Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля – наш дом» 1-4 классы
Бюджетное общеобразовательное учреждение г.Омска «Гимназия № 9»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Земля – наш дом» 1-4 классы
учитель
Третьякова Е.В.
Содержание
- Пояснительная записка…………………………………………..3
- Учебно – тематический план …………………………………....7
- Содержание изучаемого курса …………………………………15
- Планируемые результаты ………………………………….….. 17
- Направления проектной деятельности …………………….…19
- Список литературы …………………………………….………..20
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ №373 от 06.10.2009 г.);
- Приказ № 1241 от 26 ноября 2010г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Действующих требований СанПиН (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированных в Минюсте РФ 3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993).
- Приказ № 507 от 18 мая 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Данная программа составлена на основе программы Потаповой С.Н. – учителя ГБОУ ООШ с. Старая Кармала, опубликованной на сайте образовательного учреждения: http://xn----7sbabaa1ekh9aefn9p.xn--p1ai/files/Lesson-2.pdf
Программа внеурочной деятельности "Земля – наш дом” составлена для учащихся 1-4 классов, направлена на развитие познавательной деятельности учащихся, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом возрастных особенностей младших школьников. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации образовательного процессе в гимназии.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.
Успех в достижении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у подростка экологической культуры. Младший школьный возраст – это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живем, формирование многогранных отношений к природе и людям. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ученик более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени.
Актуальность программы
При отборе материала для данной программы не ставилась задача полного и глубокого рассмотрения затронутых вопросов. Отличительной чертой данного курса является то, что назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своем образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности.
В последнее время в системе экологического образования школьников используют самые разнообразные формы внеурочной и внешкольной работы: экскурсии, кружки, клубы, лагеря и др. они имеют в основном практическую направленность. Это эффективное дополнение к практической подготовке школьников в области охраны окружающей среды, которую получают они на уроках. Приобщение школьников к практической природоохранной работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием экологического мировоззрения.
Реализация программы рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей на уровне начального общего образования, возраст детей 6-10 лет. Количество учебных часов – 135 (33 часа – 1 класс, 34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа - 4 класс). Количество занятий – 1 раз в неделю по 45 минут. Программа предусматривает теоретические, практические, экскурсионные занятия, проектную деятельность, конференции.
Цель программы: формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией среднего общего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи:
- воспитывать умение оценивать свои поступки и отношение к природе других людей;
- развивать навыки умения наблюдать природу;
- воспитывать чувство любви к родной природе, внимания и заботы ко всему окружающему.
Задача формирования экологической культуры лучше всего может быть решена, если:
- систематически и непрерывно привлекать учащихся к решению проблемных ситуаций экологического характера;
- включать в образовательный процесс формы и средства по формированию ответственного отношения к природе через народный фольклор, кружки, экскурсии.
Формы организации занятий могут варьироваться педагогом и выбираться с учетом возрастных особенностей детей и уровня знаний по той или иной теме, полученного в основной системе образования. Планируются следующие формы организации занятий: лекции, игры, проекты, экскурсии, практические занятия с макетами, гербарием, образцами.
Основными методами работы являются наблюдения, измерения, работа с источниками информации.
Предлагается реализация следующих видов учебной деятельности:
- анализ информации,
- описание объекта по плану,
- составление вопросов к тексту или сообщению и ответов на них,
- составление сообщения и доклада на заданную тему,
- работа с картой (чтение карты),
- составление плана,
- составление сравнительных таблиц,
- написание и защита исследовательских проектов на заданную тему.
1 год обучения (33 часа)
№ занятий |
Наименование тем и разделов |
Кол-во часов |
||||||||||||||||||||
Теория |
Практика |
Всего |
||||||||||||||||||||
1 2 3 4
5 |
Введение в экологию. Подготовительная работа. Почему мы часто слышим слово «Экология». Игра «Почемучки». Веселое путешествие в природу. Сбор природного материала. Творческая мастерская. Поделки из природного материала. |
1 1
1 |
1 1 |
5 |
||||||||||||||||||
1
2-3 4 |
Молчаливые соседи Наблюдение за домашними животными. Кто живет в нашем доме? Беседа и сообщения о домашних питомцах. Конкурс рисунков «Мой друг». |
1
1 |
1 1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
2 3
4 |
Пернатые друзья Прогулка в парк. Наблюдение за птицами. Беседа «Почему птицы улетают?» Экологическая игра «Найди зимующих птиц». Художественное слово о птицах. Разучивание загадок, стихов и песен о птицах. |
1 |
1
1 1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
2
3 |
О чем плачут деревья Этажи леса. Знакомство с разными видами растений. Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями. Загадки леса. Викторина. |
1 |
1 1 |
3 |
||||||||||||||||||
1-2
3 |
Загадки животного мира Беседа «Как звери проводят зиму». Санитары леса. Викторина «Что я знаю о животных». |
2
|
1 |
3 |
||||||||||||||||||
1 2 3-4 |
Секреты неживой природы Беседа «Природа – наш общий дом». Игра «Место, где хотелось бы жить». Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. |
1
1 |
1 1 |
4 |
||||||||||||||||||
1-2
3 |
Разнообразие цветочного мира Виды комнатных растений. Экскурсия в кабинет биологии. Уход за комнатными растениями. Викторина. Кроссворды. Загадки о комнатных растениях. |
1 |
1
1 |
3 |
||||||||||||||||||
1
2-3
4
5 |
Человек – часть природы Люди всякие нужны, люди всякие важны. Знакомство с профессиями. Беседа «Человек, будь природе другом!» Стихи, песни о природе. Выставка рисунков – плакатов об охране природы. Сочинение «Какой я хочу видеть свою планету» |
1
1 |
1
1
1 |
5 |
||||||||||||||||||
1 2 |
Охрана природы Красная книга Земли. Сообщения о растениях и животных Красной книги. |
1 |
1 |
2 |
||||||||||||||||||
Итого: |
|
15 |
18 |
33 |
||||||||||||||||||
2 год обучения (34 часа) |
||||||||||||||||||||||
1
2-3
4 |
Введение в экологию
|
1
1 |
1
1 |
4 |
||||||||||||||||||
1-2
3 4 |
Молчаливые соседи Знакомство с разными породами кошек. Забота, кормление и уход за ними. Сообщение «Мой кот-любимец». Конкурс рисунков и сочинений «Я и моя кошка». Советы начинающим. |
1
1 |
1 1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
2-3 4
|
Пернатые друзья Изучение разнообразия птиц родного края. Викторина «Дикие и домашние птицы». Художественное слово о птицах. Стихи, загадки, пословицы о птицах. |
1 1 |
1 1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
2-3
4-5 |
О чем шепчут деревья Сезонные изменения в природе. Их влияние на растения. Беседа на основе наблюдений за осенними, зимними, весенними и летними деревьями. Викторина «Знатоки растений» Кроссворды, загадки. Лекарственные растения. Работа с гербарием. |
1
1
1 |
1
1 |
5 |
||||||||||||||||||
1 2-3
4-5 |
Загадки животного мира Грызуны такие одинаковые и разные. Сообщения о грызунах нашего края. Конкурс рисунков и сообщений о домашних кроликах, крысах, хомячках и т.д. Микромир. Насекомые – едоки или мусорщики? |
1 1
1 |
1
1 |
5 |
||||||||||||||||||
1-2
3-4
5 |
Секреты неживой природы Энергетика природных камней. Камни – сувениры, камни – амулеты. Изготовление амулета. Тайны морских глубин: ракушки, кораллы. КВН «Вода – источник жизни» |
1
1 |
1
1 1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
2-3
4 |
Разнообразие цветочного мира Беседа «Любители света тени, влаги и тепла» Викторина «Садовые растения». Разнообразие садовых растений. Декоративные растения. Составление рассказа-описания о растении. |
1 1
|
1
1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
2
3 |
Человек – часть природы Беседа «Загрязнение окружающей природы» Выращивание лука в домашних условиях. Конкурс рисунков «Цветик – семицветик». |
1 |
1 1 |
3 |
||||||||||||||||||
1 |
Охрана природы Экологическая сказка «Теремок на новый лад». |
|
1 |
1 |
||||||||||||||||||
Итого: |
|
17 |
17 |
34 |
||||||||||||||||||
3 год обучения (34 часа) |
||||||||||||||||||||||
1
2-3
4 |
Введение в экологию Подготовительная работа. Распорядок дня. Техника безопасности на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями. Экологические связи в природе. Экосистемы Омской области. Глобальные проблемы экологии. Природа и искусство. Художники и поэты о природе. |
1
1
1 |
1 |
4 |
||||||||||||||||||
1-2
3 |
Молчаливые соседи Породы собак. Разнообразие, способы питания и ухода. Содержание собак разных пород. Как ухаживать за аквариумными рыбками. |
1
1 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||
1
2-3
4 |
Пернатые друзья Подготовка птиц к зиме. Кто улетает последними в Омской области? Акция «Поможем птицам зимой!» Кормушки, кормление. Народные приметы «Птички – невелички». |
1
1
1 |
1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
1
1 |
О чем шепчут деревья Разнообразие деревьев, произрастающих в Омской области. Художники и поэты о деревьях «Воспетые навек». Сообщение о хвойных деревьях Омской области. |
1
1
|
1 |
3 |
||||||||||||||||||
1 2
3
4 |
Загадки животного мира Разнообразие паукообразных. Польза или вред от пауков. Народные приметы. Излишние опасения. Советы. Земноводные в природе и в домашних условия. Конкурс рисунков «Замечаем незаметных». |
1
1 |
1
1 |
4 |
||||||||||||||||||
1-2
3 4 |
Секреты неживой природы Беседа «Что такое снег и лед». Опыты и наблюдение за снегом и льдом. Новогодние праздники для природы. Викторина «В гостях у природы». |
1
1 |
1
1 |
4 |
||||||||||||||||||
1-2
3 4 |
Разнообразие цветочного мира Аптека на окне. Знакомство с растениями-целителями. Изготовление лечебного средства – нужен только цветочный горшок. Лесные цветы. Первоцветы. Конкурс стихов, загадок, пословиц о цветах. |
1
1
|
1
1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
2-4 |
Человек – часть природы Человек и его роль в экосистеме. Биоритмы в живой природе. Исследовательская работа «Что вырастет на подоконнике (салат, чеснок, петрушка, укроп)». |
1
1 |
2 |
4 |
||||||||||||||||||
1-3
4 |
Охрана природы Проект «Защитим природу. Что можем сделать мы». Викторина «Что узнали. Чему научились». |
1 |
2
1 |
4 |
||||||||||||||||||
Итого: |
|
17 |
17 |
34 |
||||||||||||||||||
4 год обучения (34 часа) |
||||||||||||||||||||||
1
2
3
4
5 |
Введение в экологию Подготовительная работа. Распорядок дня. ТБ на практических занятиях. Знакомство с основными направлениями деятельности. Наша планета. Работа по карте и глобусу. Правила поведения в природе. Акция «Сохраним наш город чистым!» Экологическая безопасность. Экологические катастрофы. Конкурс рисунков «Пожар в лесу». |
1
1 1 |
1
1 |
5 |
||||||||||||||||||
1 2
3 |
Молчаливые соседи Что мы знаем о попугаях? Беседа «Домашние черепашки». Интересные факты из жизни. Викторина «Домашние питомцы». |
1 1
|
1 |
3 |
||||||||||||||||||
1
2 3 |
О чем шепчут деревья Работа по рассказу Л.Лежневой «Рябинка». Викторина «С какого дерева лист». Работа с гербарием. Конкурс рисунков «Мое дерево». |
1 |
1 1
|
3 |
||||||||||||||||||
1
2 3 4 |
Загадки животного мира Животные зимой. Способы пережить зиму. Животные теплых стран – сообщения. Любопытные факты о животных. Пресмыкающиеся, потому что пресмыкаются? |
1
1 1 |
1 |
4 |
||||||||||||||||||
1
2 3 |
Секреты неживой природы Солнечная система. Теллурий – модель солнечной системы. Космос. Карта звездного неба. Выпуск газеты «Горы». |
1
1 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||
1-3
4 |
Разнообразие цветочного мира Исследовательская работа «Влияние света и тепла на рост и развитие комнатных растений». Беседа «Растения просят помощи». |
1
1 |
2 |
4 |
||||||||||||||||||
1 2-3
4 5 |
Человек – часть природы Вредные привычки. Человек и культура – поведение в природе. Конкурс рисунков «Цвети, Земля!» Классный час «Свалка по имени Земля». |
1
1 |
2 1 |
5 |
||||||||||||||||||
1
2-3 |
Охрана природы Неделя экологии в начальных классах «Лесной репортаж». Экологическая викторина «Земля – наш дом». |
1
1 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||
Итого: |
|
17 |
17 |
34 |
||||||||||||||||||
Содержание программы
Основная часть курса «Земля – наш дом» включает в себя несколько разделов:
Введение в экологию.
Эти уроки направлены на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
«Молчаливые соседи».
На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, На этих уроках дети учатся общаться с братьями меньшими. развивают у детей познавательный интерес.
«Пернатые друзья».
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в своей местности. Поэтому на этих уроках много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, загадыванию загадок. На этих уроках дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями «зимующие и перелетные птицы», выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.
«О чем шепчут деревья».
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Зимой и летом одним цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре от рук людей гибнет множество елочек, даже целые просеки. Лесники охраняют территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста, развития деревьев планируется рассказать на этих уроках.
«Загадки животного мира».
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В. Бианки, С. Чарушина. Дети знакомятся с животными Омской области и всей России, занесенными в Красную книгу.
«Секреты неживой природы».
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: «Ей же больно». Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: «Они живые». А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся на данных уроках.
«Разнообразие цветочного мира».
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горошках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.
«Человек – часть природы».
На этих уроках дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
«Охрана природы».
Дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мира.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Выход за пределы аудитории
Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд) |
Средства технического оснащения |
Территория гимназии Сквер Пришкольный участок |
Компьютерный кабинет с выходом в интернет, интерактивная доска, микроскоп, лупа, набор рабочих инструментов для практических занятий, Цифровые образовательные ресурсы по окружающему миру: «Экологическое воспитание» - видеосюжеты для начальной школы, «Окружающий мир» (Кирилл и Мефодий 1-4 класс) |
Формы подведения итогов реализации программы
• общественный смотр достижений;
• папка исследователя;
• коллективная творческая работа;
• публичная презентация результатов проведенного исследования;
• отчет о проведении опыта, протокол эксперимента;
• периодическая организация выставок будет давать детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Досуговые занятия
Тема |
Содержание |
Сроки |
День журавля |
Выставка рисунков, плакатов, поделок. |
Сентябрь |
Акция «Всемирные дни наблюдения птиц» |
Наблюдения за птицами. Фиксирование количества видов. |
Октябрь |
Посвящение в экологи |
Викторина с экологическими заданиями. |
Ноябрь |
Зимняя прогулка |
Игра по станциям. |
Январь |
Игра «Думай, отвечай!» |
Занимательные вопросы, загадки с коллективным решением, сочинение своих загадок. |
Февраль |
Будь здоров! |
Игра путешествие по городу Здоровейску. |
Март |
1 апреля – международный день птиц |
КВН «Знатоки птиц» Выставка поделок. |
Апрель |
Направления проектной деятельности обучающихся:
- Что растет на подоконнике
- Защита природы. Что можем сделать мы?
- Влияние света и тепла на рост и развитие комнатных растений
- Аптека в цветочном горшке
- Мой домашний любимец
- Растения Омской области
Список литературы
1.Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2004
2.Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
3.Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
4.Изучаем «Окружающий мир» с увлечением: 1-4 классы/ Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: 5 за знания, 2009
5.Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. – М.: Просвещение,1991
6.Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ Юдина И. Г. – Волгоград: Учитель, 2004
7. Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». //Досуг в школе -2002-№3-с. 16
8. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников.//Начальная школа.-1988-№2-с.42 ;
Цифровые образовательные технологии
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» /Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.