Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Все о России»

КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени Александра Павловича Калабина» г. Заринск Алтайский край

 

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Все о России»

 

Парчагина Ирина Юрьевна  

Воспитатель

 

Содержание программы.
1. Паспорт
2. Актуальность программы
3. Пояснительная записка.
4. Цель и задачи
5. Методы работы.
6. Формы работы.
7.Принципы реализации программы.
8. Ожидаемые результаты.
9. Календарно-тематический план.
10. Мониторинг уровня сформированности  гражданско -  патриотической
      компетенции.
 
                                          Паспорт программы
Наименование программы
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию « Все о России»
Составители программы
Парчагина Ирина Юрьевна воспитатели КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Нормативно правовая база Программы
-Закон «Об образовании в РФ»
-Конституция РФ
ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей»
-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
-Устав  учреждения
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (от 24.06.1999г. №120-ФЗ)
Цель Программы
создание условий для формирования личности гражданина  с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи Программы
- создать условия для утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
-воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного дома, города, края, страны;
- сформировать опыт и основы культуры гражданского поведения, социальной активности
Исполнители
педагогический коллектив КГБУ «Заринский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», (по согласованию) другие субъекты воспитательного процесса (ПДН, КДН, органы опеки, попечительский совет, ОУФМС, учреждения культуры, почетные граждане города, участники локальных воин, ветераны войны и труда и т.д.)
Система организации
использование на воспитательных занятиях в работе с детьми младшего, среднего и старшего возраста.
Ожидаемые результаты в процессе  реализации Программы
- сформированная социальная активность и гражданская ответственность;
- самостоятельность в построении системы ценностей, как ориентиров собственного поведения;
- сформированное осознанное отношение к народному достоянию, боевым и трудовым традициям;
- развитое зрелое чувство гражданского самосознания;
- способность принимать правильные решения и нести за них ответственность;
- умение сознательно подчиняться нормам, принятым в обществе.
                                         
Актуальность
       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
   У детей, которые попадают в центры помощи, зачастую не сформированы основы культуры гражданского поведения, социальной активности, нравственной развитости.
   Я считаем, что организованная работа в центрах  по данному направлению в значительной степени, благодаря своему воспитательному потенциалу, определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за ее социализацию. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
 
                                             Пояснительная записка
        В Федеральном государственном стандарте общего образования среди прочих направлений определена приоритетность на «воспитание и формирование у школьников гражданской ответственности и патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной социализации в обществе…».
  Составленная нами  Программа «Все о России!» является одним из разделов общей программы по социализации  в нашем учреждении.
  Она определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в нашем учреждении  и направлена на формирование  патриотизма и  гражданственности у детей.
   Программа рассчитана на 3 года, по 40 часов на один  учебный год (по 1 часу в неделю в течение учебного года) и может быть использована на воспитательных занятиях и во внеурочное время в работе с детьми  младшего, среднего и старшего возраста.
В процессе реализации  календарно тематического плана, возможно, вносить в содержание  изменения и  дополнения.
   В реализации программы принимают участие педагоги детского дома и (по согласованию) другие субъекты воспитательного процесса (ПДН, попечительский совет, учреждения культуры, почетные граждане города, участники локальных воин ,ветераны войны и труда  и т.д.)
 
   Цель:
 
   Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
 
   Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя воспитательные занятия и досуг воспитанников, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
 
1.Создание условий для утверждения в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений через практическую направленность.
 
2.Воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного дома, края в процессе развития творческих способностей.
 
3.Формирование опыта и основ культуры гражданского поведения, социальной активности через участие в  культурно-массовых мероприятиях.
 
 Методы работы по программе
-вовлечения в деятельность;
-стимулирования;
-увлечения;
-доверия;
-сотрудничества;
-переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включения их в критический анализ своих поступков);
-переключения (использование на одном занятии различных форм)
 
 Формы работы
-групповая работа;
-беседы (размышления, диалоги);
-встречи с интересными людьми;
-ролевые игры;
-викторины;
-ситуативные практикумы;
-игра-путешествие;
-экскурсии;
-тренинги;
-игра-практикум;
-урок мужества;
-просмотр фильмов;
-сочинения;
-анкетирование;
-акции;
-конкурсы (чтецов, рисунков, патриотической песни и т.д.)
 Принципы  работы
Включение в воспитательный  коррекционный процесс всех сфер личности подростка:
-интеллектуальная  (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения);
-действенно-практическая  (вовлечение в общественно полезную деятельность);
-эмоциональная  (общение с окружающими);
-единство и взаимодействие психологических и педагогических методов);
-личная направленность – учет интересов детей, своеобразие  характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;
-учет возрастных и индивидуальных личностных особенностей воспитанников
 
Ожидаемые результаты
 
   В результате целенаправленного гражданско-патриотического воспитания должны быть сформированы гражданские и патриотические позиции воспитанников:
 
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
1.Сформированность начальных нравственных понятий.
Осознание воспитанником значения социальных знаний.
1.Начало утверждения подростка как социально выраженной личности.
1.Сформированная социальная активность и гражданская ответственность.  Самостоятельность в  построении  системы ценностей, как ориентиров собственного поведения.
2.Осознаное принятие
гражданских  норм поведения. Сформированность начального уровня  гражданско-правовой культуры.
2.Овладение  формами человеческого общения и качествами, помогающими  в общении с окружающими  людьми.
 
2.Устойчивые знания правовых основ организации общества. Сформированное осознанное  отношение  к народному достоянию, боевым и трудовым традициям.
3.Осознанные и устойчивые знания  о государстве, государственной символике, символике города Заринска.
3.  Сформированность  чувства  гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.
3. Развитое  зрелое  чувство  самосознания, способность принимать решения и нести за них гражданскую ответственность.  
 
 
                        Календарно-тематическое планирование
 
Название раздела
Возрастная группа
Название темы мероприятия
Количество часов
Всего
 
 
 
теория
практика
 
1 год 2020
«Моя страна »
Старшая группа
(5)
«Письмо солдату». Акция.
0,5
0,5
1
«О войне в стихах и прозе» - литературная  гостиная
0,5
0,5
1
«Я только слышал о войне» проектирование презентации о блокадном Ленинграде
0,5
0,5
1
«Была война» - выставка рисунков
0,5
0,5
1
«Стоит над горою Алёша». Алексей Скурлатов - наш земляк. Мини –проект.
0,5
0,5
1
Просмотр х./ф. о мужестве и героизме, обсуждение, эссе.
0,5
0,5
1
«На страже Родины» -электронный фотоальбом ( о выпускниках, кто служил и служит в Армии)
0,5
0,5
1
Традиции русского народа «Масленица» - кулинарный практикум.
0,5
0,5
1
 
8
 
Старшая группа
(4)
«День единства народов России» познавательное занятие
0,5
0,5
1
«Все о России» - интеллектуальная игра
-
1
1
Встреча с интересными людьми.
-
1
1
«В жизни всегда есть место подвигу»-презентация .
0,5
0,5
1
«Ребусная площадка» - интеллектуальная игра
-
1
1
Сочинение «Что я знаю о войне…»
1
1
1
«Города герои» - познавательное занятие
0,5
0,5
1
Творческая мастерская «Новый год у ворот»
-
1
1
 
8
 
Средняя группа
Интеллектуальная игра  «Знатоки»
0,5
0,5
1
Экскурсия «В гармонии с природой»
-
1
1
Кем можно гордиться? Знаменитые люди – выходцы из  Алтайского края (проектирование презентации)
0,5
0,5
1
Творческая мастерская « Для вас, учителя!»
-
1
1
Экскурсия в отдел УФМС по городу Заринску.
0,5
0,5
1
Викторина «Знай и люби свой край»
0,5
0,5
1
Десант чистоты и порядка – «Мой дом, чистота и порядок в нем».
-
1
1
 
 
 
8
 
Младшая группа
(1)
«При солнышке тепло, при матери добро» - изготовление праздничных открыток
0,5
0,5
1
«Не перевелись на Руси богатыри» - спортивная игра
-
1
1
«Дом в котором я живу» -интегрированное занятие
0,5
0,5
1
Познавательное занятие «Красная книга. Растения и животные Алтайского края»
0,5
0,5
1
Творчество народов России. Украсим русскую матрешку.
0,5
0,5
1
«Космический мир» - интегрированное занятие.
0,5
0,5
1
Творческая мастерская «Символы памяти погибшим героям»
0,5
1,5
2
 
8
Младшая группа
(2)
«Вклад наших земляков в великую победу» - экскурсия в Мемориал Славы
0,5
0,5
1
«Дом, в котором я живу» - интегрированное занятие
0,5
0,5
1
«Красная книга». Растительный и животный мир Алтайской земли.
0,5
0,5
1
«Игры из бабушкиного сундука» - час русской игры
-
1
1
«Наш разноцветный мир» - практикум по благоустройству и озеленению территории
-
1
1
«Береза – белая подруга». Экскурсия в березовую рощу.
0,5
0,5
1
«Растения нашего края»- практикум по составлению  гербария.
0,5
0,5
1
«Калейдоскоп подвижных игр»- учимся взаимодействовать и дружить.
-
1
1
 
8
Название раздела
Возрастная группа
Название темы мероприятия
Количество часов
Всего
 
 
 
теория
практика
 
2 год 2021
«Человек и государство»
Старшая группа
(5)
«Гражданин – человек свободный и ответственный» - ситуативный практикум
-
1
1
«Личность и личный выбор» - моделирование ситуаций
0,5
0,5
1
«В тебе взрослеет гражданин» - практикум
-
1
1
«Долг и совесть» - о службе в армии
0,5
0,5
1
«Человек в мире денег» - ситуативный практикум
0,5
0,5
1
«Быть гражданином – значит…» - сочинение-рассуждение
0,5
0,5
1
Игра «По каким правилам мы живем»
-
1
1
Итоговое занятие «Я и государство»
0,5
0,5
1
 
 
 
 
8
 
Старшая группа
(4)
«Народ-победитель: вместе в истории, вместе в будущем» (ко Дню Народного Единства)
0,5
0,5
1
«Гражданство и документы, удостоверяющие личность» - практикум
-
1
1
Интеллектуальная игра «Главный закон нашей страны»
0,5
0,5
1
«Образование в современном мире» - дискуссия
0,5
0,5
1
«Дороги, которые мы выбираем» - практикум по профориентации
-
1
1
«Гражданин и просто человек» - дискуссия
0,5
0,5
1
Ролевая игра «Я живу среди людей»
0,5
0,5
1
«Наше государство – Российская Федерация» - итоговое занятие
0,5
0,5
1
 
8
 
 
Средняя группа
Викторина «Знаешь ли ты страны мира?»
-
1
1
Практикум «Что значит жить по правилам?»
-
1
1
«Труд – основа успешной жизни» - комбинированное занятие
0,5
0,5
1
«С чего начинается Родина?» - анкета - незаконченное предложение
0,5
0,5
1
Интерактивная игра «Экономика в загадках»
-
1
1
Литературная гостиная «Моя Родина – Россия»
0,5
0,5
1
«Молодежь – будущее России» - сочинение-рассуждение
0,5
0,5
1
Викторина «Страну мы помним, страну мы чтим»
-
1
1
 
 
 
8
 
 
 
Младшая группа (2)
Интеллектуальная игра «Государственные символы России»
-
1
1
«Маленькие герои большой войны» - просмотр и обсуждение х/ф о войне
0,5
0,5
1
 
«Россия – многонациональное государство»
0,5
0,5
1
Игра-путешествие «В стране законов и порядка»
0,5
0,5
1
«Колесо истории: первые деньги» - игра
0,5
0,5
1
«Человек славен добрыми делами» - дискуссия    
0,5
0,5
1
«Доброта в стихах и сказках» - обзор литературных произведений
-
1
1
Игра-путешествие «Мы говорим о нашей Родине»
-
1
1
 
 
 
8
 
 
 
Младшая группа (1)
«Наши имена»
 
0,5
0,5
1
«Подвиг русского солдата» –экскурсия к памятнику в Мемориал Славы.
0,5
0,5
1
«Ты и твои друзья»
0,5
0,5
1
«Дело в шляпе или еще раз о дружбе»
0,5
0,5
1
«Правила вежливости»
0,5
0,5
1
«Наш разноцветный мир»- практикум на клумбах
-
1
1
«Я рисую свою Родину»- рисование на асфальте
-
1
1
«В гостях у лета» - экскурсия на природу.
-
1
1
 
 
 
 
8
 
 
Название раздела
Возрастная группа
Название темы мероприятия
Количество часов
Всего
 
 
 
теория
практика
 
3 год 2022
«Человек и общество»
Старшая группа (5)
Игра-викторина «Я – гражданин России»
-
1
1
«Человек в обществе: главные ценности» - комбинированное занятие
0,5
0,5
1
«Мы – многонациональный народ» - комбинированное занятие
0,5
0,5
1
Круглый стол «Называться человеком легко – быть трудно»
0,5
0,5
1
«Есть такая профессия – Родину защищать» - сочинение
-
1
1
«В жизни всегда есть место подвигу» - просмотр и обсуждение видео
0,5
0,5
1
«Дороги, которые мы выбираем» - занятие по профориентации
0,5
0,5
1
Ситуативный практикум «Я и общество»
-
1
1
 
 
 
 
8
 
 
Старшая группа (4)
«В единстве сила народа» - рисуночный тест
0,5
0,5
1
«Язык мой – друг мой» - анкета-незаконченное предложение
-
1
1
«Готовлюсь к выбору будущей профессии» - комбинированное занятие
0,5
0,5
1
Ситуативный практикум «Твои поступки и ответственность за них»
-
1
1
«Толерантность – путь к общению» - моделирование ситуаций
0,5
0,5
1
Интерактивная игра «Закон, по которому мы живем»
-
1
1
«Каждый имеет право» - дискуссия
0,5
0,5
1
Итоговое занятие « Ценности подростков и их соответствие нормам»
0,5
0,5
1
 
 
 
8
 
 
 
Средняя группа
«Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна» - ситуативный практикум
-
1
1
«Труд в почете любой! Мир профессий большой» - деловая игра
0,5
0,5
1
Игра-викторина «Гражданином быть обязан»
-
1
1
Брейн-ринг «Конституция – основной закон страны»
-
1
1
Игра «Можно» или «Нельзя» в жизни»
0,5
0,5
1
Литературная мозаика «Я и мир»
0,5
0,5
1
«Мудрые мысли о Родине» - иллюстрирование пословиц и поговорок
0,5
0,5
1
«Мои интересы – Золотое правило» - анкетирование
-
1
1
 
 
 
8
 
 
Младшая группа (2)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Младшая группа (1)
Поэтический час «Только доблесть живет вечно»
0,5
0,5
1
«Умение и труд – рядом идут» комбинированное занятие
0,5
0,5
1
Игра «Будем дружить»
0,5
0,5
1
Практикум «Украсим землю цветами» (высаживание рассады цветов)
-
1
1
«Друзья познаются в беде» - практикум
-
1
1
Выставка рисунков «Мир глазами детей»
-
1
1
Игра-практикум «Игры народов России»
-
1
1
Игра «Имею право, но обязан»
-
1
1
 
 
 
8
 
Просмотр и обсуждение м/ф «Дом, который построили все»
0,5
0,5
1
Чтение и обсуждение сказки «Дорога добра».
0,5
0,5
1
«Друзья познаются в беде»
0,5
0,5
1
«Сказка ложь, да в ней намек»
0,5
0,5
1
«Книга – лучший друг»
-
1
1
«Наш разноцветный мир» -рисунки на асфальте
-
1
1
Игра «Я - хороший»
-
1
1
Экскурсия в природу «Будь природе другом»
-
1
1
 
8
 
Мониторинг уровня сформированности  гражданско- патриотической компетенции
 
Показатели
Критерии
 Индикаторы
 
1б        2б        3б         4б
Гражданская позиция
имеет осознанные и устойчивые знания о государстве, (правильно называет президента страны, органы управления, называет известных людей местного органа самоуправления)
 
 
 
 
гордится своими земляками, знает и называет знаменитых людей, выходцев из Алтайского края
 
 
 
 
знает символику своего государства, своего края и города
 
 
 
 
знает столицу нашей Родины, столицу края, называет место, где родился
 
 
 
 
умеет самостоятельно  принимать решения и нести  за них гражданскую ответственность
 
 
 
 
умеет общаться в коллективе, терпимо относится к чужим недостаткам
 
 
 
 
умеет достигать компромиссов в социальных конфликтах (прислушиваться к мнению других, сотрудничать, адекватно оценивать свои и чужие поступки )
 
 
 
 
умеет в повседневной жизни самостоятельно подчиняться нормам морали, принятым в обществе ( не обзывается, не использует в обращении кличек, не обсуждает недостатки других людей, не дразнится и т.д.)
 
 
 
 
бескорыстно совершает добрые и гуманные поступки, понимает окружающих
 
 
 
 
умеет соотносить свои интересы с интересами окружающих, (умеет жертвовать своими желаниями ради других людей)
 
 
 
 
умеет бережно относиться к различным ценностям культуры и истории, проявляет любовь к Родине.
 
 
 
 
осознает обязанность службы в Армии, готов к служению Отечеству.
 
 
 
 
 
осознает обязанность получать профессиональное образование и добросовестно трудиться
 
 
 
 
Социально-активная позиция
знает традиции, нравы, обычаи страны, края, города, дома, семьи и соблюдает их.
 
 
 
 
участвует в мероприятиях патриотической направленности - в викторинах, конкурсах, пишет сочинения, читает стихотворения, рисует, поет.
 
 
 
 
активно участвует в благоустройстве и озеленении своего дома, города (акция –посади дерево, клумбу и т.д.)
 
 
 
 
участвует в акциях  милосердия              (поддержим ребенка, ветеран живет рядом и т.д.)
 
 
 
 
принимает активное участие в общественной жизни учреждения (ОПТ, конкурсы, соревнования, акции)
 
 
 
 
активно участвует в работе органов самоуправления
 
 
 
 
принимает участие в школьных и тематических Олимпиадах, конкурсах, соревнованиях различного вида и уровня
 
 
 
 
активно занимается в системе дополнительного образования (посещает кружки, секции, читает книги, участвует в спектаклях и постановках)
 
 
 
 
имеет жизненный план, знает способы его реализации.
 
 
 
 
 
1 – качество не проявляется                                      80%-100% - высокий уровень
2 - качество проявляется редко                                60% - 79% - средний уровень                           
3- проявляется под контролем воспитателей        40% - 59% - ниже среднего уровень
4- проявляется во всех случаях самостоятельно   0% - 39% - низкий уровень
 
Список литературы
 
  1. Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. 2004 год.
  2. Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год.
  3. Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год.
  4. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
  5. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
  6. Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
  7. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
  8. Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
  9. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
  10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
  11. Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
  12. Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29