Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

07.11.2025 г.
Всероссийский конкурс творческих работ «Белые пушинки – бумажные снежинки!»
07.11.2025 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков «Как прекрасен наш сказочный лес!»
07.11.2025 г.
IX Всероссийский патриотический конкурс, посвящённый Дню Героев Отечества «Герои России моей!»
07.11.2025 г.
VI Всероссийский конкурс гербариев и природоведческих коллекций «Живая планета»
06.11.2025 г.
Всероссийский конкурс социальной фотографии, посвящённый птицам «Наши пернатые друзья!»
06.11.2025 г.
Всероссийский конкурс чтецов «О птичке-синичке читаем странички!»
05.11.2025 г.
Международная акция «Я Деду Морозу письмо напишу!»

Программа внеурочной деятельности: «Сказы и легенды Урала» Для учащихся 6 класса (второй год обучения 2023-2024 )

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением

отдельных предметов» Свердловская область г. Верхняя Пышма

 

 

Программа внеурочной деятельности: «Сказы и легенды Урала»

Для учащихся 6 класса (второй год обучения 2023-2024 )

 

 

Шабалда Марина Михайловна

Учитель  географии

 

 

2.1. Пояснительная записка
   Актуальность написания данной программы видится в том, что в настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
 Подходы к процессу образования и воспитания сегодня весьма разнообразны, но основной целью этих программы является взращивание жизнеспособной личности, способной чутко относится к людям, к окружающему миру и адаптироваться в быстроменяющимся мире.
Проанализировав программу воспитания и обучения, посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство со сказкой, легендами Урала.
На этой основе в содержание программы были внесены народные сказки, легенды отражающих многонациональный состав нашего региона для развития литературных способностей в процессе читательской деятельности, где учитывают интересы, потребности и способности ребенка. В связи с этим используются сказки писателей уральского региона: Павла Петровича Бажова, Людмилы Константиновны Татьяничевой, Сергея Тимофеевича Аксакова, Дмитрий Наркисовича Мамина-Сибиряка.
Новизной данной программы является то, что в ходе освоения программы ребенок знакомится с природой, культурой, традициями, обычаями народов, проживающих на территории Урала и заключается в следующем: при работе со сказкой их нельзя просто читать, их надо анализировать, т.е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный процесс, возвращаться к одному и тому же многократно и каждый раз рассматривать его под разными углами зрения, с разных позиций и разными методами.
Современная методика чтения художественного произведения предполагает обязательный анализ текста совместно с педагогом. Такой принцип работы, во-первых, имеет исторические корни, во-вторых, обуславливается особенностями художественной литературы как вида искусства, в-третьих, диктуется психологией восприятия художественного произведения.
При знакомстве детей с литературными произведениями следует учитывать их возрастные особенности восприятия художественной литературы.
Программа рассчитана для детей разного возраста от 10 лет до 15 лет
  У детей   наблюдается   углубление   и дифференциация читательских интересов, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литературной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие литературного текста приближается к уровню эстетической деятельности.
Путешествуя по сказке, и переживая различные приключения, ребенок «по правде» знакомится с социальной ситуацией, требующей от него определенных решений, поступков в соответствии с законами, нормами и правилами поведения сказочных героев. Осознание ребенком ответственности за свои поступки вытекает непосредственно из сказочной ситуации и является более доходчивым, нежели требования взрослого.
Направление данной программы – краеведческое. Программа состоит из двух частей. Первая часть – занятия на базе школы. Занятие 2 часа, один час теория, где учащиеся знакомятся с легендами и сказами Урала, второй час практика – работа с картами Урала, обозначение объектов на контурной карте. Вторая часть экскурсии и образовательные путешествия.
    Виды занятий – беседа, просмотр презентаций, фрагментов фильмов, работа с картами, контурными картами, непосредственное чтение художественных произведений (отрывки текста)
   Формы подведения результатов Основными формами работы для подведения итогов реализации программы являются: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей. Беседа, викторина, круглый стол. В конце каждого занятия готовый продукт, изготовленный руками детей – медаль Уральца, закладка с змеей-полозом и другие.
 
2.2 Цель программы: формирование у детей разного возраста интереса и потребностей в познании природы, традиций, обычаев, быта народов Урала.
Задачи:
1.Образовательные:                 
Формирование представлений мира у детей, через любовь к Родному краю, фольклор и сказки, легенды   народов Урала.
2. Развивающие:
Развитие интереса у детей к художественной литературе, приобщая к миру уральской художественной культуры. Развитие творческих способностей.
3. Воспитательные:
  Воспитывать любовь к Родному краю, бережному отношению к природе. Воспитывать эмоциональное отношение к героям художественно- литературным произведениям как виду искусства, родному языку, обычаям и традициям народов Урала,
Ожидаемые результаты освоения программы.
Для достижения целей интеллектуального и личностного развития у детей направлено содержание образовательной программы:
- дети могут применять самостоятельно усвоенные знания о природе, традициях, обычаях и быте народа Урала. Воспроизводить содержание произведения.
- дети способны передавать свои впечатления от услышанного и воплотить его в рисунке, аппликации, игре, рассказе.
- у детей сформированы навыки культурного обращения с книгой, умение беречь и заботиться о ней.
 
 
 
 
2.3. Содержание общеразвивающей программы
 
Учебный план
 
 
 

 

п/п
Название раздела, темы
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Форма аттестации
1.
Предание о том откуда взялись горы, великие и малые.
 
2
1
1
Изготовление медали Уральца.
 
 
 
 
 
 
 
2.
Легенда о змее - полозе
2
1
1
Изготовление закладки для книг, в виде змеи-полоза
 
3.
Легенда о чуди.
Полевской, Азов гора.
2
1
1
Изготовление открытки с изображением девки-Азовки.
 
4.
Голубое озеро Семигора
2
1
1
Аппликация озеро и реки, берущие начало
 
5.
Сказочная река Ай
2
1
1
Аппликация: речная система
 
6.
Легенда озера Балтым
2
1
1
Обозначение озер на контурной карте
7.
Легенда озера Таватуй
2
1
1
8.
Сулея
2
1
1
Обозначение вершин гор на контурной карте. Работа с физической картой Урала
9.
Горящая гора
2
1
1
10.
Сугомак и Есказа
2
1
1
11.
Заклятье каменной горы
2
1
1
12.
Легенда о происхождении эха
2
1
1
13.
Тайна озера Зюраткуль
2
1
1
Работа с физической картой Урала. Обозначение озер на контурной карте
14.
Младший брат Байкала
2
1
1
15.
Увильдинская легенда
2
1
1
16.
Золотой волос
2
1
1
Работа с тематическими картами Урала. Геологическая, тектоническая, полезные ископаемые.
17.
Солнечная пиала
2
1
1
18.
Тайна озера Инышко
2
1
1
19.
Мать родниковых вод
2
1
1
20.
Селямбай и его братья
2
1
1
21.
Гляднь гора
2
1
1
22.
Маланьин спор
2
1
1
23.
Агидель
2
1
1
Работа с физической картой Урала, обозначение рек на карте.
24.
Как поссорились Тесьма с Киолимой
2
1
1
25.
Анискин родник
2
1
1
26.
Старых гор преданье
2
1
1
Создание презентации
27.
Герцогиня Акуля
2
1
1
28.
Клинок Уреньги
2
1
1
29.
Озеро Иткуль. Иткульские металлурги.
2
1
1
Работа с экономической картой Урала.
30.
Легенда о большом Таганае
2
1
1
Эскиз хребта
31.
Зеркало Юрмы
2
1
1
Создание презентации
32.
Загадочный Аркаим
2
1
1
33.
Горы овеянные легендами
2
Повторение
34.
Осколки древних морей
2
Повторение
35.
Уральской души самоцветы
2
Повторение
 
 
70
35                      35
 
 
Экскурсии и образовательные путешествия
Направление
Время
Количество часов
1.
Озеро Иткуль.  Гранатовые месторождения.
сентябрь
9 часов
2.
Загородный оздоровительный лагерь «Медная горка» - эколого-краеведческая смена
октябрь
14.10- 16.10 (пятница, суббота, воскресенье)
3.
Путешествие на ретропоезде. Ожившая история –станция Шувакиш.
ноябрь
10 часов
4.
Город Полевской. Азов гора.
декабрь
8 часов
5,
Краеведческий музей
г. Екатеринбырга.
Краеведческий музей г.Верхняя Пышма
Музей военной техники
Мастер классы
Январь-февраль
3часа
 
3 часа
 
3 часа
3 часа
6.
Посещение исторического комплекса Гагина Яма
( экскурсия) Храм Успения .
март
8 часов
7.
Образовательное путешествие по республикам Урала. Башкортостан, Мордовия, Марий-Эл.
Апрель-май
1.05-10.05
 
 
Оборудование и материалы для реализации программы:
 
оборудование
материалы
Компьютер, проектор, экран, атлас, карты. Контурные карты
Картон белый 5 листов( на каждого ребенка).
Набор цветной бумаги (на каждого ребенка)
Фломастеры, цветные карандаши (5 шт. фломастеры, 5 штук цветные карандаши, простые карандаши 10 штук, резинки 4 штуки) на группу
Ножницы 5 штук на группу
Клей (карандаш) 5 штук на группу
 
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы реализации программы:
Воспитание и обучение требует соблюдения следующих принципов и требований:
  • широко применяя принцип наглядности;
  • следует привлекать ребенка к активному, действенному участию в ходе занятия;
  • содержание текста должно быть простым, доступным.
    Методическое обеспечение:
Чтение (рассказывание) взрослого: знакомим воспитанников с отрывками из литературных произведений, как со своими «добрыми друзьями». Это помогает вызвать у детей интерес к книге.
Просмотр (прослушивание)презентаций, видеофрагментов.  Это обеспечивает развитие у детей осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, способствует развитию умений анализа и самоанализа правильности и выразительности речи.
 Это способствует воспитанию литературно-художественного вкуса детей, развивает способность чувствовать   и   понимать   настроение   произведения, значение   средств образности   языка, улавливать   музыкальность, звучность, красоту   и поэтичность русского литературного языка.
Беседа способствует углублению восприятия детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. В беседу включаем вопросы, направленные на выражение отношения детей к ситуации, на установление разнообразных причинно-следственных связей (между событиями, между структурными частями, линиями развития сюжета, героями и т.д.), на целостное понимание образов с учетом особенностей их поведения и характера, а также вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам.
Беседы о книгах, помогают детям осознать значение книг для самого ребенка.
Работа с картой: позволяет получить представление о местности, пространственное ориентирование, умение извлекать информацию.  Расширяет кругозор детей, они учатся анализировать свои наблюдения, сопоставлять факты, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.
Изготовление аппликаций: аппликация развивает полезные качества, такие, как усидчивость, самостоятельность, аккуратность и терпение. Необходимость вырезать, раскладывать и наклеивать мелкие детали, развивает мелкую моторику рук ребенка. Большую роль аппликации в развитии ребенка оказывают на развитие творческих и умственных способностей ребенка.
Викторины: помогают в самосовершенствовании воспитанников и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к занятиям. Во время участия в викторинах учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Лестница успеха: успех заставляет двигаться к новым вершинам, к победе. К тому же успех невозможно получить просто так, не приложив к этому определенных усилий и стараний. Какая бы область деятельности ни была выбрана воспитанником, необходимо помогать в достижении цели. Ребенок, который испытал успех, очень отчетливо помнит эти радостные и окрыляющие чувства и радостные эмоции. И, конечно же, он будет стремиться повторить это снова и снова. Запланированный успех — это ступеньки к великим делам
 
Список используемой литературы
 
  1. ГербоваВ.В. Приобщение детей к художественной литературе.—М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  2. Хрестоматия по литературе Урала  сос. М.А. Литовская, Е.К. Созина- Екатеринбург: У-Фактория 2002. - с.41
  3. Традиционная культура Урала, Народный календарь. -Екатеринбург ,2023
  4. Рассказы об уральской истории.- Свердловск ср. ур. Изд., 1990
  5. Русские сказки Урала.- Екатеринбург, сфера 1997
  6. Русский детский фольклор, Сборник М.: Просвещение
  7. Наш дом- Южный Урал Е.С. Бабунова Ма. ГУ., 2004
  8. Художественная литература П.П. Бажов- М.: 1997
  9. Художественная литература Д.Н. Мамин - Сибиряк-М.: 1997
  10. Сказания Земли Уральской. Росток. Ч 1996
  11. Уральские сказы и легенды. Мамин-Сибиряк Д.Н.Ю Немирович-Данченко В.И., Даль В.И. ,ОЛМА 2022
  12. Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов /под ред. И.А. Бурлаковой,  М.И. Степановой, -  М.: Просвещение, 2011-127с.