Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Система методической и образовательной работы по разработке и реализации регионального компонента содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении «Край Донской, казачий мой родной»

МБДОУ д/с «Малыш» Зерноградского района

 

Система методической и образовательной работы

по разработке и реализации регионального компонента содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении

«Край Донской, казачий мой родной»

 

Брилева Анна Николаевна

Старшеий воспитатель

 

 

 

 

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста сегодня особо значима.

Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2016-2020 годы»,  ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

В Концепции развития образования Ростовской области на период до 2020 года одним из приоритетных направлений развития является духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма. 

С чего начинается Родина? Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился и вырос: его дом, станица, город, село, его край.     По-разному рождается у человека чувство любви к Родине и причастности к ней. Но как бы ни возникло это чувство, нет ничего дороже Родины, красота которой открылась человеку однажды как чудо.

Донской край – это и русский край, и одновременно край казачий. Казачество – это часть русского народа, которая, наряду с общими чертами, присущему всему великому народу, имеет и свои уникальные черты и особенности, связанные с историческим прошлым, с неповторимой культурой и своеобразными обычаями.

Еще  в XVI  столетии на берегах Дона утвердилась самостоятельная воинственная община казаков, русская по вере и языку.  К  1549 году донские казаки прочно обосновались на южных рубежах Российского государства. В период с 1671  по 1676 г.г. донские казаки приняли официальное подданство России и присягу на верность его государям.   25 августа 1808 года Александр I по ходатайству донского атамана Матвея Ивановича Платова подписал Указ об открытии на Задонском тракте, расположенном на левом берегу Дона, четырех станиц. В начале мая 1809 года у реки Мечетки и была основана казачья станица Мечетинская. Казаки станицы Мечетинской  сыграли и играют важную роль в истории нашей страны. Они мужественно защищали рубежи нашей Родины, проявили боевую отвагу в Отечественной войне 1812 года, в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Особо отличились мечетинцы в годы Великой Отечественной войны. Станица дала стране немало замечательных людей, имена которых знают далеко за пределами Зерноградского района. В их числе   выдающийся  конструктор стрелкового оружия Ф.В.Токарев,  Герои Советского Союза Г.Д.Верхошанский, Н.Г.Калюжный, В.А.Суслев, и Герои Социалистического труда  - И.Д.Захаров, К.Г.Шаповалов, и известные писатели, поэты, литературные критики – М.П.Громов, Б.Т.Примеров, А.Н.Скрипов. 

У донской земли яркая и богатая история и  знание того, что было до нас не только желательно, но и необходимо. Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то. Движение от «ничего» или «из ничего» невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.

В древности говорили: «каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их – и древо погибнет». Так народ и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще. Родословную свою знать должны были казаки до «седьмого колена».    

         Если спросит сын иль дочка:

                   «Кем мой прадед был – скажи?»

                   Рассказать ведь им придется,

                   Лучше четко, от души.

                   И не мямлить, и не мяться,  

                   Мол, не помню, хоть убей!

                   Вот обязан ты заняться

                   Родословною своей.

                   Ведь не дань капризной моде

                   Предков знать на триста лет.

                   Нет без прошлого «сегодня»,

                   Без него и «завтра» нет!

 

Воспитание гражданина Дона, будущего патриота своего родного казачьего края, знающего и любящего свою малую родину – свою станицу – задача, которую педагоги   МБДОУ    решают в процессе познания и усвоения исторического опыта своего народа, его обычаев, обрядов, традиций, культуры,  выстраивая образовательный процесс с учетом регионального компонента.

Базовым этапом формирования у детей любви к родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своей станице, селе, городе, усвоение принятых в ней поведения, взаимоотношений, приобщение к миру ее культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в данном случае – Донского края.  Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для обучающихся не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родной станицей, ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Воспитание человека этнокультуры - важная задача современного образования.  Педагогами   образовательного учреждения проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в ДОУ. Дополнительная образовательная программа «Казачок», разработанная  в ДОУ,  направлена на освоение дошкольниками историко-культурного наследия родного края, педагогический потенциал которого особенно значителен для ребенка, т.к. является и этническим, и территориально близким (возможность посещать памятные места, музеи, скверы; слышать фольклорные и авторские произведения, созданные на родной земле). 

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Казачий быт, обычаи, традиции и культура обладают глубокой преемственностью. Произведения народного искусства и народных ремесел всегда были близки природе ребенка. Простота произведений, многократная повторяемость элементов, легкость запоминания, возможность обыгрывания и самостоятельного участия, привлекают детей и стимулируют их использование в детской деятельности.

МБДОУ  имеет статус «Казачье», присвоенный МО и ПО РО, Войсковым казачьим обществом «Всевеликое войско Донское».  В целях выполнения Постановления Правительства РФ № 839 от 21.07.1999 года «О федеральной целевой Программе поддержки казачьих обществ», на базе ДОУ  с 2004 года ежегодно     успешно  функционирует  казачья группа. За прошедший период усилиями педагогов, родительского сообщества, создан краеведческий  мини-музеи  «Казачья горница» и «Казачье подворье», получено Свидетельство о музее.

МБДОУ успешно работало в статусе муниципальной экспериментальной  площадки по региональному компоненту «Приобщение детей к системе культурных ценностей народного наследия с использованием регионального компонента - казачества».

Деятельность   старшего воспитателя, с педагогами ДОУ по разработке и реализации регионального компонента содержания образовательного процесса строится в определенной системе:

1. Образовательная  деятельность по данному направлению ведется на основе программы Г.Н.Калайтановой «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».   Разработана  и успешно внедряется в практику  образовательной деятельности рабочая учебная программа ДОУ «Казачок» по курсу «Познавательное развитие. Региональный компонент - казачество», с целью изучения традиций, быта, творчества наших предков – казаков;

2.Организационно-административная работа учреждения в условиях реализации программы по изучению культурного наследия родного края предполагает организацию образовательного процесса в рамках действия обычного штатного расписания, где воспитатель берет на себя основные функции развития ребенка;

3. Создаются условия для профессионального роста педагогов с учетом их интересов и склонностей – проводятся семинары и консультации по темам «Использование регионального содержания в социально-личностном развитии дошкольников», «Организация и эффективность работы по внедрению этнокультурного  компонента»,  педсоветы «Реализация регионального содержания в образовательной работе дошкольного учреждения на основе традиций донского казачества», «Использование этнокультурного компонента в формировании патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника», выставки совместного детского и родительского творчества «Родной край».   Периодически  организуются выставки  литературы в методическом  кабинете по теме «Культурно-историческое наследие Донского края в патриотическом и социально-нравственном воспитании дошкольников»;

4.  Самообразование - педагоги ДОУ,  в рамках изучения истории Донского казачества, истории своей малой Родины -  станицы Мечетинской, активно знакомились с учебными пособиями Г.Астапенко, М.П.Астапенко, Б.А.Алмазова, посещали музей истории Донского казачества станицы Мечетинской, Старочеркасский историко-архитектурный  музей-заповедник, посещали службы в Вознесенском кафедральном соборе г. Новочеркасска,  в Свято-Георгиевском  приходе ст. Мечетинской, знакомились с воспитанием кадетов в Новочеркасском кадетском училище;

5.  Освоение культурного наследия родного края – это и постепенная целенаправленная организация предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.    Деятельность  по  организации  культурно-исторической среды организована совместно с родителями обучающихся.  Инициативной родительской группой пошиты  казачьи костюмы для детей казачьей группы, проведен сбор атрибутов казачьего быта, и изготовление необходимых казачьих атрибутов – деревянных коней, шашек, папах, украшений к костюмам. В детском саду   изготовили макет казачьего двора,    в казачьей группе  есть  уголок казачьего быта – казачья горница. Изо дня в день горница пополняется старинными экспонатами и старинной казачьей утварью: утюгами, макитрой, кувшинами, чугунками, ложками, часами, квасником, солоницами, хлебницей, рукомойником, старинными фотографиями. Своими руками родители-казаки изготовили плетень, мебель на старинный казачий лад. Мамы связали  салфетки, сшили занавески, покрывала, скатерти, собирали и приносили рушники, платки, шали. Батюшка  Свято-Георгиевского прихода,    подарил икону и детскую библию, матушка помогла правильно оформить святой угол.

6. Образовательная деятельность по региональному компоненту реализуется в НОД - циклах занятий познавательного характера, которые непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, в изодеятельности, тематика которой проблемно связывается с познавательными занятиями; в музыкальной деятельности – работа планируется с использованием казачьих песен, традиционной пластики в танце, характерной нашему региону; в экологической, в игровой, театральной деятельностях.

Для успешной работы по духовно – нравственному развитию дошкольников на основе исторического опыта, в   ДОУ последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей. Например, мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов, мы вместе с детьми, родителями участвуем в игровом исполнении тех обрядов, о которых мы хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков – это празднование Рождества Христова с традиционной кутьей, старого Нового года с  традиционными варениками, чествование Масленицы с ее блинами;

- продвижение от опыта к знанию – мы не просто рассказываем, как раньше организовывались ярмарочные гуляния, а проводим осенние праздничные ярмарки, на которых дети перевоплощаются в коробейников, ярмарочных зазывал, устраивают шутливые потасовки, состязаются в силе, умелости, показывают знание жизни казаков, их песенный и фольклорный репертуар;

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей – например на занятии по изодеятельности организуется лепка из глины, с последующим обжигом и росписью вылепленной поделки и представлением ее на выставках детского творчества и использованием в игровой деятельности, вышивка бисером изделий для подарка близкому человеку;

7.Сотрудничество с социальными партнерамиодно из условий успешной реализации регионального компонента. МБДОУ в данном направлении взаимодействует с коллективами МБОУ ДОД,   МБУК «ЗМЦБ», МБУК «СДК»,  МБОУ СОШ,  православным Приходом. ДОУ принимало активное участие в областном IV этноспортивном казачьем празднике Шермиции, организованном Администрацией сельского поселения,  представив выставочную экспозицию «Казачья горница». Участие в данном мероприятии отмечено Благодарственным письмом от администрации поселения в адрес дошкольного учреждения, за сохранение и развитие традиционной культуры Донских казаков и станицы. В  МБОУ  СОШ имеется «казачий» класс, который, в лице учителя начальных классов  принимает эстафету – воспитанники «казачьей» группы после выпуска из детского сада почти в полном составе переходят в  «казачий»  класс.

Разработан  проект «Этнокультурный компонент в деятельности  дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника». Цель проекта: создание педагогических условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств, приобщению детей к историческим и духовным ценностям родного края, к культурным и национальным традициям на основе использования краеведческого материала. По материалам проекта    приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области   «Об областных инновационных площадках», МБДОУ присвоен статус областной инновационной площадки для реализации проекта «Этнокультурный компонент в деятельности  дошкольной образовательной организации как способ формирования патриотических и социально-нравственных качеств личности дошкольника». Основными исполнителями проекта являются администрация, педагоги, обучающиеся и   родители (законные представители) казачьей группы.  В настоящее время коллектив ДОУ работает в режиме реализации мероприятий основного этапа проекта. За истекший период проведена следующая работа:

- педагоги ДОУ   - руководитель проекта,  члены творческой группы по реализации мероприятий инновационного проекта, принимали участие в  научно-практической конференции «Региональный компонент в контексте развития современного образования и сохранения традиций многонациональной культуры»;

- заседание клуба для родителей «Содружество» на тему «Кто твой прадед был - скажи». Участниками данного мероприятия стали педагогический коллектив, обучающиеся, родительская общественность. Задорное, звонкое исполнение детьми казачьей группы «Аленушка» песни «Эх, казачата!»,  способствовало созданию позитивного  эмоционального настроя на успешное взаимодействие. На заседании родителей познакомили с историческими фактами о казачестве, с презентацией опыта  работы воспитателя  по  реализации  этнокультурного компонента в работе со старшими дошкольниками в казачьей группе. Их вниманию был представлен     мастер - класс:  «Этнокультурный  компонент в деятельности  ДОУ как способ формирования патриотических  социально-нравственных качеств личности».  Родители также активно  принимали участие в  мероприятии  -  семья  воспитанницы ДОУ  подготовила    ролик  «Исторические корни моей семьи». На данном мероприятии была организована  выставка детско-родительского творчества, на которой представлены разнообразные семейные древа, где история казачьей семьи прослеживалась до шести-семи поколений, а также разнообразные поделки семейного творчества. Проведенная  работа способствовала  эффективному участию родителей в жизни детского сада в реализации краеведческих идей, воспитанию любви к малой Родине и гордости за свой край.  

- казачата казачьей группы  открывали песней «Эх, казачата» конкурсную  программу  «Любо казачкою быть!» среди муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений с областным статусом «Казачье»;

В течение данного времени активно реализовывались мероприятия основного этапа проекта. Это познавательная  НОД «Донские казаки», «Степь привольная» (рисование), «Ой, ты, батюшка, славный Тихий Дон» (экологическое),просмотр видеопрезентации «Край родной», игровая сюжетно-ролевая деятельность «Казачья семья». 

Данная систематическая деятельность приносит свои плоды.  Воспитанники  с интересом ждут  занятий, рады знакомству и освоению каждого нового шага в познании истории наших предков. В своих рассказах они проявляют гордость за свое происхождение, любовь к семье, родному краю,  Родине.