Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
01.07.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Рабочее место электромонтера

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования 
Центр профессиональной ориентации «ПрофСтарт» г. Мурманск


Рабочее место электромонтера

 

Колпачников Владимир Николаевич

педагог дополнительного образования

 

 

Методическая разработка занятия.
Тема: «Рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
 
 
Цель занятия:
Формирование у учащихся знаний об организации рабочего места и применении правил по охране труда на рабочем месте.
Задачи занятия:
  • Обучающие:   обеспечить благоприятные условия для осознания и осмысления новой информации; получить  знания о правилах организации рабочего места;
сформировать основные понятия по изучаемой теме; сформировать представление об организации рабочего.
  • Развивающие: развить умение самостоятельно анализировать изучаемый материал; развить интерес к получению новых знаний.
  • Воспитательные: сформировать навыки и качества, способствующие успешному взаимодействию учащихся между собой и с окружающим социумом; способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.
Занятие направленона формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:
  • понимать, как организовать рабочее место;
  • научиться применять правила по охране труда;
  • уметь  подготовить рабочее место;
  • приобрести начальные навыки подготовки рабочего места электромонтера;
  • высказывать свою точку зрения;
  • отвечать на поставленные вопросы, делать выводы;
  • развивать воображение;
  • анализировать собственную работу, уметь дать ей оценку.
Основные понятия:  безопасность, эргономика, инструмент, правила охраны труда, предупредительные таблички, инструктажи, резиновые перчатки, спецодежда, заземление, освещение, вентиляция.
Тип занятия: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма занятия: лекция, практические занятия.
Методы проведение занятия:объяснение; беседа; наглядные методы обучения (раздаточный материал, презентация); самоконтроль; выполнение и анализ заданий.
Оборудование для проведения занятия: текст лекции о рабочем месте электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, презентация на тему «Рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования», компьютер, телевизор, чертеж на доске для практической работы.
 
Содержание занятия.
 
Этапы занятия
Время
Дидактические средства, наглядность
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1.Организационная часть занятия.
5 мин.
Тема на доске.
Приветствие.
Фиксация отсутствующих. Определение целей и задач занятия.
Слуховое восприятие информации.
2.Основная часть. Изложение нового материала.
20 мин.
Показ презентации «Рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Пояснение содержания презентации. Рассказ о рабочем месте электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Руководство действиями учащихся.
Слуховое и зрительное восприятие и осмысление изучаемого материала. Вопросы к педагогу.
3.Закрепление материала (Практическая работа).
15 мин.
Чертеж на доске.
Перечень материалов и инструментов на мониторе.
Пояснения к  перечню и чертежу.
Подготовка рабочего места к сборке схемы. Вопросы к преподавателю.
4. Подведение итогов.
5 мин.
 
Подведение итогов занятия, похвала отличившихся учеников, пожелание удачи в творчестве.
Осознание и осмысление учебного материала. Слуховое и зрительное восприятие.
 
Содержание занятия.
1. Организационная часть занятия.
         Педагог: Здравствуйте. Тема занятия: «Рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Перед работой электромонтеру необходимо подготовить свое рабочее место и что бы безопасно выполнить задание, ему необходимо знать правила организации рабочего места электромонтера.
2. Изучение нового материала.
Показ презентации «Рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования» с пояснениями.
Педагог: основная задача правильной организации рабочего места электромонтера - обеспечить его безопасность, оградив мастера от случайного прикосновения к оголенным токоведущим частям в процессе сборки, разборки либо проверки ремонтируемого оборудования. Однако есть и другой аспект - эргономика. Ведь если необходимый инструмент под рукой, то и работа пойдет значительно быстрее. Сегодня попробуем понять, каким образом все организовать удобно и безопасно.
Характеристики рабочего места электромонтера.
1.  Первое, на что нужно обратить внимание - это аккуратность, чистота, отсутствие посторонних предметов под ногами и поблизости. Именно этот фактор часто становится причиной поражения электрическим током. Работник спотыкается, начинает падать и непроизвольно хватается за любой предмет, стараясь удержаться. Если им окажется оголенный провод, последствия могут быть самыми печальными.
2.  Следующий аспект - внимательность к мелочам. Отсоединив контакты, монтер проверяет наличие тока на каждой из фаз, после чего забывает снять напряжение и продолжает работу в электрощите. В этом случае небольшая потеря внимательности чревата ударом электричества.
3.  Очень важным требованием к организации рабочего места электромонтера можно назвать расположение необходимого инструмента. Перед началом монтажа, демонтажа или ремонта оборудования следует правильно разместить его, чтобы не приходилось отвлекаться от работы на поиски отвертки или мультиметра. Важно! Рабочий инструмент электрика должен проверяться ежедневно на отсутствие трещин или других повреждений изолированных частей. Такой простейший осмотр поможет сохранить жизнь и здоровье.
         4.  Немаловажную, а порой и решающую роль в обеспечении безопасности рабочего места играют предупредительные таблички, которые обезопасят монтера, если отключение электроэнергии производилось вдалеке от него. Их чаще всего изготавливают в форме прямоугольника с красной рамкой и предупреждением белой надписью на красном фоне. Это делается, чтобы оповещение было заметнее. Другие меры, предпринимаемые для охраны труда.
5.  Прежде чем допустить сотрудника к рабочему месту, производятся необходимые инструктажи. Это неудивительно, ведь работа с высоким напряжением опасна. Часто даже опытные сотрудники допускают ошибки. Основным из них можно назвать первичный инструктаж электромонтера на рабочем месте. Без него (как и без вводного) принимаемый сотрудник к ремонту и обслуживанию допущен не будет.
На любом предприятии, независимо от его профиля, назначаются лица, ответственные за охрану труда электромонтера на рабочем месте. Первым, кто несет ответственность при получении работником травмы, является его непосредственный руководитель, проводивший инструктаж. Далее по цепочке: инженер по технике безопасности; главный энергетик; начальник предприятия. Чаще всего такие ситуации происходят по вине самого электрика, проигнорировавшего правила ТБ.
Рабочее место электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Здесь важно не только удобное размещение всех инструментов, но и грамотно выполненное освещение, позволяющее работнику разглядеть мельчайшие детали ремонтируемого оборудования. При недостаточной освещенности ему придется напрягать глаза, что приведет к быстрой утомляемости. Чем необходимо оборудовать верстак электрика Рабочее место электромонтера по ремонту оборудования должно быть оснащено: трансформаторным устройством, позволяющим изменить подаваемое напряжение; возможностью включения/ выключения дополнительного точечного освещения; розеткой на 12, 24 или 36 В; набором инструментов, необходимых для производства диагностики и ремонта.
В качестве вспомогательных можно назвать устройства и механизмы, которые пригодятся электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Обычно, достаточно заточного, намоточного станков и тисков. Для хранения различных мелких деталей используются выдвижные шкафчики или металлические боксы.
 
Правила подготовки рабочего места на распределительной подстанции.
 Здесь требования к рабочему месту электромонтера более жесткие. Основной задачей можно назвать предварительные действия, которые необходимо выполнить. По причине высокого напряжения на трансформаторной подстанции электромонтер обязан подготовить средства защиты (резиновые перчатки, обувь, спецодежду), необходимый инструмент. По прибытии на место нужно получить разрешение от дежурного, которое отмечается в наряде-допуске. После этого производится подготовка, в которой участвуют как электромонтер, так и дежурный. Первым делом производится обесточивание линии посредством отключения рубильника. Если данное действие невозможно, вытаскиваются предохранители. Эта работа требует максимального внимания и обязательного применения защитных средств - резиновые перчатки, спецобувь, клещи). Обесточив линию, необходимо обеспечить безопасность электромонтера от произвольного включения. Это делается путем заземления шин. Лишь после этого можно считать, что организация рабочего места электромонтера выполнена полностью, и он может приступать к работе.
Обобщая изложенную информацию, можно отметить основные правила организации безопасности и содержания рабочего места электромонтера.
Своевременное прохождение необходимых инструктажей. Отсутствие захламленности, обеспечение свободного подхода к вводному автомату для возможности аварийного отключения в случае возникновения аварийной ситуации. Аккуратное расположение инструмента в прямой доступности, чтобы взять необходимый не составило труда. При необходимости использование защитных средств. Отсутствие оголенных торчащих проводов, которые могут оказаться под напряжением. Четкое соблюдение всех инструкций и наставлений мастера. Внимательность, собранность, аккуратность. Обязательное снятие напряжения перед началом электромонтажных работ. Использование специальных предупреждающих и запрещающих табличек. Только при условии соблюдения всех правил работник может стать профессиональным электромонтером, способным выполнить сложные задачи. И главное - помнить, что эту профессию можно сравнить с сапером - его ошибка в разминировании также может стать последней в жизни. Однако профессия электромонтера довольно интересна, особенно сегодня, когда постоянно появляется новое оборудование. А значит, всегда есть возможность профессионального роста и самообразования. Подводя итоги, можно сказать, что безопасная организация и содержание рабочего места электромонтера занимает не последнее место в задаче охраны труда. Не следует относиться к ней скептически - мусор под ногами может очень дорого стоить. И расплачиваться за него придется не деньгами, а собственным здоровьем, а порой и жизнью.
 
3. Закрепление изученного материала.
Педагог: А теперь попрактикуемся  в организации рабочего места.
На доске представлена схема, на мониторе перечень материалов и инструментов. Необходимо организовать свое рабочее место для проведения работ по сборке схемы, если на рабочем столе находятся указанные материалы и инструменты.
4. Подведение итогов.
Подведение итогов и формулирование выводов по занятию:
-Что нового узнали на сегодняшнем занятии?
-Что понравилось, какую пользу извлекли из полученных знаний?
 
Заключительное слово педагога:
На сегодняшнем занятии мы рассмотрели правила организации рабочего места электромонтера, расширили свой словарный запас новыми словами и понятиями и сделали еще один шаг к освоению профессии «Электромонтер».
 
Список литературы.
  1. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. – Москва: ИНФРА-М, 2017. - 130 с. - ISBN 978-5-16-102606-9.
  2. Правила устройства электроустановок. 7-е и 6-е издания. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2014. – 1168 с. – ISBN 978-5-93630-934-2.
  3. Графкина, М.В. Охрана труда: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.В. Графкина. - Москва: издательский центр «Академия», 2018. - 176 с. - ISBN 978-5-4468-7193-3.
  4. Нестеренко, В.М. Технология электромонтажных работ: учебное пособие/ В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов. 14-е изд., стеер.– М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 592 с. – ISBN 978-5-4468-4747-3.
  5. Соколова, Е.М. Электрическое и электромеханическое оборудование: Общепромышленные механизмы и бытовая техника: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.М. Соколова.- 12-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 224 с.   ISBN 978-5-4468-4708-2.
  6. Суворин, А.В. Современный справочник электрика/ А.В. Суворин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 517 с. ISBN 978-5-222-26212-2.
  7. Шеховцов, В. П. Справочное пособие по электрооборудованию и электроснабжению: учеб. пособие/ В.П. Шеховцов. - 3-е изд. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 136 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-106096-4.

 

Смотреть презентацию