Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Сценарий экологического праздника «Синичкин день»

  ГБОУ АО АСШИ №2 г. Архангельска

 

 Сценарий экологического праздника

«Синичкин день» 

 

                                                                                           

Щурова Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

1квалификационная категория

 

2019г.

 

Цель мероприятия: формирование у обучающихся  ценностного представления  о зимующих птицах родного края, привить любовь к зимующим птицам, выработать у детей желание помогать пернатым друзьям.

Задачи: 

1) внести  посильный вклад в решение экологических проблем;

2) обратить внимание обучающихся на зимующих птиц;

3) воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Оборудование: вывеска «Синичкин день», иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; наличие различных видов кормушек, которые принесли  ученики; запись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно).

 На  классной    доске расположена вывеска Праздник «Синичкин день», развешаны   иллюстрации разных видов синиц. На стеллаже расположены кормушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 Ученица: 

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте, что за птица?

То весёлая …..(синица)

Педагог:

Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам.

12 ноября – Осенний день птиц (Синичкин день, Синичкин праздник)

Предложено считать его началом общероссийской культурно-экологической акции «Покормите птиц!»

В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника.

Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку. 

(Выходит синица в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка, чёрная купальная шапочка)

Синица: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы не забыли про меня. А кто из вас видел меня на улице, в огороде? А что вы обо мне знаете?

1 ученик: У синички жёлтая грудка с чёрным галстучком. У самочки галстучек небольшой, а у самца он проходит через всю грудь к хвосту. Спинка у птички зелёная, на голове чёрная шапочка, щёчки белые, глазки чёрные.  Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра до ночи.

2 ученик: Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса перебираются ближе к жилью человека, они его совершенно не боятся. Очень любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 ученик: Синицы делают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих закрытых постройках.

1 ученик: Гнездо синички сделано из тонких веточек, сухих стебельков трав, мха, лишайников. Устлано гнездо шерстинками, пуховыми перьями.

2 ученик: В гнезде бывает 10 -15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает их синичка 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцов выкармливают оба родителя. За лето синицы выводят птенцов 2 раза.

3 ученик: Синицы очень полезные птицы. круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки съедает столько корма. Сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

У синички есть сестрички. Это гаичка,

                                              московка,

                                              лазоревка,

                                              ополовник (длиннохвостая)

                                              хохлатая  

Ученица:  Вы, наверное, спросите: «Почему же  птиц называют синицами»?

Название «синица», одни говорят, возникло  в связи с тем, что  оперение этих птиц частично имеет сине - голубую окраску. Другие говорят, что назвали её так за её пение «зинь-синь».

Давайте послушаем, как поет синица (прослушивание аудиозаписи).                                                      

Ребята, сегодня мы будем говорить не только о красавице-синичке, но и о других зимующих птичках, которыми мы восхищаемся не меньше.

А о каких, вы узнаете, отгадав загадки:

Загадки. 

1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

2.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

3. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает,

 Не боится он простуды, с первым снегом прилетает….( Снегирь)

Педагог: Молодцы, ребята, вы верно отгадали все загадки и назвали всех зимующих птиц.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Ведущий каждому даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующей. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, клёст, голубь, лебедь, галка, утка, воробей.

По команде ведущего зимующие собираются в одну стаю, перелётные – в другую. Затем каждая команда смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Ученица: Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц до весны доживает только 2. И наша с вами задача не дать погибнуть от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать их всю зиму. Кормушки надо делать с душой, чтобы птицам было удобно ими пользоваться.

Кормушки можно сделать самые разные, но самое главное, чтобы у кормушки была крыша и бортики, чтобы зерно не высыпалось. Сейчас мы вам покажем наши кормушки (показ кормушек)

«Отбери корм для птиц»

Детям предлагается отобрать корм для птиц (семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы, семечки арбуза и др.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

Ученик: Для разных птиц нужны разные корма. Например, пшено – любимая еда воробьёв.

Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Несолёное сало любят синицы, поползни, дятлы.

Педагог: Зима для пернатых тяжёлое время. А давайте послушаем, что птицы говорят про некоторых злых ребят.

Сценка

«Воробей и Синичка»

Воробей

Ой, спасите! Караул! 
 Кто в меня снежком пульнул? 
Эти скверные мальчишки 
Жить мешают воробьишкам. 
То снежками, то рогаткой! 
А ведь нам и так не сладко!

 Синичка 
Бр- р! Какой мороз трескучий! 
Где бы спрятаться получше? 
Замерзаю на лету! 
Может быть, согреюсь тут? 
Чик-чирикин! Что с тобой? 
Ты взъерошенный такой! 
Может, кто тебя обидел? 
Или ты кота увидел?

Воробей
Ой, соседка! Тише! Тише! 
Видишь там троих мальчишек 
Бессердечных, злых и грубых? 
Хорошо им в теплых шубах, 
В шапках, в куртках меховых! 
Еле вырвался от них! 

Синичка
Я, сосед, с тобой согласна! 
Птичья жизнь зимой ужасна! 
Против нас мороз, бураны, 
Да еще и хулиганы! 
Нас выслеживают кошки, 
И во рту с утра ни крошки! 
Червячков и мошек нет, 
А без них какой обед? 
Ой, как трудно жить на свете! 
Что нам делать? Кто поможет? 

На сцене появляется, в страхе оглядываясь назад, "ворона".

Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

Синица. Здравствуйте тетушка ворона! С кем это вы разговариваете?

Ворона. Каррр, еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! (ворона грозит "крылом") Сидела на заборе думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками.

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 2… Бедные мои синички!

Ворона. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей округе кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Синица. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Ворона. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все -таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, -

 И не страшна будет им зима.

Педагог: Ребята, мы надеемся, что вы поможете птицам. Вот вам памятки, чем можно подкармливать птиц.

В конце мероприятия все идём вешать кормушки и наполнять их птичьим кормом. Налетайте, пернатые!

 

Используемая литература

1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.

2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная

     Пром – сть,   1988.

3. Классные часы: 2 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.

4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.      

5. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные  часы - Волгоград:   Учитель, 2007.

6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.

 

ПРИЛОЖНЕИЕ: