тел. 8-800-100-26-84                 НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

05.07.2019 г.
Всероссийский конкурс «Цветочная радуга»
28.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя семья - источник...
20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»

Рабочая программа курса «Основы философии». 10-11 классы

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №157 г.Екатеринбурга

        

 

Рабочая программа курса «Основы философии». 10-11 классы

 

Учитель

Дубинина Людмила Алексеевна

 

 

 

 Пояснительная записка

                                                                     

Рабочая программа разработана на основе

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; с учетом концептуальных подходов, лежащих в основе ФГОС нового поколения;

Положения о рабочих программах;

Учебного плана МБОУ СОШ №157

Настоящая рабочая программа составлена для 10-11-го классов в соответствии с Образовательной программой Государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы из сборника нормативных документов Обществознания Федеральный компонент Государственного стандарта, рекомендованного министерством образования и науки в РФ. 2006 г и Программой общеобразовательных учреждений по философии 10-11 класс, среднего общего образования под общей редакцией М.В.Рыжакова Москва. Современное образование 2012 год.

 Изучение курса основ философии  расширяют знания о человеке, природе, обществе, сущности и видах познания. Учащиеся овладевают умениями извлекать смыслы и анализировать тексты и сообщения философского характера; обогащают опыт применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни.                                                                                                                                  

Учебный предмет Основы философии развивает опыт познавательной и практической деятельности и представляет собой комплекс знаний и умений отражающих собой объекты изучения общества, человека  и окружающей его действительности.

 

 Используемый учебно-методический комплект

 

Для учащихся:

1. Учебник  П.С. Гуревич «Основы философии» 10-11 класс М. 2015год

2. Интернет ресурс Элективный курс «Основы философских знаний» 10-11 класс, М. 2013

 

Для учителя:

  1. Методические пособия по изучению курса «Введение в философию» 10-11 класс 2009г.
  2. Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта.2006г .
  3. «Этика» конспект лекций 2010г.
  4.  А.М. Руденко Философия 2016г
  5.  А.А. Сычев Основы философии М. 2015г.

      6.  Интернет ресурс Элективный курс «Основы философских знаний» 10-11 класс, М. 2013

 

Цели и задачи курса

 

Цели философской подготовки в старшей школе (10, 11 кл.) состоят в том ,чтобы средствами учебного предмета активно содействовать :

 -  развитию личности в период ранней юности, уметь находить нравственную опору и духовно – ценностные ориентиры;

   -развивать способности к осмыслению действительности с позиций философских категорий и принципов.

- овладению умениями извлекать смыслы и анализировать тексты и сообщения философского характера, преобразовывать полученные сведения и использовать их для решения учебных задач, освоению системы философских знаний о человеке, природе, обществе, сущности и видах познания.

- обогащению опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, в семейно-бытовой сфере.

 

Общая характеристика предмета.                                    

 

Программа курса философии предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания, обеспечивает преемственность по отношению к обществознанию. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов. Понимание, которых необходимы современному человеку.  

Структура программы соответствует структуре учебника «Основы философии» П.С. Гуревича

10 - 11 класс 

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач изучения основ философии при получении среднего (полного) образования

Распределение учебного времени по разделам предполагает примерно 50% учебного времени на изучение теоретического материала и остальное на активную работу с ним (работа с источниками, выполнение познавательных задач, защита исследовательских работ).

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

системный подход к анализу философского прошлого, позволяющего рассмотреть философию в системно – историческом мировом пространстве;

государственный подход к реализации воспитывающей функции школьного обществоведческого образования. Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории философии дает возможность к понимания окружающего мир как целостной развивающейся системы.

 

 Место учебного предмета

 

Учебный курс «Основы философии» изучается на ступени полного (среднего) образования.

 

Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 175 часов в 10 и 11 классах средней школы.

Рабочая программа, составленная учителем рассчитана на 35 часов в 10 классе и 35 часа в 11 классе (70 часов). .

Однако с учетом реализации творческих, авторских подходов учителя, использование им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить либо расширить предлагаемый в «Модулях содержания для разработки тематического планирования» вариант распределения часов, например, за счет объединения двух тем, либо углубить изучение отдельной темы.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

     В результате изучения представленного курса на общеобразовательном уровне ученики 10, 11-го  класса должны:

 

Знать

  • Основные философские категории и термины для более глубокого осмысления окружающей социальной действительности;

Уметь

  • Использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию.

   

  Критерии оценивания.

 

Результаты ответов оцениваются зачет, не зачет

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.

 

                                                      Основное содержание курса 10 класса

 

 

1.

Специфика философского знания. Страницы истории философии.

6

2.

Философия природы.

3

3.

Антропология (философия человека).

10

4.

Теория познания и логика.

6

5.

Социальная философия.

10

 

Итого:

35

 

Проверочных мероприятий.

3

 

Практические работы:

4

 

                                                        

                                                      Основное  содержание курса 11 класса.

 

 

1.

Духовная жизнь общества.

13

2.

Этика.

8

3.

Философия политики и права.

14

4.

Философские проблемы экономики.

35

5.

Философия о возможных сценариях будущего развития.

 

 

Итого:

35

 

Проверочных мероприятий:

4

 

Практические работы:

4

 

 

 

Календарно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов и тем

 

 

10 класс

 

 

 

Всего часов

Недельные сроки

Из них

Контрольные и диагностические работы

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Примечание

Тема или № работы (кол-во часов)

Недельные сроки

Тема или № работы

(кол-во часов)

Недельные сроки

Тема

(кол-во часов)

Недельные сроки

I.

Специфика философского знания. Страницы истории философии.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Философия как вид знания и как форма мировоззрения.

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Древневосточная философия.

1

2

Тесты №1

 

 

 

 

 

 

1.3

Античная философия

1

3

 

 

 

 

 

 

 

1.4

Философия в Средние века и эпоху Возрождения.

1

4

 

 

 

 

 

 

 

1.5

Философия Нового времени.

1

5

 

 

 

 

 

 

 

1.6

Философия Новейшего времени. Философия в современном мире.

1

6

 

 

 

 

 

 

 

II.

Философия природы.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Понятие природы в философии

1

7

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Осознание взаимосвязи природы и общества. Человека и природы.

1

8

Тесты №2

 

 

 

 

 

 

2.3

Противоречия и возможности коэволюционного развития общества и природы.

1

9

 

 

 

 

 

 

 

III.

Антропология. Философия человека.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Философская проблема человека.

1

11

 

 

 

 

 

 

 

3.2

Происхождение человечества.

1

12

 

 

 

 

 

 

 

3.3

Биосоциальная природа человека.

1

13

 

 

Лаб.раб.№ 1

 

 

 

 

3.4

Сознание.

1

14

 

 

 

 

 

 

 

3.5

Личность, ее формирование.

1

15

 

 

 

 

 

 

 

3.6

Деятельность как способ существования людей.

1

16

 

 

Практич. Раб.№1

 

 

 

 

3.7

Многообразие видов деятельности.

1

17

 

 

 

 

 

 

 

3.8

Деятельность и мышление.

1

18

 

 

 

 

 

 

 

3.9

Потребности и интересы. Творчество.

1

19

 

 

 

 

 

 

 

3.10

Сущность человеческого бытия.

1

20

 

 

 

 

 

 

 

1V.

Теория познания и логика.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Познание как деятельность.

1

21

 

 

 

 

 

 

 

4.2

Истина и ее критерии..

1

22

 

 

 

 

 

 

 

4.3

Законы логики.

1

 

Провер.раб.№3

 

 

 

 

 

 

4.4

Дедукция и индукция.

1

23

 

 

 

 

 

 

 

4.5

Способы манипуляции сознания.

1

24

 

 

 

 

 

 

 

4.6

Научное знание.

1

25

 

 

 

 

 

 

 

V.

Социальная философия. Смысл и направленность общественного развития.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1

Общество как целостная развивающаяся система.

1

26

 

 

Практ. Раб.2

 

 

 

 

5.2

Динамика общества.

1

27

 

 

 

 

 

 

 

5.3

Типология обществ.

1

28

 

 

 

 

 

 

 

5.4

Процессы глобализации.

1

29

 

 

 

 

 

 

 

5.5

Концепция исторического процесса.

1

30

 

 

Практич. Раб. №3

 

 

 

 

5.6

Теория постиндустриального общества.

1

31

 

 

 

 

 

 

 

5.7

Факторы исторического процесса.

1

32

 

 

 

 

 

 

 

5.8

Многообразие исторического процесса.

1

33

 

 

 

 

 

 

 

5.9

Представление о роли личности в истории.

1

34

 

 

 

 

 

 

 

5.10

Выдающиеся исторические личности.

1

35

Пров.раб.№4

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочных мероприятий.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические работы:

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                                                 Календарно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов и тем

 

 

11 класс

 

 

Всего часов

Недельные сроки

Из них

Контрольные и диагностические работы

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Примечание

Тема или № работы (кол-во часов)

Недельные сроки

Тема или № работы

(кол-во часов)

Недельные сроки

Тема

(кол-во часов)

Недельные сроки

I.

Духовная жизнь общества. Ценности.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Духовная жизнь человека.

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Мировоззрение.

1

2

 

 

 

 

 

 

 

1.3

Художественная культура.

1

3

 

 

 

 

 

 

 

1.4

Социальные функции искусства.

1

4

Тест №1

 

 

 

 

 

 

1.5

Наука в системе духовной культуры.

1

5

 

 

 

 

 

 

 

1.6

Образование и его значение для человека и общества.

1

6

 

 

 

 

 

 

 

1.7

Роль религии в жизни общества.

1

7

 

 

 

 

 

 

 

1.8

Мировые религии.

1

8

 

 

 

 

 

 

 

1.9

Ценности и ценностные ориентиры.

1

9

 

 

Практ.работа №1

 

 

 

 

1.10

Понятие культурной экспансии и диалога культур.

1

10

 

 

 

 

 

 

 

12

Этика.

 

8

     

 

 

 

 

 

1.

Этика. Мораль, нравственность.

 

11

Тест 2

 

 

 

 

 

 

2

Основные категории этики..

 

12

 

 

 

 

 

 

 

3.

Добро и зло.

 

13

 

 

 

 

 

 

 

4.

Проблемы морального выбора.

 

14

 

 

 

 

 

 

 

5..

Нравственность и волевые качества. Мотивы коррупционного поведения.

 

15

 

 

 

 

 

 

 

6.

Конформизм.

 

16

Провер. работа№1

 

 

 

 

 

 

7

Нравственно- ценностные ориентиры.

 

17

 

 

 

 

 

 

 

8.

Межэтническое культурное общение.

 

18

 

 

 

 

 

 

 

3.

Философия политики и права.

7

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Философское осмысление проблем политики.

1

19

 

 

 

 

 

 

 

2.

Личность в политике.

1

20

 

 

Прак.работа№2

 

 

 

 

3

Философские аспекты взаимодействия государства и общества.

1

21

 

 

 

 

 

 

 

34.1

Эволюция взглядов на сущность и понятие права.

1

22

 

 

 

 

 

 

 

5

Различия правового и неправового.

1

23

 

 

 

 

 

 

 

36.3

Правосознание.

1

24

 

 

 

 

 

 

 

7

Право и мораль , их взаимодействие.

1

25

 

 

 

 

 

 

 

4

Философские проблемы экономики.

5

     

 

 

 

 

 

1.

Содержание и эволюция понятия «экономика».

1

26

Пров. Раб.2

 

 

 

 

 

 

2

Роль материального производства в жизни современного общества.

1

27

 

 

Практ. работа№3

 

 

 

 

3.

Сознательная деятельность людей.

1

28

 

 

 

 

 

 

 

4.

Ценности и цели экономической деятельности.

1

29

 

 

 

 

 

 

 

5.

Экономическая культура личности.

1

30

 

 

 

 

 

 

 

5.

Философия о возможных сценариях будущего развития.

1

 

 

 

Лабораторная раб.№1

 

 

 

 

.1..

Диалектика созидания и разрушения.

1

31

 

 

 

 

 

 

 

2.

Поиск новых жизненных ориентиров в техногенном мире.

1

32

Провер. Раб №3

 

 

 

 

 

 

3

Интеграционные процессы в развитии человека.

1

33

 

 

 

 

 

 

 

4

Противоречия общественного развития.

1

34

 

 

 

 

 

 

 

5

Ценностная основа прав и свобод человека.

1

35

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочных мероприятий:

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практических работ:

4