Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
30.06.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Программа воспитательной работы по семейно-бытовому модулю «Счастливая семья»

Краевое государственное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги, «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

 

 

Методические материалы

Программа воспитательной работы по семейно-бытовому модулю «Счастливая семья»

 

Составители программы:

Дунаева Юлия Николаевна,

воспитатель  высшей квалификационной категории

КГБУ «Заринский центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей»,

Алтайский край, г. Заринск

 

Шкурко Антонина Анатольевна,

воспитатель  первой квалификационной категории

КГБУ «Заринский центр помощи детям,

оставшимся без попечения родителей»,

Алтайский край, г. Заринск

 

 

 

2019-2022гг.

 

Актуальность темы

 

        Детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные  качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим детям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования, собственно, он делает мужа и жену семьей. Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Только в семье ребенок получает опыт совместной жизни. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т.д.

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положение в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда его уважают и он уважает других. Или ненормальным, когда он баловень, а затем нередко и деспот семьи, когда он изгой и растет как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

А есть и такие, кто провел свое детство в стенах учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой каждого человека с младшего возраста. Но на пути к осуществлению своей мечты выпускники центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей,  терпят неудачу чаще, чем их «домашние» сверстники. Воспитанники сиротских учреждений испытывают раннюю материнскую депривацию, которая накладывает отпечаток на многие стороны психического развития. Особенно страдает адаптация к социуму, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения.

Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника центра помощи детям является коррекция семейных отношений, так как опыт взаимоотношений в своей биологической семье носил негативный характер или совсем отсутствовал. Это не может не сказаться на создании своей собственной семьи, выстроить у ребенка неправильную картину семейной жизни.

 Жизнь показывает, что большинство выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не могут создать свою собственную семью, либо создают неблагополучную семью, в соответствии с тем негативным опытом, который пережили. Как правило, семьи у таких выпускников распадаются в первые пять лет совместного проживания. Их дети тоже часто становятся воспитанниками сиротских учреждений. Так появляется «вторичное сиротство».     

Мы считаем, что описанные особенности требуют вмешательства в негативный опыт воспитанников центров помощи детям с целью коррекции их отношений к семейной жизни, умению выстраивать модель социально-стабильной и благополучной семьи. Мы полагаем, что в соответствии с возрастом ребенка,  его необходимо готовить к самостоятельной жизни, к тому, чтобы он в будущем был успешным, самодостаточным, умеющим ориентироваться в обществе.

И именно от нас зависит, смогут ли в будущем наши воспитанники создать крепкую дружную семью, хватит ли у них запаса тех знаний, умений, навыков, пониманий и  потребностей, способствующих желанию создать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней.

Пояснительная записка

        Семейное воспитание детей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей - это одно из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного процесса.

   Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.

   Такие представления у детей, оставшихся без попечения родителей, поступающих в центр помощи, в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

   Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.

   В центре помощи детям воспитываются дети, в основном, социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Воспитанники понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для удовлетворения потребностей и нужд ребенка. Но, в то же время, ощущение наличия родителей, стремление к ним, в какой-то степени, создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Дети стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации, с одной стороны – пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны – они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

   Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменят никакие педагоги, специально обученные люди, никакие специальные или искусственно создаваемые условия.

   В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи.

   Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая, в какой-то степени, обеспечивала бы усвоение ребенком социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье.

  На сегодняшний день адаптированной государственной программы развития и воспитания ребенка в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, пока не существует. Многие учреждения разрабатывают собственные программы.

   Однако важнее создавать такие условия, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

   Воспитательная программа по семейно-бытовому модулю разработана нами в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.     Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни.

   Программа рассчитана на 3 года для детей младшего возраста (1-4 класс), среднего возраста (5-8 класс),  старшего возраста (9-11 класса).

Программа включает в себя 9 теоретико – практических блоков:

1- «Что такое семья»

2- «Школа этикета»

3- «Быт семьи»

4-«Семья и ее функции»

5- «Домашний труд»

6- «Семейный досуг»

7- «Конфликты и способы их разрешения»

8- «Здоровье семьи»

9-  «Планирование семьи»

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода работы по Программе.

  Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

    В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

    Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

    В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих  форм работы:

  • Специально организованные занятия;
  •  
  •  
  • Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
  • Разбор ситуации на определенную тему;
  • Дискуссия, диспут;
  •  
  • Демонстрация фильмов;
  • Практические занятия;
  • Анкеты, тесты;
  • Сочинение детей на заданную тему;
  • Развлечения в кругу семьи (игры, конкурсы, викторины, пение песен и т. д.).

ДЕТИ В СЕМЬЕ

 

 

ЭКОНОМИКА

 СЕМЬИ

Цель: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ

УСТАНОВКИ НА СОЗДАНИЕ СЕМЬИ

ДОСУГ СЕМЬИ  

 

 КУЛЬТУРА

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

БЫТ СЕМЬИ

 

 

 

                                                                                                 

Задачи:

  1. Создавать условия для воспитанияу ребенка ответственности за каждого члена своей семьи
  2. Формировать навыки культуры взаимоотношений между членами семьи; уважения, любви, заботы, взаимопомощи и других
  3. Развивать соответствующие умения и навыки для ведения домашнего хозяйства
  4. Формировать навыки организации своего свободного времени с пользой для себя и для членов своей семьи

 

Принципы, на основе которых реализуется программа

Принцип системности. Процесс воздействие окружающей среды на ребенка также представляется как система влияния различных факторов (биологического, социально-психологического, медицинского, педагогического).

Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве между педагогами и детьми.

Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.

Принцип индивидуальности: каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.

Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества, т.к., чем больше свободы добивается личность в творчестве, тем большей эффективности она достигает в творческом саморазвитии. Восхождение на вершину творчества детей подготавливается в ежедневной деятельности, в том числе через сквозную работу центров различных направлений.

Принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности соуправления.

Принцип свободы выбора и доступности. Одним из условий развития личности является свобода выбора деятельности. Каждому ребенку предоставляется возможность выбора вида деятельности, посредствам занятий в различных центрах, объединениях, участия в мероприятиях, групповых и общих делах.

 

Ожидаемые результаты по окончанию работы над Программой

 

Воспитанники должны овладеть понятием «семья», понимать её значение в жизни человека, понимать особенности развития детей и основные проблемы воспитания ребёнка; навыками ведения домашнего хозяйства.

Воспитанники должны знать основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи; уметь различать близких и дальних родственников;

соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта; понимать важность такого шага как создание собственной семьи, важности планирования семьи; знать основы семейного законодательства, об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, основные статьи доходов и расходов семьи; как организовать семейный досуг.

 

Воспитанники должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям, объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак.

 

Способы достижения результатов

Формы организации и методы работы с детьми

 

  1. БЕСЕДЫ: о семье, ее составе, об истории возникновения семьи, о мотивах вступления в брак, о брачном возрасте, о любви, о правах и обязанностях членов семьи, об искусстве повседневного общения, утро, полдень, вечер в семье, про заботу о близких людях, о психологическом комфорте, о физической и душевной боли, о труде; о трудолюбии; о людях труда; о домашнем труде; о хозяйственно-бытовом труде, о вещах; об их хранении; о красоте; уюте, об интерьере; о духовном и материальном окружении, : о вещах; об их месте в жизни человека; о деньгах, о бюджете семьи и его составляющих; об одежде, о моде, о стиле в одежде, уход за домашней одеждой; уют в быту, виды денег ( бумажные и металлические), как распределить доходы, : о русских семейных обрядах; традициях; праздниках; о русском фольклоре, об играх – творчестве, развлечениях; об истории игр; о русских народных играх и играх других народов, : о книгах; о гигиене; и организации чтения; о писателях и поэтах; о периодической печати и другие.

 

  2.ВЕЧЕРА: о любви, о маме, «Мой дом», «Моя Родина», «Родная природа в поэзии русских поэтов и другие.

 

3.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ: разбор семейных ситуаций, пути выхода из конфликтных, уход за одеждой и обувью; уборка помещений семьи; создание уюта и красоты в семье; уход за комнатными растениями, изготовление поделок и нужных предметов из отслуживших вещей,

изготовление календаря праздников своей семьи; изготовление подарков и открыток своими руками, изготовление  старшим детьми книжек – раскрасок для малышей и другие.

 

4.ЧТЕНИЕ и обсуждение художественных произведений, сказок, мифов, и легенд народов мира о семье, художественной литературы о труде в семье; о профессиях; необходимых в домашнем хозяйстве, художественной литературы с описанием экономических проблем семьи, об источниках доходов, об истории русской культуры; о традициях и обрядах русского народа,

художественной литературы, рассказывается об играх и игрушках в семьях и другие.

 

 5.РАССМАТРИВАНИЕ картин, иллюстраций на тему «Семья», иллюстраций в книгах и журналах об интерьере и другие.

 

6.КОНКУРСЫ сочинений, стихов, рисунков на тему «Семья»,  рисунков о природе, конкурсы поделок из природного материала, «Уют в семье», «Самая уютная комната», на самую веселую игру, на игрушку, сделанную своими руками, на лучшую сказку, на лучшие учебники; на самого читающего ребенка, на лучшие иллюстрации к прочитанным книгам и другие.

 

7.РАССКАЗЫ воспитателей о разных семьях, о родственниках и родственных отношениях, об истории развития домашнего труда и другие.

 

8.ВСТРЕЧИ с интересными людьми ( работниками ЗАГСа, многодетными семьями и др.)

 

9.СОЧИНЕНИЯ – о счастье, о любимом человеке, о взаимоотношениях между девочками и мальчиками, о детстве, о том, какой будет будущая семья; о равнодушии; эгоизме, о трудолюбии; лени; о профессиях; о самообслуживании, «Мои будущие доходы», «Домашняя экономика», «Любимые игры», «Моя любимая игрушка» и другие.

 

10.ЭКСКУРСИИ:  по родному городу, в парк, в лес, в музей, в Мемориал, на предприятия; в организации бытового обслуживания, в детскую районную и городскую библиотеки и другие.

 

11.ПРАЗДНИКИ: « Моя семья»; « Совершеннолетие», День рождения в семье»; « Русские обряды», « Литературная гостиная», « Книжкины именины»   и др.

 

12.РЕЙДЫ по сохранности предметов личной гигиены и другие.

 

13.ТРЕНИНГИ по управлению эмоциями и по выражению чувств (словами, жестами, мимикой).

 

14.АНКЕТЫ: о профессиях; об умениях по самообслуживанию; о трудовых поручениях в семье,

какие книги читаете; что еще хотели бы почитать и другие.

 

15. ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМОВ: « Домашний труд»; « Мир профессий» и другие.

 

16.ИГРЫ: - ролевые: « Больница»; «Строитель», « Школа», « Парикмахерская», экономические:

« Расчет одного дня», « Семейный бюджет», игры по примеру телевизионных: «Поле чудес»;

 «Что? Где? Когда?», интеллектуальные: «Литературное лото»  и другие.

17. ВЫСТАВКА: - изделий своими руками,  новых книг и журналов и другие.

18. УСТНЫЕ  ЖУРНАЛЫ:  «Домашний труд избавит нас от трех зол: скуки, порока, нужды», « Бережливость, хозяйственность, деловитость черты настоящего хозяина» и другие.

 

19.КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Иждивенчество»; «Почему я?»; « Рациональное использование своего рабочего времени», « О вредных играх (азартных, жестоких, корыстных)» и другие.
 

20. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ: русских обрядов «Сватовство», «Свадьба», «Девичник»,

«Мальчишник» и другие.


21.РАЗВЛЕЧЕНИЯ: разучивание новых игр и другие.

 

22. АЛЬБОМ:  - в котором собираются игры и их описание, семейный фотоальбом.

 

23. ДОМАШНИЙ ЭРМИТАЖ  статьи о нашем детском доме, о нашей жизни в газетах и другие.

 

24.РИСОВАНИЕ: рисунков по прочитанным и придуманным книгам и сказкам.

Содержание деятельности

 

Младшая группа.

1 год. Блок: «Что такое семья»

 

Часы

1.

Беседа. «Что такое семья»

1

2.

Ролевая игра. «Мама, папа»

1

3.

Групповая работа. Коллаж. «Семья- это семь Я»

1

4.

Беседа. «Я и моя семья, родственные души»

1

5.

Сюжетно- ролевая игра. «Родные люди».

1

6.

Дискуссия на тему «Хороший отец - большое счастье»

1

7.

Обыгрывание ситуации «Отношение дочка- отец; сын- отец»

1

8.

Презентация на тему «Тепло родного очага»

1

9.

Творческая деятельность «Домашний очаг- родной дом, семья»

1

10.

Беседа «Согласная семья – самая счастливая». Игра «Продолжи пословицу»

1

11.

Обыгрывание ситуации «Я сегодня отвечаю за порядок в семье»

1

12.

Беседа «Должны ли дети заботиться о ком-либо»

1

13.

Проблемная ситуация «Мои отношения со старшими»

1

14.        

Беседа « Родители-пример для ребенка»

1

15.

Сюжетно-ролевая игра «Я – помощник в семье»

1

16.

Сюжетно-ролевая игра «Я – именинник». Чаепитие.

1

 

                               Ожидаемые результаты:

- знать, что означает понятие «семья, состав семьи, родственные связи, значимость семьи в жизни человека, благополучная семья

 

                            2 год. Блок: «Школа этикета»

 

Часы

1

Беседа «История этикета»

1

2

Игровые ситуации «Поведение в общественных местах»

2

3

Экскурсия в магазин

1

4

Беседа «Я и мои родители»

1

5

Игра «Страна этикета»

1

6

Ролевая игра «Умел в гости звать- умей встречать»

1

7

Практическое занятие «Культура поведения за столом» (кулинарное занятие)

1

 

                               Ожидаемые результаты:

- соблюдение правил поведения в общественных местах;

 -соблюдение культуры поведения за столом

 

                           3 год. Блок: «Быт семьи»

 

Часы

1

Беседа «Только трудом держится дом»

1

2

Творческая деятельность. Создание коллективного рисунка «Мы создаем уют в доме»

1

3

Беседа «Как научиться трудолюбию»

1

4

Практическое занятие «Пятна на одежде»

1

5

Игровая ситуация «Составляем режим дня»

1

6

Беседа «Понятие семейного отдыха»

1

7

Экскурсия «Моя семья на природе»

1

8

Игра «Мой любимый семейный праздник»

1

 

                             Ожидаемые результаты:

- знать виды домашнего труда;

 - знать зачем нужна чистота в доме; о предметах труда;

-  сформированность понятия «трудолюбие», «хозяйственность»,

 

Средняя группа

 

                             1 год. Блок «Семья и ее функции»

 

Часы

1

Занятие «Семья, как много в этом слове...»

1

2

Практическое занятие: Мини-сочинение «Что для меня означает семья?»

1

3

Практическое занятие. Тренинг «Семья моей мечты»

1

4

Занятие «Функции семьи»

1

5

. Круглый стол «Роль отца и матери в семье»

1

6

Занятие «Родные люди, родственные отношения, кровное родство»

1

7

Разбор ситуаций «Вся семья вместе, так и душа на месте»

1

8

8.Практическое занятие «Семейные традиции»

1

 

Ожидаемые результаты:

-понимание смысла и целей семейной жизни;

- реальные представления о семейной жизни, её тяготах и радостях;

-понимание своей роли в семейной жизни

 

                        2 год. Блок: «Домашний труд в семье»

 

Часы

1.

Беседа. « Зайти приятно в дом если порядок в нем»

1

2.

Занятие. «Создание уюта в семье, красота и самобытность»

1

3.

Практическое занятие «Цветы в доме и уход за ними»

1

4.

Занятие «Овладение трудовыми умениями и навыками»

1

5.6.

Практическое занятие «Навыки самообслуживания»:           -«Моющие средства. Стирка белья из разной ткани (хлопок, шерсть, шелк, объемная пряжа, кружева, тюль)»

 -«Отбеливающие, подсинивающие и подкрашивающие средства»

-«Выведение пятен»

-«Глажка белья»

-«Уход за одеждой»

-«Мелкий ремонт одежды»

-«Уход за обувью»

2

7.

Презентация «Основные овощные культуры, выращиваемые на огороде»

1

8.

Практическое занятие «Посев цветов»

1

 

Ожидаемые результаты:

- иметь трудовые навыки для бытовой адаптации.

                                  

                                         3год. Блок: «Семейный досуг»

 

Часы

1.

Занятие «Организация семейного досуга»

1

2.

Диспут «Как провести свободное время»

1

3.

Беседа «Радость семейных праздников»

1

4.

Праздник «День семьи»

1

5.

Практическое занятие «Развлекаем гостей»

1

6.

Практическое занятие «Любимые игры в моем детстве»

1

7.

Практическое занятие «В гости к другу»

1

8.

Практическое занятие «Выбор подарков»

1

9.

Сочинение «Какие праздники будут в моей будущей семье»

1

 

Ожидаемые результаты:

- знать правила гостеприимства, подготовку к приему гостей,

- знать особенности поведения в гостях и за столом,

- знать правила подарочного этикета, знать промахи, допущенные за столом;

- знать традиции и обряды русской семьи;

-знать правила подготовки семейных торжеств

 

Старшая группа

 

            1год. Тема: «Конфликты в семье и способы их разрешения»

 

Часы

1.

Беседа «Основные проблемы семейных отношений»

1

2.

Занятие «Без конфликтов не бывает»

1

3.

Дискуссия «Как решать семейные проблемы»

1

4.

Занятие «Конфликт и его разрешение»

1

5.

Практическое занятие «Учимся разрешать конфликты»

2

6.

 Ролевые игры «Ссора сына с матерью», «    

1

7.

Занятие «Причины и последствия разлада семейных отношений» (Алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие к друг другу)

1

 

                              Ожидаемые результаты:

- знать основные правила поведения людей в ситуациях конфликта

                    

                                2год. Блок: «Здоровье семьи»

 

Часы

1.

Занятие «Здоровье семьи»

1

2.

Занятие «Роль родителей в сохранении и укреплении здоровья детей»

1

3.

Дискуссия «Вредные привычки»

1

4.

Занятие « Прививка в жизни человека»

1

5.

Практическое занятие «Аптечка в доме»

1

6.

Практическое занятие «Вызов скорой помощи»

1

7.

Беседа «О здоровом питании»

1

8.

Занятие «Заболевания, передающиеся половым путем. Профилактика»

1

 

                               Ожидаемые результаты:

 -сформированность  представлений о необходимости вести здоровый образ жизни, заботиться о своем будущем потомстве

-

                     3год.  Блок: «Планирование семьи»

 

Часы

1.

Дискуссия «Что такое планирование семьи»

1

2.

Занятие «Значение целомудрия для здоровья будущего потомства»

1

3.

Беседа «Когда дети не желательны»

1

4.

Просмотр видеофильма «Контрацепция» Современные способы предохранения от нежелательной беременности.

1

5.

Диспут «Случайные связи – оправдан ли риск»

1

6.

Занятие «Внебрачные сексуальные отношения. Ситуация «Если друг оказался вдруг»

1

7.

Занятие «Здоровый образ жизни – как условие рождения здорового ребенка, вред алкоголя, никотина и наркотиков»

1

8.

Занятие «Несколько детей в семье»

1

 

                        Ожидаемые результаты:

- понимание важности такого шага, как создание семьи;

- понимание важности планирования семьи;

- знать основы семейного законодательства

 

Критерии эффективности программы «Счастливая семья»

 

Цель разработки критериев: воспитание будущего семьянина

Задачи:

  1. Определить качество личности необходимые для воспитания будущего семьянина.

 

  1. Определить степень развития качеств личности у воспитанников Заринского детского дома.

 

  1. Разработать мониторинг отслеживания результатов эффективности программы на развитии качеств личности каждого воспитанника.

 

Духовно-нравственное качество

Цель: Создание условий для формирования духовно-развитой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный социально-одобряемый выбор жизненной позиции.

Качества личности

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

1. Честность

Всегда честен по отношению ко взрослым и детям. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.

Почти всегда честен по отношению  к детям и взрослым

Часто говорит неправду ради собственной выгоды

Почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно

Склонен всегда говорить неправду.

2. Вежливость

Все его поступки и слова говорят об уважении к другим людям

Почти всегда проявляет уважение к другим людям

Часто бывает невежлив и нетактичен

Часто бывает резок, груб. Нередко происходят ссоры по его вине.

Всегда резок, невыдержан в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. В ссоре оскорбляет других, грубит.

3. Скромность

Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.

Иногда по просьбе других рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

Сам рассказывает другим о всех своих достижениях и заслугах.

Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимает очень малое участие или к чему имеет малое отношение

Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

4. Справедливость

Активно борется с тем, что считает несправедливым

Не всегда борется с тем, что считает несправедливым

Редко выступает против того, что считает несправедливым

Не добивается справедливости

Равнодушен к проявлениям не справедливости

5. Бескорыстие

В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой

Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей

Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственности выгоды.

В поступках часто руководствуется соображениями личной выгоды

В поступках всегда руководствуется соображениями личной выгоды.

6. Отзывчивость

 

 

 

 

 

Всегда сочувствует другим людям, дети часто делятся ч ним своими заботами

Искренне сочувствует другим людям, если не сильно поглощен своими переживаниями

Поглощен своими переживаниями и чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей

Почти не умеет сочувствовать другим людям

Совершенно не умеет сочувствовать другим людям, дети никогда не идут к нему за советом или помощью.

7. Эмпатия

Всегда спокоен, вежлив в общении с другими людьми. Старается полностью понять и принять чувства и переживания другого человека.

Старается понять и принять чувства и переживания другого человека, но свои чувства и переживания считает важнее, но не афиширует этого.

Старается понять и принять чувства других, если они не касаются его лично.

Безразличен к чувствам других, считает самым важным свои чувства переживания

Непримирим к недостаткам других людей, не считается с чужим мнением, делает замечания в грубой форме, ошибки других людей высмеивает.

 

Деловые качества

Цель: Создавать условия для ознакомления и овладения социальными нормами поведения во всех сферах жизнь человека, для формирования активной жизненной позиции

 

Качества личности

«5»

«4»

«3»

«2»

«1»

Ответственность

Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любую порученную ему работу

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу

Часто не выполняет в срок или выполняет плохо порученное ему дел

Очень редко выполняет порученное ему дело

Никогда не доводит до конца порученные ему  дела

Организованность

Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно своему плану, умеет рационально чередовать работу и отдых

В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу, умеет организовать свободное время с пользой

Умеет правильно распределить  и в срок выполнить свою работу, только если за нее надо отчитываться перед взрослыми, не всегда умеет организовать свое свободное время

Чаще не умеет правильно распределить свою работу во времени, не умеет организовать свое свободное время с пользой для себя и других, часто бесцельно тратит время.

Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря, бесцельно бродит по улице, находится в помещении

Трудолюбие

Любую работу всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

В большинстве случаев берется охотно за любую работу, стараясь выполнить ее хорошо.

Редко берется за работу охотно

Чаще всего старается уклонится от выполнения любой работы

Всегда уклоняется от выполнения любой работы.

Аккуратность

Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, опрятно одет, причесан, бережет общественное имущество, всегда старается навести порядок в помещении, привести в порядок (отремонтировать, зашить и т.д. имущество)

Содержит в надлежащем порядке свои вещи. Помогает приводить в порядок общественное имущество, но скорее по обязанности, чем по желанию, опрятен

Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, иногда бывает неопрятным, неряшливо одетым, равнодушен к порче общественного имущества, принимает участие в ремонте под контролем взрослых.

Часто не заботится о своем внешнем виде, прическе, своих вещах, не бережет общественное имущество, бывают случаи порчи общественного имущества.

Совершенно не заботится о своем внешнем виде, всегда неопрятен, неряшлив, не заботится о содержании своих вещей в порядке, при случае не задумываясь портит общественное имущество.

Коллективизм

Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его личным планам и делам.

Нередко проявляет равнодушие к чужим делам, если это не затрагивает его лично.

В основном равнодушен к делам и заботам других людей, по своей инициативе не помогает.

Считает излишнем проявлять заботу о других людях, предпочитает со стороны наблюдать за действиями других людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.
  2. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.
  3. Зверева О. ., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. - 2000.
  4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.
  5. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.-М.- 2000.
  6. Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.
  7. Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной РоссииМ, 1999
  8. Стрельникова М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 292 с.
  9. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.
  10. Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.
  11. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н.