Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Рабочая программа бесплатных дополнительных услуг Студия «Юный конструктор»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №24 комбинированного вида»

 

 

Рабочая программа бесплатных дополнительных услуг

Студия «Юный конструктор»

(познавательное развитие)

 Возраст детей 6 -7 лет

Срок реализации программы 1 год

 

                                                                                          Составитель:

                                Воспитатель вышей квалификационной категории

                                                                           Пародина Ирина Анатольевна

 

 

г. о. Электросталь

2019 г.

 

 Пояснительная записка.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения. 

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активное осуществляется его психическое развитие.

У детей 6-7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, качественные прилагательные, наречия.

Как утверждает О.С.Ушакова, произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

В возрасте 6-7 лет совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Дети этого возраста обычно правильно произносят все звуки. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может помешать пониманию самим ребенком речи других.

Таким образом, от речевого развития ребенка зависит не только умственное развитие, но и психическое. Взрослым необходимо обращать внимание на развитие речи на каждом возрастном этапе, но в возрасте 6-7лет речь должна являться предметом особой заботы. 

Актуальность.

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Занятие конструированием направлено на психическое развитие :формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи. Игра ребенка с лего деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. Лего - конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование данного конструктора обеспечивает интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Порядок использования программы  в практической деятельности.

Данная программа реализуется с детьми подготовительной группы, по развитию у детей навыков модельно – конструкторской деятельности.

Материал  по работе с конструктором Лего рассчитан на 6 – 7 летнего  ребёнка с постепенным усложнением.

Рабочая программа по виду деятельности  познавательная, социально – коммуникативная.

Занятие  проводится один раз в неделю, длительность 30 минут.

Цель программы.

Создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования, овладение навыками начального технического конструирования.

Задачи программы.

-развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,    стимулировать детское техническое творчество;

-обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

-формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

-совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;

-развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.

Принципы, положенные в основу рабочей программы.

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

1. Принцип научности. Деятельность по конструированию  у старших дошкольников подкреплена научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Развитие навыков конструирования проводится и анализируется  воспитателем логопедической группы. В процессе работы с детьми по конструированию соблюдаются все здоровьесберегающие технологии.

3. Принцип системности. Работа по  конструированию у детей – это непрерывный, регулярный процесс, действующий как система взаимосвязанных единиц, способствующий адаптации ребёнка в социуме.

4. Принцип последовательности. Каждое мероприятие по конструированию реализуется в процессе поэтапной работы. Постепенно формируется умение активно участвовать в анализе собственных работ и работ товарищей.  Формируется умение не только осознавать свои ошибки, но и признавать другие варианты построек. 

5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути В работе по конструированию  можно использовать облегчающие приёмы,  опираться на иллюстративный материал и помощь педагога. Данные мероприятия создают условия для творчества и позволяют восполнить затруднения в овладении конструктивными умениями. 

6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует развивать ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом возрастных возможностей и уровня развития ребенка.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора материала. Правильно подобранный материал выступает как одно из важных основных условий развития творчества ребёнка.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10.Принцип активизации.  В ходе деятельности по конструированию используются активные формы и методы обучения – игры, творческие задания, импровизации, обыгрывание конструкций.

11. Принцип результативности. Получение высоких результатов в овладении конструктивной деятельностью детей. Создание условий для эмоционального комфорта и реализации способностей детей.

 Схема деятельности включает.

1.Организационный момент: ритуальное приветствие на сплочение группы и создание положительного эмоционального настроя.

2.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

3.Творческое задание по заданной теме,  по условию или образцу.

4.Физминутки с речевой нагрузкой.

5.Работа со схемами и рисунками.

6.Обыгрывание построек.

7.Ритуал прощания. Закрепление положительных эмоций.

Прогнозируемые результаты.

- Развитие интереса к самостоятельному изготовлению построек, умению применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

- Формирование конструкторских умений и навыков, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

- Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

- Формирование представления о деталях конструктора и способах их соединений, об устойчивости моделей в зависимости от формы и  распределении веса, о способах соединения отдельных элементов, о связи между формой конструкции и  функциями.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются

-  Мониторинг усвоения детьми материала, рабочей программы по конструированию.

    связной речи у детей старшего дошкольного возраста.                        

- Открытые показы для родителей и педагогов ДОУ.

-  Выставки по Лего – конструированию.

- Участие в фестивалях, конкурсах различного уровня.

                  Тематический план.

   Февраль.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

«Сельскохозяйственные постройки».

 

«Дома большие и малые».

 

«Мебель». По сказке «Три медведя».

 

«Военная техника».

     1

 

     1

 

     1

 

     1

   30

 

   30

 

   30

 

   30

      Март

5.

 

6.

 

7.

 

8.

Конструирование по замыслу.

 

«Наш двор.  Детская площадка».

 

Постройка «Мельница».

«Улица полна неожиданностей».

     1

 

     1

 

     1

 

     1

   30

 

   30

 

   30

 

   30

      Апрель

9.

 

10.

 

11.

 

12.

«Воздушный транспорт».

 

«Космическая станция».

 

«Водные виды транспорта».

 

«Наземный транспорт».

 

     1

 

     1

 

     1

 

     1

   30

 

   30

 

   30

 

   30

        Май

13.

 

14.

 

15.

 

16.

 

Знакомство с игрушкой робот.

 

«Мы едем в зоопарк. Звери».

 

«Мы едем в зоопарк. Птицы».

 

 Конструирование по замыслу.

     1

 

     1

 

     1

 

     1

   30

 

   30

 

   30

 

   30

Итого

 

 

     16

480мин.

 

                               Перспективное планирование.

 

 Февраль

1.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

Сельскохозяйственные постройки».

 

 

 

 

 

«Дома большие и малые».

 

 

 

«Мебель». По сказке «Три медведя».

 

 

 

 

«Военная техника».

Дать сравнительную характеристику городских, и сельских построек. Познакомить детей с жизнью жителей села. Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора.

 

Учить строить высокие и низкие дома.  Развивать фантазию, творчество. Правильно крепить детали. Учить доводить начатое дело до конца.

 

 Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. Собирать мебель разного размера.

 

Обобщить знания воспитанников о военной технике. Учить строить танк , используя детали лего - конструктора.

 

                                                           Март

5.

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

8.

Конструирование по замыслу.

 

 

 

 

«Наш двор.  Детская площадка».

 

 

 

 

 

 

Постройка «Мельница».

 

 

«Улица полна неожиданностей».

Закреплять полученные навыки. Учить  обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. 

 

Учить строить мельницу. Развивать воображение, фантазию, творческую инициативу.

 

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения. 

                                            

  Апрель

9.

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

11.

 

 

 

12.

Воздушный транспорт».

 

 

 

«Космическая станция».

 

 

 

«Водные виды транспорта».

 

 

«Наземный транспорт».

 

Обобщить знания воспитанников воздушном транспорте. Научить строить самолеты. Аккуратно и крепко скреплять детали конструктора.

 

Обобщить знания воспитанников о космических объектах. Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.

 

 Обобщить знания воспитанников о морском транспорте. Научить строить корабли, лодки, яхты.

 

Обобщить знания детей о наземных видах транспорта. Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора.

                                                       Май

13.

 

 

 

 

14.

 

 

 

 

15.

 

 

 

 

16.

 

 

Знакомство с игрушкой робот.

 

 

 

«Мы едем в зоопарк. Звери».

 

 

 

«Мы едем в зоопарк. Птицы».

 

 

 

 Конструирование по замыслу.

 Учить строить из деталей конструктора «Робота», следовать инструкции педагога. Обыгрывать постройку.

 

Обобщить понятие о хищных и травоядных животных. Учить самостоятельно достраивать образ животного.

 

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу.

 

 Закреплять полученные навыки. Учить  обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать фантазию и воображение детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора.

 

 

 

         Содержание программы

   Конструирование - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе, социализируются в нем. Совместная деятельность педагога и детей по конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с деталями конструктора учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы.

Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный. Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных). Для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними ( на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой. Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.

В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.

В наборах конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана. При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос. В совместной деятельности по конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу. Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки. При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяется правильность соединения деталей, сравнивается с образцом либо схемой. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

      Методическое обеспечение программы.

  -   мультимедийные технические средства;

  -   наборы конструкторов ЛЕГО.

  -   дидактический материал (схемы, рисунки, иллюстрации);

  -   демонстрационные модели из конструктора.

  -   предметы (игрушки) для обыгрывания построек.

                                               Мониторинг

 

 

    Ф. И.

 Ребёнка.

Умение группировать детали по форме, цвету, размеру.

Умение

конструи -  рования

     по образцу.

Умение

конструи –

рования

  по

условию.

 Умение

конструи-

рования по схеме,

модели.

Способность

планировать,

анализировать

обыграть

постройку.

 

н. г.

к. г.

н. г

к. г.

н. г.

к. г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В высокий уровень.

  - Ребёнок самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов. Свободно сочетая и заменяя их, в  соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует её, проявляет творчество в обыгрывании построек.

С средний уровень.

    Ребёнок с небольшой помощью создает конструкцию по заданию воспитателя или самостоятельно. Охотно принимает помощь взрослого по исправлению поделки, старается учитывать полученные знания и опыт в дальнейшем. Решает проблемно-познавательную задачу  после  наводящих вопросов  воспитателя или прямого анализа воспитателем условий задачи. Обыгрывает постройку, вовлекая товарищей.

Н низкий уровень.

Ребёнок не проявляет интереса к самостоятельному конструированию, помощь взрослого не оказывает влияния на последующую деятельность, ничего не может сказать о выборе того или иного способа создания поделки, конструкции. Выполняет задания только при помощи воспитателя.

 

К конец года.                                              Н начало года.

 

Используемая литература

  1. Л. В. Куцакова.Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий. Т. Ц. Сфера, 2005г.
  2. В. Г. Нечаева. Конструирование в детском саду. В.Г, Нечаева.Просвещение, 1999г.
  3. Л. А. Парамонова. Детское творческое конструирование. Карапуз1998г.
  4. З. В. Лиштван. Конструирование. Пособие для воспитателя детского сада. Москва. Просвещение, 1981г.
  5. Л. В. Куцакова. Занятия по конструированию из строительного материала Т. Ц. Сфера- 2006г.
  6. А. Л. Венгер. «Развитие» программа для дошкольников. Москва 2007г.
  7. Л. А. Паромонова. Конструирование как средство развития творческих способностей. Педагогический университет «Первое сентября» 2011г.