«Сила духа русской женщины» (Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в 11 классе)
МОБУ СОШ с. Куштиряково, Бакалинский район, Республика Башкортостан.
Тема: Сила духа русской женщины.
(Урок внеклассного чтения по повести В. Закруткина «Матерь человеческая» в 11 классе)
Составитель : Калимуллина Лайсан Асгатовна,
учитель русского языка и литературы
Цели:
1. Познакомить учащихся с писателем и его произведением, на примере образа Марии показать духовную красоту русской женщины .
2.Совершенствовать умение анализировать текст, вызвать у учащихся душевный отклик ,размышления о прочитанном .
3.Воспитание любви, благодарности женщине матери, любви к Родине, к людям , ко всему живому , а также таких черт характера , как доброта, гуманность ,человечность .
Оборудование: Портрет В.Закруткина; выставка книг; репродукции картин на тему «Женщина и война» ; картина М.А. Врубеля «Богоматерь с младенцем» , песни Великой Отечественной. Презентация.
Ход урока
1.Орг.момент. Рапорт дежурного .
2.Проверка дом.задания.
1) Вспомнить произведения зарубежной, русской, башкирской литературы ,отражающие «Матерь человеческую» .
2) Прочитать повесть В.Закруткина «Матерь человеческая» .
Вопрос учителя: Какие произведения , отражающие Матерь человеческую вы знаете?
Ответы учащихся:
1. Рассказ о Уайльда «Мальчик-звезда» мы изучили в 6ом классе. В нем говорится о мальчике ,которого родители потеряли младенцем. Его воспитывает семья лесоруба . Мальчик вырос красивым ,но жестоким ,бессердечным . Когда увидел свою мать ,нищенку в лохмотьях ,он отказался от нее, за это мальчик был наказан судьбой . Я думаю красота матери в доброте , человечности .
2. Мне запомнился рассказ К.Паустовского «Зарубки на сердце» . Прочитав это произведение ,я узнал о долге перед родителями . Нужно помогать престарелым родителям не только материально ,нужно поддерживать их и морально .
3. В башкирской литературе самыми читаемыми книгами являются роман И.Абдуллина «Вдовы не плачут» , драма А.Мирзагитова «Матери ждут сыновей» , А .Атнабаева «Он вернулся» . В этих произведениях широко освещается проблема женского счастья.
4.О подвиге русских женщин написал М.Исаковский в своём стихотворение «Русской женщине».
5.Стихотворение Есенина «Письмо матери».
Слово учителя Слова «женщина» и «война» обе женского рода, но они противоположны по смыслу :мать продолжает человеческий род, - а война убивает ,уничтожает все живое на земле …
Прославление материнства – это вечная тема литературы и искусства .
1.Запишите сегодняшнее число и тему урока.(На доске)
2.Записываем в тетрадях эпиграф к уроку .
Да разве об этом расскажешь:
В какие ты годы жила,
Какая безмерная тяжесть,
На женские плечи легла!
( М.Исаковский «Русской женщине»)
Слово учителя.
Ребята, как вы думаете , о каких годах говорится в данных строках ? ( О годах ВОВ)
Слово учителя .
Да , вы ребята верно заметили . В полдень 22 июня 1941 года по Всесоюзному радио прозвучал голос Ю.Б.Левитана .
(Аудиозапись)
«Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня , 22 июня в 4 часа утра , напали на нашу страну ,атаковали наши границы во многих местах …»
Презентация рисунок 1. Плакат «Родина-мать зовет». Музыка «Священная война».
Перед вами плакат созданный художником Ю.М. Таедзе «Родина –мать зовёт!» , который призывал всех подняться на защиту Родины . Обратите внимание не просто Родина зовет ,а Родина-мать зовет.Значит на защиту Родины зовет продолжатель рода человеческого ,хранитель очага.
Кто расскажет об участии женщины в ВОВ?
Ученик : Женщины воевали плечом к плечу с мужчинами ,совершали подвиги. Проводив на фронт мужа , сына, брата , они по 12 часов работали на станках или пахали, сеяли, убирали огромные поля, растили детей.
Слово учителя.
Ребята, повесть В. Закруткина «Матерь- человеческая» - это символ вечной материнской любви .Где женщина-мать показана во время ВОВ.
Презентация Рисунок 2. Портрет писателя.
1. Сообщение биографии писателя.
2. Слово учителя об истории создании об истории создания повести «Матерь человеческая»
В основе его повести лежит реальный факт. «Ранней осенью 1943 года, - пишет автор , - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи. В полдень мы въехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора .На хуторе не было ничего живого … Мы уже приблизились к выезду руин , как вдруг из какой-то темной норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина , и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора…»
Презентация Рисунок 3,4 . Слова В.Закруткина.
В.Закруткин говорит такие слова : «Эту женщину я не мог ,не имел права забыть .Нелегкая ее жизнь ,чистая душа ,характер ,глубокий и добрый …
Мы сейчас проведем беседу по содержанию повести.(Презентация Рисунок 5. Мадонна)
1.Как начинается и чем заканчивается повесть? Автор размышляет о женщине –матери , глядя на скульптуру Мадонны .Такой прием называем художественным обрамлением .( учащиеся записывают в словарях).
Обрамить-вставить в рамку. Закруткин как бы окружает рамкой происходившие события .
2.О чем эта повесть?
Эта повесть о тяжелых испытаниях , которые приносит человеку война , о мужестве и нравственной силе простой русской женщины Марии.
3.Как автор назвал своих героев?
Иван и Мария – самые распространенные русские имена .Мария –евангельское имя, словесная икона женщины –матери гимн материнству .
Слово учителя Нелегкое было детство Марии. В гражданскую войну ей было 7 лет. Белогвардейский карательный отряд расстреляла ее отца .Когда умерла мать ей было 16 лет.
Презентация Рисунок 5,6,7
ВОВ принесла людям тяжелейшие испытания и смерть уничтожила города и села .Принесла горе в семьи .Ворвалась она и в семью героини повести.
4.Как сложилась жизнь героини повести ?(Во время ВОВ)
На глазах Марии фашисты повесили мужа и десятилетнего сына ,сожгли хутор ,всех его жильцов погнали в Германию. А.Мария , чудом спасшаяся в кукурузном поле ,осталась одна.Да, после всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть…Но Мария ждет ребенка .И это заставляет молодую женщину думать о жизни.
5.Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?
Ученики зачитывают их .
6.Как эта маленькая женщина смогла выстоять ,выжить в нечеловеческих условиях .
Мария сумела оборудовать под жилье погреб, очистить от трупов кошек и собак колодец, хоронить мертвых солдат , одной работать в поле и т.д.
7.Почему Мария не убила Вернера Брахта? Не подчинилась слепо охватившему ее чувству мести ?
Ее остановило слово «мама». Чувство материнства , жалость к беззащитному солдату ,почти мальчику , а также человечность Марии- все это не позволило ей убить его.
Убить беззащитного раненного мальчишку значило для Марии стать на один уровень с фашистами , убившим ее сына и мужа. Этого Мария не могла допустить .
8.Почему Мария самоотверженно работала на полях?
Чтобы прокормить себя , детей, животных, ей нужно было столько запасов .Мария думала не только о тех ,кто жил здесь до нее. Она думала о тех ,кто жил здесь до нее. Она думала о тех, кто придет после победы , а также о своем будущем ребенке.
9.Рассматривая какой эпизод, мы можем сказать о большом и добром сердце Марии?
Хотя она и измучена морально и физически ,Мария не остается равнодушной к горю других. Эпизод встречи ее с ребятишками из детского дома не оставил нас равнодушным. Мария чувствовала себя матерью этих обездоленных войной детей. Это чувство особенно обострилась у нее ,когда она родила сына.
Слово учителя : В первый день войны писатель- публицист Илья Эренбург написал: «Не мы хотели этой войны. Не мы перед ней отступим .Фашисты начали войну. Мы ее кончим – победой труда и свободы. Война- тяжелое , суровое дело .Мы не дрогнем … Мы защитим нашу страну, мы победим!
Презентация. Рисунок 8. Поезд.(Музыка «День победы»)
Наш народ был выносливым , терпеливым, милосердным, сильным и победил врага .
Презентация Цитата.
«Это война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми ! Недостойны жить на земле… одна истина на земле – материнство , рождающее жизнь , и труд хлебопашца , вскармливающий ее».
10.Ребята, как заканчивается повесть?
(ученик зачитывает последние строки повести)
11.Какую роль играют в тексте белокрылые голуби ? (голубь-это символ мира, свободы и дружбы).
12.Что позволяет назвать Марию, маленькую женщину , потерявшую всех и все, именем Матери человеческой?
Чистая душа , характер глубокий и добрый , по –матерински любила все живое.
Обобщение темы.
Закруткин создает в повести словесную икону женщины-матери , называет Марью Человеческой . Таких, как Мария, у нас на земле великое множество , и мы должны отдать дань уважения людям, которые воевали и победили . И мы ребята должны ценить мир на земле, любить свою Родину , быть добрыми , гуманными, человечными.
Читаем все вместе цитату .
«Люди- это всегда дети своих матерей… ведь у каждого есть Мать ,каждый чей-то сын… Прославим женщину-мать ,неиссякаемый источник жизни»
Выставление оценок
Дома: Напишите, какие «зарубки на сердце» оставила у вас эта повесть . (В эпистолярном жанре)