Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Программа внеурочной деятельности «ВОКРУГ СВЕТА»  (по странам Азии, Австралии и Океании) (общекультурное  направление)

муниципального      бюджетного  общеобразовательного учреждения «Карпогорская      СШ     №118» Пинежского района Архангельской области

 

Программа внеурочной деятельности «ВОКРУГ СВЕТА»  (по странам Азии, Австралии и Океании) (общекультурное  направление)

 

                                учитель  географии

Симкова  Н.А.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Программа внеурочной деятельности «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании)  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Она  расширяет предметную область «Общественные науки» за счет введения дополнительных сведений о многообразии стран и  народов на Земле, позволяет глубже изучать такие учебные предметы как география и история.

         Данная программа педагогически целесообразна, т.к. способствует привлечению внимания школьников к многообразию стран, к их истории и культурному наследию,  дает возможность им почувствовать, что окружающий мир разнообразен,  интересен и увлекателен.

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Материал, используемый в программе «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании), позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.

 Изучение программы «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании)  в 5 классе направлено на достижение следующей цели:
-  формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.

Основными задачами реализации содержания программы внеурочной деятельности  явля­ются:
1) формирование уважительного отношения к истории и культуре  других стран;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Отбор содержания программы осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в программе выстраивается яркая  картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности стран и народов.

         Уважение к миру – это  формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

   В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся работают с политической и физической картами, глобусом, выполняют различные творческие задания. Проводятся учебные диалоги, ролевые игры. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.

Принципы реализации программы: 

  •  научности и посильной трудности обучения;
  •  систематичности и последовательности;
  •  гуманизации (уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей);
  • сознательности и творческой активности учащихся;
  • наглядности обучения, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
  •  доступности;
  •  прочности результатов обучения;
  • связи обучения с жизнью;
  • рационального сочетания коллективных, групповых  и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.

 На реализацию программы отводится 17 часов в год  в 5-х классах. Занятия проводятся по 45 минут 1 раз в неделю в течение 1 года обучения во внеурочное время.

 

Планируемые   результаты изучения курса

При изучении программы «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании)   достигаются следующие предметные результаты:

  1. обучающиеся познакомятся и расширят знания о  странах Азии: название, расположение на карте, столица, флаг, глава государства,  язык, главные достопримечательности;
  2. приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  3. получат возможность осознать своё место в мире;  
  4. получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом пространстве Интернета, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Обучающиеся по окончанию курса  получит возможность научиться:

  1. Узнавать государственную символику изучаемых стран,  находить их на карте,  описывать  достопримечательности.
  2. Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о странах с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
  2. формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
  3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной  ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных  ситуаций.

 Обучающиеся получат возможность для формирования:

  1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  2. выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  3. устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  4. адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности.

Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов основного общего образования, таких как:

  1. способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  2.  самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  3. умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  4.  умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  5. способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
  6. умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
  7. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Обучающийся  получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.
  4. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  5.  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  6. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  7. осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  8. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  9. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  10.  аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  11. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Для оценки достижений учащихся может использоваться метод тестирования (Приложение 1), интеллектуальные конкурсы (Приложение 2), презентация проектных работ обучающихся (Приложение 3), а  также участие обучающихся в проектно-исследовательских конференциях.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

 

Тема раздела

 

Количество часов

На юго-западе Азии (4 часа)

 

1.

Турция

1 час

2.

Израиль

1 час

3.

Саудовская Аравия

1 час

4.

Ирак и Иран

1 час

На юге Азии (4 часа)

 

5.

Индия

1 час

6.

Непал

1 час

7.

Бангладеш

1 час

8.

Пакистан

1 час

Юго-Восток Азии  (6 часов)

 

9.

Тайланд

1 час

10.

Лаос

1 час

11.

Вьетнам

1 час

12.

Мьянма

1 час

13.

Индонезия

1 час

14.

Филиппины

1 час

Что такое Австралазия? (2 часа)

15.

Австралия

1 час

16.

Океания

1 час

17.

Повторительно-обобщающий урок

1 час

Итого

17 часов

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

На юго-западе Азии (4 часа)

Турция (1 час)

Месторасположение. Столица - Анкара. Флаг. Герб. Язык – турецкий . Глава государства - президент. Достопримечательности:  Константинополь, Бедестен – Крытый базар, купальни Агамемнона, Босфор – граница континентов и др.

 

Израиль (1 час)

Месторасположение. Столица - Иерусалим. Флаг. Герб. Язык – иврит, арабский. Глава государства - президент. Достопримечательности: церковь Екатерины Александрийской, базилика Молочной Пещеры, гробница Рохель, Стена Плача, храм Гроба Господня и др.

 

Саудовская Аравия (1 час)

Месторасположение. Столица – Эр-Рияд. Флаг. Герб. Язык – арабский. Глава государства - король. Достопримечательности: гора Арафат, мост Джамараат, мечеть Аль-Харам, Кааба – кирпичный храм в центре Мекки и др.

 

Ирак и Иран (1 час)

Месторасположение. Столица Ирака – Багдад, Ирана – Тегеран. Флаг. Герб. Язык Ирака – арабский и курдский, Ирана – персидский.  Глава государства - президент.

Достопримечательности Ирака: национальный музей в Багдаде, Зиккурат в Уре – храм колыбели цивилизации и др.

Достопримечательности Ирана: цитадели Бам, года Эльбрус, Персеполь – руины великой столицы и др.

 

На юге Азии (4 часа)

Индия (1 час)

Месторасположение. Столица -  Нью-Дели. Флаг. Герб. Язык –  хинди и английский. Глава государства - президент. Достопримечательности: мавзолей Тадж-Махал, храм Лотоса, река Ганг – священная река, Болливуд  и др.

 

Непал (1 час)

Месторасположение. Столица – Катманду. Флаг. Герб. Язык – непали. Глава государства - президент. Достопримечательности: Покхара – гималайская долина, водопад Дьявола, Аннапурна – кольцо вокруг Гималаев и др.

 

Бангладеш (1 час)

Месторасположение. Столица - Дакка. Флаг. Герб. Язык – бенгальский. Глава государства - президент. Достопримечательности: храм Дхакешвари, национальный парк Сундарбан и др.

 

Пакистан (1 час)

Месторасположение. Столица - Исламабад. Флаг. Герб. Язык – английский, урду. Глава государства - президент. Достопримечательности: мечеть Вазир Хана, долина Хунза – самая красивая долина в мире и др.

 

Юго-Восток Азии  (6 часов)

Тайланд (1 час)

Месторасположение. Столица - Бангкок. Флаг. Герб. Язык – тайский. Глава государства - король. Достопримечательности: храм Изумрудного Будды, королевский музей барж, змеиная ферма Красного Креста, Ват Пхо – храм лежащего будды и др.

 

Лаос (1 час)

Месторасположение. Столица - Вьентьян. Флаг. Герб. Язык – лаосский. Глава государства - президент. Достопримечательности: Хо Пха Кэо – бывший храм Изумрудного Будды, Пха Тхатлуанг – королевская ступа, Луангпхабанг – город золотых храмов и др.

 

Вьетнам (1 час)

Месторасположение. Столица - Ханой. Флаг. Герб. Язык – вьетнамский. Глава государства - президент. Достопримечательности: Ханой – тысячелетняя столица, Пагода из сна – буддистский храм, бухта Халонг – скалистый лабиринт в море, Мишон – руины древнего королевства и др.

 

Мьянма (1 час)

Месторасположение. Столица - Янгон. Флаг. Герб. Язык – бирманский. Глава государства - президент. Достопримечательности: пагода Шведагон в Янгоне, Инле – мелководное озеро на краю света, Паган – равнина древних пагод и др.

 

Индонезия (1 час)

Месторасположение. Столица - Джакарта. Флаг. Герб. Язык – индонезийский. Глава государства - президент. Достопримечательности: храм Боробудур, Бали – рай на Земле, Борнео – остров трех стран, вулкан Бромо – в море песка и др.

 

Филиппины (1 час)

Месторасположение. Столица - Манила. Флаг. Герб. Язык – английский и филиппинский. Глава государства - президент. Достопримечательности: церковь Святого Августина, вулкан Майон – беспокойный гигант, остров Бохоль – жемчужина Филиппин и др.

 

Что такое Австралазия? (2 часа)

Австралия (1 час)

Месторасположение. Столица - Канберра. Флаг. Герб. Язык – английский и австралийский. Глава государства - королева. Достопримечательности: Болс-Пирамид – скала в море, Большой Барьерный риф, залив Шарк – в царстве Нептуна и др.

 

Океания (1 час)

Месторасположение. Микрогосударства. Достопримечательности: горы Фоджа – благословенный сад на Новой Гвинее, Маджуро – коралловая столица (Маршалловы острова), Окленд – ворота в Новую Зеландию, Бора-Бора – сказочный остров и др.

 

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для организации успешной работы занятия по программе «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании) проходят в кабинете, в котором представлены в достаточном объёме наглядно - информационные материалы и имеется хорошее освещение.

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно ис- пользоваться на занятиях по программе, относятся:

· мультимедийный проектор, электронная доска;

· компьютеры (с выходом в Интернет)

Средства обучения:

  1. физическая и политическая  карты мира;
  2. глобус;
  3.  презентации, видеофрагменты об основных достопримечательностях изучаемых стран;
  4. энциклопедии, словари, справочники;
  5. доступ к Интернету.

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых странах.

              

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
  1. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
  1. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1.   Энциклопедия «Мир на ладони». ООО «И.М.П.», 2011.
  1.   География. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина– М.: Просвещение, 2008
  2. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / А.А. Плешаков и др. – М.: Просвещение, 2011
  3. Страны и города: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 576 с.

 

 Электронные ресурсы:

 

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 
  1. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ 
  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обобщающий тест

 

1. Священная река Индии

А) Тигр

Б) Ганг

В) Евфрат

 

2. Вьентьян  -  столица…

А) Ветнама

Б) Лаоса

В) Тайланда

 

3.Эр-Рияд - столица…

А) Саудовской Аравии

Б) Ирана

В) Ирака

 

4. Северная граница Индии проходит по …..

А) Гималаям

Б) Гангу

 

5. Стена Плача – это достопримечательность…

А) Турции

Б) Израиля

В) Саудовской Аравии

 

6. Мавзолей Тадж-Махал – это достопримечательность…

А) Индии

Б) Непала

В) Пакистана

 

  1. Гора Арафат– это достопримечательность…

А) Ирана

Б) Ирака

В) Саудовской Аравии

 

8. Босфор – граница континентов

А) Евразии и Африки

Б) Евразии и Австралии

 

9. Страна - материк

А) Океания

Б) Австралия

В) Индия

 

10. Река Пакистана

А) Инд

Б) Ганг

В) Брахмапутра

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС

 

Викторина «Назовите страны»   

 

  1. Страна подарившая миру шахматы (Индия)
  2. Страна тысячи островов (Индонезия)
  3. Самая красивая долина в мире (Пакистан)
  4. Родина голубоглазых кошек (Тайланд)
  5. Гора Арарат, к которой по библейским преданиям пристал Ноев Ковчег (Турция)
  6. Коралловые острова (Океания)
  7. Самая высокая гора мира (Непал)
  8. Золотая страна или Страна золотых пагод (Мьянма)
  9. Долина кувшинов (Лаос)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Темы проектных работ

 

  1. Туристический маршрут по странам Азии
  2. Достопримечательности Индии
  3. Удивительная культура стран Юго-Восточной Азии
  4. Океания – что за часть света?
  5. Манила – столица Филиппин
  6. Кто живет в Азии?
  7. Древнее Друречье
  8. Национальные традиции гостеприимства у разных народов Азии