Разработка совместной организованной образовательной деятельности для детей средней группы по теме: «В гости к Зиме»
МАДОУ №11 г. Томск
Разработка совместной организованной образовательной деятельности
для детей средней группы по теме: «В гости к Зиме»
Харченко Инна Николаевна
воспитатель
Задачи приоритетной образовательной области:
Речевое развитие: Создавать условия для: развития умений понимать смысл образных выражений загадок с помощью мнемотаблиц; упражнений в подборе определений к заданному слову. Способствовать формированию навыка, использовать сравнения, метафоры, эпитеты в своём рассказе, обогащать и активизировать словарь. Способствовать формированию способности подбирать родственные (однокоренные) слова. Создавать условия для развития способности к коллективному творчеству.
Задачи ОО в интеграции:
Художественно-эстетическое развитие: Способствовать развитию предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; создание условий для становления эстетического отношения к окружающему миру; воспитание интереса к художественно – творческой деятельности (музыки, поэзии); реализация самостоятельной творческой деятельности средствами нетрадиционных техник в рисовании, формирование интереса к рисунку.
Познавательное развитие: Содействовать развитию: познавательных интересов детей; любознательности и познавательной мотивации; восприятия, воображения, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать.
Социально – коммуникативное развитие: Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; создание условий для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности детей к совместной деятельности со сверстниками.
Физическое развитие: Способствовать: укреплению физического здоровья детей, приобретению опыта в двигательной деятельности, развитию координации движений.
Целевые ориентиры: У ребёнка развито умение: понимать смысл образных выражений загадок с помощью мнемотаблиц; образовывать притяжательные прилагательные (значение принадлежности) и прилагательные от основ существительных. Воспитанник способен подбирать родственные (однокоренные) слова. У ребёнка сформировался навык творческого рассказывания, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Ребёнок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира; способен сотрудничать в совместной деятельности; проявляет умение слышать других и стремление быть понятыми другими. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Оборудование для педагога: Оформление группы с изображением зимнего леса, платье Зимы, письмо, колокольчик с загадками, мнемотаблицы, домик для Лесовичка, кукла-бибабо Лесовичок; картинки «баночек с вареньем и пирожками», иллюстрации для составления сказок, волшебная палочка, зеркало, тонированные листы, нитки шерстяные, гуашь белого цвета, снежный комок.
Оборудование для детей: Картинки «баночек с вареньем и пирожками», иллюстрации для составления сказок, тонированные листы, нитки шерстяные, гуашь белого цвета.
Содержание ООД
|
Образовательная область (вид деятельности)
|
Формы работы
|
Наличие
средства
у детей
|
Образовательные
задачи
|
Целевые
ориентиры
(характеристики)
|
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
|
|||||
Воспитатель говорит о том, что сегодня утром пришло к нам письмо.
- Хотите узнать от кого оно? Давайте прочтем его.
«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Зимушка-Зима. Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне пригласить вас к себе в гости».
-Дети, вы хотели бы туда попасть? Зимушка пишет о том, что туда смогут попасть только те дети, которые быстро скажут скороговорку:
- Ребята, попробуем?
«Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы».
(Дети по очереди говорят скороговорку).
Звучит сказочная волшебная мелодия.
Под музыку дети вместе с воспитателем проходят в групповую комнату, осматриваются, музыка постепенно затихает.
|
Речевое развитие
|
Ситуативный разговор
проговаривание скороговорки
|
Слух, слово
|
Развивать желание общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками.
Развитие звуковой культуры речи.
|
Ребенок проявляет любознательность.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выделять звуки в словах.
|
Основная часть (содержательный этап)
|
|||||
- Дорогие ребята, вам нравится здесь? (дети высказывают свои мнения)
- Мне тоже здесь очень нравится, и я сразу захотела вам загадать сказочную загадку:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
(Дети отвечают полными предложениями)
Звучит волшебная мелодия и воспитатель предлагает детям лечь на ковер, закрыть глаза и представить себе Зимушку. (Когда дети закроют глаза, воспитатель быстро выходит за дверь и надевает костюм Зимы)
|
Речевое развитие
(чтение художественной литературы)
|
Аудирование (смысловое восприятие речи на слух)
беседа
|
Слово, слух
|
Способствовать формированию умения услышать сравнения, метафоры, эпитеты в стихотворении.
|
Ребенок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира;
обладает развитым воображением; использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
|
Воспитатель в костюме Зимы входит в группу и говорит:
К вам идет, идет Зима.
Разнаряженная…
Разукрашенная…
Зима здоровается с детьми, показывает детям колокольчик, который она принесла с собой и говорит:
- Колокольчик ледяной,
Он везде всегда со мной.
Динь-дон, динь-дон
Раздает загадки он.
Хотите поиграть в загадки?
Звучит первая загадка:
«Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой, Двор в снегу, белы дома. Ночью к нам пришла …» Зима Зима:
Рисует художник пейзаж на стекле,
но эта картина погибнет в тепле (Мороз)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Две сестренки, две плетёнки,
Из овечьей шерсти тонкой,
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Варежки)
|
Познавательное развитие
|
Аудирование (смысловое восприятие речи на слух)
отгадывание загадок
|
Слово, слух.
|
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
|
Ребенок обладает развитым воображением, различает условную и реальную ситуацию.
|
Зима:
- Вот смышленые ребятки, отгадали все загадки. Вы сами умеете придумывать загадки? Попробуем придумать загадки с помощью мнемотаблиц.
Зима вывешивает мнемотаблицы на доску.
(Дети сочиняют короткие загадки, Зима им помогает).
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
(Дед Мороз)
Посмотрите - у ворот
Кружится белый хоровод.
Не видать вблизи друг друга:
Это разыгралась…
(Вьюга)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой...
(Снежинки)
-Молодцы, ребята! В загадках от колокольчика и в ваших загадках использовались образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. А вы хотели бы попасть в зимнюю сказку?
|
Познавательное развитие/Речевое развитие
|
Интеллектуальная игра (составление загадок по мнемотаблицам). отгадывание загадок, обсуждение.
|
Слово, мнемотаблицы
|
Создание условий для развития социального и эмоционального интеллекта.
|
Ребенок способен сотрудничать в совместной деятельности; проявляет умение слышать других и стремление быть понятыми другими.
|
-А как можно туда попасть? Ведь она не простая, а волшебная, поэтому нам надо совершить какое – то волшебство.
(Дети предлагают свои способы попасть в волшебную сказку, выбираем один из предложенных детьми способ и осуществляем его)
|
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность)
|
Решение проблемной ситуации
|
Слово, атрибуты для волшебства
|
Развитие воображения и творческой активности
|
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.
|
Зима: Ну, вот ты где! (обращение к сундучку), а я тебя потеряла. Ребята, я к вам так торопилась, что потеряла свой волшебный сундучок со сказками. Интересно вам, какие там сказки? Давайте откроем. (Дети достают сказки в виде разрезанных картинок).
-Что же случилось с моими сказками? Они все перепутались!
-Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать сказки и вспомнить их названия. Но для этого предлагаю разделиться на две команды. Каждая команда возьмёт по две сказки. Задание каждой команде: соберите сказку, дайте правильное название и кратко расскажите, о чём сказка. Вы сами решаете, как вы будете рассказывать про сказку – кто-то один из команды, или все по очереди.
(При необходимости воспитатель помогает детям, задавая вопросы, направляя, таким образом, развитие сюжета).
Зима хвалит и говорит, что лучшие, самые интересные сказки получились у тех команд, где дети сумели договориться, согласовать свои действия.
|
Познавательное развитие/ Речевое развитие
|
Решение проблемной ситуации
|
Разрезные картинки, краткий пересказ, слово
|
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
|
Ребенок способен сотрудничать в совместной деятельности; знаком с произведениями детской литературы.
|
Зима говорит о том, что она слышала, как вы учили красивое стихотворение о ней. Может кто-нибудь расскажет?
«Ах ты, зимушка-зима»
Татьяна Шатских
Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.
Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.
Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки,
Любим зимний холодок,
Но при всём при этом
Мы сидим и пьём чаёк,
Тот, что пахнет
летом.
-С чем пришла к нам зима? (С морозами)
-А что такое ледяные косы? (Ветер)
-А почему в стихотворении чай пахнет летом? (Тепло, горячо, запах травы и ягод).
Зима: Спасибо, ребята, это очень красивое стихотворение!
|
Речевое развитие
(чтение художественной литературы)
|
Рассказывание стихотворения, аудирование
|
Слово, слух,
|
Понимание на слух различных жанров детской литературы
|
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, знаком с произведениями детской литературы.
|
-Давайте пройдем с вами на снежную поляну, присядем и отдохнем. (Дети усаживаются на ковер).
-Здесь много домиков лесных жителей.
-В этом домике слышится тявканье лисы. Чей дом? (Лисий.). Как называется дом лисы? (Нора)
-В другом доме живет медведь. Чей дом? (Медвежий.)
Как называется дом медведя? (Берлога)
-В этом домике живет волк со своим семейством. Чей дом? (Волчий.)
Как называется дом волка? (Логово)
-Дружно в доме живут зайцы. Чей дом? (Заячий.)
Как называется дом зайца? (Нора)
-А в этом домике сидит белка и грызёт кедровый орешек. Чей дом? (Беличий.)
Как называется дом белки? (Дупло)
-А это чей домик? (ответы детей)
-А это, ребята, домик Лесовичка.
Из домика выглядывает Лесовичок - кукла бибабо:
-Здравствуйте, дети. Я хочу вас угостить чаем. К чаю будут пироги и варенье. Возьмите баночки, которые лежат перед вами (карточки с изображениями). На обороте нарисованы ягоды, из которых сварено варенье. У меня варенье из малины – малиновое. А у вас? (Варенье из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из яблок – яблочное, из вишни – вишневое, из слив – сливовое, из абрикосов – абрикосовое, из черники – черничное, из брусники – брусничное, из ежевики – ежевичное, из облепихи - облепиховое).
Зима берёт пирожок.
-А теперь попробуем пирожки. На моем - нарисован крыжовник, значит, это пирог с крыжовенной начинкой, крыжовенный пирог. А у вас? (С клубникой – клубничный, с вишней – вишневый, с яблоками – яблочный, со сливой – сливовый, с абрикосами – абрикосовый, со смородиной – смородиновый, с черникой – черничный, с брусникой – брусничный, с малиной – малиновый, с ежевикой - ежевичный).
Дети и воспитатель благодарят Лесовичка за угощения и отправляются дальше.
|
Речевое развитие
|
Речевая ситуация, дидактическое упражнение,
использование наглядного материала
|
Картина, слово
|
Формирование грамматически правильной речи
|
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
|
Теперь, когда вы подкрепились и отдохнули, давайте подвигаемся.
Двигательная разминка.
Очень холодно зимой,
(погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой.
(шаги на месте)
Я надену шапку,
(имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку,
(показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик
Потуже завяжу,
(«завязываем» шарфик)
А потом красивые,
Теплые, пушистые,
(показываем кисти рук)
Крошки – рукавички
На ручки натяну,
(поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький,
(руки на пояс)
У меня есть валенки,
(ноги поочередно
выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки
На горочку пойду.
(шаги на месте)
На горку поднимусь,
(руки поднять вверх)
И с горки прокачусь!
У-у-у-ух!
(быстрое движение рук вниз)
|
Физическое развитие (двигательная деятельность)
|
Логоритмическое упражнение
|
Слово, движение
|
Укрепление физического здоровья детей, приобретение опыта в двигательной деятельности, способствовать развитию координации движения.
|
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
|
(Ветер «уносит» Зиму и детей к проектору, располагаются на стульчиках-пеньках, воспитатель показывает слайды с изображением зимнего леса, звучит музыка для создания ощущения в зимнем лесу).
-Посмотрите, какой красивый зимний лес. Зимой он выглядит сказочно: деревья укрыты снегом.
-А зима какая? (снежная, суровая, морозная, красивая, холодная, вьюжная и т.д.).
-Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
-Какой снег в лесу? (пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый, белый, лёгкий, холодный, рассыпчатый, липкий, хрустящий, мокрый).
-Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; одеты в снежные шубки; дремлют под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие; у елок иголки как ледяные пальчики).
-Снегопад в лесу, какой он? (снежные хлопья, пушистые снежинки, тихое кружение).
-А какое настроение у вас вызывает зимний лес? (весёлое, радостное, праздничное, грустное, шаловливое, прекрасное, плохое и т.д.).
|
Речевое развитие
|
Беседа, использование ИКТ.
|
Слово, зрение
|
Обогащение активного словаря
|
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения высказывания в ситуации общения.
|
Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)
- Да, действительно. Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.
(Встают в круг, Зима бросает снежный ком детям и читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (снег)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые (снежинки)
На посёлок, на лужок
Всё снижается (снежок).
Вот веселье для ребят -
Все сильнее (снегопад)
Все бегут на перегонки,
Все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка -
Это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? -
С красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли? (родственные)
- На какое слово они все похожи? (снег)
- Подберите похожие слова к словам:
Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимующие и др.);
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Снег – (снежный, снеговик, снегурка, снегирь)
-Родственные слова, так же помогают нам украсить и обогатить нашу речь, как и образные выражения.
|
Речевое развитие
|
Речевая ситуация
|
Слово
|
Развитие фонематического слуха.
|
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
|
Присаживаются на снежную полянку.
-Ребята, а вы знаете главный праздник зимы? Конечно, это Новый год! А как вы готовитесь к новогоднему празднику, кто из вас хочет рассказать?
(С кем украшаете ёлку дома, чем? Кто приходит к вам в гости, какие выступления вы готовите. А для кого вы их готовите?)
2-3 ребенка поочередно рассказывают, если дети в рассказе упускают какой-то момент, Зима подсказывает им с помощью картинок.
|
Социально – коммуникативное развитие
|
Ситуативный разговор
|
Картинки, слово
|
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
|
Ребенок имеет первичные представления о традиционных семейных ценностях.
|
Зима предлагает детям сделать подарки для родителей.
Пальчиковая гимнастика
Зелененькая елочка
(ладони расположены под углом друг к другу,
Переплетены и выпрямлены)
Колючие иголочки
(руки перед собой, пошевелить пальцами)
Ветки распушила
(руки опустить и потрясти ими)
Снежком припорошила.
(погладить себя обеими руками)
|
Физическое развитие
|
Пальчиковая гимнастика
|
Слово, движение
|
Развитие мелкой моторики рук.
|
У ребенка развита мелкая моторика рук, он может контролировать свои движения и управлять ими.
|
Звучит музыка для рисования
На столе лежат цветные ниточки. Дети, окрасив их в белый цвет, выкладывают на одной стороне сложенного пополам цветного листа (на выбор ребенка), прижимают их друг к другу и разглаживают. Затем, не снимая ладони с бумаги, осторожно выдергивают одну нитку за другой. Разворачивают лист.
-А ниточки-то волшебные! На что похожи наши рисунки?
Дети рассматривают все узоры, делятся впечатлениями.
-Какой это мастер
На стёкла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз.
(морозные узоры)
|
Художественно – эстетическое развитие (продуктивная деятельность)
|
Детское творчество
|
Белая гуашь, шерстяные нитки, тонированная бумага
слово
|
Воспитание интереса к художественно-творческой деятельности
|
Ребенок эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, изобразительную деятельность.
|
Заключительная часть (рефлексивный этап)
|
|||||
Зима:
-Мне пора прощаться с вами, но я хочу сделать для вас подарок (достает снежный ком). Этот волшебный комочек любит играть с детьми и кому он в руки попадает, тот обязательно отвечает. Хотите поиграть с ним? Давайте, встанем в круг.
Зима по очереди бросает волшебный комочек каждому ребенку и задает вопросы:
- Что видели на слайдах?
- Повтори скороговорку.
- О чем были загадки?
- Как мы попали в волшебный лес?
- Во что играли с Лесовичком?
- Каким вареньем угощал Лесовичок?
- Какие сказки собирали по разрезным картинкам?
- Что рисовали для родителей?
- Что понравилось в зимнем лесу?
- Чьи домики были на лесной поляне?
На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски. У меня лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.
Звучит волшебная мелодия и Зима прощается с детьми.
|
Социально-коммуникативное развитие
|
Игровая ситуация
|
Слово, мяч в виде снежного кома
|
Содействовать развитию: познавательных интересов детей; любознательности и познавательной мотивации; восприятия, воображения, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать.
|
Ребенок проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
|