Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА»

г.ТАРКО – САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ В «ШАХМАТЫ»

 

ВОСПИТАТЕЛЬ: Р.А.Загирова

 

 

г.ТАРКО – САЛЕ

2020 год

 

 

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский,считал, что «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»

(Слайд 2)Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе.

(Слайд 3)Я работаю с детьми  старшегодошкольного возраста. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памятимышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Формирование элементарных математических представлений дошкольников». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам.

(Слайд 3)Шахматы — это не просто игра, шахматы-это увлекательный мир, одна из популярных интеллектуальных игр. Польза от занятий шахматами очевидна и доказана многочисленными примерами и результатами. Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления: умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка, уверенность в себе.Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта.Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами. Кроме этого, эта игра ненавязчиво формирует у детейтакое качество, как усидчивость, а также воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.

(Слайд 4)Для чего нужны шахматы …Нужно ли учить дошкольников этой игре? Многие исследования показали, что обязательно надо учить детей шахматной игре. Это самая гениальная игра, которую придумало человечество. Шахматы содержат в себе воспитательную, образовательную, физическую и эстетическую функцию. Шахматы-спорт, но не физический, а умственный. Шахматы — это отличная подготовка к школе.

(Слайд5)Исходя из всего выше изложенного, мы сделали вывод, что самым оптимальным вариантом, для осуществления всех этих задач является - обучение детей игре в шахматы.

У нас в детском саду обучение дошкольников игре в шахматы начинается с 5-летнего возраста, как в рамках клуба для любителей игры в шахматы, так и со всеми детьми в свободной деятельности.

Для организации обучения детей созданы условия.

Материально-техническое обеспечение:

  • Шахматы – 9 наборов;
  • Шахматные доски – 5 шт.;
  • Таймер – 2 шт.;
  • Большая магнитная шахматная доска – 2 шт.
  • Шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий (вырезанные из старых картонных шахматных досок или изготовленные из цветной бумаги или картона); шаблоны латинских букв (из картоны или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации: мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»; цветные карандаши; фломастеры; бумага для рисования; краски; книжки с рассказами, сказками про шахматы, дидактические игры, игрушки.

Методическое обеспечение Программы.

  • И.Г.Сухин, пособие для учителя «Шахматы. Первый год или Учусь и учу», Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г. (1-я и 2-я части);
  • И.Г.Сухин, «Там клеточки черно-белые чудес и тайн полны» (№1), Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г.: (1-я и 2-я части); рабочие тетради – 1-я (5 шт.) и 2-я части (5 шт.);
  • И.Г.Сухин, «Играем и выигрываем» (№2), Обнинск, изд. «Духовное возрождение, 2015г. (1-я и 2-я части); рабочие тетради – 1-я (5 шт.) и 2-я части (5 шт.).
  • Интернет ресурсы.

В рамках клуба любителей игры в шахматы «Путешествие в шахматное королевство» обучение детей игре происходит на специальных занятиях по методике И.Г. Сухина.

Количество детей на занятии 6-8 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы работы с воспитанниками включают:

  • групповые теоретические и практические занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания;
  • чтение художественной литературы;
  • олимпиады, турниры и викторины, соревнования;
  • сеансы одновременной игры с педагогом;
  • игра с партнером;
  • самостоятельная деятельность детей.

В число организационных условий входят:

а) занятия первого года обучения должны быть организованы так, чтобы не было проигравших детей;

б) преобладающей формой организации учебного процесса должна стать

задачная;

в) широкое привлечение на занятиях шахматных сказок;

г) использование на занятиях элементов театрализации;

д) создание на занятиях обстановки тайны, секрета;

е) обязательным атрибутом занятий должен быть смех.

Эмоциональная атмосфера на занятии гарантируется тем, что каждое шахматное занятие представляет собой:

1) занятие-сказку (читается дидактическая шахматная сказка);

2) занятие-театр (выполняется небольшая инсценировка);

3) занятие-игру;

4) занятие-смех (использование шуточного материала);

5) занятие-тайну (использование сюрпризов);

6) занятие без проигравших;

7) занятие – погружение в решение занимательных заданий.

Учет всех указанных семи факторов позволяет сделать шахматные занятия здоровьесберегающими.

Нежелательны: назидательность, увлечение терминами, разветвленные и длинные варианты, требования обязательно доигрывать партии до конца.

Рекомендуемая структура занятия (30 минут)

Целевая установка(1 – 2 минуты)

Повторение пройденной темы (3 – 5 минут)

Объяснение материала (3 – 5 минут)

Закрепление материала через дидактические игры 

(5 – 8 минут)

Практическая часть: игра с партнером 

(5 – 8 минут)

Заключение по темы (1 – 2 минуты)

 Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Эту работу мы осуществляем не только с детьми, посещающими клуб, но и со всеми детьми группы. Мы вводим детей в мир шахмат в игровой форме:

 

  • знакомим дошкольников с историей развития шахмат;
  • в простой и доходчивой форме рассказываем о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, об элементарных правилах игры и некоторых ее принципах;
  • знакомим дошкольников со своеобразным миром шахмат, прививаем им любовь к древней и мудрой игре.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять Анатоль Франс (французский писатель и литературный критик).  Поэтому  мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые интересны дошкольникам.

Ну а сейчас предлагаю вам поиграть немножко!

 

Игра: