Совместная деятельность воспитателя с детьми на тему: «Чтение рассказа Б. Жидкова «Галка» в разновозрастной компенсирующей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данкова Липецкой области
Совместная деятельность воспитателя с детьми
на тему: «Чтение рассказа Б. Жидкова «Галка»
в разновозрастной компенсирующей группе
Разработчик:
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом Б. Жидкова «Галка».
2. Дать детям знания о внешнем виде и повадках этой птицы.
3. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к живой природе.
Словарная работа: интеллект, приручение, пепельно-серый цвет, тайник.
Ход совместнойдеятельности.
1.Вступительное слово воспитателя.
Вчера на прогулке мы неожиданнозаметили, среди прилетевших к нам покормиться сизых голубей, галку. Помните, как она важно,не торопясь, вышагивала по снегу, оставляя крупную цепочку следов?А как взлетела и поднялась в воздух, расправив широкие крылья, к нашему удивлению, задев кончиками перьев снег?
Сегодня я предлагаю познакомиться с галкой поближе, узнать интересные особенности поведения и характера. Думаю, что галка заслуживает внимания – хотя бы потому, что не одну сотню лет живёт рядом с человеком. К тому же онане лишена интеллекта и поддаётся приручению.
У писателя Б. Жидкова есть удивительный по содержанию рассказ «Галка», который я вам сегодня прочитаю. Конечно, вы обратили внимание на название рассказаи догадались, что речь пойдёт о птице галке.
2. Беседа «Как выглядит галка?»
Нам удалось вчера рассмотреть галку, давайте поговорим, как она выглядит.
-Вспомните, по величине она больше или меньше голубя? (Ответы детей: по величине галка с голубя).
- Давайте поговорим о скромном наряде птицы. Какого цвета у галки оперение? (Ответы детей: оперение почти полностью чёрного цвета).
- Как окрашены у галки задняя часть шеи, голова по бокам и затылок? (Ответы детей:в серый цвет).
- Мне бы хотелось уточнить ваш ответ: шея и головагалки – пепельно-серого цвета.
- Ктоиз вас обратил внимание на цвет клюва и лап галки? (Ответы детей: клюв и лапы тёмные).
Хочу добавить к портрету галки следующее: в этом неприметном облике птицы выделяются глаза–их внимательный взгляд направлен прямо на глаза человека. Это редкость для животного мира – представители фауны в своем большинстве избегают прямого взгляда.
3. Чтение рассказа Б. Житкова «Галка».
У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.
Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, — поглядела: где колечко? А колечка нет.
Она крикнула брату:
- Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?
- Ничего я не брал, — ответил брат.
Сестра поссорилась с ним и заплакала.
Бабушка услыхала.
- Что у вас тут? - говорит. - Давайте мне очки, сейчас я это кольцо найду.
Бросились искать очки — нет очков.
-Только что на стол их положила, — плачет бабушка. — Куда им деться? Как я теперь в иголку вдену?
- И закричала на мальчика.
- Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?
Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, — а над крышей галка летает, и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся — да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.
Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:
- Говори, где мои очки?
- На крыше! - сказал мальчик.
Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стёклышек, а потом разных денежек много штук.
Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:
- Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.
И помирились с братом.
Бабушка сказала:
- Это всё они, галки да сороки. Что блестит, всё тащат.
4.Физкультминутка«Девочки и мальчики».
Девочки и мальчики
Скачут все, как мячики. (Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
И руками хлопают. (Три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)
И ногами топают. (Три раза топают ногами)
Глазками моргают. (Три раза зажмуривают глаза)
Всё - все отдыхают. (Свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).
5. Беседа по содержанию рассказа «Галка».
- У кого была ручная галка? (Ответы детей: у брата с сестрой).
- Что умела делать ручная галка? (Ответы детей: она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала).
- Расскажите, при каких обстоятельствах пропало колечко? (Ответы детей: сестра сняла колечко, когда умывалась с мылом; смыв мыло, заметила пропажу колечка).
- Кого обвинила девочка в пропаже колечка? (Ответы детей: брата).
- Какую пропажу заметила бабушка? ( Ответы детей: у бабушки пропали очки).
- Когобабушка обвинила в пропаже очков? (Ответы детей: обвинила тоже мальчика).
- Почему мальчик выбежал из дома? (Ответы детей: обиделся на сестру и бабушку).
- Что заинтересовало внимание мальчика на улице? (Ответы детей: над крышейлетала галка, держа в клюве очки).
- Что сделала с очками галка? (Ответы детей: галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать)
- Какие спрятанныевещи вытащил из птичьего тайника мальчик? (Ответы детей: бабушкины очки, колечко, стёклышки,много штук разных денежек).
- Скажите, вы переживали за мальчика, которого обвинили в пропаже вещей? (Ответы детей: переживали и жалели мальчика за то, что его незаслуженно обвинили в пропаже вещей).
- Как вы восприняли извинения девочки перед мальчиком? (Ответы детей: рады за мальчика, что с него сняты все незаслуженные подозрения).
- Кто же оказался воровкой? (Ответы детей: галка).
- Что нового вы узнали о галке? (Ответы детей: галка – воровка, еёпривлекают блестящие предметы, хотя они для неёи совершенно бесполезны с практической точки зрения).
6. Речевая игра «Скажи наоборот».
Задание: назови слова, противоположные по значению заданному слову.
а). Воробей маленький, а галка – какая? (большая).
б). Сорока длиннохвостая,а галка – какая? (короткохвостая).
в). У дятла клюв большой, а у галки какой? (маленький).
7.Итог.
Сегодня к вашим знаниям о том, что галка -зимующая птица, живущая в городских парках и рощах, находящая приют в дуплах старых деревьев, прибавились новые сведения об этой птице: не лишена интеллекта, поддаётся приручению и крадёт у человека блестящие вещи.
Закончить нашу совместнуюдеятельность сегодня, я бы хотела стихотворением Ю. Шилова о галке:
Путают ее с вороной,
Хоть и меньшая размером.
В одеянье скучном, скромном,
С черным галстучком на сером.
Осенью на юг не мчится,
Зим студеных не боится —
Видно, крепкая закалка.
А зовется просто: галка.