Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»
25.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая полководцам Великой Отечественной войны «Их...
24.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина, посвящённая 80-летию полного освобождения Ленинграда от...
23.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории битвы за Москву «По Красной площади идёт в шинель одетая Россия...
21.06.2024 г.
Всероссийская викторина по истории и статьям Конституции Российской Федерации «Каждый гражданин...
20.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая хищным птицам (из цикла «Приключения...

Рабочая программа элективного курса "Биогеография. Практикум"

МБОУ ООШ № 12 Бугульминского МР РТ

 

Рабочая программа элективного курса "Биогеография. Практикум"

 

Пахомова Надежда Федоровна

учитель

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Рабочая программа элективного курса «Биогеография. Практикум»  составлена в соответствии с:
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года№ 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
 -Примерной программой  по географии (5- 9 класс), в рамках ФГОС ООО (Основная образовательная программа ООО, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15),  на основе  примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г. );   рабочей программы основного общего образования по географии (5- 9 класс) к УМК «Классическая линия»,  авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.
-Авторской программой  В.Н.  Семенцовой из  сборника программ  элективных  курсов  6-9 классы,  авторы-составители  В.И Сивоглазов,  И.Б. Морзунова  «Дрофа»  2010 год.
-Положением о рабочей программе МБОУ ООШ №12 БМР РТ
 
Общебиологические и общегеографические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания особенностей планеты Земля, живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации  элективного курса «Биогеография. Практикум»  , т.к. биологическое и географическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Программа элективного курса «Биогеография. Практикум»  разработана для занятий учащихся 7 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа делится на 2 курса: 1 курс проводится в 1 полугодии,  и основное внимание в нем отводится на расширение биологических знаний учеников. 2 курс проводится во 2 полугодии и способствует расширению географических знаний учащихся.
Среди отличительных особенностей данного элективного курса можно назвать следующие: охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление географических и биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятия  позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о Земле как уникальной планете, мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области географии, биологии  и  экологии, так как  программа  предусматривает участие школьников  в  предметных  олимпиадах и  конкурсах.
           Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью курса, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам и географам определиться с выбором своей будущей профессии. 
Программа  курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
 
Цели и задачи курса:
Цель: воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире через целенаправленное приобщение к географической культуре. формирование  у  учащихся  интереса к изучению   животных, так как  много  интересной информации   о   животных остается  за страницами учебника.
Задачи программы:
Образовательные
  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся географических и биологических знаний.
  • Знакомить с географическими и биологическими специальностями.
Развивающие
  • Развитие навыков наблюдения за биологическими и географическими объектами, явлениями, сравнения.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные
  • Воспитывать интерес к планете Земля, миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 13-14 лет.
  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
  • Количество часов - 1 учебных час в неделю 
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
  • Групповая
  • Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической и географической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Для формирования функциональной грамотности школьников курс применяет активные образовательные технологии в виде практических работ: составление кластеров, фотоколлажей, прогнозирование результатов, работа с контурной картой, профориентационная работа, работа со статистическими материалами, подготовка и защита творческого проекта.
Ожидаемый результат:
  • положительная динамика социальной и творческой активности учащихся, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению географии и биологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим и географическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся географические и биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.
Обоснование выбора данного курса основано на том, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов.  Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, способствует развитию функциональной грамотности учащихся. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Курс носит развивающий характер.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса «Биогеография. Практикум» имеет отличительные особенности:
  • большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности учащихся через практическую направленность занятий;
  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
 
 
Раздел 2. Общая характеристика курса
 
Богатое содержание курса географии  и биологии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности как на уроке, так и внеурочное время. Элективный курс способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических и биологических знаний учащихся. Это третий год изучения биологии и географии учащимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания, зависит дальнейшее понимание предмета.
   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
Изучение данного курса в части формирования у учащихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Математика»,  «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература».
 
Раздел 3. Описание места курса в учебном плане
На курс «Биогеография. Практикум» отводится по 1 часу в неделю в 7 классе, всего 35 часов. 1 полугодие, 17 часов, отводится на расширение и углубление знаний учащихся по биологии. 2 полугодие, 18 часов, отводится на  расширение и углубление знаний учащихся по географии. Также предусмотрены практические работы по темам занятий.   
 
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса «Биогеография. Практикум» в 7 классе
 
Личностные 
Метапредметные
Предметные
  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
 
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Строить логическое рассуждение.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)
-Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
-Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
-Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества
Знать:
-Особенности живых организмов.
-Особенности строения и жизнедеятельности животных. Распространение и заселение различных сред обитания. Особенности организации животных как особого царства, многообразие видов и сред обитания, роль животных в природных  сообществах. Красная книга млекопитающих. Меры охраны.
– осознавать роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира
 – объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
 – формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
уметь
-отличать живые организмы от неживых тел, проводить классификацию живых организмов.
-логически мыслить, работать с дополнительной и справочной литературой.
-находить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями,  
-различать группы животных, их принадлежность отдельных к определенной систематической группе,
изучать  биологические и географические объекты и процессы:
определять
-принадлежность биологических и географических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать:
-воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
– использовать карты как модели:
 –определять на карте местоположение географических объектов.
 –понимать смысл собственной действительности;
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
 – приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
проводить самостоятельный поиск  информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний,  вызываемых животными и растениями,
-оказания первой помощи;
уметь:
-объяснять: роль биологии и географии в формировании современной естественнонаучной картины мира,
-выявлять изменчивость организмов, приспособления животных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;
-определять принадлежность биологических и географических объектов к определенной систематической группе (классификация);
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;
-проводить самостоятельный поиск биологической  и географической информации
 
 
1 полугодие.
 
Раздел 6. Содержание элективного курса «Биогеография. Практикум»
 
Учебно-тематический  план
№ темы
Тема  
Количество часов
1
Среды  жизни и их обитатели
ПР: Кластер «Приспособления организмов к 3 средам обитания».
1
2
Всероссийский экологический урок-игра «Знатоки воды» платформы ЭКОКЛАСС
1
3
Гиганты и карлики в мире животных.
ПР: Составление таблицы «Гиганты и карлики в мире животных»
1
4
Всероссийский экологический урок «Сохранение редких видов» платформы ЭКОКЛАСС
1
5
Ядовитые животные и растения
1
6
Всероссийский экологический урок «На волне Черного моря» платформы ЭКОКЛАСС
ПР: Игра «Спасаем Черное море»
1
7
Животные-рекордсмены
ПР: Составление таблицы «Животные-рекордсмены»
1
8
Животные-строители
1
9
Заботливые родители
1
10
Всероссийский экологический урок «Наш дом. Ничего лишнего» платформы ЭКОКЛАСС
ПР: Игра «Раздельный сбор мусора и переработка вещей»
1
11
Язык животных
1
12
Всероссийский экологический урок «Изменение климата и связь с сохранением лесов» платформы ЭКОКЛАСС
ПР: Игра «Лес и климат»
1
13
Животные – понятливые ученики
1
14
Всероссийский экологический урок «Приключения электроники» платформы ЭКОКЛАСС
ПР: Игра «Утилизация электронных отходов».
1
15
Животные -- символы  стран 
ПР: Создание герба страны с помощью животных, обитающих в этих странах.
1
16
Всероссийский экологический урок «За чистое будущее озера Байкал» платформы ЭКОКЛАСС
ПР: Игра «Как спасти Байкал? Что может сделать каждый человек»
1
17
Бионика как наука
1
 
Итого
17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание программы.
1. Среды жизни и их обитатели (1 ч). Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
2. Всероссийский экологический урок-игра «Знатоки воды» платформы ЭКОКЛАСС (1 ч).
Увлекательная командная игра о водных богатствах России, способах экономии и рационального использования воды и водных профессиях. Игра поможет актуализировать знания учеников о воде, воодушевит их на дальнейшее изучение водных тем и применение новых знаний и навыков на практике.
3. ПР: Составление таблицы «Гиганты и карлики в мире животных» (1 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи). Карлики воды (ряска, спирогира, амебы, лучевики) и суши (грибы, бактерии, насекомые).
4. Всероссийский экологический урок «Сохранение редких видов» платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч). Благодаря этому уроку школьники узнают о том, насколько важно биологическое разнообразие , о роли редких видов животных и растений в природных системах и о том, какие действия каждый из нас может предпринимать для их сохранения.
5.Ядовитые животные и растения (1 ч).  Яды для защиты и нападения.  Расположение ядовитых желез.  Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи.  Ядовитые растения нашей местности: ландыш, борщевик, белена, волчье лыко. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.
          6. Всероссийский экологический урок «На волне Черного моря» платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч). Урок посвящен изучению уникальной экосистемы Черного моря и экологических проблем, которые ей угрожают. Занятие поможет сформировать у учеников понимание того, как наши ежедневные привычки влияют на море и какие действия может предпринять каждый из нас, чтобы внести вклад в его сохранение.
ПР: Игра «Спасаем Черное море»
7.Животные рекордсмены (1 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард.  Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. ПР: Составление таблицы «Животные-рекордсмены»
8.Животные -строители (1 ч).
Пауки, пчелы, птицы, бобры.
9.Заботливые родители (1 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки.  Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
              10.  Всероссийский экологический урок «Наш дом. Ничего лишнего» платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч).
Этот урок познакомит школьников с тем, как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей. Ребята познакомятся с принципом “ничего лишнего” и узнают, как наполнить дом полезными вещами, которые помогут сберечь ресурсы и позаботиться о воде, воздухе, почве и тех, кто живет с нами на одной планете
ПР: Игра «Раздельный сбор мусора и переработка вещей»
           11.Язык животных (1 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих.  Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
              12. Всероссийский экологический урок «Изменение климата и связь с сохранением лесов» платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч).Школьники узнают, что с изменением климата меняются не только природные условия, но и наша жизнь. Поэтому важно прислушиваться к ученым, понимать, что и почему происходит на планете, и, конечно же, вносить посильный вклад в решение проблем, которые касаются каждого жителя Земли.
ПР: Игра «Лес и климат»
13.Животные – понятливые ученики. (1 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.  Обучение в мире животных.  Выработка условных рефлексов у домашних животных.
               14. Всероссийский экологический урок «Приключения электроники» платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч). Урок о бережном отношении к бытовой технике и электронике и грамотном обращении с электронными отходами.  ПР: Игра «Утилизация электронных отходов».
15.Животные – символы стран. (1 ч). ПР: Создание герба страны с помощью животных, обитающих в этих странах. 
16. Всероссийский экологический урок «За чистое будущее озера Байкал» платформы ЭКОКЛАСС. (1 час). В основе занятия — просмотр видеоурока о проблемах Байкала с последующим обсуждением и выполнением школьниками практических заданий. ПР: Игра «Как спасти Байкал? Что может сделать каждый человек»
              17. Всероссийский экологический урок «Ярмарка вакансий» платформы ЭКОКЛАСС. (1 ч). Видеоурок рассказывает школьникам о современных профессиях, связанных с биологией, переработкой отходов.
 
Раздел 7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
 
Тема занятия
Содержание занятий
Виды деятельности учащихся
 
 
1
 
Среды  жизни и их обитатели
Среды обитания. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Характеристика  почвенной среды  и организм как среда для паразитов.
ПР: Кластер «Приспособления организмов к 3 средам обитания».
Выявляют  особенности  строения  живых
организмов и объясняют их взаимосвязь
со средой  обитания на материках.  Приводят  примеры
типичных  обитателей  материков  и  природных зон. 
 
 
2
Всероссийский экологический урок-игра «Знатоки воды» платформы ЭКОКЛАСС
 Командная игра о водных богатствах России, способах экономии и рационального использования воды и водных профессиях.
Используют в игре биологическую терминологию и символику. Работают с интернетом и литературой по поиску информации. Беседуют с учителем. Рассуждают на тему
в группах
 
 
3
Гиганты и карлики в мире животных.
Гиганты суши и воды. Растения и млекопитающие. Копытные.
 Карлики суши и воды. Растения и животные.
ПР: Составление таблицы «Гиганты и карлики в мире животных»
Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Применяют полученные знания, умения и навыки в исследовательской работе при подготовке проекта.
 
 
4
Всероссийский экологический урок «Сохранение редких видов» платформы ЭКОКЛАСС
Роль редких видов животных и растений в биологическом разнообразии природных систем.
Рассуждают о роли человека в сохранении редких видов растений и животных, учатся сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
 
 
 
 
5
Ядовитые животные и растения
Яды  для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы.  Морская  оса. Пчелы.  Осы. Пауки и клещи. Ядовитые лягушки. Змеи. Ядовитые растения. Меры предосторожности, первая  помощь  при попадании  яда  в организм  человека
Работают с интернетом и литературой по поиску информации. Применяют полученные знания, умения и навыки в исследовательской работе при подготовке проекта. Используют приобретенные знания для оказания первой доврачебной помощи
 
 
 
 
6
Всероссийский экологический урок «На волне Черного моря» платформы ЭКОКЛАСС
Изучение уникальной экосистемы Черного моря и экологических проблем, которые ей угрожают. 
ПР: Игра «Спасаем Черное море»
Просмотр видеоуроков с последующим обсуждением и выполнением школьниками практических заданий. 
 
 
7
Животные-рекордсмены
 
Рекорды  беспозвоночных  животных  - кузнечика и муравья.
 Сокол сапсан – рекордсмен полета.   Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард  рекордсмен по бегу. Спортивные  рекорды  в сравнении  с рекордами  животных.
ПР: Составление таблицы «Животные-рекордсмены»
 
Учатся самостоятельно проводить исследовательскую работу, договариваться, распределять задания. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.
 
 
8
Животные-строители
Животные-строители среди беспозвоночных – пчелы и  пауки. 
Строители среди позвоночных животных.  Гнездование для птиц,  хатки бобров.
Подготавливают краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления). Смотрят видеофильм.
 
 
9
Заботливые родители
Забота о потомстве у беспозвоночных  - осьминоги,  перепончатокрылые.
Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. 
Забота о потомстве у позвоночных среди  пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Учатся самостоятельно проводить исследовательскую работу, договариваться, распределять задания
 
 
 
10
Всероссийский экологический урок «Наш дом. Ничего лишнего» платформы ЭКОКЛАСС
Как обустройство дома и бытовые привычки влияют на благополучие планеты и всех ее обитателей. Принцип “ничего лишнего”: как наполнить дом полезными вещами, которые помогут сберечь ресурсы и позаботиться о воде, воздухе, почве и тех, кто живет с нами на одной планете.
ПР: Игра «Раздельный сбор мусора и переработка вещей»
Просмотр видеоуроков с последующим обсуждением и выполнением школьниками практических заданий. 
 
 
11
Язык животных
Язык животных.  Танец пчел, муравьев,
Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. Значение пения птиц, общение млекопитающих.  Химический  язык, его расшифровка и использование  человеком.
Подготавливают краткие сообщения с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления)Работают в группах.
Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
 
 
12
Всероссийский экологический урок «Изменение климата и связь с сохранением лесов» платформы ЭКОКЛАСС
Сбережение богатств лесов и снижение климатического следа с помощью простых повседневных действий.
ПР: Игра «Лес и климат»
Учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений,
строить логическое рассуждение.
 
13
Животные – понятливые ученики
Безусловные  рефлексы, инстинкты, условные  рефлексы. Этология.  Обучение  в  мире животных.  Выработка  условных рефлексов  у домашних  животных.
Работают в группах. Учатся самостоятельно проводить исследовательскую работу, договариваться, распределять задания.
 
14
Всероссийский экологический урок «Приключения электроники» платформы ЭКОКЛАСС
Влияние электронных отходов на экосистему Земли. Бережное отношение к бытовой технике.
ПР: Игра «Утилизация электронных отходов».
Просмотр видеоуроков с последующим обсуждением и выполнением школьниками практических заданий. 
 
 
15
Животные- символы  стран 
Животные-символы  стран:  Египет  (кошка),  Индия (корова), Россия (медведь), Австралия (кенгуру)  и др.
ПР: Создание герба страны с помощью животных, обитающих в этих странах.
Работают  в группах. Учатся самостоятельно проводить исследовательскую работу, договариваться, распределять задания
 
16
Всероссийский экологический урок «За чистое будущее озера Байкал» платформы ЭКОКЛАСС
Изучение уникальной экосистемы озера Байкал и экологических проблем, которые ей угрожают.
ПР: Игра «Как спасти Байкал? Что может сделать каждый человек»
Смотрят видеофильм, обсуждают в группах и с учителем, выполняют практические задания.
 
17
Всероссийский экологический урок «Ярмарка вакансий» платформы ЭКОКЛАСС
Видеоурок рассказывает школьникам о современных профессиях, связанных с биологией, переработкой отходов.
Работают  в группах. Учатся проводить конференцию.
 
 
 
 
Всего: 17 часов
 
 
 
2 полугодие
Раздел 6. Содержание курса
раздела
Раздел
Количество часов
1
Каменная летопись планеты
4
2
В мире песка и камня
2
3
Каньоны мира
1
4
В мире падающей воды
3
5
В мире мрака и безмолвия
3
6
Этот удивительный ледяной мир
2
7
Подготовка и защита проектов.
2
8
Обобщение
1
 
Раздел 7. Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности учащихся
раздела
Раздел
 
Содержание занятий
Виды деятельности учащихся
1.
Каменная летопись
планеты
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. ПР: Создание кластера по экзо- и эндогенным процессам.
Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Беспокойная планета.  ПР: Значение гор. Что случится на материке, если передвинуть или убрать горы?
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Виды деятельности: беседа, создание кластера, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др.
2.
В мире песка
и камня
 
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. ПР: Пустыни России. Можно ли вернуть пустыни к жизни?
Где расположены самые известные пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби. Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. ПР: Нанесение  на карту местоположения географических объектов – пустынь мира.
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды деятельности: просмотр видеофрагментов, творческие и аналитические задания, создание карты «Пустыни мира», просмотр/подготовка презентации, работа с иллюстративным материалом, защита индивидуальных мини-проектов, игровые упражнения и др.
3.
Каньоны мира
 
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
ПР: Фотоколлаж «Большой каньон»
 
 
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды  деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка фотоколлажа , просмотр и анализ видеофрагментов, игровые упражнения и др.
4.
В мире
падающей воды
 
Происхождение водопадов. Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
ПР: Я экскурсовод. Что я расскажу туристам о водопадах мира.
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды  деятельности: защита творческого проекта, исследовательские и занимательные факты, просмотр/подготовка презентации и др.
5
В мире мрака
и безмолвия
 
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Кто такие спелеологи? Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
ПР: Как подготовиться к путешествию в пещеру?
Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская, Кунгурская ледяная пещера.
ПР: Создание карты спелеолога.
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды  деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения, нанесение  на карту местоположения географических объектов – пещер мира.
 
6
Этот удивительный ледяной мир
 
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская.
ПР: Лед на Земле: цифры и факты. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
 
Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая.
Виды  деятельности: просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, составление таблицы Лед на Земле: цифры и факты».
7
Подготовка и защита проекта.
 
Подготовка и защита творческих проектов.
Формы организации деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
   Виды  деятельности:
защита творческого проекта
8
Обобщение
Викторина «Знатоки географии»
игровые задания
 
Раздел 8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература
Дидактический материал
Информационно-компьютерная поддержка
   По биологии:
В электронном виде:
1.«Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.
2.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х томах под ред. Р. Сопера», М., «Мир», 1990 г.
3.Зедлаг У., «Слоны», серия «Что есть что», М, «Слово», 1991 г.
4.Зельф М., «Лошади», серия «Что есть что», М, «Слово», 1984 г.
5.Небел Б., «Наука об окружающей среде» в 2-х частях, М., «Мир», 1993 г.
6.Пономарёва И.Н., «Экология», Издательский центр «Вентана-Граф»,2001 г.
7.Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.
8.«Энциклопедия для детей», «Биология», «Аванта +», 1994 г.
9.«Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г
 
По географии:
1.Пичугин Б.В. ФисуненкоО.П. Школьные геологические экскурсии –М. «Просвещение» 1981г.
2.Разумовская О.К. Веселая география –Ярославль «Академия развития»1997г.
3.. Новенко Д.В. Практические работы на местности –М. «Дрофа» 1997г.
4. Клюшникова Н. М   «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
 
 
 
1.Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
2. Коллекция полезных ископаемых
3. Гербарий растений России и стран СНГ
 
 
 
 
Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;
«Редкие и исчезающие животные России» - «Экзотическая зоология» - www.aib.ru/~loki/zoolog/zoo.
  «Криптозоология» - www.cryptoz.narod.ru.
 Журнал «Гео» - www.geoclub.ru .
Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html
Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/ .
Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru
Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/
Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru
Журнал «Компьютерра» - http://computerra.ru
проект «Вся биология»
сайт учителя Козленко http://sbio.info/
электронный учебник http://www.ebio.ru/zoo04.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Низовцев В.А., Марченко Н.А. «Школьные олимпиады. География»/ М., Айрис-пресс, 2006,-304с.
2.Чичерина О.В. «География в таблицах и диаграммах»/ М., Астрель, 2007
3.Агеева И.Д. «Веселая география на уроках и праздниках»/ М.,Сфера, 2004
Электронные образовательные ресурсы:
География. Сайты Казани и РТ факты, статистика документы, видео
1. Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
2. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
3. Естественно_научный образовательный портал http://www.en.edu.ru
4. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
5. Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
6. Мегаэнциклопедия портала "Кирилл и Мефодий" http://www.megabook.ru
7. Энциклопедия "Кругосвет" http://www.krugosvet.ru
8. Энциклопедия "Природа науки. 200 законов мироздания" http://www.elementy.ru/trefil/
9. Газета "География" и сайт для учителя "Я иду на урок географии" http://geo.1september.ru
10. GeoPort.ru: страноведческий портал http://www.geoport.ru
11. GeoSite — все о географии http://www.geosite.com.ru
12. Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru
13. География. Планета Земля http://www.rgo.ru
 
 
Раздел 9. Планируемые результаты  изучения  курса «Удивительные животные»
 
В результате изучения курса «Удивительные животные» учащиеся на ступени основного общего образования:
  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе и планете, приобретут целостный взгляд на мир;
  • получат возможность осознать своё место в мире; 
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
  • В результате работы по программе курса учащиеся узнают:
  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом, картами атласа и контурными картами;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся смогут:
  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.
 
 
Форма промежуточной аттестации: зачет. Виды промежуточной аттестации – презентация, реферат, видеофильм, дидактическая игра.
Темы проектов:
  1. Мир аквариумных рыбок.
  2. Животные и растения – символы стран.
  3. Как понять домашнюю кошку.
  4. Заботливые родители.
  5. «Красная книга» Республики Татарстан.
  6. Мое любимое животное.
  7. О чем шепчут ветры пустынь.
  8. Этот необычный лед.
  9. На собачьих упряжках вокруг Земли.
  10. Достопримечательности Крыма.
  11. Географические чудеса Татарстана.
  12. Свободная тема на выбор ученика.