Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»
25.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая полководцам Великой Отечественной войны «Их...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от...
23.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории битвы за Москву «По Красной площади идёт в шинель одетая Россия...
21.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории и статьям Конституции Российской Федерации «Каждый гражданин...
20.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая хищным птицам (из цикла «Приключения...

Статья: «Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей»

г. Москва, ГБОУ школа №7 СП-5

 

«Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей»

 

Рязанцева Юлия Ивановна

Воспитатель

 

Пояснительная записка.

Цели и задачи:

Профилактика агрессии у детей.

Область применения:

Группы детского сада.

Возраст обучающихся (воспитанников):

3-5 лет.

Ожидаемые результаты:

Снижение детской агрессии.

Формы и методы реализации:

Игротерапия.

Тематическое содержание:

Истоки детской агрессивности.

Факторы, способствующие укреплению агрессивных форм поведения у ребенка.

Причины вспышек детской агрессивности.

Перечень литературы для обучающихся и педагогов:

  1. Зеньковский В.В. Психология детства – Екатеринбург, 1995.
  2. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.
  3. Колосова С.Л. «Детская агрессия» - СПб.: Питер, 2004.
  4. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Просвещение, 1997.
  5. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. – М., 1994.
  6. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») - М.: Арко, 2009.
  7. Лютова Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнимы и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Педагогика, 2000.
  8. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. Москва – Воронеж. – 2007.

Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала:

Умение общаться, разрешать конфликты и возникающие ситуации без агрессии.

Необходимое материально-техническое обеспечение:

не требуется

Перечень использованной литературы:

Зеньковский В.В. Психология детства – Екатеринбург, 1995.

Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.

Колосова С.Л. «Детская агрессия» - СПб.: Питер, 2004.

Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М.: Просвещение, 1997

Чистякова М.И. «Психогимнастика»

Истратова О. «Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники».

Содержательная часть

Игротерапия, как средство профилактики агрессии у детей.

Истоки детской агрессивности

Начнем с небольшого эпизода из жизни детей. Песочница. Малыши увлечены игрой, пересыпают, копают, пытаются что- то мастерить. Один малыш берет игрушку другого. Хозяин незамедлительно реагирует и пытается отнять. Дело заканчи­вается дракой и истошными криками обоих.

Откуда в малышах столько агрессии?! Почему нет даже попытки договориться? Ответов много, и каждый из них за­служивает внимания.

Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких воспитателей подвержены более частым и яр­ким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей дей­ствительности. Если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей пра­воты воспитатели прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение воспитателей с ребенком и друг с другом — это самый первый и значимый образец для ребенка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе ваш малыш отвечает вам вашими же словами и действиями.

Есть и еще одно объяснение агрессивности. «Агрессия как механизм преодоления препятствий, возникающих на жиз­ненном пути» . Как отмечает Степанов, «способы конструк­тивного разрешения проблемных ситуаций сами по себе слиш­ком сложны и усваиваются в ходе становления личности». Агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знако­ма, а главное, доступна.

Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребенок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эф­фективен. И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить...

Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера — это вопрос. Но прежде нам нужно разобраться в своем, воспитательском поведении. Всегда ли мы адекватны в отношениях с ребенком и верно ли мы оцениваем его поведение? Об этом и пойдет речь в следующей беседе.

Агрессия — стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей сред­ствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.

Факторы способствующие укреплению агрессивных форм поведения у ребенка:

  • грубое, жестокое обращение с ребенком,
  • привлечение ребенка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.,
  • просмотр боевиков, сцен насилия как в художествен­ных, так и в мультипликационных фильмах,
  • одобрение агрессивного поведения как способа реше­ния конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»     

Причины вспышек детской агрессивности

Прежде чем делать вывод о поведении ребенка и, в част­ности, его агрессивных формах, давайте посмотрим на себя со стороны, а может, мы сами даем к тому повод?!

Речь пойдет об ответных реакциях ребенка на наши ошибки в общении с ним. Всегда ли мы внимательны к особенностям развития малыша? Не слишком ли мы требовательны к нему?

Мы хотим, чтобы 3-годовалый ребенок находил конст­руктивные способы выхода из конфликта. Мы в 10 раз старше него, но всегда ли мы правы, конфликтуя с малышом? Давай­те посмотрим...

Зачастую агрессивное поведение малыша — реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если ма­лыш тихо играет, занят сам собой, воспитатели в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются де­лами. А вот если ребенок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться, воспитатели реагиру­ют мгновенно — нравоучительными беседами, окриками и, нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Необходимо найти время для занятий с ребенком — и вспышек гнева будет меньше.

Большой вред формированию произвольного (осознанного и контролируемого) поведения наносит воспитательская непо­следовательность в воспитании ребёнка. Сегодня вы счастливы, довольны жизнью, и малышу можно все, любой его поступок вызывает у вас умиление и восхищение. А назавтра — уста­лость,  и детские забавы начинают вас раздражать, ребенку все нельзя. Тут и взрослому впору запу­таться, а малышу и подавно. Его ответ — агрессивные реак­ции: «нельзя, а я все равно буду!»

Это основные, но далеко не все формы воспитательского по­ведения, вызывающие агрессивные реакции у ребенка, реак­ции защиты, самоутверждения, страха перед непонятной си­туацией.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Правила воспитательского поведения, способствующие снижению детской агрессивности

  1. Будьте внимательны к чувствам и желаниям  малыша.
  2. Адекватно оценивайте возможности ребенка.
  3. Стремитесь вовремя, не навязчиво и без излишних на­ставлений оказывать малышу необходимую помощь.
  4. Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам. .
  5. Умейте идти на компромисс.
  6. Будьте последовательны в воспитании ребенка. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
  7. Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с ко­торым согласны все, кто участвует в воспитательном процессе.