Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4 г. Вельска»

 

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 5-7 классов

 

Программа составлена

Хромовой Н.А.,

учителем изобразительного искусства

 

г. Вельск

2020 год

 

 

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов

  Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах:

Личностные результаты:

        Осмысленное и эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;

        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;

        Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;

         Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально - нравственной оценки;

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно-ориентационной сфере:

        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

        Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно - материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;

        Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

В трудовой сфере;

        Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

        Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

В познавательной деятельности;

        Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

        Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.

 

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

Выпускник научится:

В ценностно-ориентационной сфере:

        Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

        Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

В познавательной сфере;

        Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

        Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;

        Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;

В коммуникативной сфере:

        Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;

        Диалогический подход к освоению произведений искусства;

        Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

В трудовой сфере;

        Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно - творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно - прикладного искусства).

Выпускник получит возможность научиться:

  • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
  • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
  • понимать специфику изображения в полиграфии;
  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;
  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XX веков;
  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XX веков;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
  • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).

 

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классах

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»(5класс)

 

 ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч)

 

Тема. Древние образы в народном искусстве – 2часа

Урок №1: Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Урок №2: Творческая работа.

Тема. Убранство русской избы – 1час

 Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир)

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Тема. Внутренний мир русской избы – 1час

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда – 1ч.

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Тема. Русская народная вышивка – 1час

                 Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Тема. Народный праздничный костюм – 1час

Народный праздничный костюм целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) – 1час

Календарные народные праздники это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Художественно- творческое задание

 

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч)

 

 Тема. Древние образы в современных народных игрушках – 1час

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской в других местных форм игрушек.

Тема. Единство формы и декора в старооскольской игрушке – 1ч.

Особенности пластической формы старооскольских  глиняных игрушек. Мастера старооскольской игрушки.

Тема. Искусство Гжели – 1час

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Тема.  Городецкая роспись – 1час

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Тема. Хохлома – 1час

Из истории развития хохломской росписи. Особенности хохломской росписи :главные элементы росписи: « под фон», «кудрина» .      

Тема.  Жостово. Роспись по металлу – 1час

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. – 1час

Дерево и береста основные материалы в  крестьянском быту. Щепная птица счастья - птица света. Изделия из бересты. Резное узоречье берестяных изделий.

Тема. Роль народных художественных промыслов  в современной жизни (обобщение темы) – 1час

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Тест


ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (10 ч)

 

Тема. Зачем людям украшения – 1час

Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».                                                        

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества – 2ч.

Урок №1:Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Урок №2: Творческая работа.

Тема. Одежда говорит о человеке – 3часа

Урок №1: Декоративное искусство Древнего Китая. (Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли.) В Древнем Китае была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий.

Урок №2: Декоративное искусство Западной Европы ХVII века (эпоха барокко), где декоративно-прикладное искусство Западной Европы  совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Урок №3: Творческая работа.

Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы – 3часа

Урок №1: Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Урок №2: Творческая работа (Свой собственный герб или герб своей семьи).

Урок №3: Творческая работа (Эмблема класса).

 

Тема. Промежуточная аттестация. »Роль декоративного искусства  в жизни человека и общества»  (Тест) – 1час

 

  ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч)

 

Тема. Современное выставочное искусство – 1час (беседа).

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Тема. Ты сам — мастер – 7часов

 Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)

Урок №1: Творческая работа «Ты – сам мастер». Керамические вазы  (Пластилин, глина).

Урок №2: Творческая работа «Ты – сам мастер» «Керамические изделия» Панно. ( Пластилин).

Урок №3: Творческая работа «Ты – сам мастер» «Художественная ковка» (Черная гелевая ручка).

Урок №4: Творческая работа. Мозаика. (Фломастеры).

Урок №5: Творческая работа. Коллаж.

Урок №6: Творческая работа. Витраж.

Урок №7: Творческая работа. Декоративные куклы.

 

«ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (6 класс)

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 ч)

 

Тема. Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств- 1ч.

Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества – 1час

 Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.

Тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий -1час

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен – 1час

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основы цветоведения – 1час

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи – 1час

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тема. Объемные изображения в скульптуре – 1час

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения – 1час

Беседа (тест). Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.


МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ч)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника – 1час

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира — натюрморт – 1час

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
    Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.
           Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира – 1час

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива – 1ч.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Тема. Освещение. Свет и тень – 1час

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Тема. Натюрморт в графике – 1час

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте – 1час

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) – 1ч.

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 ч)

Тема. Образ человека — главная тема искусства – 1час

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
        Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
     Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции – 1час

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
         Тема. Изображение головы человека в пространстве – 1час

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.                                                                                  

       Тема. Портрет в скульптуре – 1час

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Тема. Графический портретный рисунок – 1час

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.

Тема. Сатирические образы человека – 1час

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. дружеский шарж.

Тема. Образные возможности освещения в портрете – 1час

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Тема. Роль цвета в портрете – 1час

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
         Тема. Великие портретисты – 1час

         Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.                                        

Тема. Портрет в изобразительно м искусстве 20 века – 1час

Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера :П.Пикассо, А.Матисс, С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века.

 

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 ч)

 

Тема. Жанры в изобразительном искусстве – 1час

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.

Тема. Изображение пространства – 1час

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.

Тема. Промежуточная аттестация. Выразительные возможности изобразительного искусства (Тест). – 1час

Тема. Правила  построения  перспективы. Воздушная перспектива -1ч.

Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
            Тема. Пейзаж — большой мир – 1час

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж  Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

   

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник. – 1час

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Пейзаж в русской живописи. – 1час

    История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина

Тема. Пейзаж в графике -1час

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник.

 

       ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 класс).

 

Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир который создал человек Художник –дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры (8ч.)

 

Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах – 1час

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос»

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).

Тема. Прямые линии и организация пространства -  2часа

Урок №1: Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность.

Урок №2:  Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна -  1час

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

 Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта – 1час

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции.

Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. – 1час

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.

 Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна – 2часа

Урок №1: Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Урок №2: Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание.

 

В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. (8ч)

Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. – 1час

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.

Тема. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете -1час

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля – 1час

Про слеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.

Тема. Важнейшие архитектурные элементы здания – 1час

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.

Тема.  Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени – 1час

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.

Тема. Форма и материал – 1час

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Тема. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве -2ч

Урок №1: Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре.

Урок №2:  Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его нахождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового  покрытия.

 

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (10 ч.)

 

Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого – 2часа

Урок №1: Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей .         

Урок №2: Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

 Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. – 1час

    Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические  предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.

Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Тема. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица - 1час

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн -2часа

Урок №1: Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.

Урок №2: Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Днзайн - пространственно-вещной среды интерьера – 1час

        Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. От унификации к индивидуализации подбора вещного наполнения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Дизайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства -  1час

        Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение технологии макетирования путем введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Тема. Ты - архитектор. Замысел  архитектурного проекта  и его осуществление – 2часа

Урок №1: Единство эстетического и функционального в объемно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей. Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города.

Урок №2: Художественно - творческое задание.

 

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ  (8 ч.)

 

Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом – 1час

   Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Тема. Интерьер, который мы создаем – 1час

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Тема. Промежуточная аттестация «Дизайн и архитектура в жизни человека» – 1час

Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй – 1час

Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские горки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

Тема. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы  дизайна одежды – 1час

Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Тема. Встречают по одежке – 1час

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодежная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее выражение в одежде. Стереотип и кич.

Тема. Автопортрет на каждый день – 1час

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

  Тема. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна – 1ч

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

 

Тематическое планирование 5 класс

№ урока

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол-во часов

Практическая часть программы

1

Древние корни народного искусства.

Древние образы в народном искусстве

8

1

-

2

Древние образы в народном искусстве

1

Выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.

3

Убранство русской избы

1

Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментную композицию.

4

Внутренний мир русской избы

1

Изображение внутреннего убранства  русской избы с включением деталей крестьянского интерьера.

5

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Выполнение  эскиза декоративного  убранства предметов крестьянского быта

6

Русская народная вышивка

1

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

7

Народный праздничный костюм.

1

Создание эскизов народного праздничного костюма

8

Народные праздничные обряды (обобщение темы).Художественно- творческое задание

1

Раскрытие символического значения  обрядового действа на примере одного из календарных праздников

9

Связь времен в народном искусстве . 

Древние образы в современных народных игрушках.

                                   

8

1

Создание из глины(пластилина) своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

10

Единство формы и декора в старооскольской народной игрушке.

1

Лепка старооскольской игрушки

11

Искусство Гжели

1

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги или используя для этого обклеенную пластилином баночку

12

Городецкая роспись

1

Выполнение эскиза одного из предметов быта(доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка )

13

Хохлома

1

Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией

14

Жостово. Роспись по металлу

1

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление общей цветочной композиции

15

Щепа. Роспись по лубу и  дереву. Тиснение и резьба по бересте

1

Создание эскиза одного из предметов промысла, украшение предмета в стиле данного промысла

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) Тест «Роль народных художественных промыслов в современной жизни»

1

 

17

Декор – человек, общество, время.

Зачем  людям  украшения.

10

1

-

18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

-

19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

1

Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, браслета) или алебастровой вазы

20

Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая

1

Зарисовки традиционного китайского костюма(предмета быта)

21

Одежда говорит о человеке. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы

1

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце»

22

Одежда говорит о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы

1

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продолжение)

23

Одежда говорит о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы

1

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» (продолжение)

24

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

1

 -

25

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики

1

Создание эскиза собственного герба, семейного герба, эмблемы класса

26

Промежуточная аттестация.

1

Контрольная работа

27

Декоративное искусство в современном мире.

Современное выставочное искусство

8

 

1

           -

28

Ты – сам мастер.

Керамические изделия. (Пластилин, Глина).

1

Создание «керамической» вазы

29

Ты – сам мастер.

Изделия из глины.

 

1

Создание «керамического» панно.

30

Ты сам – мастер ДПИ.

Художественная «ковка».

1

Создание  композиции.

31

Ты сам  - мастер ДПИ.

Мозаика.

1

Создание сюжета из русской народной сказки.

32

Ты сам  - мастер ДПИ. Коллаж.

1

Изготовление коллажа

33

Ты сам – мастер ДПИ

Витраж

1

Витраж в окне

34

Ты сам – мастер ДПИ Декоративная кукла

1

Создание декоративной куклы.

        

Тематическое планирование 6 класс

 

ур

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол-во часов

Практическая часть программы

1

Виды изобразительного искусства  и основы образного языка.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы

8

1

Выполнение композиции  с целью исследования художественных возможностей красок и графических материалов

2

Рисунок — основа изобразительного творчества.

1

Выполнение зарисовок с натуры отдельных растений , травинок, веточек, соцветий или простых мелких предметов  

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

1

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер(линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий тонких, широких ,ломких, корявых, волнистых)

4

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

1

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман)

5

Цвет. Основы цветоведения

1

Создание фантазийных изображений сказочных царств с использованием ограниченной палитры и с показом вариативных возможностей цвета

6

Цвет в произведениях живописи.

1

Изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием (яркий, радостный букет золотой осени, времени урожаев и грустный, серебристый, тихий букет поздней осени)

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

Создание объемных изображений животных  в разных материалах

8

Основы языка изображения (обобщение темы)

Тест  «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

1

 

9

Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника

8

1

 

10

Изображение предметного мира- натюрморт

1

Работа над натюрмортом из  плоских изображений знакомых предметов с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Изображение с натуры силуэтов двух- трех кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

Создание линейных изображений (с разных точек зрения) нескольких геометрических тел, выполненных из бумаги или из гипса

13

Освещение. Свет и тень

1

Выполнение быстрых зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объемного изображения

14

Натюрморт в графике

1

Выполнение графического натюрморта с натурной постановки  или по представлению.

15

Цвет в натюрморте

1

Выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние(праздничный, грустный, таинственный, торжественный натюрморт)

16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).Художественно- творческое задание

1

Создание натюрморта, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет»

17

Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека – главная тема искусства

10

1

 

18

Конструкция головы и ее основные пропорции

1

Выполнение портрета в технике аппликации

19

Изображение головы человека в пространстве

1

Зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров.

20

Изображение головы человека в пространстве

1

Зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи; участие в диалоге о рисунках мастеров. (продолжение)

21

Портрет в скульптуре.

1

Создание скульптурного портрета  выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

22

Графический портретный рисунок

1

Создание рисунка (наброска) лица своего друга или одноклассника (с натуры)

23

Сатирические образы человека.

1

Создание сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей.

24

Образные возможности освещения в портрете

1

Наблюдения натуры и выполнение набросков головы в различном освещении

25

Роль цвета в портрете

1

Создание портрета знакомого человека или литературного героя.

26

Великие портретисты прошлого

1

Создание автопортрета или портрета близких людей.

27

Человек и пространство. Пейзаж

Жанры в изобразительном искусстве.

8

 

1

Беседа с показом слайдов.

28

Изображение пространства. Правила построения перспективы.

1

Изготовление «сетки Альберти» и исследование правил перспективы в помещении и на улице, создание простых зарисовок наблюдаемого пространства с опорой на правила перспективных сокращений. Изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

29

Промежуточная аттестация

1

Контрольная работа

30

Изображение пространства.  Воздушная перспектива.

1

Показ слайдов. Творческая работа.

31

Пейзаж – большой мир

1

Изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»

32

Пейзаж настроения. Природа и художник

1

Создание пейзажа настроения -  работа по представлению и памяти с предварительным выбором личного впечатления от состояния в природе

33

Пейзаж в русской живописи

1

Разработка творческого замысла и создание композиционного живописного пейзажа (на темы: «Страна моя родная», «Дали моей родины» на основе выбранного литературного образа природы в творчестве Пушкина, Тютчева, Есенина) и др.

34

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

1

Создание графической работы  на тему «Весенний пейзаж»

 

 

 

Тематическое планирование 7 класс

№ урока

Содержание

(разделы, темы урока)

Кол-во часов

Практическая часть программы

1

Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Мир, который создает человек

Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры 

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос!»

8

 

 

1

Выполнение практических работ по теме «Основы композиции в графическом дизайне»

2

Прямые линии и организация пространства

1

Выполнение практических работ по теме «Прямые лини – элемент организации плоскостной композиции»

3

Прямые линии и организация пространства

Входной контроль

Тест №1

1

Выполнение практических работ по теме «Прямые лини –элемент организации плоскостной композиции» (продолжение)

4

Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

1

Выполнение практических работ по теме «Акцентирующая роль цвета в организации композиционного пространства»

5

Буква — строка — текст. Искусство шрифта

1

Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква –изобразительный элемент композиции»

6

Когда текст и изображение вместе.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне

1

Выполнение практических работ по теме « Изображение – образный элемент композиции на примере макетирования эскиза плаката и открытки»

7

В бескрайнем мире книг и журналов.

Многообразие форм графического дизайна

1

Выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере)

8

В бескрайнем мире книг и журналов.

Многообразие форм графического дизайна

Художественно-творческое задание

1

Выполнение практических работ по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике коллажа или на компьютере)» (продолжение)

9

10

В мире вещей и зданий.

Художественный язык конструктивных искусств.

 Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

8

1

Выполнение практических работ по теме « Соразмерность и пропорциональность объемов в пространстве» (создание объемно-пространственных макетов)

Выполнение практических работ по теме  «Композиционная взаимосвязь объектов в макете »( создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов)

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля

1

Выполнение практических работ по темам :  «Разнообразие объемных форм, их композиционное усложнение», «Соединение объемных форм в единое архитектурное целое», «Модуль как основа эстетической цельности в конструкции»

12

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Выполнение практических работ по теме  «Проектирование объемно-пространственного объекта из важнейших элементов здания» (создание макетов)

13

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени

1

Выполнение аналитической работы по теме «Аналитическая зарисовка бытового предмета», а также творческой работы «Создание образно-тематической инсталляции» (портрет человека, портрет времени, портрет времени действия)

14

Форма и материал

1

Выполнение практических работ по теме «Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи»

15

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

1

Выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3-5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона).

16

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

1

Выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3-5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона) (продолжение).

17

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Город сквозь времена и страны. Образы и стили материальной культуры прошлого.

10

 

1

Выполнение работ по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» (аналитические  работы: зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображений произведений архитектуры и дизайна одного стиля)

18

Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

1

Выполнение работ по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» (аналитические  работы: зарисовки или живописные этюды части города, создание узнаваемого силуэта города из фотоизображений; практическая работа: фотоколлаж из изображений произведений архитектуры и дизайна одного стиля) (продолжение)

19

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайн.

1

Выполнение практических работ по теме « Образ современного города и архитектурного стиля будущего»  (коллаж, графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая «визитная карточка» одной из столиц мира)

20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

1

Выполнение практических работ по теме  «Композиционная организация городского пространства»(создание макетной или графической схемы организации городского пространства; создание проекта расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде; создание макета небольшой части города, подчинение его элементов какому-либо главному объекту)

21

Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна.

1

Выполнение практических работ по теме  «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно - графической композиции и дизайна-проекта оформления витрины магазина).

22

Вещь в городе и дома.  Создание информативного комфорта городской среды.

1

Выполнение практических работ по теме  «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно - графической композиции и дизайна-проекта оформления витрины магазина) (продолжение)

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.

1

Выполнение практической и аналитической работ по теме « Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера» (создание образно -коллажной композиции или подготовка реферата;  создание конструктивного или декоративно-цветового решения элемента сервиза по аналогии с остальными его предметами ).

24

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

Выполнение аналитической и практической работ по теме «Композиция архитектурно - ландшафтного макета». Замысел архитектурного проекта. Эскизы.

25

Ты — архитектор.

Замысел архитектурного проекта и его осуществление. 

 

1

Выполнение  практической работы по теме «Композиция архитектурно- ландшафтного макета».

26

Ты — архитектор.

Художественно – творческое задание.

 

1

Выполнение аналитической и практической работ по теме «Композиция архитектурно - ландшафтного макета»(завершение).

27

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирование 

Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом.

8

 

1

Выполнение практической творческой работы по теме «Дом моей мечты».

28

Промежуточная аттестация.

1

Контрольная работа

29

Интерьер, который мы создаем

1

 

 

Выполнение практической работы по теме « Проект организации многофункционального пространства и вещной среды моей жилой комнаты»

30

Пугало в огороде, или ... под шепот фонтанных струй

1

 

 

Выполнение практических работ по темам: «Дизайн-проект территории приусадебного участка», « Создание фитокомпозиции по типу икебаны»

31

 

 

 

Мода, культура и ты.

Композиционно -конструктивные принципы дизайна одежды

1

 

 

 

Выполнение аналитической  и практической работ по теме « Мода, культура и ты» (эскизы костюмов для разных людей с учетом специфики их фигуры, пропорций, возраста).

32

Встречают по одежке

1

Создание 2-3 эскизов разных видов одежды для собственного гардероба)

33

Автопортрет на каждый день

1

Выполнение  практических работ по теме « Дизайн современной одежды» (создание эскизов  на тему современного молодежного костюма).

34

Имидж: лик или личина?

Сфера имидж – дизайна.

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

1

 

 

 

Выполнение   практической работы по теме « Изменение образа средствами внешней выразительности» (создание средствами грима образа сценического персонажа).