Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

«Сила духа русской женщины» (Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в 11 классе)

МОБУ СОШ с. Куштиряково, Бакалинский район, Республика Башкортостан.

 

 Тема: Сила духа русской женщины.

 (Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в 11 классе)

 

Составитель : Калимуллина Лайсан Асгатовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Цели:

1. Познакомить учащихся с писателем и его произведением, на примере образа Марии показать духовную красоту русской женщины .

2.Совершенствовать умение  анализировать текст, вызвать у учащихся душевный отклик ,размышления о прочитанном .

3.Воспитание любви, благодарности  женщине матери, любви к Родине, к людям , ко всему живому , а также таких черт характера , как доброта, гуманность ,человечность .

Оборудование: Портрет В.Закруткина; выставка книг; репродукции картин на тему «Женщина и война» ; картина М.А. Врубеля «Богоматерь с младенцем» , песни Великой Отечественной. Презентация.

 Ход урока

1.Орг.момент. Рапорт дежурного .

2.Проверка дом.задания.

           1) Вспомнить произведения зарубежной, русской, башкирской литературы ,отражающие «Матерь человеческую» .

          2) Прочитать повесть В.Закруткина «Матерь человеческая» .

 Вопрос учителя: Какие произведения , отражающие Матерь человеческую вы знаете?

  Ответы учащихся:

1. Рассказ о Уайльда «Мальчик-звезда» мы изучили в 6ом классе. В нем говорится о мальчике ,которого родители потеряли младенцем. Его воспитывает семья лесоруба . Мальчик вырос красивым ,но жестоким ,бессердечным . Когда увидел свою мать ,нищенку в лохмотьях ,он отказался от нее, за это мальчик был наказан судьбой . Я думаю красота матери в доброте , человечности .

2. Мне запомнился рассказ К.Паустовского «Зарубки на сердце» . Прочитав это произведение  ,я узнал о  долге перед родителями . Нужно помогать престарелым родителям не только материально ,нужно поддерживать их и морально .

3. В башкирской литературе самыми читаемыми книгами являются роман И.Абдуллина «Вдовы не плачут» , драма А.Мирзагитова «Матери ждут сыновей» , А .Атнабаева «Он вернулся» . В этих произведениях широко освещается проблема женского счастья.

4.О подвиге русских женщин написал М.Исаковский в своём  стихотворение «Русской женщине».

5.Стихотворение Есенина «Письмо матери».

Слово учителя Слова «женщина» и «война» обе женского рода, но они противоположны по смыслу :мать продолжает человеческий род, - а война убивает ,уничтожает все живое на земле …

Прославление материнства – это вечная тема литературы и искусства .

            1.Запишите сегодняшнее число и тему урока.(На доске)

            2.Записываем в тетрадях эпиграф к уроку .

                                                Да разве об этом расскажешь:

                                           В какие ты годы жила,

                                           Какая безмерная тяжесть,

                                           На женские плечи легла!

                                                                            ( М.Исаковский «Русской женщине»)

Слово учителя.

      Ребята, как вы думаете , о каких годах говорится в данных строках ? ( О годах ВОВ)

Слово учителя .

     Да , вы ребята верно заметили . В полдень 22 июня 1941 года по Всесоюзному радио прозвучал голос Ю.Б.Левитана .

                                                        (Аудиозапись)

             «Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня , 22 июня в 4 часа утра , напали на нашу страну ,атаковали наши границы во многих местах …»

Презентация  рисунок 1. Плакат «Родина-мать зовет». Музыка «Священная война».

            Перед вами плакат созданный художником Ю.М. Таедзе «Родина –мать зовёт!» , который призывал всех подняться на защиту Родины . Обратите внимание не просто Родина зовет ,а Родина-мать зовет.Значит на защиту Родины зовет продолжатель рода человеческого ,хранитель очага.

       Кто расскажет об участии женщины в ВОВ?

  Ученик : Женщины воевали плечом к плечу с мужчинами ,совершали подвиги. Проводив на фронт мужа , сына, брата , они по 12 часов работали на станках или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей.

   Слово учителя.

       Ребята, повесть  В. Закруткина «Матерь- человеческая» - это символ вечной материнской любви .Где женщина-мать показана во время ВОВ.

Презентация Рисунок 2. Портрет писателя.

1. Сообщение биографии писателя.

2. Слово учителя об истории создании об истории создания повести «Матерь человеческая»

    В основе его повести лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, - пишет автор , - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора .На хуторе не было  ничего живого … Мы уже приблизились к выезду руин , как вдруг из какой-то темной норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина , и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора…»

     Презентация Рисунок 3,4 . Слова В.Закруткина.

      В.Закруткин говорит  такие слова : «Эту женщину я не мог ,не имел права забыть .Нелегкая ее жизнь ,чистая душа ,характер ,глубокий и добрый …

Мы сейчас проведем беседу по содержанию повести.(Презентация  Рисунок 5. Мадонна)

1.Как начинается и чем заканчивается повесть? Автор размышляет о женщине –матери , глядя на скульптуру Мадонны .Такой прием называем художественным обрамлением .( учащиеся записывают в словарях).

Обрамить-вставить в рамку. Закруткин как бы окружает рамкой происходившие события .

2.О чем эта повесть?

Эта повесть о тяжелых испытаниях , которые приносит человеку война , о мужестве и нравственной силе простой русской женщины Марии.

3.Как автор назвал своих героев?

Иван и Мария – самые распространенные русские имена .Мария –евангельское имя, словесная икона женщины –матери гимн материнству .

Слово учителя  Нелегкое было детство Марии. В гражданскую войну ей было 7 лет. Белогвардейский карательный отряд расстреляла ее отца .Когда умерла мать ей было 16 лет.

    Презентация  Рисунок 5,6,7

ВОВ принесла людям тяжелейшие испытания и смерть уничтожила города и села .Принесла горе в семьи .Ворвалась она и в семью героини повести.

 4.Как сложилась жизнь героини повести ?(Во время ВОВ)

На глазах Марии фашисты повесили мужа и десятилетнего сына ,сожгли хутор ,всех его жильцов погнали в Германию. А.Мария , чудом спасшаяся в кукурузном поле ,осталась одна.Да, после всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть…Но Мария ждет ребенка .И это заставляет молодую женщину думать о жизни.

5.Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Ученики зачитывают их .

6.Как эта маленькая женщина смогла выстоять ,выжить в нечеловеческих условиях .

Мария сумела оборудовать под жилье погреб, очистить от трупов кошек и собак колодец, хоронить мертвых солдат , одной работать в поле и т.д.

7.Почему Мария не убила Вернера Брахта? Не подчинилась слепо охватившему ее чувству мести ?

Ее остановило слово «мама». Чувство материнства , жалость к беззащитному солдату ,почти мальчику , а также человечность Марии- все это не позволило ей убить его.

 Убить беззащитного раненного мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами , убившим ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить .

8.Почему Мария самоотверженно работала на полях?

Чтобы прокормить себя , детей, животных, ей нужно было столько запасов .Мария думала не только о тех ,кто жил здесь до нее. Она думала о тех ,кто жил здесь до нее. Она думала о тех, кто придет после победы , а также о своем будущем ребенке.

9.Рассматривая какой эпизод, мы можем сказать о большом и добром сердце Марии?

 Хотя она и измучена морально и физически ,Мария не остается равнодушной к горю других. Эпизод встречи ее с ребятишками из детского дома не оставил нас равнодушным. Мария чувствовала себя матерью этих обездоленных войной детей. Это чувство особенно обострилась у нее ,когда она родила сына.

Слово учителя : В первый день войны писатель- публицист Илья Эренбург написал: «Не мы хотели этой войны. Не  мы перед ней отступим .Фашисты начали войну. Мы ее кончим – победой труда и свободы. Война- тяжелое , суровое дело .Мы не дрогнем … Мы защитим нашу страну, мы победим!

Презентация. Рисунок 8. Поезд.(Музыка «День победы»)

Наш народ был выносливым , терпеливым, милосердным, сильным и победил врага .

Презентация Цитата.

  «Это война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми ! Недостойны жить на земле… одна истина на земле – материнство , рождающее жизнь , и труд хлебопашца , вскармливающий ее».

10.Ребята, как заканчивается повесть?

  (ученик зачитывает последние строки повести)

11.Какую роль играют в тексте белокрылые голуби ? (голубь-это символ мира, свободы и дружбы).

12.Что позволяет назвать Марию, маленькую женщину , потерявшую всех и все, именем Матери человеческой?

   Чистая душа , характер глубокий и добрый , по –матерински любила все живое.

    Обобщение темы.

Закруткин создает в повести словесную икону женщины-матери , называет Марью Человеческой . Таких, как Мария, у нас на земле великое множество , и мы должны отдать дань уважения людям, которые воевали и победили . И мы ребята должны ценить мир на земле, любить свою Родину , быть добрыми , гуманными, человечными.

Читаем все вместе цитату .

     «Люди- это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать ,каждый чей-то сын… Прославим женщину-мать ,неиссякаемый источник жизни»

Выставление оценок

Дома: Напишите, какие «зарубки на сердце» оставила у вас эта повесть . (В эпистолярном жанре)