ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ОРО «РАДУГА»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Центр дополнительного образования «Лад»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО КОМПЛЕКСНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «ОРО «РАДУГА»
(1 год обучения; возраст учащихся 6 – 7 лет)
Составитель: Мельникова О.А. педагог дополнительного образования
Название объединения: «Чудо - мастерская» ( ОРО «Радуга»)
Группа: № 8
Год обучения:первый
Дисциплина: основы этики общения
Педагог: Мельникова Ольга Александровна
Тема: «Вежливость»
Тип занятия: усвоение новых знаний
Продолжительность занятия: 30 мин.
Цель: расширение знаний о доброте, вежливости, вежливых словах, используемых в речи.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой «Волшебное слово»;
- углубить знания о доброте, вежливости;
- научить использовать в устной речи вежливые слова;
- обеспечить мотивацию учащихся на эффективную учебную деятельность.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества: уважение и внимание к окружающим нас людям, терпимость;
- научить уважительному отношению к окружающим нас людям.
Развивающие:
- развивать устную речевую культуру учащихся,
- способствовать через организацию учебного диалога активизации словарного запаса;
- развивать познавательный интерес к художественной литературе.
Дидактический материал: текст рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»; обучающие карточки «Что такое хорошо и что такое плохо» из серии «Уроки для самых маленьких».
Планируемые результаты:
Личностные:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить действия героев с нравственными нормами, формировать собственную позицию поведения учащихся.
Метапредметные:
- регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения по итогам учебного занятия;
- познавательные: формировать умения осознавать значимость художественной литературы; понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения и слушания произведения, поиск фактов, суждений, аргументации), формировать правила бесконфликтных взаимоотношений;
- коммуникативные: формировать умение аргументировать, убеждать и уступать, договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в группе: обсуждать содержание прочитанного произведения, моделировать взаимоотношения.
Предметные:
- моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Применяемые методы, педагогические технологии:
- технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;
- методы построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения.
План занятия:
- Организационный этап
- Актуализация знаний
- Изучение практического материала (чтение рассказа В.Осеевой)
- Физкультурная минутка
- Практическая часть (ответы по содержанию произведения)
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Организационный момент (время проведения 1 мин.) |
Приветствие педагога.
|
Приветствуют педагога
|
Коммуникативные: создание психологически комфортных условий в группе. |
Актуализация знаний (время проведения 4 - 5 мин.) |
Вступительная беседа -Повернитесь друг к другу лицом, улыбнитесь. Пожалуйста, садитесь. Я начала наше занятие с приветствия. Я пожелала вам доброго вечера. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя на занятия? |
Отвечают |
Познавательные: учиться искать и находить ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, обеспечение интереса к изучению новой темы Личностные: формирование эмоционально-волевой сферы ребенка и его собственной позиции поведения. |
Изучения практического материала (время проведения 7-8 мин.) |
Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»
|
Слушают, проявляют эмоциональную реакцию на услышанное
|
Познавательные: формировать умения осознавать значимость художественной литературы; понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения и слушания произведения), поиск фактов, суждений, аргументации. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить действия героев с нравственными нормами, формировать собственную позицию поведения учащихся. |
Физкультурная минутка (время проведения 3-5 мин.) |
«Бабочка», «Вышел мишка на лужайку», «Хомка», «Буратино» |
Дети повторяют движения
|
Здоровьесберегающая технология |
Практическая часть (время проведения 7-8 мин.) |
Проверка первичного понимания содержания произведения и закрепление материала. Ответы на вопросы. - Опишите поведение и настроение мальчика, когда он встретился со стариком. - Вспомните отрывки, в которых говорится об отношении Павлика к родным. -Как Павлик разговаривал с сестрой? (Раздраженно). -Как вёл себя с бабушкой? (Он обижался на неё). -Как общался с братом? (Был назойлив и злился на него). - Каким вы представили главного героя? (Обидчивый, грубый, назойливый…) - Почему Павлик так себя вёл? (Он не знает правил вежливости, не умеет разговаривать с родными и со старшими). - Получается, главный герой не любит своих родных? Не уважает их? - А какие взаимоотношения должны быть в семье? - Как вы думаете, какое слово сказал старик? А что мог еще сказать старик? (Объяснить, что так разговаривать невежливо, как нужно поступать, если хочешь, чтобы твою просьбу выполнили). - Как нужно произносить волшебное слово? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза) Почему? - Что может произойти с героем дальше? - Вспомните реакцию родных Павлика на волшебное слово: «сестра широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала; слово засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке; за столом все замолчали, сестра и бабушка стали просить, чтобы брат взял Павлика с собой; брат рассмеялся, потрепал по плечу, взъерошил волосы». - Как вы думаете, изменится ли теперь жизнь Павлика? Как он будет относиться к своим родным? Почему? - Старичок в сквере действительно волшебник? Какой он человек на самом деле? (Добрый, вежливый) - А что значит быть добрым? - А как вы понимаете слово "вежливость"? Ответы учащихся. -Могут ли слова изменить отношения между людьми? - Продолжите фразы:
|
Отвечают, аргументируют свое мнение |
Познавательные: формировать умения осознавать значимость художественной литературы; понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения и слушания произведения), поиск фактов, суждений, аргументации. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, оценивать свою работу; исправлять и объяснять ошибки. Коммуникативные: формировать умение аргументировать, убеждать и уступать, договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в группе: обсуждать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения. Личностные: формирование эмоционально-волевой сферы ребенка и его собственной позиции поведения. |
Итог занятия. Рефлексия (время проведения 4-5 мин.) |
- С какими волшебными словами мы познакомились сегодня на занятии? - Зачем их необходимо употреблять в своей речи? - Как нужно относится к окружающим нас людям? Вывод: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. |
Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свое мнение. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить действия героев с нравственными нормами, формировать собственную позицию поведения учащихся. Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения по итогам учебного занятия. |
Перечень использования на занятииЭОР
№ п/п |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма представления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающийдоступ к ЭОР |
---|---|---|---|---|
|
Текст рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»
|
печатный материал
|
устная (чтение рассказа)
|
Издательство «Росмэн» (2017) |
|
Обучающие картинки «Уроки для самых маленьких» «Что такое хорошо что такое плохо?» |
наглядный материал |
Наглядно - демонстрационная (рассматривание картинок) |
Издательский дом «Проф – Пресс (2017) |
|
|
печатный материал
|
Устная (использование материалов при подготовке занятия) |
Сборник тезизов XVII городских педагогических чтений: « Художественная литература и дидактическая игра как средства духовно-нравственного воспитания и развития личности дошкольника в условиях дополнительного образования» (Мельникова О.А.) (2018)
|