«Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
МБДОУ «Екимовский детский сад»
Рязанского района Рязанской области
«Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр»
Митронина Наталья Сергеевна
старший воспитатель
Аннотация
В статье анализируется проблема сенсорного воспитания дошкольников. Дается обоснование значения и преимущества дидактической игры в сенсорном развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дидактическая игра, дошкольный возраст, сенсорное воспитание в детском саду, сенсорные эталоны.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивного сенсорного развития, совершенствования ориентировки ребенка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, сенсорное воспитание дошкольников должно быть направлено на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о форме, о цвете, о величине. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается индивидуальное познание в жизни каждого человека. Детский психолог Е.А. Ромашевская в своих исследованиях отмечает, что достаточный уровень развития восприятия необходим для успешного овладения любым видом практической деятельности [3, с.94].
Основными средствами сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста являются объекты живой и неживой природы, творческая деятельность (экспериментирование), трудовая деятельность (задействуются тактильный и зрительный анализаторы), и, конечно же, дидактические игры. Вместе с экспериментированием они способствуют развитию тактильного, слухового, обонятельного, зрительного восприятия. Как считает Н.А. Кирпичникова, благодаря ведущему виду деятельности в данном возрасте, игре, у детей формируются и закрепляются в практической деятельности все сенсорные эталоны, необходимые для осуществления всестороннего исследования предметов [2, с.27].
Актуальность использования дидактического материала в работе воспитателя ДОУ заключается в том, младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Одной из целей сенсорного воспитания является изучение предметного мира и свойств окружающих предметов. Развитая сенсорика в последующем возрастном периоде станет основой для совершенствования практической деятельности воспитанников. Проведенный анализ научных источников (работы Л.А. Венгера, Е.И. Корзаковой, В.Г. Нечаевой, Г.А. Урунтаевой, А.П. Усовой и др.) и опыта работы современных педагогов показывает, что игровой метод способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки; развивает внимание, повышает умственную активность, активизирует процесс мышления, который протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее и легче. Повышается эффективность образовательного процесса в ДОУ.
Важным условием сенсорного развития детей младшего и среднего возраста является грамотно организованная предметно–развивающая среда. Согласно мнению Л.А. Венгера, специально подобранный комплекс дидактических игр позволяет усилить познавательный интерес дошкольников к образовательной деятельности, совершенствовать умение классифицировать предметы по заданному признаку. При этом важно, чтобы они содержали обучающую и воспитательную составляющие в доступной для восприятия и понимания занимательной форме [1, с.46].
Работая над проблемой сенсорного развития дошкольников через дидактическую игру, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Работа по сенсорному развитию должна вестись совместно с семьей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это и педагоги и родители. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему сенсорного воспитания, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Для этого я провела анкетирование среди родителей.
Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием сенсорика. Имеют представление об этом понятии, выделяют свойства и качества сенсорного восприятия. Также результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Работа с семьей в области сенсорного развития детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.
Свою работу я начала с создания предметно - развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.
Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.
В группе была оформлена «Сенсорная стена»:
- ленточки различного цвета и длины;
- доска с крючками (группируют предметы по цвету, форме, величине);
- доска с липучками (собирают целый предмет или картинку из частей);
- доска для рисования (закрепляют знания о сенсорных эталонах в продуктивной деятельности;
- дидактический стол (позволяет детям упражняться в перцептивных действиях).
Оформляя физкультурный уголок, я постаралась наполнить его таким материалом, который бы способствовал сенсорному развитию детей. В уголке много нетрадиционного оборудования (дуги и обручи из киндерсюрпризов, дорожки из губок и др.), а также мячи, кегли, кольцеброс. Все эти предметы разного цвета и размера, что позволяет их использовать как для проведения дидактических игр, так и в свободной деятельности детей и для проведения индивидуальной работы.
В уголке природы много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки…), который используется в дидактических играх (например: «Собери букет», « Где большой листок?» и др.), продуктивной деятельности
(«Выложи узор из листьев», « Кто скорее соберет узор из камушков?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает эстетические чувства. Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности (например: « Спрячь мышку», « У кого какое платье» и др.)
Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал.
При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и вещи с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, одежда для ряженья разного цвета .
В практике педагоги дошкольных образовательных организаций в целях сенсорного воспитания малышей активно используют методические пособия Л.А. Венгера, а также рекомендации А.М. Ахметзяновой «Сенсорное воспитание детей посредствам дидактических игр». Посредством игр «Опавшие листочки», «Собери грибы в корзинку», «Ежик собирает грибы» знакомят дошкольников с контрастными цветами. Такие игры как «Волшебная коробочка» и «Чудесный мешочек» способствуют развитию тактильных ощущений и мелкой моторики. Для формирования представлений о величине могут быть полезны дидактические игры «Какой мяч больше», «Большие и маленькие», «Овощи в огороде», «Пирамидки», «Найди кубик» и другие. Авторами пособий предложено использование в непрерывной образовательной деятельности строительно–конструктивных игр в условиях детского сада. Дети могут построить по предложенному образцу несложные сооружения: воротца, домик из двух–трех деталей и т.д. В целях совершенствования навыков дошкольников при работе с конструктором, воспитатель задействует разнообразные игрушки и строительные материалы, чтобы научить их украшать конструкцию, обыгрывать ее. Совместная работа наиболее эффективна, когда детям предлагают объединиться в группы и сделать постройку по своему желанию. В процессе выполнения продуктивной деятельности в группе полезно использовать метод наводящих вопросов и проговаривание.
Для оптимизации учебно–воспитательного процесса часто проводится интеграция различных продуктивных видов деятельности на каждом занятии. Сочетаются рисование, аппликация, лепка и прочее с использованием нетрадиционных материалов и технологий выполнения. Перед педагогом стоит задача выбора оптимального набора дидактических средств и пособий согласно индивидуальным особенностям каждого воспитанника.
Итак, можно сказать, что сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, а с другой – полноценное восприятие является базой для успешного овладения многими видами деятельности и формирования познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Литература
-
Венгер, Л.A. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л.А. Венгер. – М. : Просвещение, 2021. – 152 с.
-
Кирпичникова, Н.А. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н.А. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 7. – С.26 – 29.
-
Ромашевская, Е.А. Роль дидактических игр в сенсорном развитии младших дошкольников / Е.А. Ромашевская // Вестник науки.– 2023.– №7(64).– Т5.– С. 92–98.