Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»
25.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая полководцам Великой Отечественной войны «Их...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от...
23.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории битвы за Москву «По Красной площади идёт в шинель одетая Россия...
21.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории и статьям Конституции Российской Федерации «Каждый гражданин...
20.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая хищным птицам (из цикла «Приключения...

Статья: «Игры, которые лечат»

г. Москва, ГБОУ школа №7 СП-5

 

«Игры, которые лечат»

 

Рязанцева Юлия Ивановна

Воспитатель

 

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

Укрепление здоровья, снижение детской заболеваемости.

Область применения:

Группы детского сада

Возраст обучающихся (воспитанников):

3-5 лет

Ожидаемые результаты:

Снижение детской заболеваемости, закаливание организм, укрепление иммунитета.

Формы и методы реализации:

Игротерапия

Тематическое содержание:

Роль психоэмоционального состоя­ния ребенка для оздоровления.

Игры при заболева­ниях дыхательной системы.

Игры при заболева­ниях сердечно-со­судистой системы

Игры после перене­сенных инфекцион­ных заболеваний

Перечень литературы для обучающихся и педагогов:

  1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячом: Методическое пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136с.
  2. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис - пресс, 2003. – 192 с.
  3. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов – н. / Д: Феникс, 2001 -256 с.
  4. Немов Р.С., Психология, словарь – справочник (в 2-х частях). - М., 2003

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала:

Уравновешивание нервных процессов

Укрепление тормозных реак­ций

Координация движений рук

Развитие координации движе­ний

Повышение эмоционального тонуса.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

не требуется

Перечень использованной литературы:

  1. Немов Р.С. Общая психология- М., 2001
  2. Общая психология/ Под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002
  3. Психология/ Под редакцией А.В.Крылова. - М., 2001
  4. Современные проблемы физической культуры и спорта // Материалы VII научной конференции молодых ученых. / Отв. редактор С.В. Галицын. – Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2004. – 212 с.

Содержательная часть

«Игры, которые лечат»

Болезни - штука неприятная. Особенно детские. Дети очень не лю­бят лечиться, поэтому, как только первые «горячие денечки» остаются позади, они требуют немедленного прекращения постельного режима, считая его делом скучным и совсем необя­зательным Жизнерадостные и бодрые малыши гораздо лучше справляются с инфекцией и быстрее поправляются, а некоторые подвижные игры не только поддерживают хорошее настроение, но и умеют лечить!

   Когда ребенок заболевает, то это становится общей бе­дой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми си­лами стараемся помочь ребенку: об­следуем его, лекарства, стараемся обеспечить покой.

   Это все правильно при сложном течении заболевания. Однако есть еще ряд моментов, которые усколь­зают от нашего внимания. Так, очень важную роль играют психофизиоло­гические особенности детского орга­низма. Психоэмоциональное состоя­ние играет положительную роль в оздоровлении. Если у взрослых лю­дей более 70% заболеваний имеют психосоматическую основу, т.е. за­болевание является реакцией орга­низма на наши эмоциональные про­блемы, то дети зачастую «отвечают» болезнью на беспокойство и озабочен­ность. Этот негативный эмоциональный фон мешает выздоровлению ребенка.

   Другая особенность организма ребен­ка — постоянный рост органов. Следова­тельно, развиваются интенсивнее те мышцы, к которым направлен более сильный приток крови, т. е. к органам, находящимся в движении. Кроме того, известно, что мышечная система в ран­нем возрасте имеет тесную связь с глав­ными регуляторными механизмами. Ог­раниченное движение негативно сказы­вается не только на больном органе, но и на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движе­ний (ребенок болеет или только что вы­здоровел, и ему нужен покой) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раз­дражений, возникающих во время дви­жения и воспринимающихся нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий го­ловного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ос­лабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. А значит, ослаб­ляется организм в целом, что ведет к бо­лее частым заболеваниям.

   Эти наблюдения о роли движения в развитии и здоровье человека нашли отражение в целой области медицины — лечебно-профилактической физ­культуре. Однако психика ребенка, осо­бенно в раннем возрасте, устроена так, малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные уп­ражнения. Ребенку должно быть инте­ресно заниматься. Именно поэтому существуют адаптированные, изменен­ные в виде игры - упражнения по оздоров­лению и профилактике заболеваний. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способст­вуем всестороннему, гармоничному фи­зическому и умственному их развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и мет­кости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепля­ют иммунитет.

  Во время игры часто возникают нео­жиданные, смешные ситуации. Это вы­зывает искреннюю радость у детей. Непринужденная веселая ат­мосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфе­ре любви и заботы. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.

Легкие игры можно чередовать с бо­лее сложными, это позволит разнообра­зить занятия. Но следует учесть, что оз­доровительный эффект от игр возможен лишь при частых и длительных занятиях (3—4 месяца по 2—3 раза в день).

Игры при заболева­ниях дыхательной системы.

 «Пастушок дудит в рожок»

Цель. Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного но­сового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Материалы. Рожок, дудочка.

Ход игры. Попросите ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы «созвать всех коров». Покажите, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть.

«Шарик лопнул»

Цель. Восстановление носового ды­хания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.

Ход игры. Предложите ребенку «на­дуть шарик»: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух но­сом, выдуть его в воображаемый шарик через рот — «ффф....», медленно соеди­няя ладони под «шариком». Затем ребе­нок пусть хлопнет в ладоши — «шарик лопается». «Из шарика выходит воздух»: ребенок произносит звук «шшш...», скла­дывая губы хоботком и опуская руки на колени. «Шарик надувают» 2-5 раз. За старание ребенок получает фант. Следи­те, чтобы вдох ребенка был глубоким, а во время игры не возникало чрезмерного эмоционального возбуждения.

«Перышки»

Цель. Тренировка навыков правиль­ного носового дыхания, укрепление мышц рта.

Материалы. Веревка, 2 стульчика, перышки.

    Ход игры. Натяните веревку между стульями и привяжите к ней перышки. По­садите ребенка на расстоянии 50 см напро­тив перышек. Предложите ребенку по сиг­налу, сделав глубокий вдох, сильным выдо­хом сдуть одно перышко, а затем и другое, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуще­ствить сильный выдох, губы нужно сло­жить узкой трубочкой, а щеки надуть.

«Мышка и Мишка»

Цель. Формирование глубокого рит­мичного вдоха и выдоха, развитие коор­динации движений, укрепление мышц позвоночника.

Ход игры. Воспитатель показывает движения и произносит слова:

—      У Мишки дом огромный.
(Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, по­смотреть на руки вдох.)

— У мышки — очень маленький.

(Присесть, обхватив руками коле­ни, опустить голову — выдох- с произ­несением звука «шшш...».)

—Мышка ходит (Ходим по комнате.)

В гости к Мишке,

Он же к ней не попадет

Следите за четкостью и координацией движений ребенка.

«Косари»

Цель. Развитие мышц плечевого по­яса, формирование правильного дыха­ния, чувства ритма.

Ход игры. Предложите ребенку «по­косить траву». Исходная поза: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы показы­ваете, как «косить», и читаете стихи, а ребенок со слогом «зу» переводит руки махом в сторону (влево — выдох, затем вперед, вправо — вдох):

—      Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву,
Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Затем предложите ребенку встрях­нуть руки в расслабленном состоянии и повторить игру 3-4 раза.

«Поезд»

Цель. Улучшение функции дыхания, умение реагировать на сигнал.

Ход игры. Предложите ребенку отпра­виться в путешествие, превратившись в «вагончики». Сто­ящий впереди изображает паровоз. Эту роль может, выполнить первый раз сначала взрослый. Он гудит и отправляется в путь.

«Вагончики» слегка сгибают руки в лок­тях. Подражая гудку («гу, гу»), они начина­ют двигаться вперед сначала медленно, затем ускоряют шаг и бегут. После слов взрослого «Поезд приехал на станцию» все замедляют ход и начинают двигаться задом до сигнала «Приехали».

Игры при заболева­ниях сердечно-со­судистой системы

«Пальчик о пальчик»

Цель. Уравновешивание нервных процессов, укрепление тормозных реак­ций, выполнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры. Ребенок сидит перед вами. Под вашу песенку повторяет за вами дви­жения:

—      Пальчик о пальчик тук да тук, (По­вторить 2 раза.)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопают в ладоши.)

Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)

- Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.)

Пальчик о пальчик тук да тук! (Повторить 2 раза.)

Игры после перене­сенных  инфекцион­ных заболеваний

«Заинька- паинька»

Цель. Развитие координации движе­ний, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выпол­нять команды.

 Ход игры. Встаньте напротив ребен­ка и попросите его повторять движения в соответствии со словами песни:

— Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись, (Кланяется в разные стороны.)

Вот так, вот сяк поклонись.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, вот сяк по­вернись. (Поворачива­ется, руки на поясе.)

Заинька, топни нож­кой, серенький, топни ножкой.

Вот так, вот сяк топни нож­кой. (Топает по очереди каждой ногой.)

Взрослый следит за пра­вильным выполнением дви­жений. Наблюдает, чтобы не было переутомления и сверхвозбуждения.