Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетическое направление «Весёлые нотки» 1 - 4 классы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Асбест Свердловская область

 

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетическое направление «Весёлые нотки» 1 - 4 классы

 

             Миронова Яна Андреевна

 педагог организатор

 

 

Оглавление

Пояснительная записка. 3

Цели реализации программы.. 3

Общая характеристика учебного курса………………………………………...3

Планируемые результаты реализации программы.. 4

Формы контроля…………………………………………………………………..7

Знания и умения, полученные обучающимися по окончании курса   ……….7

Учебно-тематическое планирование. .8

1 год обучения      ………………………………………………………………...8

2 год обучения…………………………………………………………………......9

Поурочное календарное планирование……………………………………….11

1 год обучения   ………………………………………………………………….11

2 год обучения…………………………………………………………………....14

Содержание занятий. .......19

Учебно – методическое обеспечение. .22

Материально-технические средства обучения………………………………...23

  1. Пояснительная записка.

Воспитание обучающихся на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня,– это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке «Весёлые нотки»  пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.

Программа рассчитана на обучение детей с 1-4 класса.

 2. Цель программы: воспитание любви к вокальному искусству в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.

Задачи: на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен  расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. Формировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Привить основы художественного вкуса. Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.

3. Общая характеристика учебного курса.

Данная рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); примерной  образовательной программы по музыке (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.- М, «Просвещение»,  2011 г.).

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст (1-4 класс). 1 год обучения – 33 часа (1 раз в неделю по 1 ч.); 2 год обучения – 34 часа (1 раз в неделю по 1 ч.).

Программа предполагает  групповую форму обучения. Однако  при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевой, творческий, импровизационный.

Стилевой метод нацелен на формирование у обучающихся осознанного восприятия вокального произведения. А именно: понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное,  присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве обучающихся проявляются оригинальность, индивидуальность, инициативность. Системный метод направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – тематики, вокального материала.  

Метод импровизации - это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умело исполнять вокальные произведения. Всё это даёт предпосылки для сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

4. Планируемые результаты

Первый уровень результатов:

- осознание детьми силы коллективного исполнения, того, что песня, спетая хором,

выразительнее и ярче

- приобщение ребенка к музыкальной культуре, формирования лучших

человеческих качеств.

- приобретение навыков музыкального исполнительства, позволяющие им,

творчески проявлять

себя в искусстве.

- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,

- участие в классных мероприятиях, наблюдение и беседы с учащимися и их

родителями на

музыкальных праздниках и конкурсах.

- через музыку учащиеся моделируют свои эмоции, чувства, учатся любить и

ненавидеть, сочувствовать, сопереживать, учатся быть людьми и уважать

человеческое в человеке.

Второй уровень результатов:

- формирование и поддержание интереса к хоровому пению,

- участие всех детей в проводимых общешкольных мероприятиях, конкурсах,

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и

- пение дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных

занятиях, школьных праздниках;

- слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

- музыкальное самообразование: знакомства с литературой о музыке, слушания

музыки в

свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей,

музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к

явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений

в форме

устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.

Третий уровень результатов:

- размышление о музыке и ее анализ, выражение собственной позиции

относительно прослушанной музыки;

- выступление на отчетных концертах школы перед населением, участие в

благотворительных концертах, перед ветеранами ВОВ, инвалидами.

- участие в муниципальных конкурсах;

В результате освоения программы обучающиеся достигнут следующих результатов

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально – хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

5. Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом:

  • наблюдение педагога в ходе занятий;
  •  анализ подготовки и участия обучающихся в школьных мероприятиях;
  • оценка зрителей, членов жюри;
  • анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

6. Знания и умения, полученные обучающимися по окончании курса «Весёлые нотки».

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиена певческого голоса;

• понимать значения  слов – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

7. Учебный план курса «Весёлые нотки»

1 год обучения

Наименование разделов и тем    

                       курса.

Всего часов

Практика

Теория

1.

Значение песенного творчества в жизни человека.

7

3

4

1.

Знакомство с правилами в вокальном коллективе.

 

 

1

2.

Вокально-певческая постановка корпуса.

 

 

1

3.

Особенности и возможности певческого голоса.

 

1

 

4.

Гигиена певческого голоса.

 

 

1

5.

Различные манеры пения.

 

 

1

6.

Диагностика.

 

1

 

7.

Прослушивание детских голосов.

 

1

 

2.

Развивающие упражнения и вокально – хоровая работа.

11

9

2

1.

Здоровье сберегающие упражнения.

 

1

 

2.

Дыхание и дыхательная гимнастика

 

1

 

3.

Разминка артикуляционного аппарата

 

1

 

4.

Пальчиковая гимнастика.

 

1

 

5.

Язычковая гимнастика.

 

1

 

6.

Скороговорки.

 

 

1

7.

Распевания.

 

1

 

8.

Упражнения, развивающие чувство ритма.

 

1

1

9.

Одновременное начало и окончание песни.

 

1

 

10.

Вокальные упражнения.

 

1

 

11.

Разучивание танцевальных движений.

 

1

 

3.

Основы нотной грамоты

8

1

7

1.

Понятие унисон.

 

 

 

1

2.

Взаимосвязь звука и дыхания.

 

 

1

3.

Твердая и мягкая атака.

 

 

1

4.

Формирование вокального звука.

 

1

 

5.

Дирижерские жесты:

(Forte, piano).

 

 

1

6.

Дирижерские жесты: 2/4; 4/4;

 

 

1

7.

Понятие о звуке (высота звука, тембр, окраска).

 

 

1

8.

Интонация.

 

 

1

4.

 Сценическая культура.

4

1

3

1.

Уважение и дисциплина в коллективе.

 

 

1

2.

Внешний вид и культура поведения за кулисами.

 

 

1

3.

Воспитание самовыражения через движение и слово.

 

 

1

4.

Правила работы с микрофоном.

 

1

 

5.

Репетиционная работа и концертно-исполнительская деятельность

3

 

 

1.

Подготовка к концерту.

 

2

 

2.

Отчётный концерт

 

1

 

2 год обучения

Наименование разделов и тем    

                       курса.

Всего часов

Практика

Теория

1.

«Звучащий мой голос»

9

-

9

1.

Общее понятие о культуре певческого мастерства.

 

 

1

2.

История певческой культуры.

 

 

1

3.

Прослушивание произведений различных жанров.

 

 

1

4.

Знакомство  с основами вокального искусства.

 

 

1

5.

Виды вокального искусства.

 

 

1

6.

Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца.

 

 

1

7.

Артикуляционный  аппарат и его составляющие.

 

 

1

8.

Артикуляционный  аппарат и его составляющие.

 

 

1

9.

Процесс звукообразования.

 

 

1

2.

Музыкально-театральная деятельность

7

6

1

1.

Работа над отдельными эпизодами музыкальной сказки.

 

1

 

2.

Поиски музыкально-пластического решения.

 

1

 

3.

Работа над выразительностью музыкальной речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

 

1

 

4.

Репетиция отдельных сцен с музыкальным оформлением.

 

1

 

5.

Репетиция всей  музыкальной сказки.

 

1

 

6.

Музыкальное движение, танцевальное и игровое творчество

 

1

 

7.

Умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.

 

1

 

3.

Музыкальный фольклор.

9

1

8

1.

Мир фольклора.

 

 

1

2.

Специфика детского фольклора.

 

 

1

3.

Жанры музыкального фольклора.

 

 

1

4.

Театр народной песни.

 

 

1

5.

Частушки.

 

 

1

6.

Импровизация движений  в песнях, играх, танцах.

 

1

 

7.

Потешный фольклор как часть детского фольклора.

 

 

1

8.

Посиделки. Народные праздники.

 

 

1

9.

Народные праздники.

 

 

1

4.

 Современная эстрадная детская песня.

7

5

2

1.

Знакомство с произведениями различных жанров и манерой исполнения.

 

 

1

2.

Изучение песенного репертуара.

 

 

1

3.

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

 

1

 

4.

Творчество и импровизация.

 

1

 

5.

Расширение диапазона голоса.

 

1

 

6.

Выявление индивидуальных красок голоса. 

 

1

 

7.

Обобщающий урок

 

1

 

5.

Репетиционная работа и концертно-исполнительская деятельность

 

 

 

1.

Подготовка и проведение праздников.

 

 

 

2.

Отчетный концерт

 

 

 

8. Календарно – тематическое планирование курса «Весёлые нотки»

1 год обучения

Дата.

Тема раздела, урока

 

Содержание темы

УУД

1

 

 

 

Значение песенного творчества в жизни человека.

Знакомство с правилами в вокальном коллективе.

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения.

Личностные УУД:

-проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;

-импровизировать в пении, игре, пластике.

Коммуникативные УУД:

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Познавательные УУД:

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, поэтическом слове

2

 

 

Вокально-певческая постановка корпуса.

Выработка правильной осанки при пении.

 

3

 

 

Особенности и возможности певческого голоса.

Звонкость, лег­кость, ровное звучание,  диапазон.

4

 

 

Гигиена певческого голоса.

Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

5

 

 

Различные манеры пения.

Академическая, народная и эстрадная манера пения.

6

 

 

Диагностика.

Определение уровня музыкальной подготовленности обучающихся.

7

 

 

Прослушивание детских голосов.

Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.

8

 

 

Развивающие упражнения и вокально – хоровая работа.

Здоровье сберегающие упражнения.

Охрана голоса. Профилактика по сохранению и укреплению.

Личностные УУД:

-высказывать суждение об основной идее музыкального произведения.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Коммуникативные УУД:

-находить ассоциативные связи между художественными образами.

Познавательные УУД:

наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,  тем.

9

 

 

Дыхание и дыхательная гимнастика

Основные типы дыхания.  Правила дыхания. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

10

 

 

Разминка артикуляционного аппарата

Понятие  об артикуляции.  Выполнение упражнений на развитие

11

 

 

Пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики

12

 

 

Язычковая гимнастика.

Упражнения для развития артикуляционной моторики. «Путешествие язычка»

13

 

 

Скороговорки.

Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание скороговорок-попевок. «Бык-тупогуб», «Сидит ворон»

14

 

 

Распевания.

Начальный этап пения – распевание. Упражнения на распевание.

15

 

 

  Ритм – основа жизни и музыки

Упражнения для развития чувства ритма. Игра «Ритмическое эхо»

16

 

 

Одновременное начало и окончание песни.

Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе группы и индивидуально. Совместное согласованное пение.

17

 

 

Вокальные упражнения.

 

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего школьного возраста.

18

 

Разучивание танцевальных движений.

Движения танца – это своеобразные знаки, подобные звуку и слову.

19

 

 

Основы нотной грамоты

Понятие унисон.

 

Пение одноголосно в унисон, многоголосное пение.

Личностные УУД:

-приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-исполнять песни о родном крае современных композиторов;

-импровизировать в пении, игре, пластике.

Коммуникативные УУД:

-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Познавательные УУД:

-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении

20

 

 

Взаимосвязь звука и дыхания.

Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания.

21

 

 

Твердая и мягкая атака.

Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная

22

 

 

Формирование вокального звука.

Формирование вокальных навыков у младших школьников через певческую деятельность. 

23

 

 

Дирижерские жесты:

(Forte, piano).

Усвоение основных дирижерских жестов

24

 

 

Дирижерские жесты: 2/4; 4/4;

Усвоение основных дирижерских жестов

25

 

 

Понятие о звуке (высота звука, тембр, окраска).

Игра «Догадайся, кто поет»

работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы;

26

 

 

Интонация.

Восприятие искусства через интонацию.

27

 

 

Сценическая культура.

Уважение и дисциплина в коллективе.

Понятие дисциплины. Все члены коллектива равны.

Личностные УУД:

-проявлять личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-импровизировать в пении, игре, пластике.

Коммуникативные УУД:

-находить ассоциативные связи

Познавательные УУД:

-наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций,  тем.

28

 

 

Внешний вид и культура поведения за кулисами.

Правила поведения на сцене и за  кулисами.

29

 

 

Воспитание самовыражения через движение и слово.

Движения вокалистов на сцене. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста

30

 

 

Правила работы с микрофоном.

Знакомство с микрофоном и правила работы с ни.м

31

 

 

Репетиционная работа и концертно-исполнительская деятельность

Подготовка к отчётному концерту.

Объединения групп хора, совместное исполнение произведений, работа над ансамблевым звучанием

 

32

 

 

Подготовка к отчётному концерту.

Объединения групп хора, совместное исполнение произведений, работа над ансамблевым звучанием

 

33

 

 

Отчётный концерт. Обобщающий урок.

Контроль исполнения.

 

 

 

 

 

2  год обучения

Дата.

Тема раздела, урока

 

Содержание темы

УУД

1

 

 

 

Звучащий мой голос.

Общее понятие о культуре певческого мастерства.

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для души.  Музыка в нашей жизни.

Личностные УУД:

-ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир»

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения

Коммуникативные УУД:

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Познавательные УУД:

 -определять умения, которые определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

2

 

 

История певческой культуры.

Знакомство с историей и становлением певческой культуры.

3

 

 

Прослушивание произведений различных жанров.

Знакомство с жанрами. Умение различать жанры между с собой.

4

 

 

Знакомство  с основами вокального искусства.

Понятие искусство. Особенности вокального искусства.

5

 

 

Виды вокального искусства.

Виды вокального искусства: сольное, ансамблевое и хоровое пение.

6

 

 

Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца.

Знакомство с понятиями и изучение строения голосового аппарата.

7

 

 

Артикуляционный  аппарат и его составляющие.

Знакомство с артикуляционным аппаратом и его составляющими.

8

 

 

Артикуляционный  аппарат и его составляющие.

Знакомство с артикуляционным аппаратом и его составляющими.

9

 

 

Процесс звукообразования.

 

Понятие опоры и диафрагмы

10

 

 

Музыкально-театральная деятельность.

Работа над отдельными эпизодами музыкальной сказки.

Понятие о театре. Музыкальная сказка как разновидность театрального искусства. 

Личностные УУД:

-ценить и принимать следующие базовые ценности: «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга»

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно  корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные УУД:

-самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала.

11

 

 

Поиски музыкально-пластического решения.

 

Развитие способности подобрать движения и эмоциональное составляющее к соответствующему музыкальному материалу

12

 

 

Работа над выразительностью музыкальной речи и подлинностью поведения в сценических условиях.

 

Работа над художественным исполнением.

13

 

 

Репетиция отдельных сцен с музыкальным оформлением.

Работа над художественным исполнением.

14

 

 

Репетиция всей  музыкальной сказки.

Работа над художественным исполнением.

15

 

 

Музыкальное движение, танцевальное и игровое творчество

Развитие способности подобрать движения и эмоциональное составляющее к соответствующему музыкальному материалу

16

 

 

Умение самостоятельно подобрать движения в соответствии с эмоционально-образным содержанием музыки.

Развитие способности подобрать движения и эмоциональное составляющее к соответствующему музыкальному материалу.

17

 

 

Музыкальный фольклор

Мир фольклора.

Знакомство с понятием фольклора.

Личностные УУД:

принятие ценностей других народов.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ

Коммуникативные УУД:

-читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

18

 

 

Специфика детского фольклора.

 

Специфика детского фольклора, его определение, бытование. Особенности. История собирания, изучения детского фольклора

19

 

 

Жанры музыкального фольклора.

 

Знакомство с жанрами фольклора. В чём их отличие.

20

 

 

Театр народной песни.

 

Специфика театра народной песни.

21

 

 

Частушки.

Частушки как жанр фольклора. Прослушивание и исполнение частушек.

22

 

 

Импровизация движений  в песнях, играх, танцах.

 

Импровизация детей над заданным произведением

23

 

 

Потешный фольклор как часть детского фольклора.

Прослушивание           прибауток, небылиц, дразнилок.

24

 

 

Посиделки. Народные праздники.

Знакомство с народными праздниками, и обычаями и особенностями.

25

 

 

Народные праздники.

Знакомство с народными праздниками, и обычаями и особенностями.

26

 

 

Народные праздники.

Знакомство с народными праздниками, и обычаями и особенностями.

27

 

 

Современная эстрадная детская песня.

Знакомство с произведениями различных жанров и манерой исполнения.

Виды жанров и манеры исполнения.

Личностные УУД:

-освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

-использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ

Коммуникативные УУД:

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Познавательные УУД:

-самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять

28

 

 

Изучение песенного репертуара.

Знакомство с репертуаром.

29

 

 

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

 

Индивидуальная работа над манерой исполнения.

30

 

 

Творчество и импровизация.

 

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации

31

 

 

Расширение диапазона голоса.

 

 

Упражнения для расширения диапазона голоса.

32

 

 

Выявление индивидуальных красок голоса. 

Определение индивидуальных возможностей и красок голоса.

33

 

 

Репетиционная работа и концертно-исполнительская деятельность

Подготовка и проведение праздников.

Объединения групп хора, совместное исполнение произведений, работа над ансамблевым звучанием

 

34

 

 

Обобщающее занятие

Контроль исполнения

9. Содержание курса «Весёлые нотки»

                 Содержание программы составляют разнообразные детские песни, театрализованные представления, музыкальный фольклор.  Программа предусматривает связи с культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой. Ознакомление с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание и развитие музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, потребностей, интересов, готовности к художественному творчеству. Обучение петь в ансамбле,  соло,  без сопровождения, понимать дирижёрские жесты и следовать указаниям руководителя хора. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности. Большое внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству,  движениям под музыку, поведению на сцене. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.  Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, популярная детская эстрадная  музыка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны обучающихся  и педагога. Теоретический материал по изучению нотной грамоты изучается параллельно  с освоением нового песенного  материала.

Программа имеет четырех уровневую структуру, которая раскрывает принципы системности и последовательности.

Значение песенного творчества в жизни человека.

Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Развивающие упражнения и вокально – хоровая работа.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

Тембр певческого и речевого голоса.

Дикция и механизм ее реализации.

Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.

Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

Распевание.Звук и механизм его извлечения.

Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки.

Использование скороговорки на начало распевки.

Основы нотной грамоты

    Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.

   Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни.

Сценическая культура.

Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

Правила поведения на сцене и за кулисами. Правила работы с микрофоном.

«Звучащий мой голос»

         Знакомство с певческой культурой. История культуры пения. Знакомство с музыкальными жанрами. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.

Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.

Музыкально-театральная деятельность

Основы театральной культуры. Театральная игра. Работа над спектаклем. Развитие способности подобрать движения и эмоциональное составляющее к соответствующему музыкальному материалу.

Музыкальный фольклор.

    Понятие фольклора. Знакомство с жанрами  музыкального фольклора: частушки, потешки, пестушки, прибаутки. Народные праздники и их обычаи и традиции.

Современная эстрадная детская песня.

Тембр и динамика своего голоса.

Многоголосное пение.

Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки учащихся услышать себя изнутри и снаружи.

Категории песен. Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни.

Работа с текстом: проговаривание и заучивание текста.

Вокальные трудности в работе с песне и пути их устранения.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование сценического образа.

Импровизация: сущность, важность использования в вокальном искусстве. Особенность вокальной импровизации. Эффекты импровизации. Требования к импровизации.

Концертно-исполнительская деятельность

Это результат, по которому оценивают всю работу вокального объединения. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

        1.Подготовка к концертным выступлениям

Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль – воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа».

        2.Праздники, выступления, конкурсы.

Первый уровень обучения (1 год обучения)

На этом этапе  раскрывается не только певческий голос  певческий голос ребенка, но и его личностные данные: эмоциональность, темперамент, умение общаться со сверстниками. Поэтому:  прежде всего, необходимо создать доброжелательную атмосферу на занятиях,

Комфортные условия, для раскрытия творческого потенциала ребенка.

На первом уровне обучения упор делается на развивающие упражнения, поэтому они должны быть музыкальными, веселыми и интересными.

Планируемые результаты

  • уметь правильно интонировать и выразительно исполнять простые музыкальные произведения.
  • воспроизводить несложные  ритмические рисунки хлопками.
  • понимать дирижерские жесты.

Второй уровень обучения (2 год обучения)

Этот уровень направлен на приобретение профессионального мастерства вокального пения. Большое внимание уделяется индивидуальной постановке голоса, умению подстраивать свой голос под тембр звучания ансамбля, а так же вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса.

Планируемые результаты

обучающийся должен профессионально владеть голосом

  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
  • уметь самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров.
  • уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
  • уметь владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
  • уметь свободно держаться на сцене и передавать характер исполняемого произведения.

10. Учебно – методическое обеспечение образовательной деятельности

  • Г. П. Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина.  Программа «Музыка» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011г
  • Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала. «Музыка» 1-4 класс

Методическая литература  

  • Г. П. Сергеева, Программно-методический комплекс (ПМК) «Мир музыки» (методическое пособие для образовательных учреждений М.: «Просвещение» 2011г
  • Уроки музыки (пособие для учителей) М.:Просвещение 2009
  • Современный урок музыки. Автор Е. А. Смолина, 2006

Литература

  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.
  2. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991
  3. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»
  4. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006
  5. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.
  6. Методика обучения  сольному пению: Учеб.  пособие для студентов. — М.: Айрис-пресс, 2007г
  7. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»
  8. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г
  9. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981

11. Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

  • Кабинет музыки
  • Репетиционный зал (сцена)
  • Фортепиано, синтезатор
  • Музыкальный центр, компьютер
  • Электроаппаратура
  • Нотный материал, подборка репертуара
  • Записи аудио, видео, формат CD, MP3
  • Телевизор
  • DVD – проигрыватель (Караоке)
  • Фонотека музыкальных произведений

Результаты работы

Воспитанники объединения «Весёлые нотки» являются постоянными участниками ежегодных школьных мероприятий:

  • День знаний
  • Дни открытых дверей для будущих первоклассников
  • День Учителя
  • Концерты посвящённые Дню защитника Отечества и Международному женскому Дню
  • Фестивали «Мама, папа я – музыкальная семья»
  • Посвящение в первоклассники
  • Посвящение в старшеклассники
  • Праздник первой отметки
  • Новогодние спекталкли
  • Вечер встречи выпускников
  • 9 мая
  • Бал старшеклассников в день Святого Валентина и др.

Воспитанники объединения  «Весёлые нотки» являются участниками и дипломантами фестивалей школьного и муниципального и регионального уровня:

  • «Уральские звёздочки»
  • «Славу пою тебе, Родина»
  • «ПризNanie»
  • «Жемчужина»