Технологическая карта совместной дополнительной образовательной деятельности с детьми по легоконструированию и робототехнике
МАДОУ детский сад № 8 " Капелька" г. Красноуфимск Свердловская область
Технологическая карта
совместной дополнительной образовательной деятельности с детьми
по легоконструированию и робототехнике
Санникова Альфия Хусаиновна
педагог дополнительного образования
Тема: конструирование военного самолёта по заданной готовой модели с использованием специальных схем или по начатому образцу.
Возрастная группа: детиседьмого года жизни.
Форма совместной деятельности: конструктивная, коммуникативная, игровая, познавательная, речевая.
Форма организации: подгрупповая.
Учебно методический комплект:
Средства:
Наглядные: иллюстрации, модели самолётов из конструкторов «Первые механизмы» и LEQO «EducationWeDo», схемы сбора модели самолётов из конструкторов «Первые механизмы, вымпел, макет полигона для испытаний самолётов.
Литературные:
Оборудование: конструкторы «Первые механизмы», конструктор LEQO «EducationWeDo» – базовый набор, ноутбук.
Цели:создание условий для формирования уменийконструирования военного самолёта по заданной готовой модели с использованием специальных схем или по начатому образцу.
Информационные источники:Книга учителя для проведения занятий с конструктором LEQO «EducationWeDo»; рабочая программа дополнительного образования по развитию познавательно-исследовательской деятельности и технического творчества посредством легоконструирования и робототехники. Модуль: легоконструированиедля детей 5-7 лет;Фешина Е.В. Конструирование в детском саду. – М.: Сфера, 2012.; интернет ресурсы.
Задачи образовательной программы |
Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей |
Образовательные: 1.Научить детей анализировать готовую модель самолёта и самостоятельно применять полученные аналитические умения при конструировании с применением технологических карт; 2.Проверить умение применять полученные ранее знания и умения на практике: последовательно считывать задания с технологических карт, правильно соединять детали конструктора, конструировать червячную передачу, зубчатые передачи, умение задавать программу по словесной характеристике, менять направление движения конструкции с помощью ремня. Развивающие: 1.Развивать пространственное мышление, умение зрительно детализировать заданную модель, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Воспитательные: 1.Воспитывать самостоятельность, взаимовыручку, целеустремлённость. |
Лещёва Таня, Потеряев Егор, Кузнецова Александра – дети которым необходимо оказать индивидуальную помощь в конструировании макетов. Гамалиев Александр может выполнить дополнительные усложнённые задания при необходимости.
|
Этапы совместной деятельности |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемый результат |
1.Мотивация к деятельности. Цель: Установка эмоционального отклика детей на предстоящую совместную конструктивную деятельность. (3 мин.) |
- Здравствуйте, ребята. - Приближается замечательный праздник, день Победы над фашистскими захватчиками 9 мая. В этот день поздравляют ветеранов войны и устраивают в больших городах парад военной техники. Посмотрите фотографии, сделанные на параде Победы. - Что вы на них видите? В нашем детском саду тоже будет проводиться парад военной техники из легоконструкторов.Хотите принять участие в параде с моделями, выполненными собственными руками? - Тогда начнём готовиться к параду. - Сегодня вы посетите конструкторское бюро и сконструируете военные самолёты по заданной готовой модели с использованиемсхем. Испытаете свою модель на полигоне.Постарайтесь применить все знания и умения, которые вы получили на предыдущих занятиях. - Сегодня лучшие конструкторы, правильно и быстро выполнившие работу, получат переходящий вымпел «Юный конструктор». Хотите его получить? - Для того чтобы вам весело и легко работалось, послушайте маленькое стихотворение и повторите мои движения: Пальчиковая гимнастика: карточка № 3
- Дети, вы готовы отправиться в конструкторское бюро? |
Приветствует детей. Рассказывает о предстоящем празднике Победы 9 Мая. О параде Победы на Красной площади. Демонстрирует фотографии: поздравление ветеранов, парад военной техники на Красной площади. Рассказывает о предстоящем параде военной техники из легоконструкторов в детском саду. Приглашает к участию. Сообщает темуобразовательной деятельности и основные задачи. Проговаривает условия конкурса «Юный конструктор». Создаёт атмосферу весёлого настроения с помощью пальчиковой гимнастики, говорит ритмично слова и показывает движения пальцами. Поднимает детей со стульев и ведёт по кабинету. |
Дети входят в кабинет конструирования и садятся на стульявдоль стены. Здороваются с педагогом. Слушают педагога, рассматривают картинки на мольберте с изображение парада Победы на Красной площади. Включаются в диалог.
Прослушивают условия конкурса.
Выполняют пальчиковую гимнастику совместно с педагогом, повторяя движения.
Встают со стульев и идут за педагогом. |
Дети активно включаются в образовательный процесс. Воспитанники готовы к совместной, самостоятельной деятельности. Эмоционально отзывчивы. Умеет управлять поведением. |
2. Задание.Выбор вида деятельности. Цель: Совместный анализ моделей самолетов. Прослушивание конструктивных задач. Самостоятельный выбор модели для конструирования. Определение конкретных действий. |
- Вот мы с вами пришли в наше конструкторское бюро, где будем создавать модели самолётов. - Какие модели вы видите перед собой? - Первая модель – истребитель, выполнена из конструктора LEQO «EducationWeDo». - Какую военную задачу выполнял этот истребитель? - Этот самолёт, использовался во время войны для нападения и отражения атак противника. Посмотрите картинку с изображением этого самолёта. - Как вы думаете, какие части самолёта у неё подвижны и за счёт чего? - У неё подвижный винт и колеса, они имеют механический привод. В модели использовались шестерёночная и червячная передачи. - Нравится модель? - Для вас имеется часть корпуса модели истребителя. Её нужно дополнить недостающими конструкциями без схемы по готовой модели и испытать, подключив к ноутбуку, где в палитре задан готовый проект. Модель можно осторожно трогать руками, рассматривать и ставить обратно. При затруднении задавать вопросы педагогу. - Задание сложное? - Требуется два человека для конструирования. Кто хочет собрать самолёт? Подходите к столу и приступайте к конструированию.
- Вторая модель очень важного для лётчиков учебного самолёта, который вы видите на картинке, выполнена из конструктора «Первые механизмы». - Зачем нужен был учебный самолёт лётчикам? - Образец вы видите перед собой. Рассмотрите его внимательно. - Как вы думаете, какие детали у неё подвижны? У модели движущиеся элементы – винт и колёса с ручным приводом. С виду простая модель, но собирать её нужно вдвоём с особой осторожностью, детали при нажатии легко распадаются и конструкция нарушается. - Для вас имеются схемы сборки на столах. Модель можно осторожно брать в руки, рассматривать и ставить на место. При затруднении задавать вопросы педагогу. - Хотите попробовать её собрать? - Разбейтесь по два человека и приступайте к работе. - После сборки все модели самолётов приглашаются на полигон для испытательных полётов. |
Подводит к столам. Где стоят конструкторы, готовые образцы моделей самолётов, схемы сбора. Рассказывает о модели истребитель. Демонстрирует картинки с изображением истребителя времён великой отечественной войны.
Проговаривает задание, условия сборки и испытания модели.
Педагог приглашает двух желающих детей к столу.
Педагог демонстрирует модель учебного самолёта, сопровождая демонстрацией картинок с его изображением. Проговаривает задание, условия сборки и испытания модели. Приглашает к конструированию моделей самолётов. |
Дети останавливаются возле макетов самолётов, любуются моделями. Вступают в диалог с педагогом. Рассматривают модели готовых самолётов, соотносят с изображениями на картинках истребителя и учебного самолёта. Анализируют конструкцию. Прослушивают заданное условие сборки и испытания моделей. Двое детей по желанию подходят к столу с конструктором LEQO «EducationWeDo», остальные разбившись на пары, идут к столам с конструкторами «Первые механизмы» и приступают к самостоятельной сборкемоделей самолётов.
|
Внимательно выслушивают конструктивные задачи, поставленные перед ними. Целенаправленно анализируют модель.
Способны принять решение в выборе вида деятельности. Объективно оценивают свои конструктивные способности. Умеют выбирать напарника для совместной деятельности. Возникновение желания созидать, познавать новое. |
3.Практическая деятельность Цель: Применение полученных ранее знаний и умений на практике. Самостоятельно анализировать готовую модель самолёта. Устанавливать последовательность сборки. Сборка. |
- Дети, кому необходима помощь в конструировании, поднимайте руку, помогу в решении возникших вопросов. - Можно обратиться за помощью к другу. Физкультминутка: карточка №3 |
Педагог осуществляет индивидуализацию, оказывает помощь в сборке моделей при условии, если она кому-то понадобится. Фиксирует для себя основные затруднениядетей, умения применять знания на практике, успешность в конструировании. Проводит физкультминутку.
|
Дети самостоятельно выполняют сборку конструкций моделей самолётов с опорой на схемы и готовые макеты самолётов. Оказывают помощь друг другу в моделировании. При необходимости обращаются за помощью к педагогу. |
Развитое аналитическое образное мышление. Точность действий кистей рук. Сформирован навык применения полученных знаний и умений на практике. Самостоятельность, взаимовыручка, упорство. Испытывают радость творчества. |
4.Самоконтроль Цель:Рассмотреть и проанализировать изготовленные модели. |
- Дети, если закончили конструирование, подходите с моделями на испытательный полигондля самолётов. - Кто сидит на трибунах? На трибунах сегодня сидят зрители-легочеловечки. - По команде диспетчера, который сидит в командном пункте ваши модели совершат испытательный полёт. - Но сначала механик проверит правильность сборки ваших моделей самолётов и допустит их полёту. - Помогите механику определить правильность сборки ваших моделей. - Что необходимо изменить в модели из конструктора LEQO «EducationWeDo» для того чтобы модель двигалась назад? Правильно, изменить форму натяжения ремня. - Поиграем в игру: «Самолёты в воздухе рисуют красивые фигуры». По команде диспетчера поднимите свои модели по взлётной полосе в воздух и нарисуйте красивые фигуры. - По завершению полётов все модели приземляются у своего места сбора. Разбираются и укладываются в коробки. |
Педагог приглашает детей на испытательный полигон. Знакомит с профессиями диспетчер, механик. Рассказывает, как будут проходить испытания. Совместно с детьми анализируют качество сборки моделей, присуждают переходящий вымпел «Юный конструктор. Проводит игру: «Испытательный полет».
|
Дети проходят с моделями на полигон. Знакомятся с профессиями диспетчер и механик. Участвуют в анализе моделей самолётов. Учатся объективно оценивать успехи друг друга. Играют в игру «Самолёты в воздухе рисуют красивые фигуры». |
Умеют анализировать свои конструкции. Находят свои ошибки. Делают выводы. Умеют объективно оценивать результаты деятельности других. |
5. Рефлексия. Цель: Самооценка результата |
- Дети, понравилось вам быть конструкторами моделей самолётов? - Что понравилось особенно? - Какие затруднения при моделировании возникли? - С каким настроением вы уйдёте в группу? |
Педагог задаёт детям вопросы для самооценки. |
Дети вступают в диалог, высказывают свои мнения о прошедшей конструктивной деятельности, оценивают результативность. |
Способность оценить свою деятельность. Выявитьвозникшие трудности. Определить своё настроение |
6. Открытость. Цель: Умение обсуждать и планировать дальнейшую совместную и индивидуальную деятельность |
- Дети, что вы будете делать для того чтобы принять участие в параде Победы в детском саду? - Я вам дарю на память раскраску с моделью самолёта. |
Обсуждает с детьми проект дальнейшей индивидуальной и совместной деятельности в подготовке к предстоящему параду военной техники.
|
Дети высказывают своё мнение. Планируют свою и совместную дальнейшую деятельность. |
Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умеют планировать и продолжать свою деятельность. |