Регистрационная запись СМИ ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г.    

 

тел. 8-800-100-26-84 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

31.05.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка, посвящённый Международному дню защиты детей «Я рисую...
31.05.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Люблю тебя, родина кроткая! А за что - разгадать не...
22.05.2020 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую зелёное лето!»

 

 

 
15.05.2020 г.
Всероссийский конкурс «Здравствуй, цветущее лето!»

 

 

 
08.05.2020 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне «В моём...
08.05.2020 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «...
30.04.2020 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый правилам пожарной безопасности «О, сколько силищи в огне!»...

Рабочая программа курса «Основы философии». 10-11 классы

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №157 г.Екатеринбурга

        

 

Рабочая программа курса «Основы философии». 10-11 классы

 

Учитель

Дубинина Людмила Алексеевна

 

 

 

 Пояснительная записка

                                                                     

Рабочая программа разработана на основе

Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; с учетом концептуальных подходов, лежащих в основе ФГОС нового поколения;

Положения о рабочих программах;

Учебного плана МБОУ СОШ №157

Настоящая рабочая программа составлена для 10-11-го классов в соответствии с Образовательной программой Государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы из сборника нормативных документов Обществознания Федеральный компонент Государственного стандарта, рекомендованного министерством образования и науки в РФ. 2006 г и Программой общеобразовательных учреждений по философии 10-11 класс, среднего общего образования под общей редакцией М.В.Рыжакова Москва. Современное образование 2012 год.

 Изучение курса основ философии  расширяют знания о человеке, природе, обществе, сущности и видах познания. Учащиеся овладевают умениями извлекать смыслы и анализировать тексты и сообщения философского характера; обогащают опыт применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни.                                                                                                                                  

Учебный предмет Основы философии развивает опыт познавательной и практической деятельности и представляет собой комплекс знаний и умений отражающих собой объекты изучения общества, человека  и окружающей его действительности.

 

 Используемый учебно-методический комплект

 

Для учащихся:

1. Учебник  П.С. Гуревич «Основы философии» 10-11 класс М. 2015год

2. Интернет ресурс Элективный курс «Основы философских знаний» 10-11 класс, М. 2013

 

Для учителя:

  1. Методические пособия по изучению курса «Введение в философию» 10-11 класс 2009г.
  2. Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта.2006г .
  3. «Этика» конспект лекций 2010г.
  4.  А.М. Руденко Философия 2016г
  5.  А.А. Сычев Основы философии М. 2015г.

      6.  Интернет ресурс Элективный курс «Основы философских знаний» 10-11 класс, М. 2013

 

Цели и задачи курса

 

Цели философской подготовки в старшей школе (10, 11 кл.) состоят в том ,чтобы средствами учебного предмета активно содействовать :

 -  развитию личности в период ранней юности, уметь находить нравственную опору и духовно – ценностные ориентиры;

   -развивать способности к осмыслению действительности с позиций философских категорий и принципов.

- овладению умениями извлекать смыслы и анализировать тексты и сообщения философского характера, преобразовывать полученные сведения и использовать их для решения учебных задач, освоению системы философских знаний о человеке, природе, обществе, сущности и видах познания.

- обогащению опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, в семейно-бытовой сфере.

 

Общая характеристика предмета.                                    

 

Программа курса философии предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания, обеспечивает преемственность по отношению к обществознанию. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов. Понимание, которых необходимы современному человеку.  

Структура программы соответствует структуре учебника «Основы философии» П.С. Гуревича

10 - 11 класс 

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач изучения основ философии при получении среднего (полного) образования

Распределение учебного времени по разделам предполагает примерно 50% учебного времени на изучение теоретического материала и остальное на активную работу с ним (работа с источниками, выполнение познавательных задач, защита исследовательских работ).

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

системный подход к анализу философского прошлого, позволяющего рассмотреть философию в системно – историческом мировом пространстве;

государственный подход к реализации воспитывающей функции школьного обществоведческого образования. Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории философии дает возможность к понимания окружающего мир как целостной развивающейся системы.

 

 Место учебного предмета

 

Учебный курс «Основы философии» изучается на ступени полного (среднего) образования.

 

Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 175 часов в 10 и 11 классах средней школы.

Рабочая программа, составленная учителем рассчитана на 35 часов в 10 классе и 35 часа в 11 классе (70 часов). .

Однако с учетом реализации творческих, авторских подходов учителя, использование им инновационных форм учебной работы можно значительно сократить либо расширить предлагаемый в «Модулях содержания для разработки тематического планирования» вариант распределения часов, например, за счет объединения двух тем, либо углубить изучение отдельной темы.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

     В результате изучения представленного курса на общеобразовательном уровне ученики 10, 11-го  класса должны:

 

Знать

  • Основные философские категории и термины для более глубокого осмысления окружающей социальной действительности;

Уметь

  • Использовать полученные знания и умения для более глубокого осмысления действительности. Выбора рациональных путей ее преобразований,

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Умения ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию.

   

  Критерии оценивания.

 

Результаты ответов оцениваются зачет, не зачет

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа.

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа.

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.

 

                                                      Основное содержание курса 10 класса

 

 

1.

Специфика философского знания. Страницы истории философии.

6

2.

Философия природы.

3

3.

Антропология (философия человека).

10

4.

Теория познания и логика.

6

5.

Социальная философия.

10

 

Итого:

35

 

Проверочных мероприятий.

3

 

Практические работы:

4

 

                                                        

                                                      Основное  содержание курса 11 класса.

 

 

1.

Духовная жизнь общества.

13

2.

Этика.

8

3.

Философия политики и права.

14

4.

Философские проблемы экономики.

35

5.

Философия о возможных сценариях будущего развития.

 

 

Итого:

35

 

Проверочных мероприятий:

4

 

Практические работы:

4

 

 

 

Календарно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов и тем

 

 

10 класс

 

 

 

Всего часов

Недельные сроки

Из них

Контрольные и диагностические работы

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Примечание

Тема или № работы (кол-во часов)

Недельные сроки

Тема или № работы

(кол-во часов)

Недельные сроки

Тема

(кол-во часов)

Недельные сроки

I.

Специфика философского знания. Страницы истории философии.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Философия как вид знания и как форма мировоззрения.

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Древневосточная философия.

1

2

Тесты №1

 

 

 

 

 

 

1.3

Античная философия

1

3

 

 

 

 

 

 

 

1.4

Философия в Средние века и эпоху Возрождения.

1

4

 

 

 

 

 

 

 

1.5

Философия Нового времени.

1

5

 

 

 

 

 

 

 

1.6

Философия Новейшего времени. Философия в современном мире.

1

6

 

 

 

 

 

 

 

II.

Философия природы.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1

Понятие природы в философии

1

7

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Осознание взаимосвязи природы и общества. Человека и природы.

1

8

Тесты №2

 

 

 

 

 

 

2.3

Противоречия и возможности коэволюционного развития общества и природы.

1

9

 

 

 

 

 

 

 

III.

Антропология. Философия человека.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1

Философская проблема человека.

1

11

 

 

 

 

 

 

 

3.2

Происхождение человечества.

1

12

 

 

 

 

 

 

 

3.3

Биосоциальная природа человека.

1

13

 

 

Лаб.раб.№ 1

 

 

 

 

3.4

Сознание.

1

14

 

 

 

 

 

 

 

3.5

Личность, ее формирование.

1

15

 

 

 

 

 

 

 

3.6

Деятельность как способ существования людей.

1

16

 

 

Практич. Раб.№1

 

 

 

 

3.7

Многообразие видов деятельности.

1

17

 

 

 

 

 

 

 

3.8

Деятельность и мышление.

1

18

 

 

 

 

 

 

 

3.9

Потребности и интересы. Творчество.

1

19

 

 

 

 

 

 

 

3.10

Сущность человеческого бытия.

1

20

 

 

 

 

 

 

 

1V.

Теория познания и логика.

6

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Познание как деятельность.

1

21

 

 

 

 

 

 

 

4.2

Истина и ее критерии..

1

22

 

 

 

 

 

 

 

4.3

Законы логики.

1

 

Провер.раб.№3

 

 

 

 

 

 

4.4

Дедукция и индукция.

1

23

 

 

 

 

 

 

 

4.5

Способы манипуляции сознания.

1

24

 

 

 

 

 

 

 

4.6

Научное знание.

1

25

 

 

 

 

 

 

 

V.

Социальная философия. Смысл и направленность общественного развития.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1

Общество как целостная развивающаяся система.

1

26

 

 

Практ. Раб.2

 

 

 

 

5.2

Динамика общества.

1

27

 

 

 

 

 

 

 

5.3

Типология обществ.

1

28

 

 

 

 

 

 

 

5.4

Процессы глобализации.

1

29

 

 

 

 

 

 

 

5.5

Концепция исторического процесса.

1

30

 

 

Практич. Раб. №3

 

 

 

 

5.6

Теория постиндустриального общества.

1

31

 

 

 

 

 

 

 

5.7

Факторы исторического процесса.

1

32

 

 

 

 

 

 

 

5.8

Многообразие исторического процесса.

1

33

 

 

 

 

 

 

 

5.9

Представление о роли личности в истории.

1

34

 

 

 

 

 

 

 

5.10

Выдающиеся исторические личности.

1

35

Пров.раб.№4

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочных мероприятий.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические работы:

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        

                                                                 Календарно-тематический план

 

п/п

Наименование разделов и тем

 

 

11 класс

 

 

Всего часов

Недельные сроки

Из них

Контрольные и диагностические работы

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

Примечание

Тема или № работы (кол-во часов)

Недельные сроки

Тема или № работы

(кол-во часов)

Недельные сроки

Тема

(кол-во часов)

Недельные сроки

I.

Духовная жизнь общества. Ценности.

10

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Духовная жизнь человека.

1

1

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Мировоззрение.

1

2

 

 

 

 

 

 

 

1.3

Художественная культура.

1

3

 

 

 

 

 

 

 

1.4

Социальные функции искусства.

1

4

Тест №1

 

 

 

 

 

 

1.5

Наука в системе духовной культуры.

1

5

 

 

 

 

 

 

 

1.6

Образование и его значение для человека и общества.

1

6

 

 

 

 

 

 

 

1.7

Роль религии в жизни общества.

1

7

 

 

 

 

 

 

 

1.8

Мировые религии.

1

8

 

 

 

 

 

 

 

1.9

Ценности и ценностные ориентиры.

1

9

 

 

Практ.работа №1

 

 

 

 

1.10

Понятие культурной экспансии и диалога культур.

1

10

 

 

 

 

 

 

 

12

Этика.

 

8

     

 

 

 

 

 

1.

Этика. Мораль, нравственность.

 

11

Тест 2

 

 

 

 

 

 

2

Основные категории этики..

 

12

 

 

 

 

 

 

 

3.

Добро и зло.

 

13

 

 

 

 

 

 

 

4.

Проблемы морального выбора.

 

14

 

 

 

 

 

 

 

5..

Нравственность и волевые качества. Мотивы коррупционного поведения.

 

15

 

 

 

 

 

 

 

6.

Конформизм.

 

16

Провер. работа№1

 

 

 

 

 

 

7

Нравственно- ценностные ориентиры.

 

17

 

 

 

 

 

 

 

8.

Межэтническое культурное общение.

 

18

 

 

 

 

 

 

 

3.

Философия политики и права.

7

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Философское осмысление проблем политики.

1

19

 

 

 

 

 

 

 

2.

Личность в политике.

1

20

 

 

Прак.работа№2

 

 

 

 

3

Философские аспекты взаимодействия государства и общества.

1

21

 

 

 

 

 

 

 

34.1

Эволюция взглядов на сущность и понятие права.

1

22

 

 

 

 

 

 

 

5

Различия правового и неправового.

1

23

 

 

 

 

 

 

 

36.3

Правосознание.

1

24

 

 

 

 

 

 

 

7

Право и мораль , их взаимодействие.

1

25

 

 

 

 

 

 

 

4

Философские проблемы экономики.

5

     

 

 

 

 

 

1.

Содержание и эволюция понятия «экономика».

1

26

Пров. Раб.2

 

 

 

 

 

 

2

Роль материального производства в жизни современного общества.

1

27

 

 

Практ. работа№3

 

 

 

 

3.

Сознательная деятельность людей.

1

28

 

 

 

 

 

 

 

4.

Ценности и цели экономической деятельности.

1

29

 

 

 

 

 

 

 

5.

Экономическая культура личности.

1

30

 

 

 

 

 

 

 

5.

Философия о возможных сценариях будущего развития.

1

 

 

 

Лабораторная раб.№1

 

 

 

 

.1..

Диалектика созидания и разрушения.

1

31

 

 

 

 

 

 

 

2.

Поиск новых жизненных ориентиров в техногенном мире.

1

32

Провер. Раб №3

 

 

 

 

 

 

3

Интеграционные процессы в развитии человека.

1

33

 

 

 

 

 

 

 

4

Противоречия общественного развития.

1

34

 

 

 

 

 

 

 

5

Ценностная основа прав и свобод человека.

1

35

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочных мероприятий:

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практических работ:

4