Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Изучай и...
12.11.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая зимующим птицам (из цикла «Приключения...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый зимующим птицам «Синицы, снегири и...
11.11.2024 г.
Всероссийский конкурс экологических рисунков, посвящённый птицам «Бывают птицы разные, но все они...
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «И снова читаем любимые строки…»
10.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый жизни и творчеству С.Я. Маршака «Листаем страницы Маршака...
10.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «И снова новоселье справляет Снеговик!»

Программа по дополнительному образованию Для детей старшего дошкольного возраста «Юный архитектор»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №3»

 

Программа по дополнительному образованию

Для детей старшего дошкольного возраста

«Юный архитектор»

 

 

Руководитель: Черний Нина Алексеевна

Воспитатель квалификационной категории

 

Березники, 2016г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематический план кружка «Школа юного архитектора» направлен на углубленное ознакомление детей с одним из видов изобразительного искусства – архитектурой.

Цель работы кружка:

  • развитие познавательных, творческих способностей дошкольников;
  • развитие умения проектировать, моделировать;
  • развитие речи, фантазии и самовыражения детей, логического мышления;
  • усвоение ребёнком знаний и представлений об окружающем мире;
  • формирование эстетической направленности образа жизни.

Задачи:

  • познакомить детей с разными видами плоскостных и объёмных фигур;
  • обучить детей составлению плана строительства будущих зданий, конструированию из строительного материала по схеме;
  • побуждать желание выполнять работу аккуратно и творчески.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Цели и задачи кружка базируются на научно-методических рекомендациях Л.Венгер, Н.Ф.Тарловской, Н.Ф.Куцаковой, Ж. Пиаже, учитывают возрастные психологические возможности детей старшего дошкольного возраста и придусматривают личностно-ориентированный подход. При реализации задач кружка учитывается развивающий и обучающий характер, определяющий ведущие методические принципы: креативность, непрерывность, гуманность.

Организация итогового контроля проходит через педагогическую диагностику, оформление выставок детских работ, проектирование, оформление дипломов. В анализе работ детей не используются отрицательные оценки. В каждой поделке педагог

находит положительные элементы и нацеливает дальнейший труд ребёнка на доработку, дополнение в доброжелательном тоне. Стимулируя, тем самым, его творческий рост.

Занятия носят познавательный, обучающий и практический характер с элементами игры.

Занятия спланированы на один учебный год, в количестве 34 часа (теоретических –9, практических – 25), проводятся 1 раз в неделю. Возраст детей 6 -7 лет.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Приобретённые знания, умения и навыки  на занятиях кружка «Школа юного архитектора» помогут детям в планировании жизнедеятельности, концентрации внимания, активизации аналитико-синтетической деятельности мышления. Дети смогут заняться проектной деятельностью, будут лучше понимать чертежи и схемы, составлять их. Смогут увидеть предметы в трёх измерениях. Дети увидят пользу творческой деятельности человека, будут уважать труд.

 

ДЕТИ, ПОСЕЩАЮЩИЕ КРУЖОК, ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  1. правила использования шаблонов;
  2. виды плоскостных и объёмных геометрических тел;
  3. виды строительного материала (дерево, бумага, бросовый материал, природный материал);
  4. роль архитектуры в жизни человека;
  5. технику безопасности работы с материалами и оборудованием.

 

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. безошибочно различать вид изобразительного искусства – архитектура;
  2. пользоваться строительным материалом, шаблонами, трафаретами;
  3. чертить схемы построек и пользоваться ими на практике;
  4. готовить своё рабочее место и убирать его после занятия.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • познавательная статья для родителей на тему «Архитектура – это логика и творчество»;
  • конкурс объёмных построек «Знайка в солнечном городе»;
  • «Оформлрение заказов» (изготовление шаблонов и трафаретов разных архитектурных сооружений для детей)

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов (занятий)

1Сентябрь

1.1

1.2

1.3

1.4

Наша архитектурная школа:

«Сказка папы Карло»

«Волшебные кирпичики»

«Универсальные шаблоны»

«Мой город»

 

теоретическое

теоретическое

практическое

теоретическое

 

1

1

1

1

  1. Октябрь

2.1

2.2

2.3

2.4-

Класс плоскостного рисунка объёмных геометрических тел:

«Куб со всех сторон»

«Ужас какой длинный параллелепипед»

«Цилиндр – друг трубочиста»

Конус – вершина башни»

 

теоретическое

практическое

теоретическое

теоретическое

 

1

1

1

1

  1. Ноябрь

3.1

3.2

3.3

3.4

 

«Полукуб и другие»

«Угадай, где чей шаблон»

«Угадайка «Найди меня»

«Квадратные родственники или одинаковая сторона»

 

теоретическое

практическое

практическое

практическое

 

1

1

1

1

  1. Декабрь

4.1

 

4.2

4.3

4.4

 

«Разная, одинаковая фигура, или как узнать правду»

Класс построения чертежей:

« 1+1 = домик»

«Дом со всех сторон»

«Дом для друга»

 

практическое

 

практическое

практическое

практическое

 

1

 

1

1

1

  1. Январь

5.1

5.2

5.3

Класс архитектуры:

«Игры в 3 кубика»

«Мой дом – моя крепость»

«Самая первая крепость»

 

практическое

теоретическое

теоретическое

 

1

1

1

  1. Февраль

6.1

6.2

6.3

6.4

 

«Башня для принцессы и башня для кощея»

«Замок старого короля»

«Триумфальная арка»

«38 попугаев, или чем измерить параллелепипед»

 

практическое

практическое

практическое

практическое

 

1

1

1

1

  1. Март

7.1

7.2

7.3

7.4

 

«Дворец для Принцессы – на Горошине»

«Замок Феи и избушка Бабы-Яги»

«Дворец Снежной королевы»

«Отгадай и построй»

 

практическое

практическое

практическое

практическое

 

1

1

1

1

  1. Апрель

8.1

8.2

8.3

8.4

 

«Мы едем, едем, едем»

«Быстрокрылых ведут капитаны»

«Наш дипломный проект»

Продолжение «Наш дипломный проект»

 

практическое

практическое

практическое

практическое

 

1

1

1

1

  1. Май

9.1

9.2

9.3

 

«Подарок детскому саду»

Продолжение «Подарок детскому саду»

«Игры на прощание»

 

практическое

практическое

практическое

 

1

1

1

 

 

25практических занятий

9теоретических занятий

Всего

34

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ

 

 

МЕСЯЦ

 

ТЕМЫИЗАДАЧИ

 

МАТЕРИАЛ И

 

ОБОРУДОВНИЕ

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

 

Раздел «Наша архитектурная школа»

  1. «Сказка папы Карло»

Задачи: уточнить и расширить знания у детей о виде искусства - архитектуре. Познакомить с разнообразными видами строительных материалов(дерево, металл, стекло и т.д). Дать новые понятия – план, чертёж, схема. С помощью сказки воспитывать в детях интерес к видам изобразительного искусства.

 

  1. «Волшебные кирпичики»

Задачи: познакомить детей с видами объёмных фигур(куб. призма, шар и т.д),научить различать их . Дать новое понятие «проектировать», развивать речь и зрительную память.

 

  1. «Универсальные шаблоны»

Задачи: уточнить и расширить представления у детей о плоскостных фигурах. Продолжать учить пользоваться шаблонами и трафаретами.

 

  1. «Мой город»    -   экскурсия

Задачи: рассмотреть архитектуру ближайших улиц д/сада, увидеть отличительные и сходные особенности зданий, понять, чем это обусловлено(расположением, использование, эстетика). Развивать внимание и наблюдательность

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации архитектурных сооружений, схематическое изображение дома.

 

 

Строительный набор из дерева или пластмассы, готовое объёмное сооружение из этого же набора.

 

 

 

13 шаблонов, карандаш, лист бумаги А4.

 

КН.В.Брофман «Архитектурная школа имени папы Карло», книга со сказкой «Буратино».

 

КН. В.Брофман стр.7

 

 

 

 

Стр.9

 

 

 

Поэзия Решетова

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

 

Раздел «Класс плоскостного рисунка объёмных геометрических тел»

 

  1. «Куб со всех сторон»

Задачи: закрепить понятие «куб», научить детей, пользуясь шаблоном куба, чертить его в трёхгранном измерении(спереди, сбоку, сверху). Развивать воображение и ориентировку на плоскости и в пространстве.

 

 

  1. «Ужас какой длинный параллелепипед»

Задачи: познакомить детей с понятием «параллелепипед», учить узнавать его, пользоваться шаблоном для изображения его на плоскости. Показать сходство с кубом.

 

 

 

 

  1. «Цилиндр – друг трубочиста»

Задачи: познакомить детей с разновидностью цилиндра – полуцилиндр. Развивать воображение и творчество через игру «Что построим из цилиндра».

 

 

  1. «Конус – вершина башни»

Задачи: расширить представление детей о конусе – усечённый конус. Учить детей видеть в объёмной фигуре плоскостные (круг, треугольник), находить соответствующий шаблон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель куба объёмная и плоскостная, шаблон куба.

 

 

 

 

Модель параллелепипеда объёмная и плоскостная, карандаши, бумага, ножницы, шаблон.

 

 

 

Модели цилиндра и полуцилиндра, шаблоны.

 

Модели фигур, шаблон.

 

 

 

 

 

Кн. В.Брофман

Стр 14

 

 

 

 

 

 

Стр. 17

 

 

 

 

 

Детская энциклопедия Архитектура»

 

 

КН. В Брофман «Архитект. ш. имени папы Карло» стр. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

 

  1. «Полукуб и другие»

Задачи: закрепить знания детей о параллелепипеде, его видах – куб, полукуб. Учить составлять целое из частей. Побуждать к поисковой деятельности.

 

 

  1. «Угадай, где чей шаблон»

Задачи: закрепить умение детей пользоваться шаблонами, уметь находить соответствующие фигуряя в окружающем. Заучить наизусть считалку, развивать связную речь.

 

 

  1. «Угадайка «Найди меня».

Задачи: продолжать закреплять знания детей о разнообразии фигур, соотносить плоскостные и объёмные, уметь переносить их на бумагу.

 

 

 

  1. «Квадратные родственники или одинаковая сторона»

Задачи: упражнять детей в составлении целого из чпстей. Развивать творчество и фантазию в придумывании способов соединения деталей. Продолжать учить видеть сходства в фигурах. Учить понимать выражение «фронтальная проекция»

 

 

Модели фигур.

 

 

 

 

 

13 шаблонов, строительный набор, мешочек для игры.

 

Шаблоны все. Строительный набор, карандаши, бумага.

 

 

Карты-схемы соединений фигур. Строитель.

 

Стр. 25

 

 

 

Стр. 27

 

 

 

 

Стр. 30

 

 

 

Стр. 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

 

  1. «Разная, одинаковая фигура, или как узнать правду».

Задачи: продолжать развивать у детей зрительную память и внимание. Продолжать учить находить в фигурах сходство и различие. Учить детей находить ответы на вопросы путём экспериментальной деятельности.

 

 

 

Раздел «Класс построения чертежей»

 

  1. «1+1= домик»

Задачи: упражнять детей в строительстве не сложных зданий для сказочных персонажей. Развивать творчество и фантазию. Ролевое прочтение сказки «Теремок».

 

 

 

 

 

 

  1. «Дом со всех сторон»

Задачи: учить детей составлять схемы зданий на бумаге с помощью шаблонов, продолжать учить видеть постройку со всех сторон.Развивать ориентацию в пространстве.

 

 

 

 

  1. «Дом для друга»

Задачи: строительство здания по представлению. Развивать фантазию. Чтения стихотворения «Дом, который построил Джек».

 

 

 

Шаблоны, строитель, карандаши, бумага, теневой театр фигур.

 

 

 

 

Иллюстрации к сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Сказка о рыбаке и рыбке», строитель.

 

 

 

Карты-схемы, шаблоны, карандаши, бумага.

 

 

 

 

 

Строительный материал деревянный и из бросового материала.

 

Стр. 37

 

 

 

 

 

 

 

Русские народные сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КН. В.Брофман, стр. 55 -62

 

 

 

 

Детская христоматия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

январь

 

Раздел «Класс архитектуры»

 

  1. «Игра в 3 кубика»

Задачи: упражнять детей в строительстве сооружений по готовым чертежам. Развивать внимание, усидчивость.

 

 

 

  1. «Мой дом – моя крепость»

Задачи: Познакомить детей с разнообразными архитектурными стилями, показать  многообразие соединения фигур. Дать детям представление о связи математики и искусства. Расширять кругозор.

 

 

 

  1. «Самая первая крепость»

Задачи: расширить представление детей о жизни человека, о его желании усовершенствовании своего жилища. Вызвать  желание что-то создавать своими руками, с уважением относиться не только с своей работе, но и к произведениям товарищей.

 

 

 

Чертежи-схемы построек

 

 

 

 

 

Альбом «Человеком созданное искусство»

 

 

 

 

Картинки с изображением жизни первобытных людей.

 

 

Кн. В Брофман, стр. 95

 

 

 

 

 

КН. Э.Барякин, О.Алексеева «Когда я стану взрослым. Архитектура»

 

 

 

Детская энциклопедия.

 

 

 

 

 

 

февраль

 

  1. «Башня для принцессы и башня для кощея»

Задачи: упражнять детей в использовании схем в придумывании башен для сказочных персонажей. Развивать творчество и фантазию. Учить выделять отличительные особенности строений. В соответствии с характерами героев.

 

 

 

  1. «Замок старого короля»

Задачи: совершенствовать навык строительства зданий по придуманному чертежу. Развивать связную речь, рассказывая о своей работе и этапах строительства.

 

 

 

  1. «Триумфальная арка»

Задачи: познакомить детей с понятием, с видами арок, из предназначении. Обогащать словарный запас детей. Упражняться в её строительстве.

 

 

 

  1. «38 попугаев, или чем измерить параллелепипед».

Задачи: уточнить и расширить знания детей об единицах измерения, о способах и их необходимости в деятельности человека. Обогащать словарь, расширять кругозор.

 

 

 

 

Шаблоны, разный строительный материал, карандаши, бумага.

 

 

 

 

Строитель, иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Карты-схемы зданий из параллелепипедов, линейки, карандаши, бумага.

 

 

 

 

КН. В.Брофман, стр107

 

 

 

 

Стр. 110

 

 

 

Стр.113.

 

 

Стр. 116

 

 

 

 

 

 

 

 

март

 

  1. «Дворец для Принцессы – на Горошине».

Задачи: продолжать учить детей строить здание, отображая отличительные особенности его жителя, используя разный строительный материал. Обращать внимание детей на осанку во время выполнения работы сидя «спина прямая».

 

  1. «Замок Феи и избушка бабы Яги»

Задачи: учить детей выполнять работу коллективно( 2 группы), создавая 2, совершенно разные постройки, согласовывая действия. Развивать речь диалогическую.

 

 

 

  1. «Дворец Снежной королевы»

Задачи: продолжать учить детей работать в коллективе (на 2 группы), создавая творчески разные постройки. Развивать фантазию.

 

 

 

 

  1. «Отгадай и построй»

Задачи: закреплять умение пользоваться шаблонами, применяя их в проектировании самолётов.

 

 

Картинки с изображением принцесс из разных сказок, шаблоны, строитель.

 

Иллюстрации сказочных персонажей, строитель, карандаши, бумага, шаблоны.

 

Иллюстрация персонажа, шаблоны, карандаш, бумага.

Картинки с изображением самолётов, шаблоны, строитель, бумага, карандаш.

 

Стр. 121

 

 

 

Стр. 123

Сказки «Золушка» и «Гуси – лебеди»

Сказка «Снежная королева»

 

 

КН В.Брофман «Архитект. школа имени папы Карло», стр127

Стр. 129

 

 

 

 

 

 

апрель

 

  1. «»Мы едем, едем, едем».

Задачи: упражнять детей в использовании шаблонов, проектировании автомобилей. Воспитывать коллективизм, работая в паре

 

  1. «Быстрокрылых ведут капитаны» (контрольное задание)

Задачи: закрепить умение детей составлять проект(корабль), используя основные шаблоны.

 

  1. «Наш дипломный проект» занятие первое

Задачи: продолжать учить детей проектировать диплом для награждений учеников школы, продолжать развивать творческое воображение.

 

  1. Продолжение «Наш дипломный проект»

 

 

 

 

Иллюстрации техники, шаблоны, карандаши, бумага.

 

Образцы дипломов разного характера, бумага, карандаш, акварель, фломастеры.

 

Стр. 130

 

 

Стр. 132

 

 

 

 

май

 

  1. «Подарок детскому саду»

Задачи: уточнить и закрепить знания о плоскостных и объёмных геометрических фигурах. Умело применять их при изготовлении макета д/с №85 из бумаги и природного материала. Вызвать у детей желание показать своё умение и знания окружающим. Воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетические чувства.

  1. «Подарок д/с». Продолжение
  2. Игры на прощание

Задачи: пробуждать у детей чувства прекрасного, положительный отклик от занятий проектированием в течении всего года. Учить видеть в шутках важные вопросы сохранения труда человека и уважения к желанию его сделать вокруг красиво, практично и удобно.

Бумага, шаблоны, карандаш, клейстер, природный материал, фотографии д/с с 3 сторон.

Стр136

Физкультминутки «Разверни круг», «Щука», «Улитка», «Тик – так», Игровые упражнения.

КН. К.К.Утробина «Занимательная физкультура в д/с», М., 2008, стр. 20 - 30

Пальчиковая гимнастика «Мой мизинчик, где ты был?», «Алые цветы», «Прятки».

О.М.Литвинова «система физ. воспитания в ДОУ», В., 2007. С. 135-140