Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Технологическая карты изучения темы: «Фрески Софии Киевской»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 59» г. Ярославль

 

 

Методическая разработка

технологической карты изучения темы:

«Фрески Софии Киевской»

 

Подготовила учитель музыки

          Яковлева Елена Наумовна,

высшая категория,

 

 

Технологическая карты изучения темы:

«Фрески Софии Киевской»

Пояснительная записка

Предлагаемый урок музыки является частью объёмной темы «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», изучаемой шестиклассниками в рамках программы, разработанной Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Содержание урока основывается на отечественном музыкальном искусстве, тема раскрывается посредством исследования и сравнения особенностей развития музыки и изобразительного искусства. Учебное занятие спланировано так, чтобы обеспечить гармоничное чередование восприятия музыки и размышления о ней в сочетании с музыкально-исполнительской деятельностью учащихся. Метод исследования позволяет развивать аналитические способности школьников, обогащает речь специальной терминологией, способствует уяснению музыкальных средств, используемых для выражения художественной мысли.

Тема урока: «Фрески Софии Киевской».

Цель урока: раскрывать образный строй музыкального произведения на основе взаимодействия различных видов искусства через анализ концертной симфонии В. Кикты «Фрески Софии Киевской».

Задачи урока:    

  • приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства, навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость;
  • познакомить с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать, как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений, познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска», концертная симфония, формировать навыки исследования   с опорой на ранее введённые понятия и доказанные утверждения;
  • Развивающие:
  • личностные: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, готовность и способность учащихся к саморазвитию, осознанное восприятие музыки и памятников архитектуры, воображение;
  • регулятивные: учить размышлять, слушать вопросы и отвечать на них, развивать умение осмыслить полученную информацию, открыто давать себе самооценку в осмыслении своих действий;
  • познавательные: научить распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, мысли и чувства человека, развивать навыки анализа музыкального произведения, учить размышлять над содержанием музыкального и художественного произведения, определять средства музыкальной выразительности в живописи и музыке, высказывать суждения о музыке;
  • коммуникативные: формировать умение грамотно строить речевые высказывания, организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, учителем.

      Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемый результат: учащиеся получат возможность научиться определять идею произведения с помощью анализа средств выразительности, определять жизненно-образное содержание музыки, наблюдать за развитием музыкальных образов, размышлять о музыкальном произведении,сравнивать интонации музыкального и живописного произведений; самостоятельно осуществлять поиск информации, систематизировать её, выражать своё отношение к музыкальному и живописному произведению.

Формы и методы: метод эмоциональной драматургии урока, метод перспективы и ретроспективы; анализ, сравнение, тождества и контраста, исследовательско-поисковый метод, пластическое интонирование,приём «Кластер», смысловой выбор, «Я - композитор».

Технологии: технология критического мышления, технология здоровьесбережения (пластические этюды).

Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, магнитофон.

Дидактический материал: песня театра «Талисман» «Сто святых церквей», презентация, учебник, муз. файлы (В.Г. Кикта концертная симфония   для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,  фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей  Ярослава Мудрого»; «Скоморохи»)

Раздаточный материал: карточки с заданиями, листы с программкой симфонии, таблицами, словарь эмоционально-образного содержания музыки; музыкальный словарь; большой Энциклопедический словарь; карточки-нотки красного, синего и зелёного цвета.

Литература:

  1. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт. Е. Д. Критская, Л.А. Алексеева, М.: Просвещение, 2013
  2. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2017 г.
  3. В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец/ Православная культура 5-6 классы/ Инфофонд, 2006.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».
  2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
  3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
  4. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
  5. ЭОР: Российская электронная школа, Яндекс-учебник
  6. -скоморохи: фото.

Этапы проведения урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные

1.

Мотивирование к учебной деятельности

 

Здравствуйте, ребята.

Вспомним тему прошлого урока «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси».

 

-На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

-Подберите ассоциативный рядкслову «духовный».

-Имена каких композиторов вы запомнили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбирают ассоциативный ряд к слову «духовный».

Называют имена композиторов Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др

 

 

Кластер. Ассоциативный ряд к слову «духовный».

 

Формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

2.

Формулирование темы урока, постановка цели

 

-Ребята, мы уже очень много говорили о духовной музыке и послушали замечательные образцы православных духовных сочинений. Мы вспомним многие уже известные нам понятия, а также встретимся с новым для нас явлением в музыкальном искусстве и попытаемся его проанализировать.

- Что означает понятие «Духовная музыка»?

 

 

 

- Хорошо. А как мы называем музыку, противоположную духовной, музыку о человеке и для человека?

Итак, мы сегодня говорим о духовной и современной музыке.

Какие задачи мы поставим для раскрытия этой темы? Что мы хотим узнать?

Действительно ли между духовным и светским нет никаких общих точек соприкосновения. Сегодня нам и предстоит в этом разобраться. В этом и заключается цель нашего урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Духовная или церковная музыка – музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

-Светская – от слова свет, мир, мирская.

 

 

 

 

 

Обсуждение

Музыка духовная и светская абсолютно противоположные по всем пунктам сферы музыкального искусства, и ничего общего между ними нет и быть не может.

 

 

Учащиеся формулируют задачи урока.

 

 

 

Метапредметные:самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе позитивных мотивов и интересов.

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и задачи.

Личностные:

-проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

 

3.

Актуализация знаний и определение затруднений в деятельности через создание учебно-проблемной ситуации

 

- Давайте выясним значение слова «фреска».

Это уже известное нам понятие.

- Сегодня мы говорим о фресках собора святой Софии Премудрости Божией в Киеве,познакомимся с новым для нас композитором– Кикта Валерий Григорьевич.

 

 

 

 

В своём творчестве композитор обращается к образам и интонациям христианской славянской культуры.

«Фрески Софии Киевской» – необычная симфония. Это своего рода большая былина, рассказывающая нам о трудном пути человеческой жизни. Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор идёт вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными. Скажите ребята, вам это ничего не напоминает?

Работают со справочной литературой.

- Храмовая настенная роспись, отражающая сюжеты и персонажей священной истории. Мы уже рассматривали фрески, выполненные русским живописцем В.Васнецовым (Владимирскийсобор в Киеве) и иконописцем А. Рублевым, жившим еще в 15 в. (Успенский собор во Владимире)

 

Кикта Валерий Григорьевич – советский и российский композитор, родился на Украине в 1941году. Сейчас - профессор Московской консерватории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- «Картинки с выставки»М. Мусоргского.

 

 

 

Получение информации. Объяснить слова с помощью энциклопедии: фреска, консерватория, краткие данные о композиторе.

 

 

 

 

Называтьзнакомое музыкальное произведение, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

-выражать собственное мнение

Регулятивные:

-договариваться, находить общее решение при работе в группе.

Личностные:

-уважительно относиться к иному мнению; проявлять готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации.

4.

Постановка учебной задачи

 

-А сейчас мы послушаем одну из частей произведения, проанализируем музыкальные образы, ответим на вопросы.

- Такжекак и у Мусоргского, есть мелодия, которая повторяется много раз (тема прогулки, характеризующая самого автора, его мысли и чувства), такая тема есть и в этом произведении.

- Как называется эта часть? Воспользуйтесь программкой и выберете из перечисленных в ней частей одну, которая повторяется.

-Орнамент. На уроках ИЗО вы рисовали орнаменты. Что это?

- Автор попадает в старинный храм. Он рассматривает причудливые узоры на стенах многовекового собора и следует за ним. Солирующим инструментом здесь является арфа. По мнению композитора, инструмент «чистой» красоты, приближает нас к образам старинных эпических сказаний, имитируя звучание гуслей. Я сказала «солирующий инструмент», как это понимать?

- Каков характер музыки?

(слушаем и выбираем слова-определения характера музыки)

 

Какой темп использовал композитор?

 

Поступенно, волнообразная мелодия.

Вроде бы название«Орнамент» предполагает, что мелодия должна бы быть причудливая, гибкая, как линии узора, но в музыке этого нет, как ни странно.

Орнамент, несмотря на своё изобразительное название, скорее не изображает, а выражает внутренний настрой автора, его созерцательность, размышления под сводами 1000-летнего храма. Давайте узнаем, то об этом говорит сам композитор.

Читаем по слайду

 

4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

Здесь уместно будет вспомнить притчу Христа, рассказанную им своим ученикам.

В дочерях Ярослава мы можем увидеть тех мудрых дев (светильники –душа, масло, дающее огонь - вера, ночь – земная жизнь, полная греховных мыслей и поступков, жених – Иисус Христос)

- Музыка, которую мы сейчас послушаем, вся построена на звукоизобразительности: трепетное, зыбкое звучание имитирует дрожание, мерцание свечи во тьме. Композитор рисует образы утончённых девушек, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

Следующая картина – скоморохи.

- Также полна звукоизобразительности

8 часть Скоморохи. Это бродячие музыканты, «беспечное племя бродяг».

- Давайте попробуем сочинить это музыкальное произведение

- Какой характер создаёт композитор?

Музыка по принципу «бесконечное движение» «перпетум мобиле» (лат). Когда человек настолько погружен в повседневность, завертелся в делах, что ему некогда подумать, о том, что более важно: о душе, о Боге, о том, для чего ты вообще пришел на эту Землю, в чем смысл твоего появления и существования.

И вдруг вся эта круговерть и суета неожиданно прерывается тяжелым ударом колокола, как грозный возглас: «Остановитесь!» Мы вновь слышим тему «Орнамента», тему вселенной, но на этот раз она звучит скорее пугающе, поверх спокойной и уравновешенной мелодии накладывается мрачное и зловещее, словно из самых недр земли, звучание хора мужских голосов. Это знак, предупреждение.

Сказано в Евангелие от Матфея: «Когда же приидет Сын Человеческий (Иисус Христос) во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних (праведников) от других (грешников)…»

Слушание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орнамент.

- Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

-Исполняет один главную тему, партию

 

Ответы

 

 

 

 

 

Медленный

 

 

 

 

 

«В Орнаменте мы ощущаем связь времён и понимаем, что время - оно едино.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и объясняют притчу о 10 девах

 

 

 

 

 

Слушают,анализируют, сопоставляют выразительные средства музыки и фрески.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Эта часть носит танцевальный характер, пляска с шутовством, насмешкой, бряцаньем бубенцов, ударами бубнов, других шумовых инструментов.

Композитор создаёт перед слушателем образ суеты, повседневности, бесконечного круга бытовых дел, обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование программки симфонии-действа «Фрески Софии Киевской».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысловой выбор. Выбирают слова-определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группе заполнить таблицу – средства выразительности.

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Я - композитор»

Пластические этюды (придумать движение скомороха)

 

 

Понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла, производить интонационно-образный анализ музыкального произведения, проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

- выслушивать мнения и идеи одноклассников;

-формировать собственное мнение и позицию.

Коммуникативные

-выслушивать мнения и идеи одноклассников;

-формировать собственное мнение и позицию.

Метапредметные:

Осуществлять смысловое чтение текстов различных стилей и жанров.

Личностные:

-отражать эмоциональное отношение к искусству в процессе анализа художественного произведения.

5.

Изучение нового материала

 

Таким открытым вопросом оканчивается Концертная симфония Кикты. Это глубоко философское сочинение. Оно заставляет человека хоть на время остановиться и задуматься о многих сложных вопросах своего бытия.

 

- А теперь мне хотелось бы вернуться к проблеме, которая прозвучала в начале нашего урока: действительно ли духовная и светская музыка абсолютно противоположные направления музыкальной культуры и ничего общего между ними нет и не может быть. «Фрески Софии Киевской» – концертная   симфония. Два подчёркнутых слова требуют объяснения. 

т.е. мы имеем перед собой сочетание 2-х чисто светских музыкальных жанра.  Как вы думаете: эта музыка будет исполняться в храме или в концертном зале?

- Но о чём рассказывает нам эта музыка?

- Так к какому же искусству: духовному или светскомуотнесём данное муз.сочинение?

 

- Мы имеем дело с синтезом светского и духовного начал.

 Объясните мне, пожалуйста, значение слова «синтез».

Верно.

- Еще мы говорили, что ФСК – это симфония, в симфонии всего 4 части (максимум 5).  Здесь же мы имеем дело аж с 9 частями.  Это   музыкальные картины, скреплённые лейтмотивом (орнамент) и объединённые общей темой. Подумайте, действительно ли это симфония, или скорее перед нами иной музыкальный жанр.

Хорошо.

- Посмотрите на экран и выберите из предложенного, какие еще явления музыкального искусства характеризуют это сочинение.

 

 

 

Итак, ребята, подведём итог. Мы повторили очень много уже известных нам понятий, каких? Но узнали и что-то новое. Что нового сегодня было на нашем уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель нашего урока достигнута.

Мы хорошо поработали.

Подводка к пению

Распевание учащихся.

Вокально – хоровая работа:

песня группы «Талисман» «Сто святых церквей».

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

- О фресках, о храме, о мире, сотворенном Богом, о душе, о поиске верного пути и искушениях.

Содержание музыки близко к христианской проповеди, к делам духовным.

Можно сказать, что это и есть музыкальная проповедь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

 

 

 

- Светское искусство на духовную тематику.

 

 

 

Ответы

 

 

 

 

Музыкальный цикл (сюита)

 

 

 

Называя своё сочинение «симфония», автор хотел подчеркнуть масштабность, широту замысла, но в действительности это всё же музыкальный цикл.

 

Программность, звукоизобразительность, синтез музыки и изо.

Эти пьесы носят программно-изобразительный характер и являют собой как бы "живые картины", обязаны своим возникновение произведениям изо. Здесь опять можно провести параллель с «Картинками с выставки» Мусоргского.

 

- Новый композитор, узнали о соборе, его внутреннем убранстве и истории, о синтезе дух. и свет. искусства, послушали новую музыку.

Мы узнали, что светская и духовная музыка не развиваются отдельно и независимо друг от друга, между ними существует тесное взаимодействие, и светская музыка может наполняться духовным содержанием и интонациями духовных песнопений. В результате такого синтеза рождается качественно новая музыка, музыка на грани двух миров.

 

 

Делать обобщение на основе полученных знаний.

Исполнять песню всем классом или по группам.

 

Понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров. анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов, владеть навыками вокально-хорового музицирования, извлекать необходимую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-сравнивать музыкальные и художественные образы.

 

 

Регулятивные:

 -выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

 

 

Личностные:

-проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, понимать чувства других людей., оценивать исполнение песни.

 

Коммуникативные

-проявлять активность во взаимодействии, вести диалог,

-формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении.

 

 

 

 

 

 

6.

Закрепление нового материала

 

Задание по карточкам: распределить в две группы, что относится к духовному, а что к светскому искусству.

Работают с карточками.

 

В группе работа с карточками. Приложение 2

 

Участвовать в коллективной деятельности, проявлять творческую инициативу.

Регулятивные 

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Коммуникативные

участвовать в коллективном обсуждении; контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.

 

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке, самооценка результатов обучения

 

Кто на уроке почувствовал, что ему было интересно – поднимите красную нотку, у кого менялся настрой на уроке – синюю, кому было не интересно – зелёную.

Д/з: нарисуйте рисунок к любой из трёх частей симфонии.

 

Учащиеся выставляют оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности.

Личностные:

подводить общий итог урока, выражать эмоциональной эмблемой своё отношение к теме урока

Регулятивные оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

Познавательные

выражать свое отношение к музыке через рисунки.

 

 

 

 

 

                  МУЗЫКА

                 ЖИВОПИСЬ

Мелодия –

Линия –

Тембр инструментов –

Колорит –

Форма –

Композиция –

Развитие музыки –

Развитие художественной идеи –

Приложение 2

Духовная музыка и светская музыка:

о Боге, о святых, сюжеты из Священного Писания

в быту, на праздниках

молитвы

строгие, сдержанные

поэтические тексты, литературные сюжеты

в храме,     монастыре

мир чувств человека, мир природы, мир сказок

яркие, свободные

в концертных залах, театрах

Духовная

   Светская             

Темы

  Темы                                                 

Тексты

  Тексты                                              

Эмоции

  Эмоции