Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности «Чистая вода»

МАДОУ № 3 «Морозко», город Северодвинск Архангельской области

 

Технологическая карта совместной деятельности по «Познавательному развитию» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей 4-5 лет

Тема: «Чистая вода»

 

 

Терентьева Елена Анатольевна

Воспитатель

 


 

Цель: познакомить детей 4 – 5 лет с разнообразными способами очисткой воды при помощи разных предметов

Задачи:

  1. Учить детей проводить исследовательские действия по очистке воды, получать и сравнивать результаты эксперимента
  2. Закрепить знания детей о значимости воды в жизнедеятельности человека, для природы
  3. Стимулировать умение делать выводы с небольшой помощью взрослого
  4. Развивать детскую активность и инициативность, умение взаимодействовать в деятельности
  5. Активизировать речевое развитие

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

 Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

Этап

Задачи

Содержание деятельности педагога

Используемые формы организации деятельности, методы и приемы

Деятельность детей

Результат

Психологический настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводно – организационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивационно –

Побудительный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация

 

 

 

 

 

 

 

Практическое воплощение замысла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап. Рефлексия.

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

 

 

 

Организация направленного внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимулирование детей к высказываниям

 

 

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент

 

 

 

 

Стимулирование детей к высказываниям.

 

Проблемная ситуация.

 

 

Формирование представлений о предстоящей деятельности

 

 

 

 

Создание атмосферы заинтересованности

 

 

 

 

Организация поисково – исследовательской деятельности

 

Обучение способам экспериментальной деятельности, умению выполнять инструкцию, делать выводы

 

 

-вопросы к детям

-проведение опытов

 

-взаимоконтроль

-опорные картинки оборудования выставляются на магнитную доску

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация опыта воспитателем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Задание на перспективу совместно с родителями

 

 

 

 

 

 

  • Смена вида деятельности

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов деятельности. Обобщение полученного ребенком опыта.

 

 

 

Дальнейшее развитие игровой, познавательно-исследовательской деятельности

Приветствие, знакомство.

-Доброе утро.

Поздоровайтесь с гостями, проходите, садитесь  на коврик в позу коррекции

 

 

 

 

Рассказ воспитателя сказки о воде в сопровождении с демонстрацией картинок по сюжету на магнитную доску.

«Жила-была капелька – подставьте ладошку, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. 

Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла,  стала Паром и превратилась в облачко. Облачко  поднялось высоко-высоко над землей и спросило у Солнца: 
- Зачем ты меня высушило, я хотела сделать природу красивой? 

Солнце ответило:

- Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро! Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь. Тогда обернулось облачко  Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки. Все люди и животные радостно закричали: спасибо тебе, живая водичка!

Обрадовался ручеек и потек дальше, на пути увидел озеро невдалеке большого города.

Около озера стоял маленький чумазый утенок и плакал…

-Как вы думаете, почему плакал утенок? (ответы предположения детей)   Тогда слушайте дальше.

-Утенок очень любил плавать на этом озере, любоваться цветами - белыми кувшинками.

Но,  однажды около озера построили большой город и много заводов, вся вода сливалась в это озеро, и оно стало грязным. Утенок из красивого желтого превратился в чумазого, а любимые кувшинки перестали цвести и распускаться.

 

- Что же делать? Оставить утенка со своей бедой? (Можно помочь.)

- Как ему помочь? (Очистить озеро.)

- Как вы думаете, возможно ли очистить воду и сделать ее прозрачной?

 

 

 

 

-Чтобы точно ответить на этот вопрос, предлагаю отправиться в лабораторию.

-Кто со мной хочет провести исследование по очистке грязной воды? Тогда, наденьте специальные шапочки, мы будем исследователи. Разрешите, я буду старшим исследователем.

 

 

-Занимайте места. В лаборатории есть правила: не шуметь, содержать в порядке рабочее место, точно выполнять инструкцию старшего исследователя.

-Сначала рассмотрим, какие предметы есть в нашей лаборатории: стакан с водой  из озера утенка. Какая там по цвету вода? Грязная. На подносе пустые  стаканы с номерами, что еще видите? Сито, воронка, салфетки, чтобы вытирать руки.

 

-Как вы думаете, с помощью каких предметов можно  очистить воду и сделать ее прозрачной? Как ты думаешь? (Выставляю на магнитную доску карточку с предметом, который навал ребенок)

Опыт 1.

 - Каждый из вас, выберет любой предмет, с помощью которого думает, что вода станет чистой.

- Пододвиньте к себе стакан под номером 1, аккуратно сверху поставьте воронку или сито и налейте воду из озера утенка до красной полосочки – метки. Очень осторожно снимите воронку, сито и положите в  тарелочку. Что – нибудь изменилось? (ответы детей) Что не пропустила воронка? Большие камешки, мусор. Изменился цвет? Нет. С помощью чего ты пропускал воду?

Опыт 2.

- Посмотрите, какая у меня получилась вода, хотите узнать, что я использовала?

-Положила сито, в него разложила марлю, сверху ямочкой поместила вату и аккуратно наливала воду.

-Кто хочет попробовать?

-Пододвиньте стаканчик под номером 2, кто использовал сито и оно грязное, уберите с помощью салфетки весь мусор. На чистое сито разложите марлю, сверху положите вату так, чтобы получилась ямочка и наливайте по – тихоньку воду. Вода течет или капает в стаканчик? (капает медленно).

.-Уберите всё на тарелочку. Что осталось на вате? Сравните, какая стала вода. В каком стакане вода чище? Через что мы пропускали в него воду?

-Как видите, чтобы очистить воду надо использовать сложную конструкцию, приложить много сил.

-В баночке могут остаться небольшие песчинки, но, чтобы их вообще не было, используют специальные фильтры. Что это такое и какие они бывают, я вас попрошу узнать дома в энциклопедиях или вместе с родителями в интернете. А сейчас наша лаборатория закрывается. Кем вы были? Что очищали? Снимите шапочки.

-Как вы думаете, светлая и чистая вода в стаканчике под номером 4 понравится утенку?

 

-Тогда возьмите свои стаканчики с самой чистой водой, пойдемте ей наполним водоем. Позовите гостей к чистому водоему.

-Вы думаете, смогут в такой воде распускаться кувшинки? Возьмите по нераспустившемуся цветку и опустите в воду. Наблюдайте, что происходит? Цветы распускаются? Почему они распускаются? (чистая вода)

-А еще почему? Из чего сделаны волшебные кувшинки? (из бумаги)

Бумага лёгкая, но когда она намокает, становится тяжелой и лепесточки опускаются. Но об этом мы поговорим в нашей лаборатории в следующий раз.

Чистая вода жизнь принесла

Маленький утенок снова желтым стал и на озеро купаться побежал…

Мы не будем мешать утенку наслаждаться чистым водоемом.

 

 

Приветствие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подставляют свою ладонь, на которую воспитатель из пипетки капает небольшую капельку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей, побуждение к высказыванию собственных мыслей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей

 

 

 

Дети высказываются, осознают и принимают поставленную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети и воспитатель за столами.

Рассматривают предметы и оборудование на столах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения

 

 

Совместно с воспитателем выполняют задания (эксперимент)

 

 

Ответы детей по поводу деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установление контакта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привлечение произвольного внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установление контакта со взрослым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Привлечение внимания к предстоящей деятельности

 

Развитие диалогического общения

Самостоятельная мотивация детьми  к предстоящей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запоминание информации, необходимой для успешного проведения эксперимента

 

Воспроизведение информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация разговора – диалога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ, выводы

Выражение результата в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ, выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установление причинно – следственных связей

Анализ и сравнение

 

 

 

Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка.

Создание атмосферы радости от успешного выполнения работы.

 

 Осознание себя как участника познавательного процесса.

 

 

 

 

 

 

Развитие игровой, познавательно – исследовательской деятельности на перспективу

 

 Получение нового игрового опыта.