«Специальная индивидуальная образовательная программа»
КОУ РК «Сарпинская коррекционная школа-интернат»
Автор: Москаленко Елена Павловна, учитель-логопед
«Специальная индивидуальная образовательная программа»
Структура специальной индивидуальной образовательной программы
- Данные о ребенке
- Логопедическая характеристика
- Базовые учебные действия
- Формы организации учебного процесса
- Содержание предмета
- Ожидаемые результаты освоения предмета
- Личностные результаты освоения коррекционного курса
- Календарно-тематическое планирование
- Программа сотрудничества с семьей
- Мониторинг достижений
- Средства мониторинга
Данные о ребенке
ФИО ребенка:
Возраст ребенка:
Место жительства:
Мать:
Отец:
Год обучения
Ступень обучения:1
Группа (особые потребности): 1
Логопедическая характеристика
Девочка поступила в школу в ноябре 2016 года, по заключению ЦПМПК. До этого не обучалась, находилась дома с мамой. Регулярно, с 6 лет, проходили стацлечение в реабилитационном центре г. ___________. Со слов мамы динамика незначительная. При комплексном медикаментозном лечении появились вокализации. Для перемещения по улице используются костыли и инв. Коляска. Дома (со слов мамы) девочка ползает, иногда сама может залезть на диван. Дома установлен Вертикализатор. При двусторонней поддержке под руки – передвигает ногами, неуверенно шагает, может пройти 5-6 метров, но устает. Семья благополучная, помимо М. в семье еще два ребенка без отклонений, М. старшая. Болезни в период беременности мама отрицает (данных нет). При родах гипоксия плода.
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) системным недоразвитием речи.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, ребенок передвигается ползком, ходит с помощью сопровождающего (мамы). Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса, нуждается в уходе и присмотре.
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью (со слов мамы).
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с умственной отсталостью, имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (7-10 мин) быстро истощается. девочка с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, отворачиваться, махать руками. На занятиях иногда садится в специальное кресло, быстро устает, сползает вниз. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся изображению.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.
Языковые средства несформированны, ребенок не владеет речью. Отмечается грубое нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к., по Заключению ПМПК, согласно протоколу обследования у ребенка системное недоразвитие речи, дизартрия, двусторонняя нейросенсорная тугоухость II –IV степени. Девочка понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. При глотании поперхивается, отмечена гиперсаливация. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (отворачивается, машет руками). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, резкое повышение тонуса конечностей, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, учителя-логопеда. Наиболее привлекательны для М. занятия со звуковым сопровождением, использованием ярких привлекательных шумовых пособий. Любит играть с колючим мячом Су-джоку, лентами, бубном, прищепками.
Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (с помощью взрослого), находит предмет глазами, фиксирует взгляд на предмете 2-3 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы.
М. может самостоятельно взять кубик, мячик в руку и переложить на другое место. Характер действий с предметами: преимущественно хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об парту, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук только при стимуляции и помощи педагога. Хват слабый. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза. Общение не устойчивое, восприятие и внимание к чужой речи снижено. Понимание инструкций затруднено, необходимо повторять. Хорошо улавливает интонацию. Общеупотребительной речи нет, отмечается использование нескольких односложных слов: «да», «на». Научилась соотносить несколько гласных звуков с графическим изображением буквы, утрированно артикулирует звуки А, О. Доступно понимание простых предложений по сюжетной картинке: «покажи, где на картинке, Аня ест?», «покажи, где Ваня спит?». Узнает и различает предмет среди других предметов.
Логопедическое заключение: СНР, дизартрия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием программы и включает следующие задачи:
- Формирование учебного поведения:
- Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2.Формирование умения выполнять задание:
- В течение определенного периода времени,
- От начала до конца,
- С заданными качественными параметрами.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в программу с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построениязанятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Занятия проводятся дома, 2 раза в неделю. Количество часов - 2 академических часа.
Организация и проведение занятий строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
- практические упражнения;
- упражнения с картинками;
Виды деятельности обучающегося на занятии:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ);
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- штриховка с помощью учителя;
- предметно-практическая деятельность: складывание, перекладывание, вставление, нанизывание, сминание, разрывание предметов.
Содержание предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками с учетом его индивидуальных возможностей и психофизического состояния, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Сроки освоения образовательнойпрограммы определяются индивидуальными возможностями ребенка.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Минимальный уровень:
- Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
- Реагирование на собственное имя.
- Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога.
- Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
- Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.)
Достаточный уровень:
- Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные)
- Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
- Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства).