Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог» Номинация: интеллектуальное развитие детей среднего школьного возраста (6 – 7 классы)
МБОУ Калининская средняя общеобразовательная школа
Аскизский район Республика Хакасия
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный биолог» Номинация: интеллектуальное развитие детей среднего школьного возраста (6 – 7 классы)
учитель биологии
первой квалификационной категории
Шевченко Н.И.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направлена на изучение животного мира Республики Хакасия, Аскизского района.
Цель: углубить знания учащихся о многообразии мира живой природы, о строении животных, и основных биологических процессах; формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность.
Основные задачи:
образовательные
• расширение кругозора;
• популяризация у учащихся биологических и экологических знаний;
• знакомство с видовым составом фауны окрестностей; с редкими и исчезающими животными местности; с правилами поведения в природе;
развивающие:
• развитие навыков общение и коммуникации;
• развитие творческих способностей ребенка;
• формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей;
• формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
воспитательные:
• воспитание ответственного отношения к порученному делу.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.), эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- представителей земноводных, пресмыкающихся, птиц, рыб обитающих в Республике Хакасия, Аскизском районе;
- внешнее и внутренне строение животных.
Учащиеся должны уметь:
- по внешнему виду распознавать рыб, млекопитающих, пресмыкающихся, птиц;
- по голосам птиц распознавать птиц.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Юный биолог» (34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Зоология – наука о животных (2 ч)
Животные, встречающиеся на наибольшей высоте в воздухе и глубине в воде и почве. Рыбы: проходные, пресноводные, промысловые. Рыба-прилипала. Синие лягушки. Зелёная жаба. Птицы: альбатрос, скопа, белая куропатка, клест, сорные куры, оляпка, козодой, поползень, пищуха, дятел, вальдшнеп, пингвин. Полезные и вредные хищные птицы. Ластоногие млекопитающие. Лось. Семейства кошачьи. Зайцы. Хищные млекопитающие. Летяга. Обезьяна – ревун, горилла. Слон.
Тема 2. Земноводные (2 ч)
Лягушки: голубые, озерные, квакша, жерлянки, бык, карлик. Жабы: повитуха, ага. Аксолотли.
Тема 3. Пресмыкающиеся (2 ч)
Веретеница. Желтопузик. Летающий дракон. Змеи. Черепаха. Хамелеон. Крокодилы. Серый варан.
Тема 4. Рыбы (6 ч)
Окунь-брызгун. Иглобрюх. Луна-рыба. Пандагу. Морская игла. Морской конек. Электрический угорь. Скат, Сом. Колючая акула. Пиранья.
Тема 5. Ракообразные (4 ч)
Рак-отшельник. Сухопутный краб. Травяной краб. Каменный краб. Крабы: дромия, дориппе. Ракушковые рачки. Усоногий рак. Усоногие раки: морские желуди, морские уточки. Камчатский краб. Краб – стригун. Рак – богомол. Игримс.
Тема 6. Птицы (7 ч)
Пеликаны. Совиная охота. Стервятники. Скопа. Кожная железа. Функции оперения у птиц. Пудретки. Каинизм у белых журавлей. Императорские пингвины. Голуби. Стриж салангана. Колибри. Грачи. Скворцы. Ласточки. Соловьи. Кукушка. Козодой. Оляпка. Иволга. Вертишейка. Цапля. Иволга. Лебедь – шипун. Филин. Баклан. Кукушка. Фламинго. Галки.
Тема 7. Рептилии (3 ч)
Крымская скальная ящерица. Хамелеон. Взгляд змеи. Гремучая змея. Гадюки. Панцирь черепах. Языки змеи и крокодила.
Тема 8. Млекопитающие (4 ч)
Волосяной покров. Добыча пушных зверей. Толстокожие животные. Утконос. Сумчатые животные. Крот. Летучие мыши. Зайцы. Кошки. Собаки. Кит. Дыхание кашалота. Слоны. Верблюды. Передвижение лося по болоту.
Тема 9. Обобщение (4 ч)
Игра «Если знаешь зверей, назови их скорей». Викторина «О тех, кто бегает, прыгает и ползает». Интеллектуально-игровые задания обобщающего характера. В зоологии мы – асы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
«ЮНЫЙ БИОЛОГ»
Номер п/п |
Дата проведения |
Тема урока |
Количество часов |
Примечание |
|
План |
Факт |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I четверть – 8 часов |
|
||||
Тема 1. Зоология – наука о животных (2 ч) |
|
||||
1 2 |
07.09 |
|
Зоология в вопросах и ответах: интересные факты о животных, обитающих в Аскизском районе |
2 |
|
14.09 |
|
|
|||
Тема 2. Земноводные (2 ч) |
|
||||
3 |
21.09 |
|
Виртуальная экскурсия «Земноводные нашей местности» |
1 |
|
4 |
28.09 |
|
Решение кроссвордов, головоломок по теме «Земноводные» |
1 |
|
Тема 3. Пресмыкающиеся (2 ч) |
|||||
5 |
05.10 |
|
Час занимательной зоологии по теме «Пресмыкающиеся» |
1 |
|
6 |
12.10 |
|
Оформление познавательного уголка «Пресмыкающиеся нашей местности» |
1 |
|
Тема 4. Рыбы (6 ч) |
|||||
7 |
19.10 |
|
Внешнее и внутреннее строение рыб. Лабораторная работа «Внутреннее строение рыбы» |
1 |
|
8 |
26.10 |
|
Практическая работа «Оформление скелета рыбы» |
1 |
|
II четверть – 8 часов |
|||||
9 |
09.11 |
|
Рыбы Республики Хакасия: познавательные задачи |
1 |
|
10 |
16.11 |
|
Виртуальная экскурсия «Рыбы Аскизского района» |
1 |
|
11 |
23.11 |
|
Рыбы рек Аскиз и Абакан (исследовательский проект) |
1 |
|
12 |
30.11 |
|
Викторина «Многообразие рыб» |
1 |
|
Тема 5. Ракообразные (4 ч) |
|||||
13 14 |
07.12 |
|
В гостях у Нептуна (ракообразные) |
2 |
|
14.12 |
|
|
|||
15 |
21.12 |
|
Скелет ракообразных |
1 |
|
16 |
28.12 |
|
Многообразие ракообразных (исследовательские проекты учеников) |
1 |
|
III четверть – 10 часов |
|||||
Тема 6. Птицы (7 ч) |
|||||
17 |
11.01 |
|
Зоовикторина «Птицы» |
1 |
|
18 |
18.01 |
|
Изготовление листовок и кормушек в защиту птиц |
1 |
|
19 |
25.01 |
|
Птицы Республики Хакасия: виртуальная экскурсия |
1 |
|
20 |
01.02 |
|
Птицы Аскизского района (исследовательские проекты) |
1 |
|
21 |
08.02 |
|
Практическая работа «Определение птиц по их следам и издаваемым звукам» |
1 |
|
22 |
15.02 |
|
Интеллектуальная игра «В мире птиц» |
1 |
|
23 |
22.02 |
|
Пословицы и поговорки про птиц |
1 |
|
Тема 7. Рептилии (3 ч) |
|||||
24 |
01.03 |
|
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, обитающие в Республике Хакасия |
1 |
|
25 |
15.03 |
|
Викторина «Многообразие Рептилий» |
1 |
|
26 |
22.03 |
|
Загадки, пословицы и поговорки по теме «Рептилии» |
1 |
|
IV четверть – 8 часов |
|||||
Тема 8. Млекопитающие (4 ч) |
|||||
27 |
05.04 |
|
Многообразие класса млекопитающие, или Звери |
1 |
|
28 |
12.04 |
|
Семейство Кошачьи (исследовательский проект) |
1 |
|
29 |
19.04 |
|
Кошки в нашей жизни (исследовательский проект) |
1 |
|
30 |
26.04 |
|
Викторина «Многообразие класса Звери» |
1 |
|
Тема 9. Обобщение (4 ч) |
|||||
31 |
03.05 |
|
Игра «Если знаешь зверей, назови их скорей» |
1 |
|
32 |
10.05 |
|
Викторина «О тех, кто бегает, прыгает и ползает» |
1 |
|
33 |
17.05 |
|
Интеллектуально-игровые задания обобщающего характера |
1 |
|
34 |
24.05 |
|
В зоологии мы – асы |
1 |
|
Результаты реализации программы
Дата |
Наименование |
ФИ участника |
Класс |
Результат |
Сентябрь 2014 |
Международный дистанционный конкурс по окружающему миру «Рептилии» |
Крюкова Елизавета |
6 |
Диплом за 3 место |
Ноябрь 2014 |
Олимпиада по биологии (ФГОС тест) |
Сафронова Кристина Крюкова Елизавета |
6 6 |
Сертификаты участников |
Декабрь 2014 |
Международная олимпиада по основам наук |
Крюкова Елизавета Сафронова Кристина |
6 6
|
Сертификаты участников |
16 февраля 2015 |
Международная дистанционная олимпиада по биологии проекта «Инфоурок» |
Войцицкая Анастасия
|
6
|
Диплом за 3 место
|
24 апреля 2015 |
Школьная научно-практическая конференция «Чирiм тамырлары», посвященной 70-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне и году литературы. Секция «Юные исследователи» |
Крюкова Елизавета |
6 |
Диплом за 1 место |
22 апреля 2016 |
Школьная НПК «Чирiм тамырлары» |
Крюкова Лиза
Иридекова Надя |
7
7 |
Диплом за I место Диплом за II место |
Май 2017 |
Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Экология» региональный уровень |
Топоева Елизавета |
7а |
3 место |
Май 2017 |
Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Экология» региональный уровень |
Тахтаракова Оксана |
6б |
2 место |
Май 2017 |
Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Экология» региональный уровень |
Тюкпиекова Алина |
6а |
1 место |
Май 2017 |
Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Экология» региональный уровень |
Роот Екатерина |
6а |
1 место |