«Развитие связной речи при составлении сказки с использованием моделей».
МДОУ ДС «Родничок»
Образовательная деятельность в средней группе по теме:
«Развитие связной речи при составлении сказки с использованием моделей»
Воспитатель: Макарова Е.П
пгт. Новокручиниский
Участники: дети средней группы
Воспитатель
Кузя- домовенок.- взрослый.
Цель: учить детей самостоятельно составлять сказку по моделям.
Задачи:
Образовательные: побуждать детей решать проблему.Учить использовать модели при составлении сказки.
Развивающие: развивать связную речь при описании характера героя и составлении рассказа, творческое воображение с помощью преобразователей, системное мышление с использованием моделей. Развивать стремление сочинять сказку самостоятельно.
Воспитывающие: Воспитывать коммуникативные навыки в общении со взрослыми. Оборудование: сундук с двойным дном, телевизор, доска, модели, книга, телефон, листы бумаги, карандаши.
Предварительная работа: работа по моделям, рисование моделей, составление сказок.
Словарь: характеры героев: отрицательные (злой, коварный, жестокий, хитрый, хищный); положительные ( отзывчивая, волшебная, справедливая, смелая).
Ход: Организационный момент: Воспит-ль: (заносит в группу сундук)
- Ребята, я совсем забыла вам рассказать, сегодня утром, я пришла и увидела вот этот предмет. Что это за предмет? (сундук). Интересно, как он сюда попал? Кто ж его нам принес? ( ответы детей). Может гости принесли? (обращаемся к гостям).
Воспит-ль: - Ребята, как нам вернуть сундук хозяину, как узнать, кто принес? Мы можем чужую вещь без спроса открывать? Ребята, в таких ситуациях можно открыть и посмотреть, что там лежит, чтобы найти хозяина этого сундука. Если мы берем чужую вещь надо быть осторожными (слушаем: ничего не слышно, не тикает, ничего не шубуршит, без звука, по весу легкий, ничем не пахнет).
Воспит-ль: - Чтобы нам найти хозяина, давайте откроем и посмотрим. (Проблема:) В сундуке записка: «Здравствуйте ребята, мой сундук не вернет свою волшебную силу, пока я не сочиню сказку по этим моделям и поэтому обращаюсь к вам за помощью, помогите мне, ребята».
Воспит-ль: - Ребята, вы поняли, кто это сделал? (нет). А что он просит? А что надо? Дети- надо сочинить сказку по моделям.
Воспит-ль: - Если мы поможем этому неизвестному хозяину, сундук станет волшебным. А вы хотели бы, чтобы сундук снова стал волшебным? Тогда давайте дерзать! Перед началом работы немного взбодримся с нашим Капитаном- Крабом
Видео- физкультминутка: Капитан-краб «Бодрилка». Дети садятся на стульчики.
Вос.- Тише, дети не шумите, Чудо сказку разбудите. 1,2,3,4,5 – будем сказку составлять. (воспитатель вместе с детьми рассматривают предложенные модели). Примерные вопросы к героям: Какой по характеру? (злой, коварный, жестокий, хитрый, хищный, отзывчивая, волшебная, справедливая, смелая), по размеру: (толстый, худой, хромой, косой) Дети изображают характер героев.
Вывод: положительный герой- мышка, отрицательный- муравей. Дети приглашают волшебника Увеличения и увеличивают героя до разных размеров?( со слана, с дом, с подъемным краном и т.д) Игра «Хорошо-плохо» : Что будет делать такой великан?, Какие трудности встретит мышка, если будет размером со слона?
Вос. - Уменьшим, до каких размеров? Игра «Хорошо-плохо». Может он будет с длинным носом или рогами, с коротким хвостом? Давайте пригласим волшебника Объединения. Варианты детей ( объединения с другими животными).
Вос.- А какое любимое дело было у героя? Что наш герой умеет делать такого, чего в реальном мире он не умеет делать ? Дети приглашают волшебника «Могувсе» (может у героя был пропеллер как у Карлсона и он может взлететь на крышу или летающий зонтик, на котором он взлетал на облака, сам умел вызывать дождь, солнце, и т.д.)
Вос. - Ребята, это в реальной жизни или в сказочной? ( ответы)
Вос. - А чем любил заниматься герой? (пример: он любил красить забор, значит он трудолюбивый, настоящий маляр; любил пинать мяч, да он был спортсменом, любил бегать, прыгать; любил песни петь, был певцом, любил фотографировать, был фотографом.) По остальным моделям ведется краткая беседа, какую роль они играют в сказке.
Вос. - А теперь, ребята, каждый из вас расскажет свою сказку гостям, а они ее запишут. Дети идут к взрослым и сочиняют сказку. Когда педагог собирает все готовые сочинения, раздается стук в дверь. Заходит домовенок Кузя. Кузя- Здравствуйте, ребята.
Воспит-ль: А вы кто?
Кузя: Я, домовенок Кузя. Я здесь оставил свой сундук, вы его не находили? Дети- находили!
Кузя - Я пришел к вам за помощью.
Дети : А мы тебе уже помогли, разобрали все модели и сочинили сказку по ним. Кузя, ты садись, и послушай, какая сказка у нас получилась.
Воспитатель зачитывает получившиеся сказки. В это время сундук «закашлял, закряхтел».( запись на телефоне)
Кузя: Ура, ура, ребята, вы вернули моему сундуку волшебную силу. И мне хочется вас отблагодарить за помощь. Давайте все вместе встанем вокруг сундука и поколдуем: «крибли-крабли-бумс» (2-3 раза). Кузя, открывает сундук и достает книгу, дарит детям. ( уходит)
Рефлексия: Каким способом мы помогли вернуть волшебную силу сундуку? Почему Кузе захотелось нас отблагодарить? Дети помещают свои сказки в книгу- сказок группы.