Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Статья «Музыка, как средство художественно- эстетического воспитания дошкольника»

«Музыка, как средство художественно-эстетического развития дошкольника»

Перкова Светлана Викторовна,

Музыкальный руководитель МДОУ ДС

Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба

                                                                                                 Свинухова Ирина Юрьевна,

Музыкальный руководитель МДОУ ДС

Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества. Искусство считается художественным творчеством, продуктами которого являются специальные духовные эстетические ценности.  В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу,  цирк, кинематограф, скульптура, архитектура, фотография, а также декоративно-прикладное искусство, графика и многое другое,  объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными формами воспроизведения действительности.

У каждого вида искусства есть свой язык, свои выразительные средства. В живописи рисунок и краски.  Умело пользуясь им, художник создаёт картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов. Поэтическое слово это выразительное средства искусства поэзии. Основой танцевального искусства – является танец, пластика жестов и движений. Язык музыки  это звуки, интонация. Но существуют общие средства художественной выразительности к  общим  средствам  художественной  выразительности,  как  известно, относятся:  композиция,  форма,  ритм, пропорции,  фактура,  цвет,  тон,  интонация  и  др.  Они  могут  существенно усилить  воздействие  художественного произведения,  повлиять  на  отношение  человека,  вызвать  определенные образы,  ассоциации,  воспоминания.

Композиция - это построение художественного произведения, которое придает произведению целостность и гармоничность. Но, а форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, а так же стихотворная форма.

            Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность».

Ритм  сложился  под  влиянием  деятельности  человека:  шага,  танца,  заклинания,  плача-причета,  укачивания ребенка,  бытовой  речи,  этапов  работы,  Ритм  подсказывает  и  природа: сердцебиение  и  пульс  живого  организма,  пение  птиц,  движение  морских  волн  и  т. п.  Такие  ритмы  понятны всем  людям.  С  помощью  ритма  можно  выразить  состояния  покоя  и  безмятежности,  величия  и  стабильности, суетливости  и  испуга.

Фактура от лат. Factura- обработка, строение. 
         Нужно отметить, что в  изобразительном  искусстве  фактура  - это  характер  обработки  поверхности изделия  декоративно-прикладного  искусства, 
скульптуры или живописной плоскости, способ передачи  особенностей  реальных  предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.  Это    и  совокупность  технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных  слоев,  удары  резца,  полировка.

В  музыке  под  фактурой  понимают  характер,  совокупность  средств  музыкального изложения, склад,  тип  взаимоотношений различных  голосов  музыкальной  ткани:  гармоническая  (аккордовая),  в  которой  голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая,  в  которой  каждый  голос  самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

Хочется более подробно раскрыть музыкальные средства выразительности.

 Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности  ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

Темп - выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).

Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Воздействие искусства усиливается, если есть взаимодействие видов: музыки, живописи, художественной литературы. Такое взаимодействие искусств называют «Синтезом», который способствует взаимообогащению, усиливает  эмоциональное воздействие на личность.

В своей музыкальной педагогической деятельности мы используем программу «Синтез», авторы которой Т.Г. Рубан, М.Л. Петрова, К.В. Тарасова. Благодаря этой программе музыкальные занятия проходят интересно по содержанию, эмоционально насыщенны. Занятия включают в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно: слушание музыки,  чтение стихов, художественная проза, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальные движения, рисования. Для лучшего восприятия музыки детям предлагаются  слайды высокохудожественных произведений изобразительного искусства и поэзии.

В заключении хочется сказать словами немецкого писателя, драматурга, поэта, прозаика, теоретика искусств Бертольта Брехта: «Все виды искусства служат величайшему из искусств – искусству жить на земле».