Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Программа по модулю Интеллектуально - познавательное воспитание

Краевое государственное бюджетное учреждение для детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, оказывающее социальные услуги,

«Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им А.П. Калабина».

Программа по модулю

Интеллектуально - познавательное воспитание

Составители:

Дюбенко Нина Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, им. А.П. Калабина», Алтайский край, г. Заринск,

 

Содержание.

1.Пояснительная записка

2.Актуальность Программы

3.Цель, задачи

4.Методы и формы работы с детьми

5.Содержание деятельности

6.Ожидаемые результаты

7.Механизмы отслеживания результатов

8.Критерии

Пояснительная записка

Основной целью деятельности учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание благоприятных социально – психологических условий для полноценного развития, успешного обучения и эффективной социализации воспитанников детского центра в социуме. Это невозможно без интеллектуального развития.   

Программа по формированию развития интеллекта представляет собой нормативный документ, содержащий в себе следующие разделы:

  1. Актуальность программы.
  2. Цель и задачи программы.
  3. Педагогические принципы построения программы.
  4. Направления программы:
  5. Приложение.

Программа рассчитана на 3 года (с 2020 по 2023год). Занятия будут проводиться один раз в неделю, согласно перспективному плану на год. Продолжительность занятия 35 – 45 минут. Занятия будут проводиться в групповой форме в трех возрастных группах: младший школьный возраст (7 – 10 лет), средний школьный возраст (11 – 14 лет), старший школьный возраст (15 – 18 лет). В содержание занятий входит диагностика, анализ поведения, опросники, задания творческого характера, что позволяет развивать не только интеллект, но и эмоциональные и волевые психические процессы.

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка может осуществляться один раз в полгода в соответствии с результатами анализа ее выполнения.

Актуальность Программы.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неожиданные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытия в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые влияния, рожденные требованиями времени, ни проникали в жизнь ребенка, как бы ни менялись программы и учебники в школе, формирование культуры интеллектуальной деятельности воспитанников всегда было и остается одной из основных воспитательных задач.

Интеллектуально - познавательное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения. Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и должно происходить в воспитательных занятиях в детском центре. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего мира, своих возможностей, своего эмоционального и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания ребенка при взаимодействии с окружающей средой, стремление к самосовершенствованию. Воспитание интеллекта у детей требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, внимания, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к дальнейшей социализации в жизни воспитанника.

Цель и задачи.

Цель: Гармоничное развитие личности ребенка через формирование познавательного интереса к интеллектуальному творчеству.

Задачи:

Обучающие:

  1. Способствовать интеллектуальному развитию ребенка через интеллектуальные игры;
  2. Развивать и активизировать познавательный интерес, творческое развитие через выполнение интеллектуальных заданий;

Воспитательные:

  1. Создать благоприятные условия с учетом возрастных и психологических особенностей детей для раскрытия их интеллектуальных способностей.
  2. Помочь формированию таких черт характера как сопереживание, взаимопомощь, доброта.
  3. Способствовать формированию коммуникативных способностей.

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение организовывать различные виды игр;
  2. Формировать устойчивую потребность к саморазвитию через телевизионные и компьютерные игры.
  3. Расширять знания детей об окружающем через чтение художественной литературы и периодической печати.

Методы и формы работы с детьми.

Интеллектуальные игры, творческие конкурсы, тренинги, участие в городских, краевых викторинах, экскурсии в музеи, в городскую библиотеку, на выставки, посещение театра, чтение художественной литературы, часы общения с интересными людьми, ролевые игры, игры и викторины по примеру телевизионных, экономические игры.

Результативность работы по программе определяется через использование измеряемых параметров усвоения содержания программы, это:

- развитие позитивного общения;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- работать с текстом, разгадывать ребусы, составлять кроссворды;

- уметь использовать дополнительные источники для пополнения своих знаний;

- уметь принимать и применять правила игр, достойно проигрывать и выигрывать.

 2 год. Тема: «В мире природы».

Возрастная группа

Тема

Теория

Практика

Всего часов

7 – 10 лет

1.«Веселый мир природы» - беседа - диалог

0,5

0,5

1

 

2.Игра «Лесные заморочки»

 

1

1

 

3.Экскурсия «В страну природы и здоровья»

 

1

1

 

4.Практическое занятие – «Уход за комнатными растениями

 

1

1

 

5.Игра «Цветы – радость жизни»

 

1

1

 

6.Практическое занятие - «Птичьи столовые».

 

1

1

 

7.Рассказ о народных приметах, о погоде.

1

 

1

 

8.Природа в пословицах, поговорках и народных приметах(с рисунками детей).

 

1

 

 

9.Игра викторина «Я познаю мир»

 

1

1

11 – 14 лет

1.«Веселый мир природы» - беседа – диалог

1

 

1

 

2.Викторина «Удивительное рядом»

 

1

1

 

3.КВН «Пернатые друзья»

 

1

1

 

4.Выступление – рассказ «Каждое дерево интересно»

 

1

1

 

5.Экскурсия «В страну природы и здоровья»

 

1

1

 

6.Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты

 

1

1

 

7.Практическое занятие «Подарок птицам»

 

1

1

 

8.«Целебные источники» - рассказ с просмотром видеофильма.

 

1

1

 

9.Игра викторина «Я познаю мир»

 

1

1

15 – 18 лет

1.«Веселый мир природы» - беседа – диалог

0,5

0,5

1

 

2.Игра - путешествие «Планета – дом»

 

1

1

 

3.Викторина «Удивительное рядом»

0,5

0,5

1

 

4.«Водные ресурсы» -игра

 

1

1

 

5.Сочинение «О своем любимом дереве»

 

1

1

 

6.Экскурсия в страну природы и здоровья

 

1

1

 

7.Выпуск коллажа «Сохраним природу»

 

1

1

 

8.Рассказ «Мое поведение в природе» с выпуском листовки

 

1

1

 

9.Игра – викторина «Я познаю мир»

0,5

0,5

1

 Ожидаемые результаты:

  1. Сформировать эстетическое восприятие природы.
  2. Развить наблюдательность, любознательность, интерес у детей в экологической среде.
  3. Должны усвоить нормы поведения в природе, конструировать кормушки, ухаживать за комнатными растениями, проявлять заботу, внимание к животным.

Должны знать

Должны уметь

-сезонные изменения в жизни растений и животных, их особенности жизни и поведения;

-комнатные растения, их разнообразие, правила полива и ухода за ними;

- водные ресурсы, связь с человеком и их охрана.

-устанавливать взаимосвязь природы между природой и обществом;

-предвидеть последствия своего поведения в природе;

-ухаживать за комнатными растениями, животными;

-оценивать природные ресурсы с позиции нравственных норм.

- познавать ценности экологической среды

 3 год. Тема: «В мире интересного»

Возрастная группа

Тема

Теория

Практика

Всего часов

7 – 10 лет

1.Игра – викторина «В мире интересного»

2.Занятие «С чего начинается Родина»

3.Беседа «Что в имени моем?» с практическими заданиями.

4.Ролевое моделирование «Ты один дома»

5.Игра «Что? где? Когда?»

6.Разгадивание кроссвордов, шарад.

7.Просмотр видеофильма с обсуждением «Школа хороших манер»

8.Игра – лото «Земля и её обитатели»

9.Устный журнал «Как появились обычные вещи»

0,5

0,5

0,5

 

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

 

 

0,5

0,5

0,5

 

1

 

1

1

0,5

 

1

1

1

1

1

 

1

 

1

1

1

 

1

1

Среднее

 

11 - 14

1.Практикум с просмотром видеофильма «Наш дом - целый мир.»

2.Викторина сто тысяч почему

3.Игра « Что? Где? Когда?»

4.Практическое занятие «Теледруг и теленедруг»

5.Беседа с элементами практики о спорте «Что движет мою жизнь»

6.Игра – викторина «В мире интересного»

7.Познавательное занятие «Путешествие по городу Огня»

8.Игра «Счастливый случай»(кроссворды, шарады )

9.Практическое занятие «Почему снег блестит?»(поделки, опыты)

0,5

 

 

 

 

 

0,5

 

 

0,5

 

0,5

 

1

1

1

 

0,5

 

1

0,5

 

1

 

1

1

 

1

1

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

 

 

 

Старшие

 

15-18

 

1.Игра – викторина «В мире интересного»

2. Занятие «Где кончается вселенная?»

3.Игра «Что? Где? Когда?»

4.Практическое занятие «Мы в мире вещей»

5.Беседа за круглым столом с обсуждением видеофильма «Культура спорта»

6.Игра «Сто к одному»

7.Занятие «В мире интересных профессий»

8.Интелектуальные игры «Известно ли вам»

9.Составление математических головоломок.

 

0,5

 

 

 

 

 

 

 

0,5

 

0,5

 

1

 

1

1

 

 

0,5

 

1

1

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

1

 

 

1

 

1

1

 

1

 

 

1

 

 Ожидаемые результаты:

- социализация личности ребенка через активизацию познавательного интереса.

-развитие мотивации к познавательной деятельности.

-сформировать знания о природе, обществе, человеке.

 

Должны знать

Должны уметь

-об исторических эпохах жизни людей, о земле , космосе ,окружающих предметах.

-элементарные правила поведения в мире природы и людей.

-доступные способы изучения общества, природы (наблюдение, опыты, записи)

-работать в команде, правильно выражать свои чувства, рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

-бережно относиться к окружающим предметам

-проявлять познавательную активность к сближению друг с другом с окружающим миром.

 

 Механизмы отслеживания результатов:

1. Педагогические наблюдения.

2. Опрос, тестирование, анкетирование.

3. Проверочные задания.

4.Викторины.

5. Практические задания.

 Заключительный этап

Окончательные выводы делаются в течение последующих лет. За это время должны реализоваться задачи дальнейшей перспективы воспитанник должен научиться проявлять любознательность, интерес к окружающей среде через чтение художественной литературы, периодическую печать, телевизионные программы, интернет. Понимать необходимость в получении новых знаний об окружающем мире, ценности памятников культуры, экологии, использовать их в дальнейшей жизни, быть эрудированным. Источником сведений для такого анализа могут быть встречи переписка в интернете, приезд в гости и т.п.

Показатели

 Критерии

 

1б. 2б. 3б.

В мире литературы

1.Уметь пользоваться книгами, библиотекой.

2.Уметь ремонтировать книги, знает структуру книги.

3.Умеет пользоваться дополнительными источниками для обогащения знаний

 

 

 

В мире природы

1.Умеет ухаживать за растениями и животными 2.Умеет отслеживать изменение в экологической среде

3. Умеет поддерживать чистоту, порядок в окружающей природной среде .

 

 

 

 

В мире интересов

1. Умеет самостоятельно проявлять интерес к познавательной деятельности.

2. Умеет использовать интеллектуальные игры для расширения своего кругозора.

3.Умеет логически рассуждать, делать выводы.

 

 

 

 

1 балл – данное качество не проявляется

2 балла – данное качество проявляется редко

3 балла - данное качество проявляется самостоятельно или под контролем воспитателя.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ