Программа по дополнительному образованию Для детей старшего дошкольного возраста «Юный архитектор»
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №3»
Программа по дополнительному образованию
Для детей старшего дошкольного возраста
«Юный архитектор»
Руководитель: Черний Нина Алексеевна
Воспитатель квалификационной категории
Березники, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематический план кружка «Школа юного архитектора» направлен на углубленное ознакомление детей с одним из видов изобразительного искусства – архитектурой.
Цель работы кружка:
- развитие познавательных, творческих способностей дошкольников;
- развитие умения проектировать, моделировать;
- развитие речи, фантазии и самовыражения детей, логического мышления;
- усвоение ребёнком знаний и представлений об окружающем мире;
- формирование эстетической направленности образа жизни.
Задачи:
- познакомить детей с разными видами плоскостных и объёмных фигур;
- обучить детей составлению плана строительства будущих зданий, конструированию из строительного материала по схеме;
- побуждать желание выполнять работу аккуратно и творчески.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Цели и задачи кружка базируются на научно-методических рекомендациях Л.Венгер, Н.Ф.Тарловской, Н.Ф.Куцаковой, Ж. Пиаже, учитывают возрастные психологические возможности детей старшего дошкольного возраста и придусматривают личностно-ориентированный подход. При реализации задач кружка учитывается развивающий и обучающий характер, определяющий ведущие методические принципы: креативность, непрерывность, гуманность.
Организация итогового контроля проходит через педагогическую диагностику, оформление выставок детских работ, проектирование, оформление дипломов. В анализе работ детей не используются отрицательные оценки. В каждой поделке педагог
находит положительные элементы и нацеливает дальнейший труд ребёнка на доработку, дополнение в доброжелательном тоне. Стимулируя, тем самым, его творческий рост.
Занятия носят познавательный, обучающий и практический характер с элементами игры.
Занятия спланированы на один учебный год, в количестве 34 часа (теоретических –9, практических – 25), проводятся 1 раз в неделю. Возраст детей 6 -7 лет.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приобретённые знания, умения и навыки на занятиях кружка «Школа юного архитектора» помогут детям в планировании жизнедеятельности, концентрации внимания, активизации аналитико-синтетической деятельности мышления. Дети смогут заняться проектной деятельностью, будут лучше понимать чертежи и схемы, составлять их. Смогут увидеть предметы в трёх измерениях. Дети увидят пользу творческой деятельности человека, будут уважать труд.
ДЕТИ, ПОСЕЩАЮЩИЕ КРУЖОК, ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- правила использования шаблонов;
- виды плоскостных и объёмных геометрических тел;
- виды строительного материала (дерево, бумага, бросовый материал, природный материал);
- роль архитектуры в жизни человека;
- технику безопасности работы с материалами и оборудованием.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- безошибочно различать вид изобразительного искусства – архитектура;
- пользоваться строительным материалом, шаблонами, трафаретами;
- чертить схемы построек и пользоваться ими на практике;
- готовить своё рабочее место и убирать его после занятия.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- познавательная статья для родителей на тему «Архитектура – это логика и творчество»;
- конкурс объёмных построек «Знайка в солнечном городе»;
- «Оформлрение заказов» (изготовление шаблонов и трафаретов разных архитектурных сооружений для детей)
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ
|
Наименование разделов, тем |
|
Количество часов (занятий) |
1Сентябрь 1.1 1.2 1.3 1.4 |
Наша архитектурная школа: «Сказка папы Карло» «Волшебные кирпичики» «Универсальные шаблоны» «Мой город» |
теоретическое теоретическое практическое теоретическое |
1 1 1 1 |
2.1 2.2 2.3 2.4- |
Класс плоскостного рисунка объёмных геометрических тел: «Куб со всех сторон» «Ужас какой длинный параллелепипед» «Цилиндр – друг трубочиста» Конус – вершина башни» |
теоретическое практическое теоретическое теоретическое |
1 1 1 1 |
3.1 3.2 3.3 3.4 |
«Полукуб и другие» «Угадай, где чей шаблон» «Угадайка «Найди меня» «Квадратные родственники или одинаковая сторона» |
теоретическое практическое практическое практическое |
1 1 1 1 |
4.1
4.2 4.3 4.4 |
«Разная, одинаковая фигура, или как узнать правду» Класс построения чертежей: « 1+1 = домик» «Дом со всех сторон» «Дом для друга» |
практическое
практическое практическое практическое |
1
1 1 1 |
5.1 5.2 5.3 |
Класс архитектуры: «Игры в 3 кубика» «Мой дом – моя крепость» «Самая первая крепость» |
практическое теоретическое теоретическое |
1 1 1 |
6.1 6.2 6.3 6.4 |
«Башня для принцессы и башня для кощея» «Замок старого короля» «Триумфальная арка» «38 попугаев, или чем измерить параллелепипед» |
практическое практическое практическое практическое |
1 1 1 1 |
7.1 7.2 7.3 7.4 |
«Дворец для Принцессы – на Горошине» «Замок Феи и избушка Бабы-Яги» «Дворец Снежной королевы» «Отгадай и построй» |
практическое практическое практическое практическое |
1 1 1 1 |
8.1 8.2 8.3 8.4 |
«Мы едем, едем, едем» «Быстрокрылых ведут капитаны» «Наш дипломный проект» Продолжение «Наш дипломный проект» |
практическое практическое практическое практическое |
1 1 1 1 |
9.1 9.2 9.3 |
«Подарок детскому саду» Продолжение «Подарок детскому саду» «Игры на прощание» |
практическое практическое практическое |
1 1 1 |
|
|
25практических занятий 9теоретических занятий |
Всего 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ
МЕСЯЦ |
ТЕМЫИЗАДАЧИ |
МАТЕРИАЛ И
ОБОРУДОВНИЕ |
ЛИТЕРАТУРА |
сентябрь |
Раздел «Наша архитектурная школа»
Задачи: уточнить и расширить знания у детей о виде искусства - архитектуре. Познакомить с разнообразными видами строительных материалов(дерево, металл, стекло и т.д). Дать новые понятия – план, чертёж, схема. С помощью сказки воспитывать в детях интерес к видам изобразительного искусства.
Задачи: познакомить детей с видами объёмных фигур(куб. призма, шар и т.д),научить различать их . Дать новое понятие «проектировать», развивать речь и зрительную память.
Задачи: уточнить и расширить представления у детей о плоскостных фигурах. Продолжать учить пользоваться шаблонами и трафаретами.
Задачи: рассмотреть архитектуру ближайших улиц д/сада, увидеть отличительные и сходные особенности зданий, понять, чем это обусловлено(расположением, использование, эстетика). Развивать внимание и наблюдательность
|
Иллюстрации архитектурных сооружений, схематическое изображение дома.
Строительный набор из дерева или пластмассы, готовое объёмное сооружение из этого же набора.
13 шаблонов, карандаш, лист бумаги А4. |
КН.В.Брофман «Архитектурная школа имени папы Карло», книга со сказкой «Буратино».
КН. В.Брофман стр.7
Стр.9
Поэзия Решетова |
октябрь |
Раздел «Класс плоскостного рисунка объёмных геометрических тел»
Задачи: закрепить понятие «куб», научить детей, пользуясь шаблоном куба, чертить его в трёхгранном измерении(спереди, сбоку, сверху). Развивать воображение и ориентировку на плоскости и в пространстве.
Задачи: познакомить детей с понятием «параллелепипед», учить узнавать его, пользоваться шаблоном для изображения его на плоскости. Показать сходство с кубом.
Задачи: познакомить детей с разновидностью цилиндра – полуцилиндр. Развивать воображение и творчество через игру «Что построим из цилиндра».
Задачи: расширить представление детей о конусе – усечённый конус. Учить детей видеть в объёмной фигуре плоскостные (круг, треугольник), находить соответствующий шаблон.
|
Модель куба объёмная и плоскостная, шаблон куба.
Модель параллелепипеда объёмная и плоскостная, карандаши, бумага, ножницы, шаблон.
Модели цилиндра и полуцилиндра, шаблоны.
Модели фигур, шаблон. |
Кн. В.Брофман Стр 14
Стр. 17
Детская энциклопедия Архитектура»
КН. В Брофман «Архитект. ш. имени папы Карло» стр. 22 |
ноябрь |
Задачи: закрепить знания детей о параллелепипеде, его видах – куб, полукуб. Учить составлять целое из частей. Побуждать к поисковой деятельности.
Задачи: закрепить умение детей пользоваться шаблонами, уметь находить соответствующие фигуряя в окружающем. Заучить наизусть считалку, развивать связную речь.
Задачи: продолжать закреплять знания детей о разнообразии фигур, соотносить плоскостные и объёмные, уметь переносить их на бумагу.
Задачи: упражнять детей в составлении целого из чпстей. Развивать творчество и фантазию в придумывании способов соединения деталей. Продолжать учить видеть сходства в фигурах. Учить понимать выражение «фронтальная проекция»
|
Модели фигур.
13 шаблонов, строительный набор, мешочек для игры.
Шаблоны все. Строительный набор, карандаши, бумага.
Карты-схемы соединений фигур. Строитель. |
Стр. 25
Стр. 27
Стр. 30
Стр. 35 |
декабрь |
Задачи: продолжать развивать у детей зрительную память и внимание. Продолжать учить находить в фигурах сходство и различие. Учить детей находить ответы на вопросы путём экспериментальной деятельности.
Раздел «Класс построения чертежей»
Задачи: упражнять детей в строительстве не сложных зданий для сказочных персонажей. Развивать творчество и фантазию. Ролевое прочтение сказки «Теремок».
Задачи: учить детей составлять схемы зданий на бумаге с помощью шаблонов, продолжать учить видеть постройку со всех сторон.Развивать ориентацию в пространстве.
Задачи: строительство здания по представлению. Развивать фантазию. Чтения стихотворения «Дом, который построил Джек».
|
Шаблоны, строитель, карандаши, бумага, теневой театр фигур.
Иллюстрации к сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Сказка о рыбаке и рыбке», строитель.
Карты-схемы, шаблоны, карандаши, бумага.
Строительный материал деревянный и из бросового материала. |
Стр. 37
Русские народные сказки.
КН. В.Брофман, стр. 55 -62
Детская христоматия. |
январь |
Раздел «Класс архитектуры»
Задачи: упражнять детей в строительстве сооружений по готовым чертежам. Развивать внимание, усидчивость.
Задачи: Познакомить детей с разнообразными архитектурными стилями, показать многообразие соединения фигур. Дать детям представление о связи математики и искусства. Расширять кругозор.
Задачи: расширить представление детей о жизни человека, о его желании усовершенствовании своего жилища. Вызвать желание что-то создавать своими руками, с уважением относиться не только с своей работе, но и к произведениям товарищей.
|
Чертежи-схемы построек
Альбом «Человеком созданное искусство»
Картинки с изображением жизни первобытных людей. |
Кн. В Брофман, стр. 95
КН. Э.Барякин, О.Алексеева «Когда я стану взрослым. Архитектура»
Детская энциклопедия. |
февраль |
Задачи: упражнять детей в использовании схем в придумывании башен для сказочных персонажей. Развивать творчество и фантазию. Учить выделять отличительные особенности строений. В соответствии с характерами героев.
Задачи: совершенствовать навык строительства зданий по придуманному чертежу. Развивать связную речь, рассказывая о своей работе и этапах строительства.
Задачи: познакомить детей с понятием, с видами арок, из предназначении. Обогащать словарный запас детей. Упражняться в её строительстве.
Задачи: уточнить и расширить знания детей об единицах измерения, о способах и их необходимости в деятельности человека. Обогащать словарь, расширять кругозор.
|
Шаблоны, разный строительный материал, карандаши, бумага.
Строитель, иллюстрации.
Карты-схемы зданий из параллелепипедов, линейки, карандаши, бумага.
|
КН. В.Брофман, стр107
Стр. 110
Стр.113.
Стр. 116
|
март |
Задачи: продолжать учить детей строить здание, отображая отличительные особенности его жителя, используя разный строительный материал. Обращать внимание детей на осанку во время выполнения работы сидя «спина прямая».
Задачи: учить детей выполнять работу коллективно( 2 группы), создавая 2, совершенно разные постройки, согласовывая действия. Развивать речь диалогическую.
Задачи: продолжать учить детей работать в коллективе (на 2 группы), создавая творчески разные постройки. Развивать фантазию.
Задачи: закреплять умение пользоваться шаблонами, применяя их в проектировании самолётов.
|
Картинки с изображением принцесс из разных сказок, шаблоны, строитель.
Иллюстрации сказочных персонажей, строитель, карандаши, бумага, шаблоны.
Иллюстрация персонажа, шаблоны, карандаш, бумага. Картинки с изображением самолётов, шаблоны, строитель, бумага, карандаш. |
Стр. 121
Стр. 123 Сказки «Золушка» и «Гуси – лебеди» Сказка «Снежная королева»
КН В.Брофман «Архитект. школа имени папы Карло», стр127 Стр. 129
|
апрель |
Задачи: упражнять детей в использовании шаблонов, проектировании автомобилей. Воспитывать коллективизм, работая в паре
Задачи: закрепить умение детей составлять проект(корабль), используя основные шаблоны.
Задачи: продолжать учить детей проектировать диплом для награждений учеников школы, продолжать развивать творческое воображение.
|
Иллюстрации техники, шаблоны, карандаши, бумага.
Образцы дипломов разного характера, бумага, карандаш, акварель, фломастеры. |
Стр. 130
Стр. 132 |
май |
Задачи: уточнить и закрепить знания о плоскостных и объёмных геометрических фигурах. Умело применять их при изготовлении макета д/с №85 из бумаги и природного материала. Вызвать у детей желание показать своё умение и знания окружающим. Воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетические чувства.
Задачи: пробуждать у детей чувства прекрасного, положительный отклик от занятий проектированием в течении всего года. Учить видеть в шутках важные вопросы сохранения труда человека и уважения к желанию его сделать вокруг красиво, практично и удобно. |
Бумага, шаблоны, карандаш, клейстер, природный материал, фотографии д/с с 3 сторон. |
Стр136 |
Физкультминутки «Разверни круг», «Щука», «Улитка», «Тик – так», Игровые упражнения.
КН. К.К.Утробина «Занимательная физкультура в д/с», М., 2008, стр. 20 - 30
Пальчиковая гимнастика «Мой мизинчик, где ты был?», «Алые цветы», «Прятки».
О.М.Литвинова «система физ. воспитания в ДОУ», В., 2007. С. 135-140