Разработка классного часа по теме «Кто такой настоящий мужчина?»
МКОУ «Куртамышская СОШ №2» Куртамышского района Курганской области
Классный час «Кто такой настоящий мужчина?»
Учитель английского языка
Гилёва Валерия Витальевна
Цель:
- воспитывать мужские качества (трудолюбие, настойчивость, волю, физические качества и т.д.);
- показать значимую роль отца в воспитании мальчиков;
- воспитывать уважение, толерантность друг к другу, культуру речи.
Аудитория: обучающиеся 6 класса.
Методическое обеспечение:
- материал беседы;
- вырезки из газет и журналов;
- раздаточный материал;
- презентация.
План классного часа:
1. Вступление.
2. Взгляд в историю.
3. Беседа – обсуждение темы «Кто такой настоящий мужчина».
- Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).
- Настоящий мальчишка, какой он? (рассуждения, выступления обучающихся с сообщениями).
- Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость? (практические советы).
- Игра «Познай самого себя».
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход классного часа
1. Вступление.
Тема нашего классного часа «Кто такой настоящий мужчина».
Есть очень хорошие слова: «С колыбели мальчик должен формировать свой характер, воспитывать в себе благородство, твердость духа, решительность, честность, трудолюбие, уважение к женщине, силу, здоровье, выносливость и снисходительность к слабому… Это и есть главные качества НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ»
2. Взгляд в историю.
Идеал настоящего мужчины с течением времени менялся и оттачивался.
Состязания мужчин в первобытном обществе проходили ежегодно, на них определяли, соответствует ли мальчик, достигший определённого возраста, предъявляемым требованиям: быть выносливым, зорким, сильным, хитрым, способным оставлять плодовитое потомство.
В Афинах растили мужчин-воинов, которые должны были защищать отчизну. Счастливыми считались родители тех, кто погиб на поле боя. Мальчиков обучали в городских школах, где их учили грамматике, музыке, гимнастике, красноречию. Греческий мужчина должен был быть хорошим охотником, красноречивым, сильным, выносливым.
Китайские мальчики были далеки от Европы, и их воспитание имело специфический характер. Основополагающим началом в их обучении и воспитании была гимнастика Цигун. Эта методика тренирует не только тело, но и разум, делает стройным тело и мысли. Китайский мальчик и мужчина должен был быть сосредоточенным, красноречивым, но лаконичным, хорошо владеющим своим телом, выносливым, чистым, здоровым, жестоким, хитрым.
Средневековье поставило на первое место душу, а заботу о теле отодвинуло на последнее место, но несмотря на это, мужчины тренировались, и свои турниры посвящали прекрасным дамам. Иногда рыцарский турнир состоял не только из демонстрации боевой подготовки, но и из литературных состязаний: чтения поэм, од, стихов, посвященных даме. Средневековый мужчина должен был быть сильным, мужественным, красноречивым, смелым, играющим на нескольких музыкальных инструментах.
Эпоха средневековья сменилась эпохой Возрождения. Мужчины снова начали заботиться о красоте тела, но не забывали и о душе. Мужчины Ренессанса одевались по нескольку часов, наравне с дамами пользовались парфюмерией, шили немыслимые наряды, ходили к парикмахеру. Кстати, чулки были вначале мужским атрибутом, как и обувь с каблуками. Мужчины этого времени должны были отвечать следующим требованиям: быть сильными, владеть оружием, быть хитрыми, обладать художественными умениями.
А какими качествами по вашему мнению должен быть наделён современный мужчина? Каким он должен быть, чтобы о нём можно было сказать: «Это настоящий мужчина!»?
3. Беседа-обсуждение темы «Кто такой настоящий мужчина»
Качества настоящего мужчины (работа в минигруппах).
Я предлагаю вам поработать в группах (группы формируются по желанию обучающихся) и определить, какими мужскими качествами должны обладать настоящие мужчины. В помощь вы получите карточки. Одна из групп карточку не получает, пробует сформулировать качества самостоятельно.
Раздаточный материал на карточках (одинаковый для групп):
Сильный Мужественный Жизнерадостный Целеустремленный Ленивый Трудолюбивый Скупой Волевой Выносливый Уважительно относиться к женщинам Благородный Честный Вспыльчивый Отзывчивый Творческий Порядочный Хитрый Доверчивый Злобный Самостоятельный Снисходительный к слабым Заботится о своем здоровье Грубый Уважающий старших и заботящийся о младших Преданный
Другие __________________________
В течение 2-3 минут группа отмечает те качества, которыми должен обладать настоящий мужчина. Затем заслушиваются высказывания обучающихся. Беседа продолжается.
Кто может назвать тех мужчин, которые обладают какими-либо из названных вами качеств (ваши отцы, дедушки). Расскажите о поступках этих людей, которые характеризуют эти качества (рассказы обучающихся)
Хочу отметить три важных качества, которые, на мой взгляд, должны быть присущи настоящим мужчинам:
1. Мужчина – защитник. Защитник Отечества, защитник младшего, защитник женщины. Защитник должен быть сильным и смелым, только тогда он способен защитить. Если ты хочешь быть настоящим мужчиной – стань сильным и смелым. Сильным не только физически, но и морально. Воспитывай в себе силу тела и силу духа!
2. Мужчина-помощник. Без трудолюбия нет настоящего мужчины! Настоящий мужчина не чурается никакой работы, даже той, которую принято называть «чисто женской». Настоящий мужчина любит всякий труд, в том числе и домашний. Учитесь трудиться!
3. Мужчина – тот, кто спешит делать добрые дела и не требует за это никакого вознаграждения. У настоящего мужчины – добрые, умелые, трудолюбивые руки. Будьте добрыми и милосердными, мальчишки!
Настоящий мальчишка, какой он?
(рассуждения, выступления обучающихся с сообщениями).
Вы, мальчишки! Великое, беспокойное, громкоголосое племя. Вы несете на плечах будущее. Все, что случится в нашем большом и сложном мире завтра, и послезавтра, непременно будет делом ваших рук, вашего таланта, вашего упорства и вдохновения. И прежде чем вы займете свое место в жизни, вам нужно пройти нелегкую школу мальчишества. И от ваших нынешних успехов зависит очень многое.
Если мальчишка быстрее всех заканчивает стометровку, это, разумеется, великолепно! Но если он норовит перед самым финишем подставить подножку сопернику и победить таким образом, тогда - худо.
Если мальчишка научился не просто махать кулаками, а знает десяток приемов бокса - отлично! Но если он показывает искусство не в честном бою, а преимущественно на тех, кто слабее и беззащитнее его – такое не вызывает симпатии.
«Если» и «но» – этими двумя коротенькими словечками можно было бы начать очень длинный перечень размышлений о настоящих мальчишках.
Да, ненастоящие мальчишки тоже живут на свете. И тут уж ничего не изменишь. Можно носить модную одежду, быть постриженным по-мужски, можно мастерски боксировать, но… при этом не быть настоящим мальчишкой.
И снова совершим экскурс в историю. Русь всегда славилась богатырями: так неужели в сегодняшний день мы будем сдавать позиции?!
Князю Святославу было 4 года, когда его мать, княгиня Ольга, взяла его в поход. Она надела на мальчика шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок!». «Я не боюсь, мама!» - ответил сын - князь. Святослав с малых лет упражнялся в верховой езде, учился владеть мечом…
Царевич Петр в 15 лет с «потешным» отрядом проходил солдатское дело. Сын был совершенно счастлив, когда мать в ознаменование его успехов в военном деле подарила ему сержантский мундир. Он стал великим, могучим преобразователем, определившим путь России на столетия.
Полководец Александр Суворов. Нареченный в честь Александра Невского, он был слаб и худ, но он стал прилежен в учебе и молитве. Он регулярно обливался холодной водой… За долгую жизнь Суворов прошел все ступени высшей службы снизу доверху. Самая главная его победа, самая убедительная – победа над собственной слабостью.
Мы знаем достаточно примеров мужества юных героев - защитников Отечества в трудные минуты испытаний.
Выступления обучающихся с сообщениями.
Марат Казей Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Леня Голиков Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза
Валя Котик Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Конечно, воин живет в каждом мальчике. Он просто дремлет до той минуты, когда наступит грозный час. Что же давало силу нашим мальчишкам встать против любого сильного врага? (ответы обучающихся: мужество, смелость, любовь к Отчизне…)
Мужчина должен быть мужчиной. Ведь и в семье мужчина – голова. Поговорим о нашем времени, времени непростом. Говорят, что женщины - слабый пол, а мужчины - сильный. К сожалению, той половине человечества, которая прежде была защищаемой мужчиной, все чаще приходится защищаться от тех, кто раньше защищал ее… Времена рыцарей, готовых ради дамы на все, безвозвратно ушли. Я очень хочу, чтобы вы, мальчишки, сумели защитить слабого, встать на защиту женщины, старика или даже беззащитного котенка. Тогда можно считать, что такой мальчишка станет настоящим мужчиной.
Знаете ли вы мальчишек – героев, ваших современников? Расскажите о них.
Выступают обучающиеся с сообщениями
Конов Максим и Сучков Георгий, рискуя жизнью, вытянули пенсионерку из проруби. В Нижегородской области двое третьеклассников спасли провалившуюся в прорубь женщину. Когда она уже прощалась с жизнью двое мальчиков проходили мимо пруда, возвращаясь из школы. 20 января 55-летняя жительница поселка Мухтолова Ардатовского района пошла на пруд, чтобы набрать воды из крещенской проруби. Прорубь покрылась уже кромкой льда, женщина поскользнулась и потеряла равновесие. В тяжелой зимней одежде она оказалась в ледяной воде. Зацепившись за кромку льда, несчастная стала звать на помощь, но рядом никого не было. Вспоминая позже о случившемся, женщина рассказала, как думала, что «смерть ее пришла», как из последних сил кричала «Помогите!», но никто ее не слышал. К счастью, в этот момент мимо пруда проходили двое друзей Максим и Георгий, возвращавшиеся из школы. Заметив женщину, они, не теряя ни секунды, бросились на помощь. Добравшись до проруби, мальчики взяли женщину за обе руки и вытянули на крепкий лед. Женщина была без сил. Ребята проводили ее до дома, не забыв прихватить ведро и санки. Прибывшие медики осмотрели женщину, оказали помощь, в госпитализации она не нуждалась
Доманин Саша Трагедия произошла на реке Чулым. Течение здесь быстрое, но других водоемов поблизости нет. 19-летняя Валерия повела в воду двух соседских девочек, 9-летнюю Ангелину и 12 летнюю Женю. Неожиданно Ангелина и Женя оказались на глубине, — их бросило туда течением с мелкого переката. Кто-то из девочек успел крикнуть: «Помогите!». Другие дети испуганно сбились в кучку на берегу. Саша прыгнул в воду. На крики прибежали взрослые. Помогли выбраться на берег спасенным Валерии, Ангелине и Жене. Один мужчина нырнул за Сашей. Мальчика достали через 15 минут, пытались откачать, но было уже поздно. На похороны к Саше пришли все одноклассники. Все говорят, что Саша отлично плавал. Каждое лето он пропадал на реке, и прекрасно знал все «опасности» Чулыма. Но только на сей раз обстоятельства оказались сильнее его.
Ване Макарову из Ивделя сейчас восемь лет. Год назад он спас из реки свою одноклассницу, которая провалилась под лёд. Глядя на этого маленького мальчика – рост чуть больше метра и вес всего 22 килограмма – трудно представить, как он один смог вытащить девочку из воды. Ваня рос в детдоме вместе с сестрой. Но два года назад он попал в семью. В дальнейшем Ваня планирует пойти учиться в кадетскую школу, чтобы стать спасателем
Эти дети, живущие в России, совершили благородные поступки, и правительство России наградило их за подвиг. А всегда ли смелый поступок совершается ради награды? (ответы обучающихся)
Думали ли эти герои, когда бросались в ледяную воду, что их ждут награды? Как вы думаете? Для того чтобы совершать такие поступки, надо иметь доброе, благородное сердце. Воспитывать в себе силу воли. Наверно, страшно было им в огне, в воде, но они думали не о себе, а о необходимости прийти на выручку, подать руку помощи. Вы хотели быть такими, мальчишками? (ответы обучающихся)
Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?
(практические советы)
Все хотят быть сильными и смелыми. Смелыми не родятся, смелыми становятся. Как тренировать, воспитывать в себе настоящую смелость?
Первый совет.
Всегда, даже в самую трудных случаях жизни, отстаивай правду. Ту правду, в которую ты веришь, которой предан. На этом пути расцветает смелость души и ума человека.
Второй совет.
Будь крепким и здоровым. Возьми спорт в свои союзники. На этом пути расцветает смелость тела.
С чего же начинать?
- Каждый день зарядка! И даже дома на каникулах!
- После зарядки следует обливаться холодной водой или принимать душ (хотя бы умываться холодной водой)
- Больше бывать на свежем воздухе.
- Тренировать силу рук и ног (отжимания, подтягивания, силовые упражнения)
- Заведи дома простейший спортинвентарь (экспандер, мяч, перекладину, мяч для рук) и занимайся даже на каникулах!
- Ходи в спортивную секцию, которая по душе.
Не каждый станет выдающимся спортсменом, но спорт нужен любому человеку прежде всего для него самого - для развития и здоровья. А настоящему мальчишке для того, чтоб развивать силу, выносливость, ловкость, смелость.
- Соблюдай режим дня. Таким образом ты воспитываешь силу воли и внутреннюю дисциплину. Тебе проще будет успевать делать то, что ты хочешь и то, что тебе нужно сделать.
- Необходимо научиться правильно сочетать умственную нагрузку и физическую. Поэтому когда есть возможность – занимайся спортом. Или сделай несколько простых физических упражнений.
- Сон – это то, что надо! Сон – один из самых эффективнейших способов устранения умственной и физической усталости. В вашем возрасте оптимальное время для сна и ночного отдыха -9 часов. Тебе следует выработать привычку, условный рефлекс – вовремя ложиться и вовремя вставать.
- Соблюдай гигиену. Это является и залогом здоровья, и качеством настоящего мужчины.
Игра «Познай самого себя».
Обучающиеся пишут на листке бумаги свою фамилию (внизу листка). Затем листы перемешиваются и раздаются по одному.
Задание: написать на листке сверху ассоциации на товарища, чья фамилия написана внизу. Первая ассоциация – сравнение с каким-либо спортом, в котором этот человек лучше всего бы проявил себя. Вторая - с животным, на какого похож этот человек. Если вам попадется листок с вашей фамилией - пишите ассоциацию на самого себя. После того, как вы напишите ассоциацию – загибаете листок и передаете по часовой стрелке и так до тех пор, пока все листки не будут заполнены. Круг завершился – каждый получает свой листок, читает (кто пожелает - вслух) и видит как по-разному воспринимают тебя люди. Есть сходство, но есть и различия. Почему? Поразмышляй над этим.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Мы говорили сегодня о качествах настоящего мужчины, которые уже сейчас вы должны воспитывать в себе. Сложилось ли у вас понятие о настоящем мужчине? Какое? Назовите одним словом? (обучающиеся по одному называют качества мужчины.)
Что нового вы узнали сегодня на классном часе? (ответы)
Понравился ли вам классный час? А что не понравилось? (ответы)
Какие из практических советов вы считаете нужными применить, почему? Как они могут вам помочь? (ответы)
Возьмите еще раз листочки с ассоциациями о себе. Напишите «Задание самому себе» хотя бы на предстоящую неделю.
В заключение нашего разговора послушайте стихотворение Расула Гамзатова.
Кто бездумно и беспечно
Хохотать способен вечно,
Разве тот мужчина?
Кто не гнулся под мечами
И всю жизнь не знал печали,
Разве тот мужчина?
Кто в заздравном даже слове
Умудрялся хмурить брови,
Разве тот мужчина?
Кто смертельно не влюблялся,
Ни с одной не целовался,
Разве тот мужчина?
Кто любую звал голубкой,
И за каждой бегал юбкой,
Разве тот мужчина?
Кто готов подать нам стремя
И предать нас в то же время,
Разве тот мужчина?
Кто хоть век в дороге будет,
Дом отцовский позабудет,
Разве тот мужчина?
Кто исполненный усердья
Судит нас без милосердья,
Разве тот мужчина?
Кто даст слово, что булатно,
Но возьмет его обратно,
Разве тот мужчина?