Технологическая карта урока
МБОУ "Школа №51"
Технологическая карта урока
Журавлева Ксения Евгеньевна
учитель биологии
Технологическая карта урока
Учитель Журавлева Ксения Евгеньевна
Предмет Биология
Класс 8 «Б» класс
Дата урока 18 октября 2016 года
Тема урока Кровообращение
Тип урока Комбинированный
Педагогическая цель
|
Создать условия для формирования представлений о системе кровообращения
|
Тип, вид урока
|
Формирование новых знаний
|
Планируемые предметные результаты
|
Обучающийся будет знать строение и функции сердца, круги кровообращения.
|
Личностные результаты
|
Будут сформированы: интерес к изучению своего организма; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение предмета; навыки обучения; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности
|
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)
|
Регулятивные –научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы, составлять план ответа; получат возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; отвечать на поставленные вопросы; планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей).
Познавательные – научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получат возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приёмы работы с информацией.
Коммуникативные – научиться принимать участие в беседе, использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное введение диалога и участие в дискуссии
|
Формы и методы обучения
|
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, муляжами); практические (составление схем, поиск информации), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
|
Понятия и термины
|
Сердце: предсердия, желудочки. Створчатые и полулунные клапаны. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены. Кровообращение. Малый и большой круги кровообращения.
|
Оборудование и организация образовательного пространства
|
|
Организационная структура урока
Этап урока, цель
|
Методический приём
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Текущий контроль
|
|
осуществляемые действия
|
формируемые умения
|
||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
I.Актуализация опорных знаний.
Проверка опорных знаний
обучающихся, необходимых для изучения нового материала
(5-7 минут)
|
Фронтальная беседа, фронтальный опрос. Организационные словесные приемы: запись плана беседы или ответа, ответ у доски, ответ с места.
|
Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный и индивидуальный контроль. Опрашивает учащихся по домашнему заданию, оглашает оценки.
-Что образует внутреннюю среду организма?
-Рассказать про состав крови и ее функции?
-Какого значение крови для организма?
-Заполнить таблицу: «Строение клеток крови»?
- А как вы думаете, что за орган выполняет функцию передвижения по нашему организму?
|
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников. Дополняют ответчика. Отдельные учащиеся получают задание по заполнению таблицы «Строение клеток крови».
|
Осуществляют анализ ответов одноклассников, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, умеют слушать в соответствии с целевой установкой, самостоятельно работать с материалом ,осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками, дополняя ответы одноклассника, учатся взаимодействовать между собой.
Ученик осознает значимость знаний и решений учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями
|
Устные ответы на вопросы учителя, индивидуальная письменная работа
|
II.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений. Формулирование темы и постановка задач урока. Составление плана работы
(5 минут)
|
Вводная беседа. Работа в рабочей тетради
|
Учитель мотивирует обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
-Почему кровь движется по организму? Как вы думаете, по какому принципу работает наше сердце? Что напоминает вам работа сердца, зная то, что оно работает в течение всей нашей жизни без остановки? Вспомните технику, которая находится в ваших домах и квартирах?
-И так, именно об строении и о кровообращении мы сегодня поговорим.
|
Отвечают на вопросы учителя, слушают мнения одноклассников, формулируют выводы на основе наблюдений.
Вместе с учителем ставят цели, формулируют тему урока, читают текст учебника. Формулируют ответы на основе имеющихся знаний на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников.
|
Наблюдают, осуществляют анализ объекта, взаимоконтроль, сравнивают, строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя, устанавливают причинно-следственные связи
|
Вопросы учителя и устные ответы
|
III.Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу
(25 минут)
|
Беседа по теме урока. Самостоятельная работа. Работа в группах.
Работа в рабочей тетради. Работа по учебнику.
|
Учебник открываем, листик за листиком листаем и в тему о строении сердца нашего вникаем.
Учитель задает вопрос учащимся, демонстрируя муляж сердца человека:
-Сколько камер содержит в себе сердце млекопитающих, в том числе и человека? Какая система кровообращения в нашем организме замкнутая или не замкнутая? Выслушивает обучающихся. Если правильный ответ не дан, сам дает ответы. Сердце человека четырехкамерное, кровеносная система замкнутая, сердце перекачивает кровь в организме, выполняя роль насоса.
Постановка проблемного вопроса: Почему извлеченное из организма сердце продолжает работать?
Показывает учебный фильм «Строение сердца» (30 секунд) https://youtu.be/1W3bza8M6Fg
Учитель задает вопрос:
-Как называются камеры сердца человека?
Учитель рассказывает о сердечно-сосудистой системе, о профилактике заболеваний сердечно -сосудистой системы, и о том, какие причины служат возникновению болезней.
Сердце и замкнутая система сосудов являются органами кровообращения в человеческом организме. Сердце - это полый мышечный орган, подобно насосу, оно перегоняет кровь по двум связанными между собой кругами кровообращения, малому и большому. Сердце располагается в грудной полости, оно находится в середине между правым и левым легкими и слегка смещено в левую сторону.
Рассказывает о строении кровеносных сосудах организма. Записать кратко особенности строения данных типов кровеносных сосудов.
Учитель рассказывает, что сердечная мышечная ткань – единственная в организме ткань, которая обладает качеством нервных волокон, то есть, способна самопроизвольно сокращаться без участия нервной системы, эта называется автоматией. Сердце имеет свой собственный «встроенный» в него механизм возбуждения - это синусно-предсердный узел, предсердно-желудочковый узел, пучок Гиса и волокна Пуркинье. Рассказывает, что сердце работает строго циклично. Время паузы сердца составляет 0,4 секунды, возбуждение (систола) предсердий длится 0,1 секунду, а желудочков 0,3 секунды.
-Гиподинамия - недостаток двигательной активности, ведет к атрофии сердечной мышцы, может развиться ишемическая болезнь сердца (инфаркт). Потому занятия физическими упражнениями очень полезно, как для всего организма, так и в частности для нашего бесценного органа. Курение и алкоголь также убивают сердце. На слайде сердце здоровое и больное, от курения и алкоголизма.
Показ учебного фильма «Работа сердца» (3 минуты) https://youtu.be/XgyfAZ-fXjE
Учитель спрашивает: «Сколько кругов кровообращения в нашем организме и как они называются?» Если не отвечают ученики, отвечает сам: Два круга кровообращения, большой и малый. Рассказывает, о малом и большом кругах кровообращения.
|
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с материалами учебника, фиксируют в тетрадях новые термины и понятия. После просмотра фильма объясняют, что сердце состоит из 4-х камер, двух предсердий левого и правого, и двух желудочков, рассказывают, что, между камерами расположены клапаны которые регулируют направление крови в сердце
|
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ищут и отбирают источники информации, систематизируют информацию. Умеют выделять главное, конспектировать, сравнивать, обобщать
|
Отвечают на вопросы, размышляют, в свои представления включают новые понятия, делают новые знания своими, которые служат человеку надолго, которые пригождаются им в жизненных ситуациях
|
IV.Первичное закрепление изученного материала.
Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
(5 минут)
|
Фронтальная работа с вопросами и заданиями на стр. 83 учебника
|
Подводит учащихся к выводу об уникальности строении и работы сердца. Акцентирует внимание обучающихся на развитии болезней системы кровообращения при употреблении алкоголя, сигарет, и малоподвижного образа жизни
|
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Вставляют в текст пропущенные слова
|
Усвоение новых знаний
|
|
V.Рефлексия учебной деятельности
(3 минуты)
|
Закрепляющая беседа
|
-Что нового вы узнали на уроке?
- Какие моменты урока вас более всего заинтересовали?
- У кого возникли сомнения в получении нового знания?
Раздает обучающимся памятки «Здоровое сердце»
|
Отвечают на вопросы. Один из учащихся зачитывает свою памятку
|
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают своё мнение и позицию
|
Устные ответы
|
VI.Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции
(2 минуты)
|
Фронтальная работа
Домашнее задание
|
Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки
П.17, прочитать параграф и ответить на вопросы 3-6,8, заполнить таблицу: «Кровеносные сосуды»
|
Осуществляет самоанализ деятельности
Записывают задания
|
Читают задание. задают уточняющие вопросы
|
Устные ответы
Наблюдение
|