Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

28.09.2024 г.
Всероссийская акция «Мама, я тебя люблю!»
28.09.2024 г.
Всероссийский литературный конкурс «Мятежный парус Лермонтова…», посвящённый 210-летию со дня...
28.09.2024 г.
Всероссийская эколого-культурная акция «Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!»
26.09.2024 г.
Всероссийский конкурс исполнителей литературных и музыкальных произведений, посвящённый Дню матери...
25.09.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый Дню отца «Слово об отце…»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Казачьи посиделки

МБУ "Школа №34" г.Тольятти Самарской области

 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Казачьи посиделки

Срок реализации программы: 1 год

Программа рассчитана на детей  7-8 лет

 

Челпанова Ирина Михайловна

учитель начальных классов

 

 
 
Введение.
Программа внеурочной деятельности «Казачьи посиделки» духовно-нравственной направленности является авторской. Срок реализации программы 1 год, возраст обучающихся 7-8 лет.
Цель программы : условий для духовно-нравственного развития, социализации  личности младшего школьника, формирование осознанного
патриотического чувства, воспитание активной жизненной позиции.
Актуальность программы:
Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития патриотического потенциала  младшего школьника. Данная программа способствует восстановлению утраченных связей между поколениями, формированию у учащихся чувства исторической сопричастности.
Задачи программы:
 
-        формировать у младших школьников представления  об историческом прошлом и настоящем казачества; о личностях, оставивших   заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны
-      развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
- воспитание гражданина России, патриота своей малой родины.
 
Программа разработана с учетом реализации в начальной школе всех доступных видов внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово - развлекательная деятельность, проблемно-ценностное отношение, художественное творчество и т.д.
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
Теоретические
занятия
Практические занятия
1
Вводное занятие. Кто такие казаки?
1
1
-
2
Быт и традиции казаков.
7
5
2
3.
Казачий фольклор.
7
2
5
4.
Поэзия.
2
1
1
5.
Праздники.
11
6
5
6.
Казачье декоративно-прикладное искусство.
2
-
2
7.
Казачьи игры и забавы.
2
-
2
8.
Итоговое занятие.
1
-
1
 
Общее количество часов:
33
15
18
 
 
 
Содержание программы
 
Тема 1. Вводное занятие. Кто такие казаки? 1ч
Ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению
учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Казачий
класс. Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение каза­чества.
 
Тема 2. Быт и традиции казаков. 7ч
 Ста­ница. Хутор. Курень. Хата.
Традиционная одежда казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украше­ния. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.
Традиционная система питания. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда.  Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар).
Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.
Практическое занятие: выставка рисунков.
 
Тема 3. Казачий фольклор. 7ч
Казачьи загадки. Казачьи пословицы. Казачьи сказки: « Папаха», «Курень», «Кныш», «Прутик», «Ванюша и Баба-Яга». Казачье наречие. (колодец – криница; петух – кочет; конь – кинь; курица – курка; цыпленок – цыпля; утка – качка; котенок – котя, кошиня; арбуз – кавун, гарбуз; дом – хата; полотенце – рушник, волк – бирюк; домашние животные – худоба; теленок – худобенок; печь – груба; туфли – чиривики; забор – частокол; кроватка – колыска; забор из веток – плетень;
Казачьи песни «Чёрный Ворон», «Полюшко Поле». Частушки.
Практическое занятие:  создание иллюстрированной книжки «Казачьи
загадки», «Казачий словарик».
 
 
 Тема 4. Поэзия. 2ч
Стихи про казаков. А.Льяс «Казак», Е.Панкратова «Душа казака»,
 А.Ченин  «Казачкам», А.Ченин  «Казакам», Е.Жукова-Желенина «Кубанский
казачонок», Светлана Клинушкина-Кутепова « Казаки».
Практическое занятие: выставка своих иллюстраций, конкурс стихов.
 
Тема 5. Праздники. 11ч
Традиционные религиозные праздники: Рождество. Пасха. Масленица.
Праздник казачки. Войсковые праздники. День Святого благоверного
Великого князя Александра Невского.
Практическое занятие: смотр строя и песни, литературно-музыкальная
композиция «Наши деды - славные победы».
 
Тема 6. Казачье декоративно-прикладное искусство. 2ч
Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Вы­шивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись.
Практическое занятие:  выставка поделок.
 
Тема 7. Казачьи игры и забавы.
Народные игры казачества. Игра -соревнование «Накинь подковку»
(набросить колечко на стержень) ,«Казаки –разбойники», «Горелки», « Цепи-
цепи», «Иголка, нитка, узелок».
 Практическое занятие:  фото-отчёт, коллаж
 
Тема 8. Заключительное занятие. 1ч
Подведение итогов. Концерт.
Практическое занятие:  презентация стенгазеты по теме «Казачество».
 
 
Формы занятий:
  1. Уроки-путешествия.
  2. Уроки-исследования.
  3. Встречи с библиотекарем.
  4. Экскурсии.
  5. Познавательные и ролевые игры
  6. Конкурсы и викторины
  7. Проекты
  8. Соревнования
  9. Концерт.
 
Тематическое планирование 1 класс 33 часа  «Казачьи посиделки»
Тема
Кол-во часов
теория
Кол-во часов
практические
Тема 1. Вводное занятие. Кто такие казаки? 1ч
1
Вводное занятие. Кто такие казаки?
1
 
Тема 2. Быт и традиции казаков. 7ч
2
Казачий курень.
 
1
 
3
Как одевались казаки и казачки?
 
1
4
Быт казаков.
1
 
5
Основные занятия казаков.
1
 
6
Воспитание казачат.
1
 
7
Казак без коня — что солдат без оружия.
 
1
8
Казачья кухня.
1
 
Тема 3. Казачий фольклор. 7ч
9
Разговорный колорит казачьего наречия.
 
 
1
10
Казачьи загадки.
 
1
11
Пословицы и поговорки.
 
1
12-13
Казачьи сказки.
1
1
14-15
Казачьи песни.
1
1
Тема 4. Поэзия. 2ч
16-17
Казачья слава и печаль. Стихи про казаков.
1
1
Тема 5. Праздники. 11ч
18
День Святого благоверного Великого князя Александра Невского.
1
 
19
Праздник казачки.
1
 
20
Православный праздник Рождество.
 
1
21-22
День Защитников Отечества. «Воины лихие - казаки удалые». Славные походы казачества.
1
1
23
Праздник Масленица.
1
 
24-25
Православный праздник Пасха.
1
1
26-27
Участие казаков в Великой Отечественной войне. Праздник День Победы
1
1
28
Литературно-музыкальная композиция
«Наши деды - славные победы».
 
1
Тема 6. Казачье декоративно-прикладное искусство. 2ч
29-30
Казачье декоративно-прикладное искусство.
 
2
Тема 7. Казачьи игры и забавы.
31-32
Казачьи игры и забавы.
 
2
Тема 8. Заключительное занятие. 1ч
33
Концерт.
 
1
 
Список литературы.
 
1.Технология составления программ в соответствии с требованиями
ФГОС НОО [Текст] : методические рекомендации / Автор-сост.
Н. Н. Лазаренко. – Кемерово: изд-во МБОУ ДПО «НМЦ», 2012. – 36 с.
 
2 «Самобытные игры казаков».В. И. Прокопенко, Хабаровск, 1988 г
 
3. Энциклопедия казачества Губарев Г.В.,СкрыловА.И.,2008г
 
 
5.Казачий песенный фольклор. https://megaobuchalka.ru/9/19998.html
 
6. Обычаи, традиции и нравы казаков.
 
Заключение.
Данная программа всем своим содержанием призвано воспитывать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.
Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Поволжья, фольклора, классического искусства нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данную программу актуальной в современных условиях.
Судьба казачества – это трудные, но славные страницы истории России и нашего края. Являясь пограничным оплотом российского государства казачество одновременно создавало самобытную культуру, которая будучи частью российской культуры, проявлялась в образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.
Богатая культура российского казачества, в том числе казаче­ства волжского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно­-нравственного, патриотического и физического воспитания.
 
Вывод: основная идея этой программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес к истории казачества, в том числе с применением ИКТ, коллективным творческим делам, проявлению и развитию своих способностей,  овладению умениями и навыками самовоспитания.