Программа внеурочной деятельности «ВОКРУГ СВЕТА» (по странам Азии, Австралии и Океании) (общекультурное направление)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карпогорская СШ №118» Пинежского района Архангельской области
Программа внеурочной деятельности «ВОКРУГ СВЕТА» (по странам Азии, Австралии и Океании) (общекультурное направление)
учитель географии
Симкова Н.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Она расширяет предметную область «Общественные науки» за счет введения дополнительных сведений о многообразии стран и народов на Земле, позволяет глубже изучать такие учебные предметы как география и история.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. способствует привлечению внимания школьников к многообразию стран, к их истории и культурному наследию, дает возможность им почувствовать, что окружающий мир разнообразен, интересен и увлекателен.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных возможностей и способностей учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, что позволяет ему проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Материал, используемый в программе «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании), позволит обучающимся принимать активное участие в конкурсах, викторинах, познавательных играх, олимпиадах, исследовательской и проектной деятельности, готовить сообщения и доклады в учебной деятельности.
Изучение программы «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании) в 5 классе направлено на достижение следующей цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Основными задачами реализации содержания программы внеурочной деятельности являются:
1) формирование уважительного отношения к истории и культуре других стран;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания программы осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в программе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности стран и народов.
Уважение к миру – это формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания программы лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся работают с политической и физической картами, глобусом, выполняют различные творческие задания. Проводятся учебные диалоги, ролевые игры. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся.
Принципы реализации программы:
- научности и посильной трудности обучения;
- систематичности и последовательности;
- гуманизации (уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей);
- сознательности и творческой активности учащихся;
- наглядности обучения, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
- доступности;
- прочности результатов обучения;
- связи обучения с жизнью;
- рационального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.
На реализацию программы отводится 17 часов в год в 5-х классах. Занятия проводятся по 45 минут 1 раз в неделю в течение 1 года обучения во внеурочное время.
Планируемые результаты изучения курса
При изучении программы «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании) достигаются следующие предметные результаты:
- обучающиеся познакомятся и расширят знания о странах Азии: название, расположение на карте, столица, флаг, глава государства, язык, главные достопримечательности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом пространстве Интернета, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Обучающиеся по окончанию курса получит возможность научиться:
- Узнавать государственную символику изучаемых стран, находить их на карте, описывать достопримечательности.
- Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о странах с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Освоение курса вносит существенный вклад в достижение личностных результатов, а именно:
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности.
Изучение курса играет значительную роль в достижении метапредметных результатов основного общего образования, таких как:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Для оценки достижений учащихся может использоваться метод тестирования (Приложение 1), интеллектуальные конкурсы (Приложение 2), презентация проектных работ обучающихся (Приложение 3), а также участие обучающихся в проектно-исследовательских конференциях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема раздела
|
Количество часов |
На юго-западе Азии (4 часа)
|
||
1. |
Турция |
1 час |
2. |
Израиль |
1 час |
3. |
Саудовская Аравия |
1 час |
4. |
Ирак и Иран |
1 час |
На юге Азии (4 часа)
|
||
5. |
Индия |
1 час |
6. |
Непал |
1 час |
7. |
Бангладеш |
1 час |
8. |
Пакистан |
1 час |
Юго-Восток Азии (6 часов)
|
||
9. |
Тайланд |
1 час |
10. |
Лаос |
1 час |
11. |
Вьетнам |
1 час |
12. |
Мьянма |
1 час |
13. |
Индонезия |
1 час |
14. |
Филиппины |
1 час |
Что такое Австралазия? (2 часа) |
||
15. |
Австралия |
1 час |
16. |
Океания |
1 час |
17. |
Повторительно-обобщающий урок |
1 час |
Итого |
17 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
На юго-западе Азии (4 часа)
Турция (1 час)
Месторасположение. Столица - Анкара. Флаг. Герб. Язык – турецкий . Глава государства - президент. Достопримечательности: Константинополь, Бедестен – Крытый базар, купальни Агамемнона, Босфор – граница континентов и др.
Израиль (1 час)
Месторасположение. Столица - Иерусалим. Флаг. Герб. Язык – иврит, арабский. Глава государства - президент. Достопримечательности: церковь Екатерины Александрийской, базилика Молочной Пещеры, гробница Рохель, Стена Плача, храм Гроба Господня и др.
Саудовская Аравия (1 час)
Месторасположение. Столица – Эр-Рияд. Флаг. Герб. Язык – арабский. Глава государства - король. Достопримечательности: гора Арафат, мост Джамараат, мечеть Аль-Харам, Кааба – кирпичный храм в центре Мекки и др.
Ирак и Иран (1 час)
Месторасположение. Столица Ирака – Багдад, Ирана – Тегеран. Флаг. Герб. Язык Ирака – арабский и курдский, Ирана – персидский. Глава государства - президент.
Достопримечательности Ирака: национальный музей в Багдаде, Зиккурат в Уре – храм колыбели цивилизации и др.
Достопримечательности Ирана: цитадели Бам, года Эльбрус, Персеполь – руины великой столицы и др.
На юге Азии (4 часа)
Индия (1 час)
Месторасположение. Столица - Нью-Дели. Флаг. Герб. Язык – хинди и английский. Глава государства - президент. Достопримечательности: мавзолей Тадж-Махал, храм Лотоса, река Ганг – священная река, Болливуд и др.
Непал (1 час)
Месторасположение. Столица – Катманду. Флаг. Герб. Язык – непали. Глава государства - президент. Достопримечательности: Покхара – гималайская долина, водопад Дьявола, Аннапурна – кольцо вокруг Гималаев и др.
Бангладеш (1 час)
Месторасположение. Столица - Дакка. Флаг. Герб. Язык – бенгальский. Глава государства - президент. Достопримечательности: храм Дхакешвари, национальный парк Сундарбан и др.
Пакистан (1 час)
Месторасположение. Столица - Исламабад. Флаг. Герб. Язык – английский, урду. Глава государства - президент. Достопримечательности: мечеть Вазир Хана, долина Хунза – самая красивая долина в мире и др.
Юго-Восток Азии (6 часов)
Тайланд (1 час)
Месторасположение. Столица - Бангкок. Флаг. Герб. Язык – тайский. Глава государства - король. Достопримечательности: храм Изумрудного Будды, королевский музей барж, змеиная ферма Красного Креста, Ват Пхо – храм лежащего будды и др.
Лаос (1 час)
Месторасположение. Столица - Вьентьян. Флаг. Герб. Язык – лаосский. Глава государства - президент. Достопримечательности: Хо Пха Кэо – бывший храм Изумрудного Будды, Пха Тхатлуанг – королевская ступа, Луангпхабанг – город золотых храмов и др.
Вьетнам (1 час)
Месторасположение. Столица - Ханой. Флаг. Герб. Язык – вьетнамский. Глава государства - президент. Достопримечательности: Ханой – тысячелетняя столица, Пагода из сна – буддистский храм, бухта Халонг – скалистый лабиринт в море, Мишон – руины древнего королевства и др.
Мьянма (1 час)
Месторасположение. Столица - Янгон. Флаг. Герб. Язык – бирманский. Глава государства - президент. Достопримечательности: пагода Шведагон в Янгоне, Инле – мелководное озеро на краю света, Паган – равнина древних пагод и др.
Индонезия (1 час)
Месторасположение. Столица - Джакарта. Флаг. Герб. Язык – индонезийский. Глава государства - президент. Достопримечательности: храм Боробудур, Бали – рай на Земле, Борнео – остров трех стран, вулкан Бромо – в море песка и др.
Филиппины (1 час)
Месторасположение. Столица - Манила. Флаг. Герб. Язык – английский и филиппинский. Глава государства - президент. Достопримечательности: церковь Святого Августина, вулкан Майон – беспокойный гигант, остров Бохоль – жемчужина Филиппин и др.
Что такое Австралазия? (2 часа)
Австралия (1 час)
Месторасположение. Столица - Канберра. Флаг. Герб. Язык – английский и австралийский. Глава государства - королева. Достопримечательности: Болс-Пирамид – скала в море, Большой Барьерный риф, залив Шарк – в царстве Нептуна и др.
Океания (1 час)
Месторасположение. Микрогосударства. Достопримечательности: горы Фоджа – благословенный сад на Новой Гвинее, Маджуро – коралловая столица (Маршалловы острова), Окленд – ворота в Новую Зеландию, Бора-Бора – сказочный остров и др.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для организации успешной работы занятия по программе «Вокруг света» (по странам Азии, Австралии и Океании) проходят в кабинете, в котором представлены в достаточном объёме наглядно - информационные материалы и имеется хорошее освещение.
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно ис- пользоваться на занятиях по программе, относятся:
· мультимедийный проектор, электронная доска;
· компьютеры (с выходом в Интернет)
Средства обучения:
- физическая и политическая карты мира;
- глобус;
- презентации, видеофрагменты об основных достопримечательностях изучаемых стран;
- энциклопедии, словари, справочники;
- доступ к Интернету.
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых странах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
- Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Энциклопедия «Мир на ладони». ООО «И.М.П.», 2011.
- География. 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина– М.: Просвещение, 2008
- Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / А.А. Плешаков и др. – М.: Просвещение, 2011
- Страны и города: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 576 с.
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обобщающий тест
1. Священная река Индии
А) Тигр
Б) Ганг
В) Евфрат
2. Вьентьян - столица…
А) Ветнама
Б) Лаоса
В) Тайланда
3.Эр-Рияд - столица…
А) Саудовской Аравии
Б) Ирана
В) Ирака
4. Северная граница Индии проходит по …..
А) Гималаям
Б) Гангу
5. Стена Плача – это достопримечательность…
А) Турции
Б) Израиля
В) Саудовской Аравии
6. Мавзолей Тадж-Махал – это достопримечательность…
А) Индии
Б) Непала
В) Пакистана
- Гора Арафат– это достопримечательность…
А) Ирана
Б) Ирака
В) Саудовской Аравии
8. Босфор – граница континентов
А) Евразии и Африки
Б) Евразии и Австралии
9. Страна - материк
А) Океания
Б) Австралия
В) Индия
10. Река Пакистана
А) Инд
Б) Ганг
В) Брахмапутра
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС
Викторина «Назовите страны»
- Страна подарившая миру шахматы (Индия)
- Страна тысячи островов (Индонезия)
- Самая красивая долина в мире (Пакистан)
- Родина голубоглазых кошек (Тайланд)
- Гора Арарат, к которой по библейским преданиям пристал Ноев Ковчег (Турция)
- Коралловые острова (Океания)
- Самая высокая гора мира (Непал)
- Золотая страна или Страна золотых пагод (Мьянма)
- Долина кувшинов (Лаос)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Темы проектных работ
- Туристический маршрут по странам Азии
- Достопримечательности Индии
- Удивительная культура стран Юго-Восточной Азии
- Океания – что за часть света?
- Манила – столица Филиппин
- Кто живет в Азии?
- Древнее Друречье
- Национальные традиции гостеприимства у разных народов Азии