Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Технологическая карта урока «Мхи»

МБОУ «Новожилкинская СОШ»

Усольского района Иркутской области

 

Технологическая карта урока по теме Мхи

 

Дашкевич Елена Витальевна

Учитель биологии

 

 

Тип урока: Изучение нового материала

Технологическая карта изучения темы "Мхи"

Цели

Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации .

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения - Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений

- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации

- Познавательные УУД:

Планируемый результат

Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека

Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека

Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений

Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи

Основные понятия Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф

Межпредметные связи Экология, литература, медицина, география

Ресурсы:

- основные - дополнительные Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер, пульты для тестирования, рисунки мхов .

Рабочие листы, рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте»

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты Предметные УУД

Актуализация ( 10 мин) Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Водоросли»

На прошлом уроке мы изучали тему «Водоросли».

Экспресс-опрос

1)Какие нам уже известны царства живой природы?

2) Где обитают водоросли?

3) Какое строение имеют водоросли?

4)Почему водоросли относятся к низшим споровым растениям?

5) Какое значение имеют водоросли для обитателей водоема?

6) На какие группы мы можем разделить водоросли?

7) Как человек использует водоросли?

8)Почему аквариум не ставят возле окна? - назовут изученные царства живой природы; - вспомнят строение водорослей; - способ питания и дыхания; - многообразие водорослей; -значение водорослей в природе и жизни человека;

Регулятивные (самоорганизация к уроку)

Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников)

I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)

Цели: Отгадывают о чем идет речь? Карандашом подчеркивают интересные моменты. (На фоне спокойной музыки.) Великий ученый Альберт Эйнштейн как-то сказал: «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом». Какой из этих способов вам больше нравится? Почему? Представьте себе, что мы находимся в лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Слышим птичий гомон, вокруг летают бабочки, шмели. Нам хорошо и радостно. Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это? Что там интересного? Во- первых: из таких болот берут начало реки. И великая русская река Волга, на которой мы имеем счастье жить, тоже начинается с такого небольшого ручейка. (Слайды.)

А во –вторых… Чтобы ответить на вопрос нам поможет рассказ Н.М.Верзилина. Какую бы вы предложили тему урока? О какой группе организмов пойдет речь на уроке? Загадка о болоте. Потом появляется картинка болота. Читают рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте». (Познавательные УУД). Умение выделять главное из прочитанного (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение слушать других

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: Формулируют цели урока. Итак, тема урока - «Мхи». Закончите фразу: «Сегодня на уроке я хочу узнать…»

Дополняет и обобщает: 1) Строение мхов; 2) Сравнение сфагнума и кукушкина льна 3) Практическое применение мхов.

Как построим свою работу на уроке? Если в процессе урока у вас возникнет вопрос, запишите его в рабочий лист. На рабочих листах записывают, чтобы хотели узнать на уроке. Потом проговаривают. - прочитаем текст в учебнике - посмотрим на рисунки в учебнике - запишем и сравним особенности строения мхов (Познавательные УУД). Интерес к изучаемой теме (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение ставить задачи на урок

III. Изучение нового (10 мин)

Цели: После просмотра ответят на вопрос; Есть стебель, лист, но нет корней.

1 вариант – кукушкин лен

2 вариант - сфагнум

Как продолжили фразу в тетради? Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Мхи однолетние или многолетние растения? Все ли мхи имеют одинаковое строение?

1) Смотрят электронное приложение к УМК. № 81 Многообразие мхов.

2) В рабочей тетради выполнить задание № 93, 94 № 93 Мох – это высшее растение. №94 Перечислите основные черты строения мхов_____ ( стебель, лист, ризоиды, споры(для размножения)

3) Используя, учебник §14 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна.

4) Через 6 мин рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом. Черты сравнения Кукушкин лен Сфагнум Стебли не ветвистые ветвистые Листья Узкие Более широкие Наличие ризоидов Есть Нет Коробочка Удлиненная Круглая Наличие воздушных клеток Нет Есть Окраска растения Ярко- зеленая Светло-зеленая Количество накапливаемой влаги Небольшое Очень большое Где растет В лесу На болоте Образует ли торф Нет Да

Физкультминутка

5) Интерактивная доска (работа всего класса) Он снизу седоватый, Повыше - зеленей. Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей. На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил в глуши лесной.

6) Какую оценку вы бы поставили автору стихотворения за знанием мхов. ( работа в группе)

7) Выполните задание в тетради № 95.

8) Просмотр анимации электронного приложения № 83 Образование торфа и его использование.

9) Записать в рабочем листе «Как используется торф человеком»

(Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга. (Познавательные УУД) Слушают информацию, делают краткие записи в тетради Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию

IV. Закрепление нового (15 мин)

Цель: 1) Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?

2) Какое строение имеют мхи?

3) Как они размножаются?

4) Чем кукушкин лен отличается от сфагнума?

5) Почему мхи способствуют заболачиванию территории ?

6) Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски сфагнума и кукушкина льна (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). Умение слышать и слушать других

V. Контролирующее задание (4 мин)

Цель: - проверить умение . Тест с использованием системы быстрого тестирования.

1. Кукушкин лен – это: А) многолетнее растение В ) двулетнее растение С ) однолетнее растение

2. По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим споровым растениям: А) есть ризоиды В) есть хлорофилл С) есть стебель, листья

3. Сфагнум отличается от кукушкина льна : А) отсутствием листьев В)отсутствием стебля С) отсутствием ризоидов

4. Благодаря мертвым клеткам сфагнум: А) фотосинтезирует В) проводит питательные вещества С) впитывает воду

5. В чем заключается сходство кукушкина льна и сфагнума? А) есть ризоиды В) есть листья и стебли С) есть корни

6. Отмершие части сфагнума образует полезное ископаемое: А) бурый уголь В) каменный уголь С) торф

7. В военное время сфагнум часто использовали: А) вместо гипса В) как перевязочный материал С) как продукт питания (Познавательные УУД) (Личностные УУД). (Регулятивные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: - Вернемся к высказыванию Альберта Эйнштейна. С какими чудесами земной природы мы сегодня впервые познакомились?

- Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

Оцените свою работу на уроке. Кого бы вы с одноклассников отметили за активную работу на уроке. Проанализируйте на все ли вопросы мы нашли ответы в процессе урока. (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). (Личностные УУД)

Итог урока.

Д\З § 14, в тетради задание № 96 Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось , чтобы вы жили – так, как будто все на свете является чудом!