Роль цвета в портрете
Тема урока: роль цвета в портрете
Цели:
* Познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете.
* Дать понятие цвета, тона и освещения в портрете.
* Развить понимание того, что можно выражать настроение и характер героя портрета.
* Воспитывать интерес к человеку как личности.
Оборудование: репродукции картин В.Боровиковского, М.Врубеля, В.Серова, Рембранта, Пикассо.
Ход урока:
1.
а) организационный момент.
Разминка: сатирический набросок-минутка на тему (я в образе забавного животного).
б) приветствие.
в) проверка готовности учащихся к уроку.
г) смачивание красок.
2.
Сообщение темы урока- учитель:"На предыдущих уроках вы научились рисовать голову человека, решать композиционные задачи в портрете. Сегодня вы познакомитесь с цветовыми решениями образа, научитесь передавать цветом настроение и характер героев портрета."
3.
Изучение нового материала.
а) сообщение теоретических сведений.
Учитель:"Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятие, его увлечения, духовный мир и психический склад- тема портретиста. Большую роль в раскрытии всех этих или нескольких перечисленных аспектов ирает цвет.
Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразные явления. Через нее художник и в портрете выражает тончайшие движения чувств, часто с трудом поддающиеся расшифровке словами.
Рассмотрим это на примере нескольких портретов художников Боровиковского, Врубеля, Серова, а так же ознакомимся с особенностями цветового решения в портретах Рембранта и Пикассо.
Изучая работы первых трех художников мы говорили о индивидуализме подходов к портрету каждого через самобытность. Давайте поговорим и выделим цветовые отличия."
б) учитель раздает карточки с характерными признаками трех художников, а ученики определяют под чьей работой закрепить данные выписки отличий.
* Боровиковский
I- лица похожи на ангелочков
II- лицо освещено мягким светом персика и румянцем, показывая о чистоте души и безмятежности бытия
III- свет на портрете падает из-за спины героя, показывая о благополучии быта и заботе только о душе
IV- тень художник показывает зеленым цветом
* Врубель
I- работы выполнены в холодных тонах с добавкой серого
II- глаза-"озёра слёз", что отложило отпечаток жизненного надлома художника, психологических срывов
III- темы портретов мифологически-библейские - утонченные, изящные, трагичные.
* Серов
I- первый художник, вышедший с портретом на природу -> много солнца
II- лица освещены тёплыми лучами, даже если в тени, что говорит о безмятежном
III- каждый мазок кисти разного цвета краски и мазки крупные, словно пластилин
Просмотр репродукций и распознавание авторов портретов.
Повтор изученного материала прошел удачно, а тперь рассмотрим работы Рембранта и определим как он подчинил цвет для выражения характеров своих героев.
На портрете Флора мы видим:
а) лицо освещено уютным теплым светом, говорящим о доброте, бытовой сдержанности героя
б) фон окружён бронзовыми тенями, говорящими о том, что человека окружает тяжелая жизнь того времени, голод и болезни, но это не мешает его душе быть светлой.
Те же отличия мы можем видеть и в его "Автопортретах" и "Святом семействе" и "Возвращении блудного сына".
Благодаря своей неповторимой кисти художник донес через века дух того времени.
"-А кто из вас угадает автора вот этих работ в стиле абстракционизма?
-Пабло Пикассо
-Здесь нет полутонов и цветовых пятен, но цвет, используемый в портрете, говорит о настроении, о характере, даже раскрывает сюжет."
4.
Актуализация знаний учащихся
Учитель:" Работу над портретом, как всегда, мы начинаем с эскиза. В своих эскизах портрета вы должны так же выяснить для себя и предстваить, каким по настоящему будет ваш портрет:лирическим, или героическим, или задумчиво-сосредоточенным и т.д. Одним словом, вы должны "прочесть" модель. Она должна подсказать вам и живописно-пластическая решение, и как нарисовать портретуемого- или погрудно, или во весь рост, или поколенно с руками, или одну голову с плечами. Затем перед вами возникает вопрос: в какой обстановке, на каком фоне будет изображён человек.
Дать какие-то опередёлнный рецепты невозможно. Можно лишь посоветовать, имея ввиду всевозможные детали обстановки комнаты или цеха, что аксесуары окружения имеют только второстепенное, подчинённое значение и вводить их в портрет нужно по стольку, по скольку они смогут помочь раскрыть образ и той идеи портрета, которую вы в него вкладываете.
Цвет, используемый вами в портрете будет так же зависеть от выбранного вида портрета.
Если портрет лирический, то это могут быть приглушенные светлые тона, задумчиво сосредоточенный- то в этом случае будет другое колористическое решение рисунка."
5.
Практическая работа.
Задание.
Выполнить рисунок- автопортрет или рисунок-портрет близкого человека (работа красками).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- Контроль организации рабочего места;
- Контроль правильности выполнения приёмов работы;
- Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- Контроль объёма и качества выполненной работы.
Во время практической работы учитель так же оценивает зарисовки- минутки, выполненные в начале во время организационного момента для более эффективного настроя ученика к работе; и наиболее характерные и оригинальные работы поощеряет дополнительной пятёркой в дневник.
Физкульт минутка.
6.
Итог урока.
** Выставка работ учащихся
** Заключительное слово учителя:"Подводя итог урока, хотелось бы спросить вас: 1?) Возможно ли выразить настроение и характер через цветовую гамму? 2?) Научились ли вы выбирать цветовое решение для образа героя?"
"Закончить урок хотелось бы словами портретиста В.Серова:" Любое человеческое лицо так сложно и своеобразно, что в нем всегда можно найти черты, достоиные художественного воспроизведения- иногда положительные, иногда отрицательные."
Учитель оценивает работы по пятибальной шкале и задаёт домашнее задание.