

При помощи чертежных инструментов и материалов выполняют   эскиз народного костюма

Личностные: осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие  друг с другом, и в целом в коллективе

6.

Контроль  усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции  и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении и выполнении практической работы вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение  самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию,  возможных допущенных ошибок

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного материала;

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на занятии

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

-Какую работу мы выполнили?

-Какие новые понятия вы изучили сегодня?

-Какие цели поставили перед собой в начале урока, мы достигли эти цели?

Консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, взаимооценку, обсуждают ее, делают выводы

Личностные: осознание важности обучения предмету;

Регулятивные: самооценка деятельности на уроке;

Познавательные: умение структурировать знания и проводить и давать  самооценку;

Коммуникативные: умение слушать и вести  диалог

 

8.

Информация о домашнем задании

 

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

 

Домашнее задание:

-Стандартный минимум;

(репродуктивный уровень)

Повторить параграф 17-18, запомнить записи в тетради

Осознают  вариативность домашнего задания

Личностные: осознание важности обучения предмету

 

 

 

                                    

-Здравствуйте, девочки! Давайте поприветствуем друг – друга и пожелаем удачи.

-  Тема нашего  урока «Технология создания декоративного изделия»,  и мы с вами сегодня должны познакомиться  с историей вышивки орнаментов, композицией построения узоров и выполнить эскиз народного костюма.   Откройте тетради, запишите  число и тему урока. (Слайд 1)

-Девочки, сегодня мы работаем в группах, и дома вам нужно было придумать название своей группе, придумали? Итак, 1 группа:            2 группа:

 

2.Изучение нового материала.

  

- К сегодняшнему уроку несколько  человек подготовили выступления по нашей  теме, давайте их послушаем.

1я дев.: (Слайд 2)   -Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры.

   В 19 – начале 20 века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

    Для русской вышивки, которая обычно сплошной линией очерчивает край одежды, характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. В такие изображения закладывался определенный смысл. Например: фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце и луну; прямой горизонтальной линией – поверхность земли; горизонтальной волнистой – воду; вертикальными линиями – дождь; скрещивающимися – огонь и молнию; а горы представлялись треугольником.

2я дев.: (Слайд 3) - Для татарской вышивки также создавали несложные узоры из условных знаков – символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой – вода; кругами, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. (Слайд 4) Свадебный костюм – самый нарядный и торжественный. Свадьба – это священный обряд. Древние девушки свято верили, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе соблюдались все ритуалы и приметы. Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегались  от  злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.

(Слайд 5)

   -Да, у каждого народа самобытные способы оформления одежды. Какие же они? (Давайте,  поработаем с учебником стр. 113)

    Девочки читают:

  • Вышивку наших соседей – белорусов определяет геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне.
  • Украинцам свойственен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий.
  • А, к примеру, грузинскую вышивку отличает сложный узор – многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером.
  • Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера.
  • Для Татарстана характерно шитье бисером и золотом по бархату.

(Слайд 6)

   - При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

  1. Какие швы будут использованы в работе
  2. Назначение изделия
  3. Расположение узора на изделии
  4. Выбор цвета для его выполнения

Все это слагаемые понятия «композиция»

(Слайд 7)

     Композиция – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. (Записать в тетрадь)

     В композиции всегда есть главное и второстепенное. Главное всегда может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на ритме – чередовании – цветовых пятен: главных и соподчиненных  (второстепенных), ярких (насыщенных) и ослабленных (спокойных). Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте. (Что же такое орнамент)

 

(Слайд 8)

                        Орнамент           (Борис Дубровин)

На вид орнамент неприметен,

 Но он столетия живет,

Не зря его на белом цвете

Народ издревле бережет.

Быть может, нитками зигзаги

В узоры вытканы не зря.

И мы с тобою видим

Знаки Славянского календаря.

    Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. (Записать в тетрадь)

(Слайд 9)

     В работе используется: ленточный, сетчатый, центрический (розеточный) орнамент. (Записать в тетрадь)

(Слайд 10)

     Раппорт – ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, из которого складывается орнамент. (Записать в тетрадь)     Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.

 (Слайд11)

      Симметрия – соразмерное  расположение форм, основных линий и красок относительно одной, двух или нескольких осей. (Записать в тетрадь)

   -  А сейчас выполним гимнастику для глаз: Все встали, смотрим на доску и выполняем движения глазами. (Звучит музыка) (Слайд 12-22)

3. Задание на закрепление:

Дальше  поработаем с учебником (стр.115).Прочитайте абзац на стр.115, ответьте письменно на вопросы

(Слайд 23)

Ответьте на вопросы:

  1. Для чего применяется ленточный орнамент?  (Для украшения  середины или края изделия)
  2. Ритмично заполнить всю поверхность узором, помогает какой шов? (Сетчатый)
  3. Центрический или розеточный шов служит для украшения какой части изделия?  (Центральной)

 (Слайд 24)

- Сверьте ответы (на доске правильные ответы) исправления не допускаются, соберите тетради и положите на край стола

(Слайд 25)

     -  Изучение  цвета вами было начато еще в прошлом году. Все существующие цвета делятся на хроматические и ахроматические. Ахроматическими считаются: белый, черный и все оттенки серого.

К хроматическим относятся:  семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Основными считаются: красный, желтый, синий. Смешивая два основных цвета можно получить дополнительный. (красный + желтый = оранжевый, желтый + синий = зеленый) В свою очередь хроматические цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся: красный, желтый, оранжевый  и все цвета в которых есть частица одного из перечисленных выше. Холодными считаются: голубой, синий, фиолетовый, зеленый и прочие, которые получаются при их смешивании.

     Теплые цвета зрительно воспринимаются ближе, чем есть на самом деле, а холодные – дальше. Это важное свойство цвета и его необходимо учитывать в работе.

4.Практическая работа:

         - Выполнить эскиз народного костюма. Приготовленные шаблоны – силуэты нужно дополнить аппликацией – вырезанной из цветной бумаги декоративными элементами (узорами на одежде). Определить цветовое решение костюма. Здесь шаблоны русского  и  татарского народного костюма. Выберите, какой вам больше нравится. Но прежде чем начать работу, нужно повторить технику безопасности:

(Слайд 26)

1. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.

2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.

3. Хранить ножницы в определенном месте – в подставке или рабочей коробке.

4. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.

(Слайд 27)

5.Целевой обход учителя.

       Обходя рабочие места учащихся, проверяет правильность приемов выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

6.Анализ и оценка.

Работы вывешиваются на доске. Девочки, какие цели мы поставили перед собой в начале урока?( познакомиться  с историей вышивки орнаментов, композицией построения узоров и выполнить эскиз народного костюма). Эти работы как называются, какую работу мы выполнили?  (Выполнили эскиз народного костюма.)  1я группа насколько вы оцениваете работу 2й группы? 2я группа, а вы, на сколько оцениваете работу 1й группы. Как вы считаете, вы справились с заданием, мы достигли цели? Молодцы, за практическую работу обе группы получают «5», а  за письменную работу – откройте тетрадки и посмотрите отметки. Запишите домашнюю работу: повторить параграф 17-18, запомнить  записи в тетради.  А сейчас, всем спасибо, до свидания!

Смотреть презентацию