Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Ранняя профориентация дошкольников в игре

МАДОУ Детский сад № 260 городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

 

Ранняя профориентация дошкольников в игре

 

Подготовила воспитатель

Авакумова Екатерина Геннадиевна

 

Актуальность игры:

Наши воспитанники с раннего возраста мечтают о том, кем хотят быть, когда вырастут. Одним из таких вариантов может стать тележурналистика для детей. Игра дает прекрасную возможность обучать любознательных ребят практическим навыкам по работе в средствах массовой информации. Дети не привыкли к длинным лекциям, их восприятие окружающей действительности основывается на личном опыте, и именно практические занятия позволяют в игровой форме дать большое количество полезных навыков и умений.

   Тема моего плана по самообразованию – экологическое развитие дошкольников.  В процессе интеграции различной игровой деятельности, для более содержательного сюжета игры, я направила внимание детей на экологическую грамотность. В нашем мире возникла проблема экологического воспитания ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.

        Ребята вместе с педагогом, придумывают сценарий игры, вопросы для интервьюируемых гостей новостных передач. Затем маленькие дикторы готовятся к записи — в течение нескольких дней заучивают тексты. Интересно, что каждый ребенок выполняет свою роль. В нашей игре есть свой телеведущий, оператор, метеоролог и у всех есть общая цель – познание природы.  И абсолютно каждый относится к своей работе с полной серьезностью и знанием дела. Все вопросы продуманы, и каждый ответ можно обсудить с телеведущим.

Цель игры:

 1. Познакомить детей с профессиями людей, работающих на телевидении, обогащать словарь профессиональными терминами.

2.Формирование представлений детей о телевидении, как о социально  -значимом явлением в жизни общества.

3. Формировать умение ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы, развивать умение чётко выстраивать сюжетную линию в творческом рассказывании. Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.  

4. Формирование представлений об универсальной ценности природы.  5.Воспитание потребности в общении с природой.  

6. Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания. 7. Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении дошкольников с родным краем.

8. Закрепить знания о родном городе, Уфе, его людях, достопримечательностях и памятных местах.

9. Воспитывать интерес к деятельности людей, работающих на телевидении. Словарь. Реклама, телеэфир, телестудия, монтажная, аппаратура, интервью, диктор, телеведущий, корреспондент, режиссёр, сценарист, журналист.

Задачи игры:

1.Образовательные:

- Формировать представления детей о телевидении, как о значимом источнике информации в повседневной жизни;

- Расширять, уточнять знания детей о профессиях и труде работников телевидения: телеведущий, корреспондент, оператор, режиссер, гример;

- Расширять представления детей о таких понятиях, как «интервью», «видеосюжет», «телеканал», «телестудия» «эфир»;

-Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия), помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации;

-Продолжать формировать у детей умение действовать в соответствии с ролью.

2. Развивающие:

- Развивать активность, инициативность, любознательность, стремление к получению новых знаний, формировать умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, воспитывать способность ставить общие цели, планировать совместную работу;

- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, умение самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

-Развивать диалогическую речь;

- Развивать навыки театральной деятельности;

- Обогащать словарный запас: эфир, видеосюжет, телеканал;

- Активизировать словарь детей: студия, ведущий, оператор, интервью, корреспондент, зрители, выпуск.

3.Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.

Методы работы: Беседы, Наблюдения в природе, опыты-эксперименты, чтение художественной литературы, слушанье музыки.

Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого понадобятся следующие предметы:

флюгер;

дождемер (осадкомер);

ветряной рукав;

термометр;

компас;

солнечные часы;

кормушки;

вертушки.

Основное оборудование:

1.Наблюдение за ветром

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

2. Флюгер

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части- флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

3. Ветряной рукав

Позволяет определить силу ветра: Штиль - листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер - колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер - ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.

4.Бесприборные наблюдения за ветром

Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.

5.Температура воздуха

Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру. Термометр помещен в психрометрической жалюзийной будке. Будка состоит из четырех жалюзийных стенок, пола, потолка и крыши, укрепленных на деревянном остове. Стенки представляют собой двойной ряд тонких деревянных планок- жалюзи, наклоненных внутрь и наружу будки под углом к горизонту. Одна из стенок (передняя) укреплена на петлях и служит дверцей. Пол будки состоит из трех досок, причем средняя доска укреплена несколько выше двух крайних для улучшения вентиляции будки. Потолок будки горизонтальный, сплошной, крыша наклонена в сторону, противоположную дверце, и немного выдается со всех сторон будки. Крыша укреплена над потолком так, чтобы между нею и потолком свободно протекал воздух. Будка с внутренней стороны и наружной стороны хорошо окрашена белой насыщенной краской. Будка установлена на метеоплощадке так, чтобы вокруг нее был свободный обмен воздуха. Укреплена на деревянной подставке прочно, не должна колебаться даже при сильном ветре. Стенки будки надо протирать или мыть от пыли по мере загрязнения.

6.Термометр

Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль-граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз- градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: - 5°.

7.Наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: равномерный (без сугробов), умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами. Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

8.Барометр

Барометр - отмечает перемены, происходящие в воздухе. Напоминает часы. Вернее будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на цифру «754». Вторая стрелка - контрольная. Ею мы отмечаем, куда передвинулась первая стрелка. Над цифрой «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево -запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом - дождя, а зимой- снега. Конечно, барометр не предсказывает погоды - он отмечает перемены, происходящие в воздухе. А уж мы, глядя на него, знаем, какой погоды можно ждать.

В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

Знания, полученные в процессе наблюдений, воспитатели применяют для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе. Детское творчество оформляется в книжках - самоделках. А также представляют, как можно применить полученную информацию, в сфере телевидения.

На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц, просто поглядит вокруг.

Теперь можно начинать игру.

 Ребенок самостоятельно рассказывает про погоду с помощью схематичных изображений. Для этого предложите ему стать диктором на телевидении и сообщить, какая погода будет сегодня и завтра.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Телевидение». Сегодня мы с вами будем снимать телепередачу «Занимательный прогноз погоды!».

Воспитатель: Давайте вспомним, кто же работает на телевидении, какие существуют там профессии? Ответ детей.

Воспитатель: Давайте распределим роли. Роль режиссера и главного ведущего я беру на себя. Помощник -ведущего, оператора, костюмера, гримера, участников – артистов 5-6человек выбирают дети, остальные ребята получают приглашения на телепередачу «Занимательный прогноз погоды!».

Воспитатель: Наши Участники-артисты побывали у костюмера, где костюмер помог подготовить костюмы для выступления, парикмахер сделал прически и  загримировал участников телепередачи.

А мы с моей помощницей,  будем открывать телепередачу «Занимательный прогноз погоды!».  И вот, все на местах. Тишина в студии. Камера настроена. Телеведущие начинают программу.

-Оператор готов, мы начинаем. Тишина в студии…. Мотор….

Всезнайка: Здравствуйте, уважаемые гости, мы рады вас видеть в гостях нашей детской телепередачи «Занимательный прогноз погоды!» А вести ее будет мой помощник Сабрина прекрасная и я Всезнайка.

Всезнайка: Сегодня в осенний день, в нашем городе Уфа, погода будет только радовать нас. С утра будет святить солнце. Ближе к обеду будет небольшой ветерок. А вечером появится облака.

- Ребята Какое оно солнце? (помощник показывает картинку с изображением солнца )

Ответ: Осенью солнце все такое-же яркое, но не такое горячее как летом.  

Всезнайка: Солнце является звездой, как и остальные звезды, которые мы видим на ночном небе, но она расположена гораздо ближе к Земле. Свет Солнца достигает поверхности Земли всего за 8 минут. За это время он преодолевает расстояние в 150 миллионов километров.

- А кто подскажет каким бывает ветерок? (помощник показывает картинку с изображением ветра )

Ответ: осенью ветерок холодный и сырой.

Всезнайка: ветер- великий работник в природе (перегоняет облака, тучи). Очищает воздух (загрязненный воздух уносят из городов). Вырабатывает электроэнергию. Помогает мореплавателям. Переносит семена растений итд. Иногда достигает большой силы, и тогда его называют ураганом или тайфуном.

- какие бываю облака? (помощник показывает картинку с изображением облака )

Ответ: Облака не только тяжелые, но и очень большие.

 Всезнайка: на земле много воды. Эта вода все время испаряется.  Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Он поднимается в верх и охлаждается. Из него образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит облака. Облака состоят из капель воды, а порой даже кристалликов льда. Разумеется, их размер очень маленький. А вот в тот момент, когда они увеличиваются, и выпадают осадки в виде дождя или снега.

Ведущий А теперь мы даем слово нашему эксперту по погоде- метеорологу.

 -Метеоролог: здравствуйте, дорогие гости. По данным метеостанции

в ближайшие дни в Уфе установится ясная сухая погода. Дождей и сильных ветров не ожидается.

Всезнайка Спасибо за внимание до новых встреч.

- Оператор: Стоп снято!

Вывод:

Игра, должна стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольников. В игре с детьми, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только расширить кругозор дошкольников, и приобрести определенный багаж знаний, но и дадут толчок для развития личности ребенка в дальнейшем.