Программа внеурочной деятельности: «Сказы и легенды Урала» Для учащихся 6 класса (второй год обучения 2023-2024 )
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением
отдельных предметов» Свердловская область г. Верхняя Пышма
Программа внеурочной деятельности: «Сказы и легенды Урала»
Для учащихся 6 класса (второй год обучения 2023-2024 )
Шабалда Марина Михайловна
Учитель географии
2.1. Пояснительная записка
Актуальность написания данной программы видится в том, что в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Подходы к процессу образования и воспитания сегодня весьма разнообразны, но основной целью этих программы является взращивание жизнеспособной личности, способной чутко относится к людям, к окружающему миру и адаптироваться в быстроменяющимся мире.
Проанализировав программу воспитания и обучения, посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство со сказкой, легендами Урала.
На этой основе в содержание программы были внесены народные сказки, легенды отражающих многонациональный состав нашего региона для развития литературных способностей в процессе читательской деятельности, где учитывают интересы, потребности и способности ребенка. В связи с этим используются сказки писателей уральского региона: Павла Петровича Бажова, Людмилы Константиновны Татьяничевой, Сергея Тимофеевича Аксакова, Дмитрий Наркисовича Мамина-Сибиряка.
Новизной данной программы является то, что в ходе освоения программы ребенок знакомится с природой, культурой, традициями, обычаями народов, проживающих на территории Урала и заключается в следующем: при работе со сказкой их нельзя просто читать, их надо анализировать, т.е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный процесс, возвращаться к одному и тому же многократно и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, с разных позиций и разными методами.
Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста совместно с педагогом. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обуславливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения.
При знакомстве детей с литературными произведениями следует учитывать их возрастные особенности восприятия художественной литературы.
Программа рассчитана для детей разного возраста от 10 лет до 15 лет
У детей наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литературной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие литературного текста приближается к уровню эстетической деятельности.
Путешествуя по сказке, и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами поведения сказочных героев. Осознание ребенком ответственности за свои поступки вытекает непосредственно из сказочной ситуации и является более доходчивым, нежели требования взрослого.
Направление данной программы – краеведческое. Программа состоит из двух частей. Первая часть – занятия на базе школы. Занятие 2 часа, один час теория, где учащиеся знакомятся с легендами и сказами Урала, второй час практика – работа с картами Урала, обозначение объектов на контурной карте. Вторая часть экскурсии и образовательные путешествия.
Виды занятий – беседа, просмотр презентаций, фрагментов фильмов, работа с картами, контурными картами, непосредственное чтение художественных произведений (отрывки текста)
Формы подведения результатов – Основными формами работы для подведения итогов реализации программы являются: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей. Беседа, викторина, круглый стол. В конце каждого занятия готовый продукт, изготовленный руками детей – медаль Уральца, закладка с змеей-полозом и другие.
2.2 Цель программы: формирование у детей разного возраста интереса и потребностей в познании природы, традиций, обычаев, быта народов Урала.
Задачи:
1.Образовательные:
Формирование представлений мира у детей, через любовь к Родному краю, фольклор и сказки, легенды народов Урала.
2. Развивающие:
Развитие интереса у детей к художественной литературе, приобщая к миру уральской художественной культуры. Развитие творческих способностей.
3. Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родному краю, бережному отношению к природе. Воспитывать эмоциональное отношение к героям художественно- литературным произведениям как виду искусства, родному языку, обычаям и традициям народов Урала,
Ожидаемые результаты освоения программы.
Для достижения целей интеллектуального и личностного развития у детей направлено содержание образовательной программы:
- дети могут применять самостоятельно усвоенные знания о природе, традициях, обычаях и быте народа Урала. Воспроизводить содержание произведения.
- дети способны передавать свои впечатления от услышанного и воплотить его в рисунке, аппликации, игре, рассказе.
- у детей сформированы навыки культурного обращения с книгой, умение беречь и заботиться о ней.
2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
|
№
п/п
|
Название раздела, темы
|
Общее кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
Форма аттестации
|
|
1.
|
Предание о том откуда взялись горы, великие и малые.
|
2
|
1
|
1
|
Изготовление медали Уральца.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Легенда о змее - полозе
|
2
|
1
|
1
|
Изготовление закладки для книг, в виде змеи-полоза
|
|
3.
|
Легенда о чуди.
Полевской, Азов гора.
|
2
|
1
|
1
|
Изготовление открытки с изображением девки-Азовки.
|
|
4.
|
Голубое озеро Семигора
|
2
|
1
|
1
|
Аппликация озеро и реки, берущие начало
|
|
5.
|
Сказочная река Ай
|
2
|
1
|
1
|
Аппликация: речная система
|
|
6.
|
Легенда озера Балтым
|
2
|
1
|
1
|
Обозначение озер на контурной карте
|
|
7.
|
Легенда озера Таватуй
|
2
|
1
|
1
|
|
|
8.
|
Сулея
|
2
|
1
|
1
|
Обозначение вершин гор на контурной карте. Работа с физической картой Урала
|
|
9.
|
Горящая гора
|
2
|
1
|
1
|
|
|
10.
|
Сугомак и Есказа
|
2
|
1
|
1
|
|
|
11.
|
Заклятье каменной горы
|
2
|
1
|
1
|
|
|
12.
|
Легенда о происхождении эха
|
2
|
1
|
1
|
|
|
13.
|
Тайна озера Зюраткуль
|
2
|
1
|
1
|
Работа с физической картой Урала. Обозначение озер на контурной карте
|
|
14.
|
Младший брат Байкала
|
2
|
1
|
1
|
|
|
15.
|
Увильдинская легенда
|
2
|
1
|
1
|
|
|
16.
|
Золотой волос
|
2
|
1
|
1
|
Работа с тематическими картами Урала. Геологическая, тектоническая, полезные ископаемые.
|
|
17.
|
Солнечная пиала
|
2
|
1
|
1
|
|
|
18.
|
Тайна озера Инышко
|
2
|
1
|
1
|
|
|
19.
|
Мать родниковых вод
|
2
|
1
|
1
|
|
|
20.
|
Селямбай и его братья
|
2
|
1
|
1
|
|
|
21.
|
Гляднь гора
|
2
|
1
|
1
|
|
|
22.
|
Маланьин спор
|
2
|
1
|
1
|
|
|
23.
|
Агидель
|
2
|
1
|
1
|
Работа с физической картой Урала, обозначение рек на карте.
|
|
24.
|
Как поссорились Тесьма с Киолимой
|
2
|
1
|
1
|
|
|
25.
|
Анискин родник
|
2
|
1
|
1
|
|
|
26.
|
Старых гор преданье
|
2
|
1
|
1
|
Создание презентации
|
|
27.
|
Герцогиня Акуля
|
2
|
1
|
1
|
|
|
28.
|
Клинок Уреньги
|
2
|
1
|
1
|
|
|
29.
|
Озеро Иткуль. Иткульские металлурги.
|
2
|
1
|
1
|
Работа с экономической картой Урала.
|
|
30.
|
Легенда о большом Таганае
|
2
|
1
|
1
|
Эскиз хребта
|
|
31.
|
Зеркало Юрмы
|
2
|
1
|
1
|
Создание презентации
|
|
32.
|
Загадочный Аркаим
|
2
|
1
|
1
|
|
|
33.
|
Горы овеянные легендами
|
2
|
Повторение
|
||
|
34.
|
Осколки древних морей
|
2
|
Повторение
|
||
|
35.
|
Уральской души самоцветы
|
2
|
Повторение
|
||
|
|
|
70
|
35 35
|
||
Экскурсии и образовательные путешествия
|
№
|
Направление
|
Время
|
Количество часов
|
|
1.
|
Озеро Иткуль. Гранатовые месторождения.
|
сентябрь
|
9 часов
|
|
2.
|
Загородный оздоровительный лагерь «Медная горка» - эколого-краеведческая смена
|
октябрь
|
14.10- 16.10 (пятница, суббота, воскресенье)
|
|
3.
|
Путешествие на ретропоезде. Ожившая история –станция Шувакиш.
|
ноябрь
|
10 часов
|
|
4.
|
Город Полевской. Азов гора.
|
декабрь
|
8 часов
|
|
5,
|
Краеведческий музей
г. Екатеринбырга.
Краеведческий музей г.Верхняя Пышма
Музей военной техники
Мастер классы
|
Январь-февраль
|
3часа
3 часа
3 часа
3 часа
|
|
6.
|
Посещение исторического комплекса Гагина Яма
( экскурсия) Храм Успения .
|
март
|
8 часов
|
|
7.
|
Образовательное путешествие по республикам Урала. Башкортостан, Мордовия, Марий-Эл.
|
Апрель-май
|
1.05-10.05
|
Оборудование и материалы для реализации программы:
|
оборудование
|
материалы
|
|
Компьютер, проектор, экран, атлас, карты. Контурные карты
|
Картон белый 5 листов( на каждого ребенка).
Набор цветной бумаги (на каждого ребенка)
Фломастеры, цветные карандаши (5 шт. фломастеры, 5 штук цветные карандаши, простые карандаши 10 штук, резинки 4 штуки) на группу
Ножницы 5 штук на группу
Клей (карандаш) 5 штук на группу
|
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы реализации программы:
Воспитание и обучение требует соблюдения следующих принципов и требований:
-
широко применяя принцип наглядности;
-
следует привлекать ребенка к активному, действенному участию в ходе занятия;
-
содержание текста должно быть простым, доступным.
Методическое обеспечение:
Чтение (рассказывание) взрослого: знакомим воспитанников с отрывками из литературных произведений, как со своими «добрыми друзьями». Это помогает вызвать у детей интерес к книге.
Просмотр (прослушивание)презентаций, видеофрагментов. Это обеспечивает развитие у детей осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, способствует развитию умений анализа и самоанализа правильности и выразительности речи.
Это способствует воспитанию литературно-художественного вкуса детей, развивает способность чувствовать и понимать настроение произведения, значение средств образности языка, улавливать музыкальность, звучность, красоту и поэтичность русского литературного языка.
Беседа способствует углублению восприятия детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. В беседу включаем вопросы, направленные на выражение отношения детей к ситуации, на установление разнообразных причинно-следственных связей (между событиями, между структурными частями, линиями развития сюжета, героями и т.д.), на целостное понимание образов с учетом особенностей их поведения и характера, а также вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам.
Беседы о книгах, помогают детям осознать значение книг для самого ребенка.
Работа с картой: позволяет получить представление о местности, пространственное ориентирование, умение извлекать информацию. Расширяет кругозор детей, они учатся анализировать свои наблюдения, сопоставлять факты, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.
Изготовление аппликаций: аппликация развивает полезные качества, такие, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность и терпение. Необходимость вырезать, раскладывать и наклеивать мелкие детали, развивает мелкую моторику рук ребенка. Большую роль аппликации в развитии ребенка оказывают на развитие творческих и умственных способностей ребенка.
Викторины: помогают в самосовершенствовании воспитанников и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к занятиям. Во время участия в викторинах учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Лестница успеха: успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. К тому же успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была выбрана воспитанником, необходимо помогать в достижении цели. Ребенок, который испытал успех, очень отчетливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам
Список используемой литературы
-
ГербоваВ.В. Приобщение детей к художественной литературе.—М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
-
Хрестоматия по литературе Урала сос. М.А. Литовская, Е.К. Созина- Екатеринбург: У-Фактория 2002. - с.41
-
Традиционная культура Урала, Народный календарь. -Екатеринбург ,2023
-
Рассказы об уральской истории.- Свердловск ср. ур. Изд., 1990
-
Русские сказки Урала.- Екатеринбург, сфера 1997
-
Русский детский фольклор, Сборник М.: Просвещение
-
Наш дом- Южный Урал Е.С. Бабунова Ма. ГУ., 2004
-
Художественная литература П.П. Бажов- М.: 1997
-
Художественная литература Д.Н. Мамин - Сибиряк-М.: 1997
-
Сказания Земли Уральской. Росток. Ч 1996
-
Уральские сказы и легенды. Мамин-Сибиряк Д.Н.Ю Немирович-Данченко В.И., Даль В.И. ,ОЛМА 2022
-
Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов /под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой, - М.: Просвещение, 2011-127с.
.png)











