Сценарий Познавательной конкурсно-игровой программы «Всякое ремесло честно» для младшего и среднего школьного возраста
МБОУДО«Дом детского творчества» Петровского района Тамбовской области
Сценарий Познавательной конкурсно-игровой программы «Всякое ремесло честно» для младшего и среднего школьного возраста
Семёнова Ольга Леонидовна
Стеблева Елена Вадимовна
Ломакина Светлана Анатольевна
педагоги дополнительного образования
Содержание
- Аннотация…………………………………………………… 3
- Пояснительная записка……………………………………... 3
- Методический материал «Всякое ремесло честно»………. 4
- Заключение…………………………………………………. 11
- Список литературы………………………………………… 11
- Приложение…………………………………………………. 12
Презентация «Русские народные ремесла»
Конкурс «Закончи пословицу»
Частушки
Мастер – классы «Плетение корзины из лозы», «Птичка из полимерной глины», «Вышивка крестиком»
Аннотация
Актуальность мероприятия обусловлена большой значимостью воспитания потребности в овладении русскими народными ремёслами школьников в современном обществе.
Привлечение школьников к изучению народных промыслов и ремесел – важная составная часть в области изучения истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.
В ходе познавательной конкурсно-игровой программы «Всякое ремесло честно» учащиеся узнают об истории возникновения ручной вышивки, вязания, ткачества, гончарного ремесла, бондарства, плетения из бересты, различных видов росписи, а также о современных видах рукоделия - тестопластика и полимерная глина. Кроме того, дети получат практические навыки на мастер-классах«Плетение из лозы», «Вышивки крестиком» и «Полимерная глина».
Методическая разработка адресована педагогическим работникам, которые проводят воспитательные мероприятия, актуальные в современных условиях.
Методическая разработка может быть использована в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования.
Пояснительная записка
В последние годы уделяется большое внимание приобщению детей к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего народа.
В этой разработке рассматривается тема народных промыслов России – ручное прядение, искусство вязания, ткачество, вышивка, бондарство, роспись. Почему именно народные промыслы? Да потому что мы все в корне своём вышли из народа и это должно быть нам близко по своей природе.
Русские ремесла органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.
Эту разработку мероприятия можно считать познавательной, так как в ходе работы дети познакомились с историей возникновения и видами русских ремёсел.
Сценарий
познавательнойконкурсно-игровой программы
«Всякое ремесло честно».
Составители: Стеблева Елена Вадимовна, Семёнова Ольга Леонидовна, Ломакина Светлана Анатольевна-
педагоги дополнительного образования
Цель мероприятия: познакомить детей с историей и видами русских ремесел, приобщить детей к народным традициям и культурному наследию родного края.
Оборудование и материалы: предметы народного быта - макет русской печи, сундук, скамейки, самотканые дорожки, рушники, самовар, деревянные ложки, шумовые музыкальные инструменты, подносы с росписью, чугунки, ухват, рубель, прялка; материалы – клубок пряжи, разноцветные ленты, спицы, макет матрёшки, сувениры из солёного теста - жаворонки.
Ход мероприятия:
Зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканые дорожки.
Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты,
овощи. Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим
сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами
прикладного искусства: расшитыми рушниками , вышитыми
салфетками.
Звучит спокойная, напевная мелодия. Все дети собираются в зале.Их заботливо встречают ведущие, одетые в русские сарафаны, на голове
у них – кокошники.
Слайд № 2-4 (Приложение 1)
1Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
2 Ведущий: Проходите, не стесняйтесь,
Все на праздник собирайтесь.
1 Ведущий: Все, кто любит потрудиться,
Мастера и мастерицы.
2 Ведущий: Делу – время, это знай,
В час потехи – отдыхай!
1 Ведущий: Ждут вас игры и забавы,
А за удаль – и награды.
2 Ведущий: Тех, кто любит, ценит труд,
Всех на празднике здесь ждут!
Вместе: Русских ремесел праздник у нас,
Приветствуем вас мы в столь радостный час!
- Музыкальный номер
1 Ведущий: Русский народ всегда славился трудолюбием. В старину всё делали своими руками. Ремесло кормило человека, одевало и обувало его. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит». А вы, юные мастера, знаете русские пословицы о труде? Я начну сейчас говорить пословицу, а вы должны ее закончить.
- Конкурс «Закончи пословицу» (Приложение 2)
2 Ведущий: Ремесло – это не только то, что мы делаем своими руками, но и живущие с нами по сей день традиции далёких предков. «Золотые руки» ценились во все времена достаточно высоко.А если в создаваемую вещь вложена ещё и душа, то она часто являет собой прекрасное произведение искусства. Интерес к традиционным русским промыслам настолько велик и по сей день. Что небольшая экскурсия в мир народных ремёсел, надеемся, станет для многих интересной и познавательной.
1 Ведущий:А какие русские ремесла вы знаете?
- Проводится игра с залом «Аукцион ремесел» (вышивка, вязание, ткачество, плетение из лозы, гончарное ремесло, роспись по дереву, керамике, металлу и др. )
Слайд № 5-11(Приложение 1)
2 Ведущий: Молодцы! С давних пор известно ручное прядение. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды. А теперь прошу ответить на вопросы.
- Как назывался механизм для прядения? (Прялка.)
- Как называлось приспособление для намотки нити? (Веретено.)
- Что такое кудель? (Волокно для прядения.)
1 Ведущий: Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.
В 15 веке была изобретена самопрялка, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу.
С 17 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прядки.
- Конкурс «Смотай нить на веретено»
2 Ведущий: О каком ремесле сейчас пойдет речь вы узнаете, если отгадаете загадку.
Две веселые сестрицы –
На все руки мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавички. (Вязание.)
Слайд № 12–19(Приложение 1)
Когда появилось искусство вязания точно не известно. Овцы были одомашнены еще за девять тысяч лет до нашей эры. У нас в России искусство вязания появилось в конце 18 века. Вязали те, кто помоложе, обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц -различные спицы и крючки.
1 Ведущий: А теперь вопросы знатокам – вязальщикам.
- Как называются петли, на которых основано все вязание, все рисунки? (Лицевые и изнаночные.)
- Сколько существует способов вязания лицевых и изнаночных петель? (Два.)
- На чем основывается вязание крючком? Каковы его основные элементы? (Столбики, воздушные петли, петли с накидом.)
Молодцы! А сейчас пришло время посоревноваться мастерицам-вязальщицам.
- Конкурс «Кто быстрее свяжет один ряд петель на спицах»
1 Ведущий: Отгадайте, о каком ремесле пойдет речь в загадке.
Ногой толкну, животом нажму,
Рукой шмыгну, два раза кольну,
И опять все с начала начну. (Ткачество.)
Слайд № 20-24(Приложение 1)
2 Ведущий:Верно, это ткачество. Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество – одно из самых древних ремесел. Первый ткацкий станок представлял собой раму, на которую были натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками. Часть нитей рвалась, ткань можно было сделать только толстую.В 6 веке изобретен горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах.Позднее был изобретен механический ткацкий станок. А современные станки сейчас работают на электричестве. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.Предлагаю викторину.
- Викторина «Ткань и ткачество»
- Какое сырье использовалось раньше в ткачестве? (Лен, конопля, шерсть, хлопчатобумажные нити.)
- Что раньше называли «русским шелком»? (Псковский лен. Он славился во всей Европе. Ткать его умели только в России.)
- Назовите тканые изделия, использующиеся в быту и в наше время. (Льняные узорные скатерти, полотенца, коврики, дорожки, покрывала.)
- В какое время года женщины брались за ткачество? (С 14 марта – день Евдокии и занимались им до посевных работ.)
2 Ведущий: Действительно, по-настоящему за ткачество брались со дня Евдокии. Считалось, что на Евдокию «все подземные ключи закипают», поэтому можно белить холсты. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно пели веснянки.
- Музыкальный номер
1 Ведущий: А в этой загадке еще одно ремесло скрывается.
Ниточка, иголочка, полотно – светелочка.
Нить в светелочку войдет –
Там цветочек расцветет. (Вышивание.)
Слайд № 25-35(Приложение 1)
Искусство вышивания – очень древнее. Еще в 9 – 12 веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли иглой на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, украшали ее драгоценными камнями. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображения женщин, деревьев, птиц, листьев, цветов.Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки – цветная перевить (мережка). Русский костюм женский и мужской украшался узором, вышитый крестиком. Так же всевозможной вышивкой украшались рушники.
2 Ведущий: Все ремесла, про которые мы с вами сегодня говорили,- ткачество, вязание, прядение, вышивание – женские. А кто мне сможет назвать мужские ремесла?
- Игра с залом «Аукцион мужских ремесел» (плетение из лозы, кузнечное, плотницкое, столярное дело, бондарство)
Слайд №36-43(Приложение 1)
2 Ведущий: Правильно! Это плетение из коры деревьев и соломы, гончарное, печное, плотницкое и столярное дело. А вы знаете, ребята, чем занимались бондари. Бондарь - это мастер по изготовлению деревянных бочек. А что по вашему мнению означает выражение «бить баклуши». Да, в нашем понимании это означает бездельничать. А на самом деле баклушами называли заготовки из дерева для ложек. Внимание! А сейчас – черный ящик! В нем лежит предмет, который изготовлен мастером мужского ремесла (Лапоть). А кто может сказать, из чего плетут лапти? (Из лыка). Лыко - это тонкая кора липового дерева, приготовленная специальным образом.Хороший плетельщик должен быть ловким и внимательным. Сможете ли вы справиться с этой нелегкой работой?
- Игра «Сплети косы из лент»
Слайд № 44-53(Приложение 1)
1 Ведущий: Самое первое из всех ремёсел, чему научился человек - это рисование. Год от года, от столетия к столетию это искусство развивалось и совершенствовалось. И постепенно в изобразительном искусстве появилась такая отрасль, как роспись. В каждой местности вырабатывались свои приемы росписи. Широко известны дымковская роспись, жостовская роспись, хохломская роспись, гжельская керамика и многие другие. И вам, дорогие друзья, я предлагаю изобрести сегодня свой способ росписи. А расписать нужно всем вам известных матрешек.
- Игра «Разрисуй матрешку»
1Ведущий:А пока наши художники расписывают матрёшек предлагаем вам музыкальный номер.
- Хореографическая картинка
2 Ведущий:Ребята, в нашем Доме детского творчества тоже есть объединения, в которых дети занимаются рукоделием. Это современные виды рукоделия –лепка из солёного теста и полимерной глины, бумажная пластика (квиллинг)
Слайд № 54-55(Приложение 1)
2Ведущий: На самом деле не такие уж они и современные - искусство квиллинга или «бумажная филигрань» возникло в 16 веке в Европе - во Франции и Италии использовали бумажную филигрань из золотых обрезков старых книг. А вот в Египте художественной обработкой бумаги начали заниматься гораздо раньше и для этого использовали папирус. Так же искусство бумажной пластики было известно и на Среднем Востоке и в Китае. Позже это искусство получило известность в Англии, Америке и в России.
Слайд № 56-57(Приложение 1)
1 Ведущий:С древних времён люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. У славянских народов существуют древнейшие традиции праздников и обрядов, в которых участвуют фигурки из печёного теста. Так на Руси существовал праздник который назывался «Сорки»,а ещё в народе его называют «Жаворонки».В этот день 22 марта (считается прилётом жаворонков) пекут жаворонков из теста и раздают детям.
Слайд № 58-59(Приложение 1)
В северных районах России, а именно в Архангельской области существуют праздничные новогодние и рождественские традиции, там пекут самые разнообразные пряничные фигурки, которые называются «Козули».
Лепить из теста одно удовольствие! А для того, чтобы сохранить эти изделия и любоваться ими долгое время, придумали рецепт очень солёного теста. Вот таким искусством тесто пластики занимаются наши дети на уроках в объединении «Мастерская чудес».Более сложные и оригинальные изделия можно изготовить из полимерной глины, которая очень похожа на пластилин, но при этом более пластична и имеет способность застывать на воздухе. Поделки, сделанные руками детей, вы сможете рассмотреть на нашей выставке.
2 Ведущий:
Славный русский наш народ
Жить не может без хлопот:
Шьет, рисует, вышивает,
Пилит, рубит и строгает,
Лапти новые плетет,
Печку русскую кладет.
1 Ведущий:
Мастера все удалые,
А в гулянье – озорные.
Коль веселье – веселись,
Коль работа – потрудись!
Петь частушки выходи,
Радость всем нам подари.
- Частушки о ремеслах (Приложение 3)
2Ведущий:Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни и танцы, сказки, семейные предания и обряды.
1 Ведущий: Уже третье тысячелетие шагнуло в наши дома, и пусть везде сейчас используются новейшая техника и новые технологии, но народные ремесла будут жить в душах и сердцах людей, в тех семьях, где любят мастерить своими руками, любят красоту, оригинальность и неповторимость. Ведь каждый человек уникален, а значит и творение его тоже уникально, неповторимо, индивидуально.
2Ведущий: А сейчас всех желающих мы приглашаем на мастер-классы: «Плетение из лозы», «Вышивки крестиком» и «Полимерная глина».
- Мастер – классы. (Приложение 4)
1 Ведущий: Спасибо всем мастерам за их творчество. Спасибо и вам, дорогие гости, что вы пришли на наш праздник.
1Ведущий:«До свиданья» говорим, говорим до новых встреч,
Завещаем вам, ребята, ремесла русские беречь.
2 Ведущий:Учиться мастерству любому: пилить, строгать и вышивать,
Чтоб знанья эти снова, снова своим же детям передать.
Выводы:
Традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.
Дети сами любят работать с разнообразными материалами, выполнять вещи практического назначения. Обучение различным ремеслам сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения. Традиция жива, пока её чтут, берегут.
Список литературы:
1.Арбат, Ю.А. Народное декоративное искусство/Ю.А.Арбат.-М., 2ОО3.
2.Беловский, Л.В.Типология русского народного костюма/ Л.В. Беловский. -М., 1998.
3. Назарова, К.Н. Русский сувенир/ К.Н. Назарова. - М.,1996.
6.Шпикалов, А.Русская игрушка/ А. Шпикалов. - М.,1999.
Приложение 1
- Конкурс «Закончи пословицу».
1дев.- Без труда и отдых … не сладок.
2дев.- Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда.
1дев.- Берись за то … на что ты годен.
2дев.-Терпенье и труд… всё перетрут.
1-Сделал дело - гуляй смело
2- Без дела жить - … только небо коптить.
1- Без охоты нет … работы.
2- Без топора не плотник, … без иглы не портной.
1- Все скоро сказывается, … да не скоро делается.
2- Всякое ремесло честно, … кроме воровства.
1- Всякий человек познается … в деле.
2- Глаза боятся, … а руки делают.
1- Есть терпенье, … будет и уменье.
2- Золотые руки у того, кто … обучился хорошо.
1- Кто мало говорит, … тот больше делает.
2- Какова пряха, такова … на ней рубаха.
1- На чужой каравай рот не разевай, … а пораньше вставай да свой затевай.
Приложение 2
Частушки
Мы веселые ребята,
Интересно все живем,
Про народные ремесла
Вам частушки пропоем.
Дайте лен, дайте лен,
Дайте сорок веретен,
Стану прясть - попрядывать,
На дружка поглядывать.
Шила милому кисет,
Вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой,
Какая мастерица.
Моя прялка не прядет,
Колесо не вертится.
Что-то милый не идет,
Видно, долго сердится.
Шила, шила сарафан,
Исколола пальчики.
А надела сарафан –
За мной гурьбою мальчики.
Сидит заяц на осине,
Плетет лапти косяком,
Чтобы наши грибники
Не ходили босиком.
Приложение 3
Мастер – класс
«Плетение корзины из лозы»
Цель: передача навыков и приёмов плетения из лозы участникам конкурсно -игровой программы.
Задачи мастер-класса:
- передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов педагога и приемов решения поставленной мастер-классом проблемы;
- рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование и материалы: корзина, лоза, нож для резки лозы.
План проведения мастер – класса.
Подготовительно – организационный этап:
Приветствие. Педагог знакомит участников с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание.
Плетение из лозы - один из самых изящных и популярных в наше время видов прикладного искусства. Известно, что используя гибкие очищенные от корья прутья можно изготовить корзинку, которая будет весьма удобной при сборе лесной малины или земляники. А с корзиной больших размеров хорошо ходить за грибами. (Демонстрация изделий, выполненных в данной технологии). Плетение корзин из лозы не требует особых навыков и опыта- главное придерживаться выбранной техники и четко следовать схеме плетения. В среднем, на изготовление одной корзины уходит около двухсот штук. Искать прутья следует у самой воды, на тех местах, где прошли вырубки. Там растут гибкие и длинные прутья. Перед срезанием прута, следует испытать его на гибкость, наматывая на свой палец. Если прут не хочет надламываться, а ваши пальцы это почувствуют сразу, то такой прут подходит и его можно срезать.Плетение корзин из лозы -занятие кропотливое и требует выдержки и усидчивости.
Основная часть:
- Ознакомление с оборудованием и материалами;
- Технология подготовки лозы для плетения (погружение прутьев в воду на 10-15 дней, очищение от коры, просушивание);
- Технология изготовления корзины (соединение прутьев в обруч, плетение донышка, оплетение вертикальных прутьев лозой для формирования стенок корзины, плетение бортика корзины, плетение ручки).
Рефлексия:
1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Демонстрация изготовленных изделий.
Мастер – класс
«Птичка из полимерной глины»
Цель: передача навыков и приёмов лепки из полимерной глины участникам конкурсно -игровой программы.
Задачи мастер-класса:
- передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов педагога и приемов решения поставленной мастер-классом проблемы;
- рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса
Оборудование и материалы:
• гладкая поверхность для лепки (можно использовать поверхность для лепки из пластилина);
• теплая вода;
• бежевая и белая полимерная глина;
• тонкая иголка;
• желтая акриловая краска;
• тонкая кисточка.
План проведения мастер – класса
Подготовительно – организационный этап:
Приветствие. Педагог знакомит участников с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание.
Лепка из этого материала стала довольно популярным хобби, а для многих дизайнеров – профессиональным занятием.Полимерная глина – это пластичный материал для лепки небольших изделий, который используется при создании кукол, бижутерии, цветочных композиций, сувенирных скульптур и прочее.
Хранить полимерную глину необходимо в герметичной упаковке, не допуская контакта с воздухом.В работе термопластика напоминает пластилин: «свежая» пластика легко разминается в теплых руках, но если в помещении довольно прохладно, то необходимо приложить для этого больше усилий.Лепка развивает усидчивость, внимание, моторику, творчество. Лепку из полимерной глины может освоить каждый. Главное тут терпение и аккуратность.
Основная часть:
- Ознакомление с оборудованием и материалами;
- Технология подготовки глины для лепки(разминание глины);
- Технология изготовления птички(формирование из кусочка глины тельца птички, головы, клюва, крылышка, нанесение оперения);
- Сушка;
- Раскраска изделия.
Рефлексия:
1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Демонстрация изготовленных изделий.
Мастер-класс по рукоделию «Вышивка крестом».
Цель: передача навыков и приёмов освоения техники выполнения вышивки крестом.
Задачи мастер-класса:
- передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов педагога и приемов решения поставленной мастер-классом проблемы;
- рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.
Инструменты и материалы: пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани; вышивальная игла (иголочка должна быть с тупым носиком); нитки мулине необходимых цветов; ткань для вышивки (канва), ножницы, схема для вышивания.
План проведения мастер – класса.
Подготовительно – организационный этап:
Приветствие. Педагог знакомит участников с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Вышивкакрестом - один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество женщин и мужчин по всему миру. Вышивка крестом – это искусство, которое позволяет создавать настоящие шедевры. Картины,выполненныесамостоятельно, ценятся не только как оформление собственной квартиры или дома, но очень часто они становятся незабываемым подарком для родных и близких людей.Красивый набор для вышивки крестом поможет скоротать время, успокоить после сложного рабочего дня, пробудит творческое воображение и поможет расслабиться. Вышивка позволяет развивать такие качества как познавательный процесс, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, терпеливость, усидчивость, самостоятельность, умение делать выводы, умение концентрироваться и ценить прекрасное.Вышивание крестиком – это интереснейшее занятие, которое, несомненно, целиком вас захватит.
Основная часть:
Практическая иллюстрация опыта педагога. Педагог кратко характеризует основные идеи технологии вышивки крестиком, знакомит с этим видом рукоделия, начинает с простых схем с небольшим количеством цветов, например, с детской вышивки.
Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и обучающихся.
Комментарии
Мероприятие очень
Мероприятие очень познавательное! Интересное!
Отличный материал!
Отличный материал!
хочется воспользовться вашим
хочется воспользовться вашим полезным материалом.
Спасибо.
Спасибо.
Отличный сценарий! Спасибо.
Отличный сценарий! Спасибо.