«Развитие коммуникативных способностей дошкольников посредством сказки»
МБДОУ «Детский сад №269»
г. Нижний Новгород
Комментарии к презентации
«Развитие коммуникативных способностей дошкольников
посредством сказки»
Терехина Светлана Викторовна
Воспитатель
1 слайд Заголовок
2, 3слайд Актуальность.
Тема работы, которую я представляю вашему вниманию
«Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного посредством сказки».
Выбор темы возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных запросов общества, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в моей практике, интересов и возможностей детей.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности.
Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, находить решения в любых жизненных ситуациях.
Дошкольный возраст – уникальный период, когда закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная. Об этом говорится и в ФГОС ДО.
Актуальность развития коммуникативных навыков детей признана на федеральном уровне. Это нашло отражение в национальных федеральных проектах:
-Проект «Образование» (2019-2024) – установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 года №10))
-Программа «Десятилетие детства» которая будет действовать до 2027 года. Указ Президента РФ №240 от 29 мая 2017 года.
Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность в том, что в современном мире наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать социально-коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Для современного общества данная тема актуальна и тем, что никто не учит детей общаться, думая, что они переймут это от взрослых, которые тоже не могут быть достаточным и правильным примером. Это показывает необходимость поиска эффективных средств формирования универсальных коммуникативных действий.
Наблюдая за детьми своей группы, я увидела, что ребята не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести разговор, вступают в конфликты
Чтобы найти достойный пример общения и поведения, а также примеры коммуникативных ситуаций мы обратились к сказке как к интересному и понятному источнику знаний о жизни для детей.
Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого творчества является сказка.
Слайд 4Значение сказки в развитии коммуникативных навыков у дошкольников
Слайд 5 Теоретические обоснования личного вклада в развитие образования.
На коммуникативное развитие дошкольников обращали внимание не только классики, но и современные педагоги и психологи. На данном слайде представлено теоретическое обоснование проблемы.
Слайд 6Цели и задачи педагогической деятельности
Цель работы: Создание условий для развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
Для реализации цели определены задачи, они представлены на слайде
Слайд 7 Этапы работы
Работа проходила в несколько этапов. Они представлены на слайде
8 слайд Диагностика (начало года)
Для выявления уровня развития коммуникативных навыков была проведена диагностика по критериям , вы их видите на слайде. Основной метод – наблюдение.
Результаты показали, что большинство детей (58%) не умеют слушать собеседника, не проявляют активности в общении, не считаются с интересами других, 46% не знают правила и нормы поведения.
9, 10СлайдыОрганизация предметно развивающей среды
Для достижения поставленной цели и эффективного решения задач в группе создана развивающая предметная среда. Оформлены уголок театра и уголок книги включающий в себя:
Детская художественная, познавательная и методическая литература
Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов
Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации к сказкам, фотографии, и др).
Дидактические игры: «Расскажи сказку», «В гостях у сказки», «Любимые сказки», «Собери сказку», «Карточки эмоций», и др.
Медиатека (аудиокассеты, СД диски, презентации)
Картотеки: пальчиковых и театрализованных игр; скороговорок и чистоговорок, упражнений для развития артикуляции и моторики; мнемотаблиц (к русским народным сказкам), с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях, картотека дидактических игр по развитию речи
Папки с иллюстрациями по известным сказкам
ТСО (магнитофон, , аудиозаписи детских, народных песен, сказок; классической и релаксационной музыки, «звуков природы)
Авторское пособие: «Расскажи сказку»
11 слайд.Организация образовательного процесса
Работа с детьми проводилась через различные формы организации:
- образовательная деятельность (игры, этюды на раз. занятия),
- совместная деятельность детей и взрослых в свободное время,
- самостоятельной деятельности детей.
- театрализованная игра, игры - инсценировки на праздниках и развлечениях
12 СлайдыМетоды и приемы
В своей работе с детьми я применяю разнообразные методы и приемы.
Традиционные методы и приемы.
Словесные методы –
- беседы: «Что такое сказка?», «Какие бывают сказки», - чтение, пересказы детей,
-после чтения худ. лит-ры, просмотров мультфильмов проходит обсуждение поведения сказочных героев, причины их успеха и неудач
- разучивание стихов, песен, потешек, пословиц
- используем скороговорки, чистоговорки, (отработка дикции)
Наглядные методы–
рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов, где знакомим детей со сказками, ее героями, эмоциями, «Предметы русского старинного быта «Иллюстрации Е. Рачева к русским народным сказкам»
- просмотр мультфильмов
Игровые методы
♦ Обыгрывание сказок, песенок и потешек.
♦ Дидактические игры по сказкам (типа пазлы, собери сказку, лото)
(«Три медведя», «Собери сказку», «Из какой сказки предмет»,пазлы «Курочка – Ряба» и «Маша и медведь», разрезные картинки)
♦ коммуникативныеигры и упражнения: «Давайте познакомимся», «Мы друзья», «Назови ласково», «Веселый паровозик», «Платочки», «Что я умею», идр;
♦ Д/игры и упражнения на развитие мимики и жестов: «Эмоции людей», «Весело и грустно», «Ем лимон», «Вкусная конфета», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Зеркало» и др
♦ Игры – стихи: «Сердитый гусь», «Дружный круг», и другие, которые помогают детям искать выразительные средства для создания образа, передать интонацию, движение, мимику, позу, жест.
♦ Игры – пантомимы: «Медвежата», «Лягушка», «Был у зайца огород», «Угадай, кого покажу», «Пугливый мышонок», «Злая собака», «Кто живёт в Африке», «Зеркало» и др;
♦ Этюды на развитие творческого воображения (горячая картошка, нанизывание бус на нитку и др).
♦ Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Моя семья» и др.
♦ Игры - драматизации
♦ Подвижные игры со словами на развитие умения сотрудничать («Зайчики и лиса», «Совушка – сова» и т.д.);
Практический метод ––
♦ Обыгрывание и инсценировки сказок. («Теремок», «Заюшкина избушка» и др),
-показ сказки с использованием разных видов театра.
Когда сказка хорошо знакома детям, предлагаем разные варианты:
сочинить концовку сказки, придумать новый сюжет сказки
♦ рисование по сказкам,
♦ изготовление элементов костюмов (кокошник).
♦ Двигательные импровизации (Кошки умываются, Гуси идут к водоёму и др.) на практике оказываются очень эффективными.
♦ Упражнения для развития артикуляции и моторики «Киска сердиться» - улыбнуться рот открыть в нижние зубы и верхние зубы, «Маляр», «Часики», «Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели» и др;
В работе с детьми активно использовала презентации «Наши эмоции», «Где обедал воробей» и др., разработанные нами и заимствованные у коллег.
Такое многообразие методов и приемов позволяет развивать коммуникативные способности и творческую личность детей.
13 СлайдНетрадиционные методы и приемы.
Творческие
-Двигательные импровизации (кошки умываются, Гуси идут к водоему и др.) и «Наши эмоции», «Где обедал воробей» и др. разработанные мною
-Этюды на развитие творческого воображения (горячая картошка, нанизывание бус на нитку и др.)
Проблемные ситуации «Помоги герою сказки»
Викторина загадок по сказкам («Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д)
Игры на интерактивной доске «Помоги вытянуть репку», «Кто лишний», «Кто за кем», «Помоги Машеньке навести порядок»
В работе с детьми активно использовала презентации «Наши эмоции», «Где обедал воробей» и др. разработанные мною и заимствованные у коллег.
Разработаны и реализованы совместно с детьми творческие проекты «В гостях у сказки», «Любимые сказки»
14 слайд Формы партнерского взаимодействия
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей посредством сказки необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и
проявления заинтересованности у родителей использовали разные формы работы. Они представлены на слайде.
Одной из результативных форм работы с родителями являются совместные проекты, они позволяют родителям активно участвовать в жизни группы
15Слайд Результативность
По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей. Сравнительная диагностика показала, что уровень коммуникативных навыков детей значительно повысился по сравнению с началом года. У большинства детей ( 65%) появилось желание общаться, почти все дети знают нормы и правила поведения
16 Слайд Выводы
В результате систематической работы достигнуты значительные успехи:
Работа со сказкой дала возможность удовлетворить потребность детей в общении, в новых впечатлениях и избежать пассивности.
- Повысилась активность детей, их эмоциональная открытость.
- Изменилось отношение к сверстникам: появилось стремление к установлению контакта с детьми;
- Установились доброжелательные отношения как со сверстниками, так исо взрослыми.
Большинство детей активно участвуют в праздниках и развлечениях. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в детском саду, научились выражать восхищение результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, замечать успехи других детей и радоваться за них
17слайд Литература
В работе над темой использовала данную литературу
18слайд Спасибо за внимание