Современные подходы к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Шамкова Надежда Валентиновна
Заместитель заведующего по
воспитательно-методической работе
Пополитова Любовь Александровна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №76»
г. Череповец
Современные подходы
к планированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Система планирования по реализации организованного образовательного процесса.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования.
Грамотно составленные модели образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
В связи с этим нами была разработана система планирования по реализации ООП, которая включает в себя:
1. Рабочую программу образовательной деятельности. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
2. Разработана система планирования в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, который предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
Она представляет систему состоящую из технологических карт:
2.1. Задачи и целевые ориентиры по всем образовательным областям
2.2. Приложение к тематическому плану по реализации ООП ДО.
2.3. Учет индивидуальных особенностей детей при реализации ООП ДО (проект «Радуга»)
2.4. Комплексно-тематическое планирование по реализации ООП ДО (по образовательным областям)
2.5. Тематическое планирование по реализации образовательной программы
с детьми на прогулке.
2.6. Тематическое планирование по реализации ООП ДО. ( по всем областям)
2.7. Учебный план
2.8. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника на неделю
2.9. Технологическая карта ООД.
Новизной данной системы является механизм планирования по реализации ООП.
Таблица №1
Образовательная область: ___________________.
Задачи программы |
Целевые ориентиры (умения) |
Технологии |
|
|
|
Таблица №2
Приложение к тематическому плану по реализации ООП ДО в________ группе.
Тема месяца: |
||||||||||||
Интегративные умения по образовательным областям на основе ООП ДО («проект Радуга») |
||||||||||||
Речевое |
Познавательное |
Художественно –эстетическое |
Физическое |
Социально – коммуникативное |
||||||||
|
Экология |
Математика |
Познавательное |
Лепка |
Рис-е |
Лепка |
Апп-я |
Муз. |
|
Игра |
Труд |
Общение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица № 3
Учет индивидуальных особенностей детей при реализации ООП ДО (проект «Радуга»)
Тема месяца: |
||||||||||
Интегративные умения по образовательной области «_________________________________________________» на основе ООП ДО («проект Радуга») |
||||||||||
ФИ ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №4
Комплексно-тематическое планирование по реализации ООП ДО.
Образовательная область « _____________________________________________»
Организованная образовательная деятельность.
№ |
Темы ООД |
Региональный компонент |
Планируемы результаты |
ИКТ |
Виды деятельности |
Ресурсы (материал) |
Количество часов ООД |
Тип ООД |
Дата |
|||
Предметные связи |
Метопредметные связи, личностные компоненты (УУД) |
|||||||||||
|
|
|||||||||||
Тема недели: |
Таблица №5
Тематическое планирование по реализации образовательной программы
с детьми на прогулке.
Совместная деятельность взрослого и детей, направленная на становлении первичной ценностной ориентации и социализации |
|||||
УУД |
|||||
№ и Тема недели |
Познавательное развитие |
Физическое развитие |
Социально – коммуникативное развитие |
Речевое развитие |
Художественно – эстетическое развитие |
Таблица № 6
(по всем областям )
Тематическое планирование по реализации ООП ДО.
Образовательная область «_______» в _____группе на _____уч. год.
Месяц |
№ недели |
Наименование темы |
Кол-во ООД |
Кол-во минут |
Сентябрь |
1. 2. |
|
|
|
Таблица № 7
Учебный план
на 2016 – 2017 учебный год ___ группа №______ ( _____лет)
Основные направления развития дошкольников |
Виды организованной образовательной деятельности |
09 |
10 |
11 |
12 |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
Итог |
Физическое развитие |
Физическое развитие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речевое развитие |
Развитие речи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Познавательное развитие |
Познавательное развитие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конструирование и ручной труд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Художественно – эстетическое развитие |
Рисование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лепка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальное развитие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Психолого – педагогическое сопровождение дошкольника на неделю
|
|
|
Цель: |
|
|
Задачи: |
|
|
Родитель в образовательном процессе: |
|
|
РППС: |
|
|
Комплекс утренней гимнастики: |
|
|
Комплекс гимнастики пробуждения: |
|
|
Картотеки: |
|
|
Формы организации работы с детьми: |
|
|
Мотивация: |
|
|
Планируемые результаты :
|
Личностные УУД |
|
Познавательные УУД |
|
|
Коммуникативные УУД |
|
|
Регулятивные УУД |
|
|
Поддержка индивидуальности ребенка/ взаимодействие с родителями |
|
Работа с детьми по теме недели: 1.Познавательное развитие -Познавательные действия -Сенсорное развитие -Малая родина 2.Физическое развитие -двигательная -представления о видах спорта -КГН -ЗОЖ 3.Социально-коммуникативное развитие -Моральные ценности -общение -нравственные ценности -обж -семья - Восприятие художественной литературы и фольклора 4.Речевое развитие 5.Художественное – эстетическое развитие -произведения искусства -эстетическое восприятие -музыкальное развитие -самостоятельное творчество (изобразительная, конструктивно-модельная, музыкальная) |
|
Итоговый выход: |
|
Технологическая карта – часть 1 (ООД) на _________________
Тема ООД |
Тема недели: Познавательное развитие: |
1. Цель 2. Задачи |
1. |
Планируемый резуль тат |
Предметные 1. умение |
Межпредметные(УУД) Познавательные: Умение |
|
Регулятивные: - умение |
|
Коммуникативные: - умение |
|
Личностные: -умение |
|
Ресурсы (мат-л) |
|
Формы работы |
|
Технологическая карта – часть 2 (ООД)
Этапы ООД |
Методическое обеспечение |
Деятельность детей |
План - ый результат (УУД) |
1.Мотивация к деятельности |
|
|
|
2. Целевой (Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии) |
|
|
|
3.Организационный (Выявление места и причины затруднения Постановка проблемы) |
|
|
|
4.Содержательный (Построение проекта выхода из затруднений) |
|
|
|
5.Продуктивный (Реализация проекта. Совместное открытие новых знаний) |
|
|
|
6.Анализ деятельности (Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи) |
|
|
|
7. Рефлексия деятельности (самоанализ) |
|
|
|