Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»
25.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая полководцам Великой Отечественной войны «Их...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от...
23.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории битвы за Москву «По Красной площади идёт в шинель одетая Россия...
21.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории и статьям Конституции Российской Федерации «Каждый гражданин...
20.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая хищным птицам (из цикла «Приключения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Я - волонтер»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №3г. Юрюзань» Катав-Ивановского муниципального района 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Я - волонтер»

 

Москвичева Ирина Галихановна

учитель

 

Содержание
 
Общая характеристика курса
...........................................3
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
…………………………...6
2. Содержание курса внеурочной деятельности
…………………………..10
3.Тематическое планирование
…………………………...13
4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы внеурочной деятельности
 
 
 
…………………………...15
5.Литература
 
…………………………...16
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
ЦЕЛЬ КУРСА: формирование активной гражданской позиции школьников путём включения в добровольческую (волонтёрскую) деятельность, формирование коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций.
ЗАДАЧИ КУРСА:
• сформировать у школьников базовые представления об основах российского добровольчества (волонтёрства) и особенностях его развития;
• познакомить учащихся (в соответствии с их возрастными особенностями) с историей благотворительности, добровольчества;
• изложить на основе системного подхода идейные принципы добровольчества и показать связь с различными формами патриотического воспитания;
• рассказать об организационных формах волонтёрского движения на основе большого эмпирического материала;
• выделить главные направления в школьном добровольчестве, используя мотивирующие поведение школьников примеры;
• подчеркнуть социальную значимость добровольчества и важность личного участия школьника в волонтёрских проектах для успешного выбора профессии и построения профессиональной карьеры;
• обучить школьников основам социального проектирования на примере создания и реализации добровольческих проектов в школе;
• достичь планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов.
СООТВЕТСТВИЕ НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ:
  • Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р).
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждён заместителем председателя Правительства РФ Т. А. Голиковой 20 июня 2019 г. № 5486п-П44).
 КУРС ОСНОВЫВАЕТСЯ НА:
•принципе служения людям и Отечеству (формирование духовно-нравственного фундамента личности школьника);
• идее служения, тесно связанного с возможностями развития, как в сфере коммуникации между детьми, так и в сфере построения их будущей профессиональной карьеры;
• балансе развития личности, который создаётся путём сочетания идеи служения обществу с задачами личностного развития отдельного ребёнка.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Важную роль в обеспечении интерактивности занятий играет педагог, который на протяжении всего курса находится вместе с детьми, консультирует их и помогает преодолевать возникающие трудности. Кроме того, своим поведением он поддерживает доброжелательную атмосферу, позволяющую ученикам быть уверенными в себе. Педагогу рекомендуется разумно стимулировать детей, задавать больше вопросов и активно получать на них ответы.
Формы организации занятий курса: беседа, лекция-беседа, тренинг, игра.
МЕЖВОЗРАСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В ходе изучения курса поощряется взаимодействие школьников как внутри коллектива, так и между разными возрастными группами. Школьники учатся взаимодействовать с людьми старшего возраста, они оказывают посильную помощь пожилым педагогам своей школы или другим знакомым пенсионерам.
ИНТЕГРАЦИЯ КУРСА С УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ.
Данный курс предполагает интеграцию с учебными дисциплинами и школьной программой. Это проявляется в том, что в ходе аудиторных занятий педагог может связать выполнение заданий с темами отдельных школьных дисциплин (например, литературы, истории, ОБЖ, физкультуры и пр.). В ходе выполнения некоторых заданий дети учатся оказывать первую медицинскую и психологическую помощь, решают задачи налаживания эффективной коммуникации с внешним миром при отсутствии традиционных средств связи.
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА
Развитие гражданской активности школьников происходит в результате их практической деятельности, посвящённой:
в 6–7 классах:
• знакомству с волонтёрством и его направлениями;
• обучению преодолевать типичные для волонтёров трудности;
• обучению работать в волонтёрском объединении;
в 8–9 классах:
•ориентации на выбор профессии посредством волонтёрской деятельности;       
• обучению социальному проектированию. На протяжении всего обучения обязательны:
• практика участия школьников в волонтёрской деятельности;
• развитие у школьников способностей и качеств в соответствии с зоной ближайшего развития;
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Юный волонтер» реализуется за четыре года обучения (для 6—7 классов — 18 часов; для 8—9 классов — 18 часов). Аудиторные занятия продолжительностью 40 минут рекомендуется проводить раз в 2 недели. Практические занятия проводятся в соответствии с планом воспитательной работы общеобразовательной организации.
 
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных  свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса.
К личностным результатам относят:
  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных  проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвое ние правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил  поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие цен ности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности, таких как:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Достижение предметных результатов образовательной программы общественно-научных предметов даст учащимся возможность:
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на  общество и личность;
  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы;
  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей  будущей профессиональной деятельности; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о  таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать  здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции   в укреплении нашего государства;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
 
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Кто такие волонтеры
Определение понятий «доброволец» и «волонтёр». В чём заключается волонтёрский (добровольческий) труд? Обсуждение особенностей волонтёрского (добровольческого) труда. Как работают  волонтёры (добровольцы)? Пять основных причин занятия волонтёрством (добровольчеством).
История развития волонтерства
Историческая справка о развитии волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире. Развитие волонтёрства в России.
Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности
Волонтёрство (добровольчество) в социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере физической культуры и спорта. Волонтёрство (добровольчество) в сфере культуры. Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство (добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство (интернет-волонтёрство, е-волонтёрство).
Основные принципы добровольческого труда
Принцип добровольности. Принцип безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип вежливой активности. Какие личные качества нужно развивать волонтёрам?
Разнообразие форм участия в волонтерской деятельности
Как можно разнообразить проведение акций?
Как волонтёры преодолевают трудности?
Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Самооценка в вопросах того, что ты хочешь, и того, что можешь. Выстраивание приоритетов по отноше нию к тому, что важно и срочно, и к тому, что может подождать. Правильные представления о содержании порученной работы и её результатах. Умение работать сообща (в команде). Связь волонтёрского труда с будущей профессией.
Школьное волонтёрское  объединение
Примерные виды добровольческих (волонтёрских) объединений: волонтёрская группа (звено), волонтёрский отряд, волонтёрский центр (движение). Поиск того, кто нуждается в поддержке, помощи, защите. Что делать, если объединения в школе нет? Что делать, если школьные объединения уже есть?
Выбираем лидера
Кто такой руководитель волонтёрского объединения? Тест лидерских качеств. Качества лидера.
Формируем имидж волонтёрского объединения
Понятие «имидж». Миссия деятельности. Общественное мнение. Бренд.
Внутренняя культура. Организационная культура.
Направления волонтёрства              и профессии
Соотношение направлений волонтёрства и профессий. Волонтёрство в сфере охраны природы (биоэколог и инженер-эколог). Волонтёрство в социальной сфере (социальный работник). Волонтёрство в сфере физической культуры и спорта (спортивные тренер, судья, арбитр, рефери, менеджер). Событийное волонтёрство (event-менеджер, культорганизатор). Волонтёрство в сфере здравоохранения (врач, архитектор медицинского оборудования, валеолог). Волонтёрство в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (инженер по защите в чрезвычайных ситуациях, сотрудник МЧС, спасатель).
Волонтеры в социальной сфере
Рекомендации по работе с пожилыми людьми. Помощь ученикам младших классов. Рекомендации по работе с учениками младших классов.
Волонтеры в сфере физической культуры
Требования к волонтёру в сфере физической культуры и спорта. Примеры направлений участия в волонтёрстве.
Волонтёры в сфере  культуры
Требования к волонтёру в сфере культуры. Участие в восстановлении памятников
культурного и исторического наследия, археологических исследованиях. Экскурсоведение. Проект «Доброхоты» (девиз: «Узнавая памятники – узнаёшь себя»). Проект «Искусство в городском пространстве». Проект «Судьба моего рода в судьбе моего края». Всемирная образовательная акция «Тотальный диктант». Проект «Кино для всех».
Эковолонтёры
Акция «Чистый двор». Проект «ЭкоГТО». Юные добровольцы РДШ.
Событийные волонтёры
Пять ключевых умений событийного волонтёра. Как стать событийным волонтёром?
Медиаволонтёры
Почему новости интересно читать? Особенности создания и редактирования новости.
Киберволонтёры
Попробовать читать тексты для Librivox.org. Заниматься репетиторством онлайн. Писать статьи для Википедии. Помогать школе распространять новости в интернет среде.
Волонтёры в сфере здравоохранения
Особенности допуска волонтёров к работе с пациентами. Направления работы: досуговая работа, обучающая работа, хозяйственная и организационная помощь, поддержка родителей и родственников пациентов не на территории лечебных отделений медицинского учреждения в рамках программ, реализуемых медицинским учреждением, информационная помощь.
Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Требования к волонтёрам в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Возможности участия несовершеннолетних.
Доверяй, но проверяй
Как не попасться на удочку мошенников в ходе волонтёрской деятельности. Как выглядит предложение мошенников. Типичная история пострадавшего от мошенников. Что делать, если вы оказались обманутым.
 
 
3.Тематическое планирование 6-7 класс
№ п/п
Тема занятия
Количество  часов
 
Всего
Теорети- ческие занятия
Практи- ческие занятия
 
Часть I. Путешествие в мир волонтёрства (добровольчества)
1
Кто такие волонтёры (добровольцы)?
1
1
 
2
История развития волонтёрства (добровольчества)
1
1
 
3
Направления волонтёрской (добровольческой) деятельности
1
1
 
4
Основные принципы добровольческого труда
1
1
 
5
Разнообразие форм участия в волонтёрской деятельности
1
1
 
6
Как волонтёры преодолевают трудности?
1
1
 
7
Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества»
1
-
1
 
Часть II. Волонтёрский труд: нужный, интересный,
твой!
8
Школьное волонтёрское объединение
1
1
 
9
Выбираем лидера
1
1
 
10
Выбираем направление работы объединения
1
1
 
11
Формируем имидж волонтёрского объединения
1
1
 
12
Работаем в команде
1
1
 
13
Cоциальный квест «Не умеешь — научись»
1
1
 
14
Наши мероприятия: от идеи — к результату
1
1
 
15
Привлекаем новых волонтё ров
1
1
 
16
Деловая игра «Проводим волонтёрское мероприятие»
1
1
 
17
Дружим с другими организациями
1
1
 
18
Настольная игра «Мы команда добрых дел»
1
 
1
 
 
ИТОГО
18
7
11
 
 
 
 
 
 
 
 
8-9 класс
 
№ п/п
Тема занятия
Количество  часов
 
Всего
Теорети- ческие занятия
Практи- ческие занятия
 
Часть I. Волонтёрство и твоя будущая профессия
 
1
Направления волонтёрства и профессии
1
1
 
2
Волонтёры в социальной сфере
1
1
 
3
Волонтёры в сфере физической культуры и спорта
1
1
 
4
Волонтёры в сфере культуры
1
1
 
5
Эковолонтёры
1
1
 
6
Событийные волонтёры
1
1
 
7
Медиаволонтёры
1
1
 
8
Киберволонтёры
1
1
 
9
Волонтёры в сфере здраво- охранения
1
1
 
10
Волонтёры в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
1
1
 
11
Доверяй, но проверяй
1
1
-
 
Часть II. От твоей идеи к твоему проекту
12
Продумываем свой социальный квест
1
 
1
 
13
Квест как форма социально го проекта
1
 
1
 
14
Этапы социального проекта
1
1
-
 
15
Анализ социальных проектов. Деловая игра
1
1
 
16
Итоговое занятие. Защита проектов
3
3
 
 
ИТОГО
18
12
6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы внеурочной деятельности
В процессе реализации программы предусмотрены следующие виды контроля: вводный, текущий, рубежный, итоговый.
Вводный – проводится перед началом освоения общеразвивающей программы и предназначен для выявления уровня подготовки обучающихся. Проводиться в форме собеседования, опроса или тестирования.
Текущий – проводится в ходе занятия и способствует закреплению знаний по данной теме и отслеживанию уровня усвоения данной темы. Осуществляется в форме опроса, викторины, фотоквеста, практического занятия, доклада, а также подготовки отчета по итогам занятия.
Рубежный – проводится после завершения изучения каждого модуля, служит для выявления полученных знаний. Удобной формой для его проведения является тест.
Итоговый – проводится по окончании программы в формах практической работы, творческой работы, защиты проекта, в ходе, которого обучающийся представляет накопленный материал в виде научно-исследовательской работы.
 
5.Литература
  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).URL: static.government.ru/media/ files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). URL: static. government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  3. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р). URL: static.government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). URL:  static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBit wN4gB.pdf
  5. Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». URL: kremlin.ru/acts/bank/40137
  6. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по  вопросам добровольчества (волонтёрства)» (последняя редакция). URL: consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=289772&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.43124890171081787#09978820559623485
  7. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_7495
  8. Волонтёрские программы как ресурс развития и системной поддержки здорового образа жизни российской молодёжи: научно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина и др. — Тверь, 2012.
  9. Инновационные проекты системной поддержки молодёжного добровольчества: научно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т. Н. Арсеньевой. — Тверь: ООО «СФК-офис», 2009.
  10. Менеджмент молодёжных добровольческих программ: проблемы внедрения инновационных проектов на региональном уровне: методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т. Н. Арсеньевой. — Тверь, 2011.
  11. Методические рекомендации по развитию волонтёрства (добровольчества) в школе / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.;  отв. ред. Е. В. Крутицкая. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015.
  12. Волонтерское движение в общеобразовательной организации: методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.  – М., 2016. URL: https://edu. dobro.ru/upload/uf/621/621bcfe958d3301ccc051d718ad0d25b.pdf
  13. Методическое пособие для волонтёра-инструктора ЗОЖ / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; / под ред. Т. Н. Арсеньевой, Х. Т. Загладиной. — М., 2015.
  14. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. В. В. Семикина, Т. Н. Арсеньевой. — Саратов: «Научная книга», 2009.
  15. Рабочая тетрадь инструктора ЗОЖ и ГТО / авт.-сост. Т. Н. Арсеньева и др.; под ред. Т. Н. Арсеньевой, Х. Т. Загладиной. — Тверь, 2014.
  16. Технологии развития гражданской активности и создания социальных проектов: практическое пособие / под ред. Т. Н. Арсеньевой, А. В. Коршунова. – Тверь: Полиграфическая компания «Печатня», 2017.
Интернет-источники
  1. Ассоциация волонтёрских центров: авц.рф
  2. Всероссийский конкурс социальных квестов «Флагман»: flagman.tversu.ru/ 3. Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности»: ruor.org/school-of-safety
  3. Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: волонтерымедики.рф
  4. Единая информационная система «Добровольцы России»: добровольцыроссии.рф и dobro.ru
  5. Как не попасться на удочку мошенников в сфере добровольчества / РИА «Новости»: ria.ru/sn_volunteers_school/20180626/1523420991.html
  6. Материалы по добровольчеству для разработки тематических мероприятий Федеральной программы «Ты решаешь»: тырешаешь.рф/material
  7. Общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ): рдш.рф
  8. Портал «К добру» благотворительного общества «Невский Ангел» (в пункте меню «Онлайн-сервисы» есть большая библиотека материалов по теме добровольчества): portal.kdobru.ru/resources
  9. Программа     по        развитию       волонтёрства            «Волонтёры   культуры»:      veb. roskultproekt.ru/volunteers
  10. Проект РИА «Новости» «Школа волонтёра»: ria.ru/sn_volunteers
  11. Группа «Юные добровольцы РДШ» в социальной сети «ВКонтакте»: vk.com/ skm_volunteers