Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«РОДИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ» - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ (из опыта работы)

МБОУ«СШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноярск

 

«РОДИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ» - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ 

 

Дулисова Татьяна Владленовна

педагог-психолог 

 

 

Номинация «Инновационная    модель    методического    сопровождения образовательной деятельности»

Методическая продукция  «Методические рекомендации»

Аннотация

Работа профилактического характера с родителями обучающихся становится  всё более востребованной и школой, и самими родителями. В статье речь идёт о  «Родительских школах» как продуманной во всех деталях модели совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей. Данная работа проводится регулярно и имеет систематический характер. Она вносит заметный вклад в  согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.

«РОДИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ» - СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ

(из опыта работы)

Диалог педагога с родителями

– это личностно равноправное общение,

– это совместное приобретение опыта.

Г.А. Цукерман                                                       

    Проблемы воспитания детей в семье и формирования семейных ценностей постоянно находятся в центре нашего внимания. На протяжении многих лет психологическая служба школы ищет  новые подходы  к созданию тесного взаимодействия с родителями обучающихся.

Духовный облик детей, формирование их характера определяются, по мнению Антона Семёновича Макаренко, всем строем семейной жизни, который он называл «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Но далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей.

   Пристальное внимание родителей направлено чаще на материальную сторону образования детей: обуть, одеть, накормить, но, зачастую, ими упускается самое главное - воспитание богатого духовного мира ребёнка.

По данным многочисленных социологических опросов, 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребёнок в ней не воспитывается. С другой стороны, и родители не очень радужно оценивают воспитательные воздействия  педагогов.

  Но ведь такого быть не должно. Возможно ли изменить ситуацию?         Процесс поиска контакта с родителями в работе является сложным, но необходимым. Он преследует цель обозначения совместных  психологических ресурсов, которыми можно воспользоваться в процессе взаимосвязи с детьми.

Результатом такого поиска может стать возникновение новой культуры отношений «школа-родитель»; переход от позиции «родитель-потребитель» к позиции «родитель - содеятель»  (Я – сотрудничаю,  Я – помогаю, Я – член команды)

     «Родительская школа» - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей. Встречи с родителями могут стать прекрасным средством повышения психологической грамотности  родителей, если будут определенным образом продуманы, организованы и проведены. Всё, что родители возьмут из этих встреч, укрепит их уверенность в правильности выбранного пути.

    Основные принципы «Родительской школы":

а) педагог и родители - союзники в воспитании детей;

б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания  родителем с помощью критического мышления к изучаемой информации;

в) самостоятельность решения творческих задач;

г) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других;

д) работа в команде.

На сегодняшний день мы выделяем четыре уровня «Родительской школы».

Стартовый уровень взаимодействия (родители будущих первоклассников).

Цель: формирование культуры отношений «РОДИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК».

Форма: встречи с родителями.

Результат: согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного процесса.

Первый уровень (родители учащихся 1 – 4-х классов).

 На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений у родителей младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста, создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7 – 10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности.

Цель:   повышение педагогической и психологической культуры родителей в вопросах образования и воспитания».

Форма:   «Родительская школа», родительские собрания.

Результат:  формирование умения использовать психологические ресурсы в процессе взаимодействия с детьми.

Второй уровень (родители учащихся 5 – 9-х классов).

Особенностью этой ступени является освоение специфики возраста подростка (11 – 15 лет), проблем формирования и развития самосознания учащихся этого возрастного периода, их взаимоотношений в группе и коллективе взрослых людей, а также сверстников. На этой ступени родители также узнают, как определять склонности и способности своих детей для их дальнейшего профессионального самоопределения, для продолжения образования с учетом их возможностей.

Цель: повышение педагогической и психологической компетенции родителей в области возрастных особенностей подросткового периода.

Форма:  «Родительская школа», семинары, сетевое взаимодействие.

Результат: овладение стратегиями выстраивания взаимодействия с детьми  подросткового возраста.

Третий уровень (родители учеников 10 – 11-х классов).

Этот этап отличается большей ориентацией родителей на будущую профессию своего ребенка, на его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию детей, их подготовку к браку и семье. Данные проблемы решаются через призму возрастных особенностей старшего школьного возраста (15 – 17 лет), с которыми знакомят родителей специалисты – преподаватели.

Цель: организация информационно-консультативной деятельности в области профильного обучения для родителей через создание информационного пространства.

Форма:  консультирование, лекторий, сетевое взаимодействие.

Результат: получение объективной информации об учащемся профильного класса (информационная карта личных достижений учащихся).

    Любая «Родительская школа» базируется на «трёх китах»: подготовительном этапе, этапе проведения и  рефлексивном этапе.

Подготовительный этап характеризуется возникновением идеи, мысли, замысла, которые  берутся  из запросов, проблем, решение которых  на данный момент является актуальным.

    Что значит подготовиться к «Родительской школе»? Для начала собрать единомышленников, тех,  кому данная тема  интересна. Часть участников при этом всегда постоянна, а часть  - приходящие (родители, молодые специалисты, классные руководители, студенты).

    Неотъемлемой составляющей «Родительской школы» является и диагностическая работа, исследование, опирающееся на валидные методики, а также социологические исследования, которые бывают, как правило, анонимными, так как  у опрашиваемых появляется цель - ответить откровенно. Это всё может стать  хорошим началом разговора в «Родительской школе». 

    Теоретический фундамент каждой  «Родительской школы»  - книга,  порой это бывает новинка, которая отвечает на самые часто встречающиеся  родительские вопросы. Родители, обычно  узнав о похожей трудности из книги, испытывают некоторое облегчение: "оказывается, мы не одни такие!", "значит, это нормально!" И действительно, вполне "нормально", что ребенок с некоторого возраста и в некоторых условиях проявляет упрямство и своеволие, так называемую лень и нежелание учиться. Стоит чаще вспоминать замечательное высказывание Ю.Б. Гиппенрейтер: "Нежелательное поведение ребенка есть нормальная реакция на ненормальные условия жизни!" [1, с.25];

Задавая вопросы, родители часто хотят получить конкретные рекомендации. Там, где это возможно, мы делимся своими мнениями, но избегаем прямых советов. Важно, что ответы находятся в совместном размышлении, дискуссиях, которые позволяют учителям и родителям расширить свой педагогический инструментарий.

    Мы имеем дело с самым сложным творением природы — психикой человека, и все улучшения в ребенке и в отношениях с ним бывают результатом не какого-то одного "удачного" действия или слова, а процесса изменения "привычного" порядка в семье, стиля отношений и условий жизни, которые породили эту проблему.

    Поэтому в своих ответах мы выбираем несколько путей. Во-первых, делимся  знаниями и открытиями в области психологии общения и развития ребенка. Во-вторых, высказываем предположения о возможных причинах проблемы или трудной ситуации и приглашаем родителя подумать вместе. В третьих, напоминаем и показываем иной образ действий родителя — шаги и пути, которые, в конечном счете (не надо надеяться, что сразу), приведут к гармоничным, доверительным отношениям с ребенком. Наконец, с удовольствием приводим успешный опыт других родителей, зная, что такой опыт бывает гораздо более убедительным, чем мнения многих специалистов.

    Приметой «Родительских школ» является оформление психолого-педагогической продукции - буклетов, создание презентаций, клипов, фильмов, раздаточного материала в виде памяток, листовок и т.п. Лирические отступления посредством видеоряда, а также стихи, рисунок, музыка, все это  позволяет пробудить  эмоции и почувствовать надежду на  решение сложных вопросов.

     Необходимым элементом структуры «Родительской школы» является наличие проблемного поля, которое задаётся научными традициями и результатами проведённых диагностических процедур (аналогичные проводятся и на родителях уже во время проведения).  Всё это даёт возможность сочетать теорию с практикой.  А такие  формы работы, как игра-лото, притчетерапия, сказкотерапия,  цветовые метафоры,   метафорические карты, мандалы и т.д. придают  каждой новой встрече разнообразие. Так  происходит некоторое «приучение» родителей к определенной системе. В эти моменты чувствуется единство духа  самих участников и организаторов, так как учитываются их личностные пристрастия.

    Во время рефлексивного этапа участники обмениваются отзывами, первыми впечатлениями;  часть родителей остаются,  что-то обсуждают, с трудом расходятся. В ходе рефлексии может возникнуть идея следующей «Родительской  школы».

   После очередной «Родительской школы» ее разработчики обеспечивают методическое сопровождение  её организации и проведения  любым  классным руководителем.  Затем  классный руководитель проводит точно такую же  встречу с коллективом родителей. То есть, происходит своего рода тиражирование. 

    Такая форма работы с родителями ценна, прежде всего, с точки зрения семейной социализации. Примерные тематические встречи, позволяющие привлечь родителей к практическим действиям (Приложение №1): «Семья как фактор формирования культуры здорового образа жизни»; «Работа  с родителями и семьями разных типов». (Притчетерапия для тех, «кому плохо»); «Секреты воспитания» и т.п.; деловая игра «Родительские директивы и их влияние на ребёнка», как форма активизации взаимоотношений между уч-ся и родителями; мастер-класс: «Передача опыта развития творческих способностей детям по наследству - один из способов эффективного воспитания  ребёнка». «Соблюдение семейных традиций — один из путей становления личности» (воспитательный потенциал семьи как  основа семейной педагогики).

При этом следует учитывать, что основанием взаимодействия является уважение к родителям. При проведении «Родительских школ» самое важное:

 - уметь войти в положение родителей, не обвинять их в плохом поведении и учебе ребенка, не требовать улучшения положения (родитель порой не знает, как это положение исправить); давать педагогические советы и рекомендации, причем делать это очень убедительно;

- избегать негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой адрес;

- уметь выслушать критические замечания родителей, правильно взвешивать их обоснованность;

- начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

    Опыт нашей работы показал, что нельзя допускать, чтобы психолог или учитель бесцеремонно вмешивались в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее внутреннего мира, появляясь в качестве судьи семейных отношений. Данная  работа проводится регулярно, носит систематический характер,  она вносит заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.

  Не можем не согласиться со словами Юлии Борисовны Гиппенрейтер: ''Я избегаю прямых советов: люди редко им следуют'' [1, с.15]. Наш главный девиз  в работе с родителями: «Раскрыть, понять и поддержать».

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей. ООО «Издательство АСТ», М., 2014. - 60 с.

2.  Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему.   Генезис, 2014 г. – 232 с.

3. Млодик И. Ю. Школа и как в ней выжить. Взгляд гуманистического психолога. Генезис, 2016 г. – 184 с.

4.  Цукерман Г.А., Венгер А.Л.  Развитие учебной самостоятельности. Томск: Пеленг, 2003г.-  432 с.

 

Приложение№1.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №7

с углубленным изучением отдельных предметов

 

«РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА»

для родителей дошкольников и младших школьников

 

Тема

Цель

Результат

«Как живешь, первоклассник?»

Дать представление о типичных психологических сложностях, которые могут возникнуть в период адаптации

Предупреждение нежелательных форм проявления дезадаптации

Ценности школы - ценности реальной жизни (введение в школьную жизнь)

Дать представление о ценностных установках, которые могут помочь успешному личностному росту в период адаптации

Осознание родителями собственной позиции, сопричастного взаимодействия с ним, принятия ребенка-школьника

Воспитание культуры поведения школьников

Разобраться в стиле воспитания и увидеть свои недостатки, пути их устранения

Личный пример - основное условие воспитания культуры детей

Алмазные россыпи

Помочь осознать достоинства и возможности (способности) у младших школьников на этапе «Вхождения в школьную жизнь»

Изучение интересов ребенка должно стать одним из исходных пунктов его воспитания

Школьные трудности периода адаптации

Поиск основных путей помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении

Проявление доверия и доброжелательности, мудрый обдуманный совет взрослого поможет ребенку правильно выстроить отношения с окружающими

Школьные страхи и тревожности младших школьников

Познакомить с основными формами ликвидации страхов

Создание условий для преодоления социальных страхов у детей дошкольного, младшего школьного возраста.

Моя семья (проективная методика)

Изучение межличностных отношений в семье

Язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Оценка особенностей внутрисемейных отношений.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №7

с углубленным изучением отдельных предметов

«РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА»

для родителей средней школы

 

Тема

Цель

Результат

Эмпатия  – открытые двери общения

Понимание предназначения человека, живущего в гармонии с окружающим миром и самим собой.

Освоение техник реагирования в разных ситуациях,  моделирующих различные тактики поведения (психологическое айкидо, или принцип амортизации)

Ваш ребёнок как будущий семьянин

Подготовиться к диспуту с учащимися 11-х классов на тему «Моя будущая семья»

Оформление смыслов понимания семьи и дома, что самое важное в жизни любой семьи, расшифровывание законов семьи, секретов семейной жизни, оформление банка родительской мудрости

«Ты да я, да мы с тобой» (Азбука родительской любви)

Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье, (показать родителям значимость нравственного воспитания в семье, формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей)

Обсуждение результатов анкетирования «Какие мы родители?»  (насколько успешно родители  справляются  со своими родительскими обязанностями).

«Родители и дети: меняемся вместе»

Выяснить и обсудить наиболее значимый круг вопросов для родителей по проблемам воспитания детей (о дисциплине и послушании, о правилах, которым дети должны следовать, требованиях, которые они должны выполнять.)

Приобретение навыка  вводить правила, чтобы они не вызывали протест у ребенка (прежде поняв, что в себе нужно изменить родителям, чтобы найти путь к бесконфликтной дисциплине).

 

Психологическая безопасность обучающихся

Приобщить  родителей к созданию модели безопасной образовательной среды, создаваемой в школе

Овладение приёмами помощи детям в повышении их статуса среди сверстников (отвержение неприятие в коллективе),  как хвалить ребёнка

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа №7

с углубленным изучением отдельных предметов

«РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА»

для родителей старшеклассников

Тема

Цель

Результат

Как помочь ребёнку учиться

Интеграция усилий родителей по формированию успешной учебной деятельности учащихся (расширение объёма знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми, выработка совместной программы действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся, выявление  проблем во  взаимодействиях родителей с ребёнком по преодолению учебных трудностей)

Рекомендации по расширению кругозора ребёнка и его ориентировке в окружающем мире.

«Как слово наше отзовётся…» Конструирование

Я-высказываний.

Научить родителей распознавать родительские директивы (установки) в потоке обыденной жизни, учитывать при этом возможные последствия того, как ребёнок услышал родителей.

Овладение способами эффективного общения с ребёнком (формирование умения переводить негативные установки в позитивные)

Конфликт «отцов и детей»

Выяснить, почему возникают конфликты между отцами и детьми, опираясь на текст притчи о блудном сыне, Определить причину конфликтов, выяснить пути их  разрешения.

Соотнесение жизненных ценностей «отцов и детей». Приобретение родителями опыта поведения в конфликтных ситуациях с детьми и выхода из них.

Ситуация успеха: как её создать?

Дать представление о большом желании, ясной  цели, чётком плане действий, позитивном отношении к миру, вере в успех, обучении работе над собой как составляющих успешной деятельности

Овладение приёмами и техниками создания ситуаций успеха

Умеем ли мы общаться?

Изучить основы и правила бесконфликтного общения и отработать их на практике.

Рекомендации по развитию эффективного слушания.

Требования к проведению «Родительских школ».

1. «Родительская школа» проводится один раз в четверть с целью сплотить коллектив родителей в деле воспитания коллектива учащихся, обеспечить связь коллектива учителей и родителей, осуществлять психолого-педагогическую поддержку родителей, испытывающих трудности в воспитании своих детей.

2. Родители оповещаются о «Р.Ш.» не позднее, чем за неделю (они должны спланировать свою деятельность).

3. Организаторы «Родительской школы» должны подготовить аудиторию к проведению «Родительской школы», и вывесить  сведения о месте и теме проведения у входа в школу, чтобы каждый родитель мог еще раз уточнить, куда он должен пойти.

4. Организаторы заранее приглашают учителей-предметников, специалистов заранее договорившись о теме их выступления на «Родительской школе».

5.  Желательно проводить нетрадиционные собрания –  «Родительская школа»   в форме диспутов, конференций, круглых столов и т.д.

6. На «Родительской школе» категорически запрещается обсуждение неудач учеников или родителей. Все вопросы, связанные с плохим поведением или успеваемостью ребенка, решаются только индивидуально.

Закончить  «Родительскую школу»   нужно на мажорной ноте: поблагодарить родителей за визит, выразить надежду на дальнейшее сотрудничество, пожелать им успехов в воспитании детей.