Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Совместная образовательная деятельность детей в разновозрастной группе (2.3 - 3.5 года) по теме «Береза»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад №85

 

Совместная образовательная  деятельность детей в разновозрастной группе (2.3 - 3.5 года)

по теме «Береза»

 

                                                                                                                                                                                 Авторы конспекта: Веснина Ольга Александровна

Атаманова Виктория Владимировна

Томск 2022

 

 

Пояснительная записка

Данная образовательная деятельность  ориентирована на обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей, умение слушать, наблюдать и различать. Также она направлена на развитие познавательного интереса,  восприятия и двигательной координации детей.

От степени развития естественной потребности ребенка в движении зависит развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций и мышления. Также деятельность направлена развитие у детей бережного отношения к природе, эмоциональной отзывчивости.      

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность: поддерживать детское любопытство, желание рассматривать и называть признаки и  свойства изучаемого объекта (береза). Формировать представление о форме и цвете обследуемого объекта.

 

Задачи ОО в интеграции:

 Социально-коммуникативное:

Формировать у детей желание взаимодействовать с взрослым и развивать интерес к деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе.

Речевое развитие:

Развивать умение владеть активно речью и формировать умение отгадывать загадки.

Побуждать детей, словом обозначать обследовательские действия.

Физическое развитие: развивать двигательную активность и мелкую моторику.       

Художественно-эстетическое развитие:

Способствовать развитию воображения и восприятию музыкального произведения.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения рассматривать и наблюдать.

Оборудование для педагога: листик березы, листик липы, проросшая луковица, колонка,

Оборудование для детей: ствол, ветви, корни.

Предварительная работа: Наблюдение за березой (приложение)

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание СОД

Образовательная область

(вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

1,2,3,4,5

Подходи ко мне играть.

Листья станем собирать

И деревья узнавать…

Этот листик весь резной,

Он с…(березки) золотой (показ листика)

(Дети угадывают дерево)

Этот листик простачок,

Мне напомнил пирожок.

Или капельку дождя…

С…(липы) он упал друзья! (показ листика)

(Дети угадывают деревья)

Социально-коммуникативное развитие (игровая и коммуникативная деятельность)

Игровая ситуация с листиками

Слово

Формировать у детей желание взаимодействовать с взрослым и развивать интерес к деятельности.

Сформирован интерес к предлагаемой деятельности. Дети активно взаимодействуют.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание СОД

Образовательная область

 (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

-Ребята, мы собрали листики, угадали с каких деревьев.

А теперь угадайте загадку:

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет, 
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (ответы детей)

- Ребята, а где можно встретить березку? (ответы детей)

- А еще ребята, можно встретить березки в лесу. Предлагаю вам немного погулять по лесу.

Речевое развитие

(коммуникативная деятельность)

 

Загадывание загадки

Слово

Развивать умение владеть активно речью и формировать умение отгадывать загадки.

Владеет активной речью, включенной в общение. Понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов.

Мы пошли по ягоды, в дальний лес.

(бегут пальчиками по коленочкам)

Видимо-невидимо там чудес (закрывают ладонями глаза, а потом разводят в стороны)

Мы видали рыжего муравья (показ рукой в сторону)

Повстречали белочку у ручья (рукой показ в другую сторону)

Подошли к березке мы, молодой,

Под березкой заинька спит, косой. (показывают сначала дерево, руки на головой, затем ладони под щеку)  

Физическое развитие (игровая и двигательная деятельность)

Логоритмиче- ское упражнение

Слово, движение.

Активизировать

познавательный интерес и развивать двигательную активность и мелкую моторику.

Развита координация движения, мелкая моторика и познавательный интерес.

- Как же выглядит береза?

(ответы детей)

 - А хотите поиграть в игру ?

- У любого дерева есть ствол? Попробуйте найти в группе беленький «ствол» березки. (дети находят белый конус, обшитый белым флисом)

-Такого цвета ствол у березки? (ответы детей)

-Чего не хватает стволу дерева? (ответы детей)

-Давайте поищем веточки (Дети ищут веточки)

Попробуем их прикрепить к стволу (вязаные «березовые» веточки с липучками на концах)

- Итак, у нашего дерева есть уже ствол, веточки. Но дерево не может жить без корней. У любого растения есть корни. (показываю проросшую луковицу).

-Давайте поищем «корни»

 (Пучок пряжи, в виде помпона) для нашего дерева.

 (Дети обследуют группу в поисках «корней». Прикрепляют к макету дерева).

Ребята, посмотрите какое у нас получилось дерево. (предлагаю потрогать и внимательно рассмотреть макет березки)

А как вы думаете на нашей Земле много деревьев? (ответы детей)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Речевое развитие

(коммуникативная)

 

Ситуативный разговор

Игровая ситуация

«Собери макет дерева»

Слово

Движение

Ствол

Ветви

Корни

 

 

 

Побуждать детей, словом обозначать обследовательские действия.

Формировать представление о форме и цвете обследуемого объекта.

 

Проявляет интерес к окружающему миру природы.

 Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

- Если березок и других деревьев выросло очень много, то это уже лес.

А кто живет в лесу? (ответы детей)

Люди очень часто загрязняют лес, вырубают деревья.

- Чего нельзя делать в лесу, чтоб не навредить природе? (ответы детей).

- Предлагаю нашу березку украсить листиками с экознаками (дети прикрепляют к березке экознаки:  Нельзя ломать ветви деревьев, разорять гнезда, разводить костры в лесу, мусорить в лесу, шуметь в лесу…)

 - Молодцы, какая красивая получилась березка!

- А вы знаете, что деревья очищают воздух, которым дышат люди. И поэтому в лесу всегда очень легко дышится.

Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

 

Ситуативный разговор

Проблемная ситуация

Решение проблемной ситуации.

 

 

Слово

Экознаки на листиках березки

Макет березки

 

Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать желание рассматривать и называть яркие признаки и свойства объектов, поддерживать детское любопытство.

Формирование основ безопасного поведения на природе.

Развита познавательная мотивация.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание СОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

- Давайте представим, что мы с вами попали в прекрасный лес. (Включаю музыку)

Сейчас мы послушаем звуки леса. (Дети слушают музыку)

- Как прекрасно в лесу, лес это дом для птиц и животных. Берегите лес!

Социально-коммуникативное развитие (коммуникативная)

Художественно-эстетическая (музыкальная)

 

Ситуативный разговор

Слушание музыки

(«Утро в лесу» Эдвард Григ)

Слово

Воображение

Способствовать развитию воображения и восприятию музыкального произведения.

Формирование умения воспринимать музыку и способность к воображению

Приложение

Наблюдение за березой

Цель для воспитателя - организация наблюде­ния объекта или явления природы с участием всех органов чувств детей.

Цель для детей - участие в наблюдении объекта или явления природы с участием всех органов чувств детей.

Объект наблюдения: дерево береза

Место наблюдения: территория МАДОУ №85

Возраст детей: разновозрастная: 2,5 -3.5 года

Оборудование: лупа.

Этапы

Задачи (ставим от детей).

Приемы

Деятельность педагога и обучающихся

Планируемый результат

1 этап

Подготови-

тельный

(Пробуждение у детей интереса к объекту наблюдения;

Обозначение цели и конкретных задач).

  • Отгадать загадку о дереве.
  • Найти дерево с белой корой.
  • Найти желтые резные листики.
  • Найти черные пятнышки на столе березы.
  • Рассказать о березе.

 

  • Художественное слово – загадка про березу
  • Активное взаимодействие

с помощью речи и языка тела

  • Обращение к личному опыту
  • На основе художественного слова привлекает внимание.
  • Вызывает приятные чувства
  • Побуждает к бережному отношению к березе
  • Способствует проявлению детского интереса на основе уточняющих вопросов:
  • Что мы знаем о березе?
  • Видели ли вы раньше березу?
  • Она была точно такая же?

 

  • Дети проявляют интерес к объекту, используют предыдущий опыт наблюдений, проявляют бережное отношение.

2 этап

(Концентрация внимания на наблюдаемом объ­екте) (обследование наблюдаемого объекта)

  • Рассмотреть березу

 

  • Провести обследование с помощью анализаторов: глаз, носа, пальцев.

 

Инструкции детям

(в каком порядке осуществлять обследование)

Обследование ствола березы зрительно, с помощью обоняния (нос) и осязания (пальцы)

Молча и аккуратно рассматривают

  1.  
  • Рассмотрели с разных сторон,
  • Наблюдали за стволом, веточками и почками.

 

3 этап

Выражение полученных результатов обследования самими детьми, распознавание его формы, цвета, размера и других признаков)

  • Поделиться результатом собственного обследования.
  • Сделать предположения по поводу запаха, шершавости или гладкости коры.
  • Назвать отличительные особенности дерева.
  • Выразить собственное мнение о внешнем виде дерева.
  • Сравнить березу с липой.

Проблемные вопросы:

Что заметили особенного,  с чем можно сравнить и т.д.

Педагог способствует проявлению детьми активности в передаче результатов обследование детьми дерева:

  • Какого цвета кора дерева?
  • Различаются ли две березы друг от друга?
  • Что расположено на коре березы?
  • На что похожи черные пятнышки?
  • С чем (с кем) по размеру схожа береза?
  • Какая на ощупь кора?
  • Имеет ли запах?
  • Что находиться на веточках?
  • Что останется на веточке, кода листик отпадет?
  • Все ли деревья на участке имеют белый цвет коры?
  • Какого цвета кора у липы?
  • Чем отличаются друг от друга эти два дерева?

 

  • Обследовали березу. Выявили характерные особенности и провели ассоциации.
  • Получили чувственный личный опыт о живом объекте – березе.
  • Рассмотрели березу и липу.
  • Выразили собственное мнение.
  • Выслушали мнение сверстников и педагога.

4 этап

(отнесение данного объекта к определенной группе однородных предме­тов, а также установление причинных связей и отношений меж­ду наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свой­ствами).

Определить:

  • К какому виду деревьев относится (лиственные или хвойные).
  • Как выглядит дерево.
  • Благодаря чему питается дерево и почему не засыхает.
  • Что губительно для дерева.
  • Кто способен защитить дерево.
  • Почему необходимо заботиться о птицах, в холодное время года.
  • Рассказать интересные факты о березе.

 

 

  • Проблемная ситуация,

 

  • Выдвижение гипотез,

 

  • Использование речи-доказательства (аргументов и контраргументов)

Помогает детям установить причины:

  • Как деревья могли появиться на нашем участке?
  • Как птицы и деревья связаны между собой?
  • Зачем нам нужны деревья?
  • Почему мы бережно должны относиться к деревьям?
  • Установили причинно-следственные связи появления березы на участке сада, ее внешнего вида, ее защитных свойств для окружающей среды.

 

5 этап – 

Заключитель-ный

Подведение итогов и закрепление полученных представлений о предметах явлениях, оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.

Определение цели следующего наблюдения.

  • Определить, что узнали нового;
  • Определить, как узнавали;
  • Выразить отношение к процессу наблюдения
  • Выразить отношение к березе, другим деревьям и необходимости их в природе.
  • Выразить свои впечатления в творческой деятельности

 

Проблемное обсуждение

 

  • подбор аргументов,
  • подтверждение гипотез.

Прием эмпатии.

Побуждает к активному обсуждению и анализу

  • С помощью чего провели обследование,
  • Что узнали друг от друга,

Что узнали в процессе исследования

Побуждает детей высказаться:

  • С чем можно сравнить березу?
  • Почему березу сравнивают с девушкой?
  • Чья информация о березе особенно показалась интересной?

Применяет прием эмпатии:

  • Как вы думаете, почувствовала береза тепло ваших пальчиков, когда вы ее гладили по коре?
  • Что она могла бы почувствовала?
  • За кем или чем бы вы еще хотели пронаблюдать?

 

  • Поучаствовали в анализе.
  • Обобщили полученные знания.
  • Провели ассоциации, сравнения,
  • Выразили отношение к исследовательской работе друг друга.