Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Специальная индивидуальная образовательная программа» ​

КОУ РК «Сарпинская коррекционная школа-интернат»

Автор: Москаленко Елена Павловна, учитель-логопед

«Специальная индивидуальная образовательная программа» ​

Структура специальной индивидуальной образовательной программы

  • Данные о ребенке
  • Логопедическая характеристика
  • Базовые учебные действия
  • Формы организации учебного процесса
  • Содержание предмета
  • Ожидаемые результаты освоения предмета
  • Личностные результаты освоения коррекционного курса
  • Календарно-тематическое планирование
  • Программа сотрудничества с семьей
  • Мониторинг достижений
  • Средства мониторинга

Данные о ребенке

ФИО ребенка:

Возраст ребенка:

Место жительства:

Мать:

Отец:

Год обучения

Ступень обучения:1

Группа (особые потребности): 1

Логопедическая характеристика

Девочка поступила в школу в ноябре 2016 года, по заключению ЦПМПК. До этого не обучалась, находилась дома с мамой. Регулярно, с 6 лет, проходили  стацлечение в реабилитационном центре г. ___________. Со слов мамы динамика незначительная. При комплексном медикаментозном лечении появились вокализации. Для перемещения по улице используются костыли и инв. Коляска. Дома (со слов мамы) девочка ползает, иногда сама может залезть на диван. Дома установлен Вертикализатор. При двусторонней поддержке под руки – передвигает ногами, неуверенно шагает, может пройти 5-6 метров, но устает. Семья благополучная, помимо М. в семье еще два ребенка без отклонений,  М.  старшая. Болезни в период беременности мама отрицает (данных нет). При родах гипоксия плода.

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) системным недоразвитием речи.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается ползком,  ходит с помощью сопровождающего (мамы). Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса,  нуждается в уходе и присмотре.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью (со слов мамы).

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с  умственной отсталостью, имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (7-10 мин) быстро истощается. девочка с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, отворачиваться, махать руками. На занятиях иногда садится в специальное кресло, быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.

Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью.  Отмечается грубое нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к., по Заключению ПМПК, согласно протоколу обследования у ребенка системное недоразвитие речи, дизартрия, двусторонняя нейросенсорная тугоухость II –IV степени. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства.  При глотании поперхивается, отмечена гиперсаливация. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (отворачивается, машет руками). Незнакомые ощущения  или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, учителя-логопеда. Наиболее привлекательны для М. занятия со звуковым сопровождением, использованием ярких привлекательных шумовых пособий. Любит играть с колючим мячом Су-джоку, лентами, бубном, прищепками.

Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (с помощью взрослого), находит предмет глазами, фиксирует взгляд на предмете 2-3 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы.

М.  может самостоятельно взять кубик, мячик в руку и переложить на другое место.  Характер действий с предметами: преимущественно хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулиру­ет предметами неупорядо­ченно, не отбрасывая ненужные вари­анты, не выделяя существенные при­знаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Хват слабый. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза. Общение не устойчивое, восприятие и внимание к чужой речи снижено. Понимание инструкций затруднено, необходимо повторять. Хорошо улавливает интонацию. Общеупотребительной речи нет, отмечается использование нескольких односложных слов: «да», «на». Научилась соотносить несколько гласных звуков с графическим изображением буквы, утрированно артикулирует звуки А, О. Доступно понимание простых предложений по сюжетной картинке: «покажи, где на картинке, Аня ест?», «покажи, где Ваня спит?». Узнает и различает предмет среди других предметов.

Логопедическое заключение: СНР, дизартрия.

Базовые учебные действия

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием программы и включает следующие задачи:

  1. Формирование учебного поведения:
    • Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
    • Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
    • Использование по назначению учебных материалов;
    • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2.Формирование умения выполнять задание:

  • В течение определенного периода времени,
  • От начала до конца,
  • С заданными качественными параметрами.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в программу с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит  на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Формы организации учебного процесса:

Принцип построениязанятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Занятия проводятся дома, 2 раза в неделю. Количество часов - 2 академических часа.

Организация и проведение занятий строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;

Виды деятельности обучающегося на занятии:

- наблюдение;

- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ);

- игры-имитации, жестово-образные игры;

- штриховка с помощью учителя;

- предметно-практическая деятельность: складывание,    перекладывание, вставление, нанизывание, сминание, разрывание предметов.

Содержание предмета

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),  благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками с учетом его индивидуальных возможностей и психофизического состояния, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

Сроки освоения образовательнойпрограммы определяются индивидуальными возможностями ребенка.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Минимальный уровень:

  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
  • Реагирование на собственное имя.
  • Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
  • Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
  • Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)

Достаточный уровень:

  • Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)      
  • Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).

СМОТРЕТЬ РАБОТУ