Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Разработка урока мужества «Непокоренный Ленинград»

Урок мужества «Непокоренный Ленинград»

Номинация: методическая разработка

Образовательная организация: МБОУ «СОШ № 12» г. Кемерово

Составитель: Шурова Олеся Николаевна, учитель истории и обществознания, высшая категория

План урока мужества «Непокоренный Ленинград»

Актуальность темы: К сожалению, мы живем в такой период истории, когда  мировым сообществом предпринимаются попытки пересмотра уроков Великой Отечественной войны (1941-945) и II Мировой войны (1939-1945), уничтожаются памятники советским воинам-освободителям в Европе, закрываются музеи, описывающие ужасы фашизма, возрождается фашистская символика. И даже среди историков распространяется мнение о возможности сдачи Ленинграда немецким войскам, хотя стратегически общеизвестно, что подобная политика привела бы к наступлению немцев на Москву с северного направления и полный захват столицы. Подобные мнения искажают историческую действительность, фальсифицируют историю войны, сводят на нет мужество защитников Ленинграда. Исходя из выше перечисленного, как никогда важно донести правду о блокадном Ленинграде подрастающему поколению.

Цель урока: дать характеристику неизвестным страницам жизни блокадного Ленинграда – положению детей и деятелей культуры в осажденном городе

Задачи:

1. Формирование патриотизма, гордости за мужество блокадников

2. Повышение интереса к истории ВОВ

3. Углубление знаний о военно-стратегическом положении Ленинграда

Класс: 9,11

Кол-во уроков: урок рассчитан на 1час, по желанию педагога и учеников может быть расширен на 2 часа, соответствующие доклады сокращены или рассмотрены более подробно.

Личности: О. Берггольц, Д. Шостакович, Т. Савичева, Ю. Рябинкин, И. Билибин, Б. Капранов

Даты: 22 июня 1941- нападение Германии на СССР, сентябрь 1941-январь 1943- прорыв блокады Ленинграда

Термины: блокада, блокадники

Формы работы: индивидуальная (докладчики), фронтальная (общее классное обсуждение)

Характеристика основных видов деятельности ученика:

1. Представлять биографические справки о ленинградцах- блокадниках

2. Объяснять значения понятий

3.Характеризовать военно-стратегическое положение Ленинграда

4. Использовать в работе воспоминания ленинградцев

Оборудование: интерактивная доска, диски с презентациями докладов, с 7-0й симфонией Шостаковича, клип Кипелова «Непокоренный»

Ход урока

1. Учитель включает отрывок из песни известного рок-певца, солиста группы «Ария» Кипелова «Непокоренный». Ученики должны догадаться по тексту песни, какой теме будет посвещен урок.

2. Общее обсуждение. Учитель обобщает: Как Вы поняли, сегодня мы говорим о блокадном Ленинграде, его во многом, неизвестных страницах. Все, кто остался и защищал город, несомненно, были героями…

3. Докладчик 1: Военно-промышленное положение Ленинграда (запускается презентация «Блокадное кольцо»)

18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву № 21, известную как План «Барбаросса». Этот план предусматривал нападение на СССР тремя группами армий по трем основным направлениям: ГА «Север» на Ленинград, ГА «Центр» на Москву и ГА «Юг» на Киев. Захват Москвы предполагалось производить только после захвата Ленинграда и Кронштадта. Ленинград представлял собой второй по значению город в СССР с населением около 3,2 млн. человек. Он давал стране почти четверть от всей продукции тяжёлого машиностроения и треть продукции электротехнической промышленности, в нём действовало 333 крупных промышленных предприятия, а также большое количество заводов и фабрик местной промышленности и артелей. На них работало 565 тыс. человек. Примерно 75 % выпускаемой продукции приходилось на оборонный комплекс, для которого был характерен высокий профессиональный уровень инженеров и техников. С захватом Ленинграда немецкое командование могло бы разрешить ряд важных задач, а именно:
1. Овладеть мощной экономической базой Советского Союза, дававшей до войны около 12 % общесоюзной промышленной продукции;
2. Захватить или уничтожить Балтийский военно-морской, а также огромный торговый флот;
3. Обеспечить левый фланг ГА «Центр», ведущей наступление на Москву, и высвободить большие силы ГА «Север»;
4. Закрепить своё господство на Балтийском море и обезопасить поставки руды из портов Норвегии для германской промышленности;

4. Докладчик 2: Битва за Ленинград

23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. 25 июня военный совет Северного фронта утвердил схему обороны южных подступов к Ленинграду и обязал начать строительство. Налаживанием обороны города руководили командующий Балтийским флотом В. Ф. Трибуц, К. Е. Ворошилов и А. А. Жданов. 13 сентября в город прибыл Жуков, который приступил к командованию фронтом 14 сентября.

“Положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. 4 сентября 1941 года немцы начали регулярные артиллерийские обстрелы Ленинграда. Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. Пытаясь прекратить самовольное отступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. Он, в частности, издал приказ о том, что за самовольное отступление и оставление рубежа обороны вокруг города все командиры и солдаты подлежали немедленному расстрелу.

Автор исторического труда «900 дней. Блокада Ленинграда» американский публицист и историк Г. Солсбери писал:

“Если немцы и были остановлены, то этого добились, пустив им кровь. Сколько их было перебито в эти сентябрьские дни, никто никогда не подсчитает... Остановила немцев железная воля Жукова. Он был страшен в эти дни сентября”.

5. Учитель продолжает: В эти тяжелейшие дни в истории нашего народа в городе продолжали свою работу многие деятели культуры с мировым именем. Среди них – великий русский художник И.Я. Билибин.

6. Докладчик 3(запускается презентация «И.Я. Билибин»):

Иван Яковлевич Билибин(1876-1942) – выдающийся художник, иллюстратор русских сказок, который отказался покидать родной город и до своих последних дней продолжал работать в осажденном Ленинграде.  По некоторым данным Иван Яковлевич сам отказался покинуть Ленинград в сентябре  1941года,  когда еще была такая  возможность. На предложение тогдашнего наркома просвещения Владимира Потемкина эвакуироваться в тыл,  Билибин ответил: “Из осажденной крепости не бегут – ее защищают. “ Измученный и истощенный от голода Иван Яковлевич создаёт под фашистскими обстрелами и бомбежками патриотические открытки для фронта, пишет статьи и обращения к героическим защитникам города на Неве. В ночь под Новый 1942 год Иван Яковлевич собрал в своей квартире друзей и читал им свою “Оду”. Были в ней полные веры и надежды слова:


Проходят дни, проходят годы,
Иссякнет сей кровавый пир.
Придет весна, пройдут невзгоды,
И снова улыбнется мир.


В ночь с 7 на 8 февраля 1942 года его не стало. Художник умер от истощения в осажденном Ленинграде.

6. Докладчик 4(запускается презентация «О.Н. Берггольц»):

 : Голосом непокоренного города стала советская писательница – Ольга Николаевна Берггольц (1910-1975). В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер, и Ольга Федоровна осталась в городе.

"В.К.Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом - еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, "обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности", но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна. Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград".

7. Докладчик 5: Ольга Берггольц написала проникновенные стихи об осажденном городе -

«Но тот, кто не жил с нами, -  не поверит,

Что в сотни раз почетней и трудней

В блокаде, в окруженье палачей

Не превратиться в оборотня, зверя…»

Какие чувства вызывают у Вас эти строки? Что хотела донести до нас этими строками советская писательница?

8. Общее классное обсуждение. (Учитель подчеркивает, что люди жили в нечеловеческих условиях постоянного голода. Потерять свое лицо, украсть, отобрать у кого-то хлеб или даже убить ради него – было легко. Настоящее мужество блокадников в том, что они устояли перед таким испытанием).

9. Докладчик 6: Д.Д. Шостакович (1906-1975) — один из крупнейших  советских композиторов XX века, является автором 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

В 1941 началась Великая Отечественная Война. Шостакович в это время находился в Ленинграде, который находился под блокадой с 8 сентября 1941 года, и пробыл там до эвакуации в Куйбышев в октябре. В это же время Шостакович начинает вновь работу над 7 симфонией - «Ленинградской» Тема первой части 7 симфонии была написана еще до Войны, в 30-х годов. В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде, Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда. 27 декабря в Куйбышеве была закончена симфония. Впервые она была  исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 год, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома союзов. 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Давайте послушаем 7 симфонию. (Докладчик включает симфонию. После прослушивания спрашивает у класса: Как музыка отразила состояние блокадного Ленинграда? Удалось ли композитору передать через музыку положение в городе?)

10. Докладчик 7(запускается презентация «Дневники блокадников»): Дневники блокадников

За время блокады Ленинграда погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Большинства из тех, кто тогда пережил блокаду, сейчас уже нет в живых. Остались их дневники, документы, фотографии, воспоминания родственников. Многие жители города-героя Ленинграда писали дневники, это были как дети, так и взрослые. Сегодня мы поговорим о детских дневниках блокадного Ленинграда.

На момент блокады, в городе находилось 400 тысяч детей, выжило около половины... Наверное, самый известный дневник для нас, это дневник Тани Савичевой.9 страниц ее дневника, написанного черным карандашом для глаз ее старшей сестры, может уместиться на одном тетрадном листочке, на одном слайде в презентации.

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 1941г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942г.

Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942г.

Дядя Леша умер 10- ый в 4 часа дня 1942г.

Мама 13 мая в 7.30 утра 1942г.»

Савичевы умерли

Умерли все

Осталась одна Таня

Но что стало с Таней? Осиротевшая девочка отправилась к дальней родственнице - тете Дусе. Вскоре та сдала ее в детский дом, который эвакуировали в Горьковскую область, село Шатки, где Таня угасала еще несколько месяцев: костный туберкулез, дистрофия, цинга...

Она так и не узнала, что ее сестра и брат выжили, вернулись в Ленинград, нашли ее дневник и передали его в музей. Таня Савичева стала  символом  Ленинградской блокады.

Автор следующего дневника Юра Рябинкин. Он жил в Ленинграде с младшей сестрой и мамой. Уже сейчас мы понимаем тяжелую судьбу этого шестнадцатилетнего мальчика. Сестре 8 лет, мать работает, отца нет, вместо него Юрка. С приходом войны ему приходилось бороться не только с ее обстоятельствами, но и с самим собой, со своей совестью. Работать, делить каждую крошку со своими родными, как бы это тяжело не было. Он вел свой дневник с первого дня войны и до 6 января 1942 года, затем пропал и никто точно не знает, что с ним случилось.

 «28 июня Сегодня опять работал во Дворце пионеров на строительстве бомбоубежища. Работа была адова...29 июня работал во дворце на строительстве бомбоубежища, грузил песок, мама мне сунула какую - то записку, я машинально развернул ее. Это было заявление в военкомат о добровольном зачислении меня и мамы в ряды Красной армии... сперва я почувствовал гордость, затем страх, затем первое перевесило второе... Наверное, меня в армию не возьмут, мал, да еще плпеврит.25 октября только отморозил себе ноги, больше ничего не добился...29 октября я теперь ноги еле переставляю от своей слабости, взбираться по лестнице для меня огромный труд. Мама говорит, что у меня лицо начинает пухнуть. А все это от недоедания.9,10 ноября засыпая каждый день, вижу во сне хлеб, масло, пироги... Я сижу и плачу... мне ведь только 16!»

В 2015 его сестра, Ирина Ивановна рассказала, что помнит, как мама упаковывает чемоданы, чтобы эвакуироваться. Но Юре не суждено было уехать...

 Она помнит, как видела его последний раз, опирающегося на палочку, не в силах идти. Мать довезла дочь до Вологды, а через несколько часов скончалась у нее на руках, на вокзале. Ирина Ивановна хранит дневник брата, его чернильницу и веру в то, что ее брат жив, а не нашел ее из-за обиды, боли, гордости.

Следующий герой моего рассказа - Боря Капранов,16 лет

Его дневник попал в 1996 году в Музей обороны и блокады Ленинграда, от старшего брата Бори, который просил пристроить этот дневник, в качестве музейного экспоната. Перед войной большая семья Бори жила в Колпино: мама, папа, дедушка и трое братьев.

Боря до войны закончил 8 класс, служил в противопожарном полку, недолго учился в Военно-морском политическом училище. «Какая-то сила зовет меня на фронт... Немцы бросали листовки со словами: «6-го доедайте соевые бобы, а 7-го приготовляйте  гробы». Какая - нибудь шальная бомба залетит, и умрешь, не принеся пользы, а на фронте мог бы принести какую-нибудь пользу. Хочу отомстить за товарищей, за Родину» - писал Боря в своем дневнике. К концу дневника его жизнь из «скучной» превращается в «ад».

6 ноября Вчера многим бойцам 1923 года рождения пришли повестки в армию. Я тоже очень хочу в армию добровольцем. Попытаюсь во второй раз.

Он так хотел быть полезным своей стране, и вовсе не хотел умирать… Его брат рассказал о людях, которые погибли в сопроводительной записке. Старший брат, мама и брат Валентин выехали из Ленинграда в марте 1942,отец  умер в эвакогоспитале в конце марта, а дедушка в январе от голода. Сам Боря не дождался эвакуации и ушел с группой комсомольцев по Дороге жизни и погибает. В этом аду он не выжил…

11. Общее классное обсуждение. Учитель задает вопросы: «Ребята, какими были дети блокадного Ленинграда? (Учащиеся должны прийти к выводу, что дети той поры, были такими же, как они – хотели жить, учиться, радоваться простым человеческим радостям)

12. Минута молчания

13. Опрос мнения класса о прошедшем уроке

 

Вопросы для изучения мнения класса об уроке

1. Какой из  докладов понравился Вам больше всего?

2.Чем данный доклад выделяется из других?

3. Какие чувства у Вас вызвал урок?

4. С Вашей точки зрения, какой материал можно было бы добавить при раскрытии данной темы?

Рекомендации: Ответы на вопросы должны показать, насколько внимательно слушались доклады, сравнивались, выделялись из них лучшие; насколько заинтересовала данная тема, захотелось ли ученикам что-нибудь добавить. Учитель поощряет подробные ответы, благосклонно относится к критическим замечаниям. На основании опроса можно вносить изменения

 план урока

 Литература

  1. Деревянко А. П. Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века – М.: Право и закон, 2001
  2. Детская книга войны. – М.: Комсомольская Правда, 2010

3.История Отечества: Энциклопедический словарь./сост. А.П. Горкин.   – М.: Изд-во Эксмо,  1999.  

  1. История России в новейшее время, 1945-2000 – М., 2001

5.Лубченков, Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России– М .: Вече,1999.

  1. Торопцев А. Мировая история войн. Энциклопедия – М., 2003
  2. Энциклопедия для детей. История России  и ее ближайших соседей – Т.5.Ч.2. – М.: Аванта+,1996
  3. Энциклопедия для детей. История России – XX век. – Т.5.Ч.3. – М.: Аванта+,1996

Интернет-сайты

1. Великая Победа

2. Ленинград. Блокада.

3. Подвиг

4. «Я помню»

 

РАБОТА ПОЛНОСТЬЮ С ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ