РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»
г.ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Р.А.Загирова
г.ТАРКО – САЛЕ
2020 год
Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский,считал, что «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»
(Слайд 2)Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе.
(Слайд 3)Я работаю с детьми старшегодошкольного возраста. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памяти, мышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Формирование элементарных математических представлений дошкольников». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.
(Слайд 3)Шахматы — это не просто игра, шахматы-это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами. Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления: умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка, уверенность в себе.Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами. Кроме этого, эта игра ненавязчиво формирует у детейтакое качество, как усидчивость, а также воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.
(Слайд 4)Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе.
(Слайд5)Исходя из всего выше изложенного, мы сделали вывод, что самым оптимальным вариантом, для осуществления всех этих задач является - обучение детей игре в шахматы.
У нас в детском саду обучение дошкольников игре в шахматы начинается с 5-летнего возраста, как в рамках клуба для любителей игры в шахматы, так и со всеми детьми в свободной деятельности.
Для организации обучения детей созданы условия.
Материально-техническое обеспечение:
- Шахматы – 9 наборов;
- Шахматные доски – 5 шт.;
- Таймер – 2 шт.;
- Большая магнитная шахматная доска – 2 шт.
- Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (вырезанные из старых картонных шахматных досок или изготовленные из цветной бумаги или картона); шаблоны латинских букв (из картоны или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации: мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»; цветные карандаши; фломастеры; бумага для рисования; краски; книжки с рассказами, сказками про шахматы, дидактические игры, игрушки.
Методическое обеспечение Программы.
- И.Г.Сухин, пособие для учителя «Шахматы. Первый год или Учусь и учу», Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г. (1-я и 2-я части);
- И.Г.Сухин, «Там клеточки черно-белые чудес и тайн полны» (№1), Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г.: (1-я и 2-я части); рабочие тетради – 1-я (5 шт.) и 2-я части (5 шт.);
- И.Г.Сухин, «Играем и выигрываем» (№2), Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г. (1-я и 2-я части); рабочие тетради – 1-я (5 шт.) и 2-я части (5 шт.).
- Интернет ресурсы.
В рамках клуба любителей игры в шахматы «Путешествие в шахматное королевство» обучение детей игре происходит на специальных занятиях по методике И.Г. Сухина.
Количество детей на занятии 6-8 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы работы с воспитанниками включают:
- групповые теоретические и практические занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания;
- чтение художественной литературы;
- олимпиады, турниры и викторины, соревнования;
- сеансы одновременной игры с педагогом;
- игра с партнером;
- самостоятельная деятельность детей.
В число организационных условий входят:
а) занятия первого года обучения должны быть организованы так, чтобы не было проигравших детей;
б) преобладающей формой организации учебного процесса должна стать
задачная;
в) широкое привлечение на занятиях шахматных сказок;
г) использование на занятиях элементов театрализации;
д) создание на занятиях обстановки тайны, секрета;
е) обязательным атрибутом занятий должен быть смех.
Эмоциональная атмосфера на занятии гарантируется тем, что каждое шахматное занятие представляет собой:
1) занятие-сказку (читается дидактическая шахматная сказка);
2) занятие-театр (выполняется небольшая инсценировка);
3) занятие-игру;
4) занятие-смех (использование шуточного материала);
5) занятие-тайну (использование сюрпризов);
6) занятие без проигравших;
7) занятие – погружение в решение занимательных заданий.
Учет всех указанных семи факторов позволяет сделать шахматные занятия здоровьесберегающими.
Нежелательны: назидательность, увлечение терминами, разветвленные и длинные варианты, требования обязательно доигрывать партии до конца.
Рекомендуемая структура занятия (30 минут)
Целевая установка(1 – 2 минуты)
Повторение пройденной темы (3 – 5 минут)
Объяснение материала (3 – 5 минут)
Закрепление материала через дидактические игры
(5 – 8 минут)
Практическая часть: игра с партнером
(5 – 8 минут)
Заключение по темы (1 – 2 минуты)
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Эту работу мы осуществляем не только с детьми, посещающими клуб, но и со всеми детьми группы. Мы вводим детей в мир шахмат в игровой форме:
- знакомим дошкольников с историей развития шахмат;
- в простой и доходчивой форме рассказываем о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах;
- знакомим дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививаем им любовь к древней и мудрой игре.
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять Анатоль Франс (французский писатель и литературный критик). Поэтому мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые интересны дошкольникам.
Ну а сейчас предлагаю вам поиграть немножко!