Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Путешествие в мир сказок А.С.Пушкина

МАОУ «Гимназия№2» г. Стерлитамак РБ

 

Путешествие в мир сказок А.С. Пушкина

Внеклассное мероприятие по литературе

 

 

Червякова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории

 

 

Пояснительная записка

Цели и задачи внеклассного мероприятия: развивать интерес к литературному чтению, творческому мышлению; вызвать познавательный интерес к творчеству Пушкина; воспитывать эстетический вкус, творческую активность и фантазию.

Данное мероприятие используют на уроках литературы в 5 – 6 классах. В путешествии участвуют 2 команды, которые соревнуются между собой.

Формы реализации: использовались образовательные технологии

личностно-ориентированная, системно-деятельностная, информационно-коммуникативная, игровая; дифференцированный подход, создание ситуации успеха, групповая технология, рефлексия.

Применяемые методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный.


Ход мероприятия

Ведущая. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок А.С.Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич – русский поэт, прозаик, драматург. А.С. Он родился в Москве, в семье отставного офицера, помещика Сергея Львовича, происходившего из старинного дворянского рода. Александр Сергеевич любил слушать сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна.

Сказка –  один из любимых жанров А.С.Пушкина. Даже в его повестях, романах и поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества, с 1814 до 1834 г.

Вы, конечно, любите сказки Пушкина? Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (5 и 1 поэму сказку). Назовите эти сказки. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде».)

Сегодня мы с вами, пройдем, несколько станций.

1 станция - «Сказка, откройся!»

Я с Пушкиным знакома с малых лет,

Его стихи читала в детстве мама.

О том, что самый лучший он поэт,

Мне кажется, с пеленок еще знала.

Ведущая. Да, мы знакомимся с ним в детстве. Еще не умеем читать, еще только слушаем. Слушаем его сказки, стихи. И на всю жизнь зачаровывает: «Жил старик со своей старухой у самого синего моря...» Или: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...» Мы взрослеем. Становимся школьниками. И к нам приходит новый Пушкин. Автор замечательных стихотворений о Родине, о желанной свободе, о дружбе, о природе...

Ведущая: Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. Список сказок Пушкина можно разделить логически на две группы:

- «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.

- «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка об ученом коте»: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.

Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания. Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.

2 станция – «Выставка рисунков»

Ребята, на стенде вы видите иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Определите из каких сказок данные рисунки.

3 станция – «Рыбалка»

Ребята, в нашем озере плавают рыбки. На оборотной стороне рыбок написан вопрос, на который вы должны ответить, для этого вам нужно хорошо знать сказки А.С. Пушкина.

  1. Сколько лет жили вместе старик со старухой? (Тридцать лет и три года)
  2. Сколько богатырей было в сказке? (Семь)
  3. За какую плату нанялся на работу Балда? (Щелчок)
  4. Сколько желаний старика исполнила золотая рыбка? (Три)
  5. Зачем Балде нужно было мутить воду? (Чтобы вывести черта)
  6. Где Королевич Елисей нашел мертвую Царевну? (В пещере)
  7. Как назывался остров, где жил князь Гвидон с царицей? (Буян)
  8. Кого спас князь Гвидон на море от злого коршуна? (Лебедь)
  9. Чем отравила царевну чернавка? (Яблоко)
  10. В кого превратился князь Гвидон, чтобы попасть на корабль. (Комар)

4 станция – «Телеграмма»

Пока мы с вами, ребята, искали пару, нам принесли телеграммы. Их отправили нам сказочные персонажи. Давайте им поможем. Но сначала мы должны узнать из какой сказки эта телеграмма.

  1. Старое корыто прохудилось - пришлите новое. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Помогите. В хозяйстве нужны работники. Оплата – 1 щелчок. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
  3. Приезжайте в салон колдовства, магии… Превращаю в комара, продаю золотые орешки, царевну с луной на лбу. («Сказка о царе Салтане»)
  4. Потеряли сестру, помогите найти. Тридцать три богатыря. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
  5. Купил золотого петушка. Пусть царь заберет. («Сказка о золотом петушке»)
  6. Дуб есть, золотую цепь купил, хочу говорящего кота. («Сказка об ученом коте»)

5 станция - «Ура! Мультфильмы!»

Просмотр мультфильма. (За это время жюри оценивает рисунки, подводит итоги, подписывает грамоты.)

6 станция - «Награждение»

Ведущая: Команды показали свои знания. Молодцы! А. С. Пушкин подарил сказкам новую жизнь, сделал их содержательнее и ярче. Пушкин велик! Я уверена, что вам захочется еще раз перелистать страницы пушкинских сказок. А теперь награждение. Всем спасибо!

Вам понравилось, мы знаем,

Все играли от души.

Спасибо всем сидящим в зале

За то, что к нам сюда пришли.

Сказки Пушкина все мы читали

И героев всех знаем давно.

Очень жаль расставаться нам с вами,

Помнить нам их всегда суждено.

Удивительно легко, свободно и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и наоборот.

Обращаясь к народной сказке, Пушкин нашел свой собственный метод работы с нею. Создавая сказку, он свободно выбирал сюжет, детали, мотивы из разных источников – русских и иностранных.

Когда мы перечитываем сказки А.С. Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки.

Материально- техническое обеспечение: О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина», «Сказки А. С. Пушкина», выставка творческих работ и рисунков детей, фишки (для оценивания), мультимедийная доска, запись отрывка из мультфильма по сказкам А. С. Пушкина, медали и грамоты для участников и победителей.

Перечень использованной литературы

1.«Благослови, поэт!»: антология поэзии пушкинской поры. Книга 1/ Прим. Вл. Муравьёва. - М.: Вече, 2003. - 432 с.

2.Зубарева Е.Е. Детская литература. Детская литература. - М.: Просвещение, 2005. - 346 с.

3.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина - М.: Просвещение, 1989. - 346 с.

4.Маршак, С. О сказках Пушкина / Маршак С. Соч. в 4-х т. - Е.1. С. 344-356.

5.Пушкин, А.С. Сказки. Стихотворения. Поэмы. [Текст]/ А. С. Пушкин. – М.: ЭКСМО, 2015.- 256 с.